Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логическая пауза





Выразительность речи зависит не только от ударных слов, выделяемых голосом. Свое влияние на эмоциональность чтения оказывают паузы. Они бывают логическими (смысловыми) и психологическими (диктуемыми чувством). Более актуальными для нас представляются логические паузы, поэтому рассмотрим их.

Логические паузы отделяют друг от друга группы слов, объединенных общим смыслом. Паузы эти могут быть разной длительности: от мгновенной, которая делается перед словом для его выделения, до продолжительной, отделяющей смысловые части фразы.

Наблюдения над живой речью позволили составить несколько правил, помогающих определить места логических пауз. Они делаются:

  1. После подлежащего, которое несет в себе логическое ударение. Честность / являлась основной чертой его натуры.
  2. После подлежащего, когда оно выражено двумя или несколькими словами. Сей Анджело надменный, / Сей злобный человек, / сей грешник / — был любим.
  3. Перед определением, которое следует за существительным и поясняет его: Наконец появилась женщина, / закутанная до невозможности.
  4. Перед существительным, определяющим другое существительное: Художник Серов / замечательный русский портретист…
  5. Но если существительное стоит впереди определяемого слова, пауза не нужна: Замечательный русский портретист художник Серов.
  6. Перед соединительными союзами: а, и, но, да, так как они относятся к последующим словам, с которыми и должны находиться в одной группе: Хлопотун он, / а хозяин плохой. Мы отужинали молча / и встали из-за стола скорее обыкновенного. Человек он добрый, / но с привычками довольно странными. Он вдруг возьмет, / да и озарит их ясным взором.
  7. При тире и пропуске слова: Книга — / друг человека. Уж я так не умру, / выкурю трубочку.
  8. Перед вводным предложением и после него (чтобы не разъединять нить мысли): Она бы и откупиться готова, / и барину говорила, / да он никакого решения не объявляет. Ну, помог бы ему, / коли сердце в тебе такое ретивое, / а не сидел бы с пьяным человеком в кабаке.
  9. Между пояснительными словами, а также между подлежащим, сказуемым и пояснительными словами. Перед грозой /в Петрόвки,/ жаркой ночью, / Среди лесного ропота и шума / Спешил я, / спотыкаясь о коряги / И путаясь меж елок, / за Веснянкой. (И. Бунин)
  10. В сложных рапространенных предложениях. «Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале, / он взглянул нечаянно в окно / и увидел у ворот остановившуюся тройку; / человек в кожаном картузе и в фризовой шинели / вышел из телеги, / пошел во флигель к приказчику». (А. Пушкин. «Дубровский»)
  11. Самой длинной паузой является пауза в периоде на переломе двух частей. «Дичи у него в поместье водится много, / дом построен по плану французского архитектора, / люди одеты по-английски, / обеды задает он отличные, / принимает гостей ласково, / а все-таки не охотно к нему едешь». ( И. Тургенев. «Записки охотника»)
Упражнение 40. Прочитайте отрывок из «Невского проспекта» Н.В. Гоголя, тренируясь в легкости и быстроте произнесения второстепенных слов и предложений. Следите за тем, чтобы не терялась четкость речи.
       

«Английские Джоны и французские Коки идут под руку с вверенными их родительскому попечению питомцами и с приличною солидностью изъясняют им, что вывески над магазинами делаются для того, чтобы можно было посредством их узнать, что находится в самих магазинах.

Гувернантки, бледные миссы и розовые мадемуазели, идут величаво позади своих легеньких, вертлявых девчонок, приказывая им поднять несколько левое плечо и держаться прямее; короче сказать, в это время Невский проспект — педагогический Невский проспект.

Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью неизобразимые; усы, которым посвящена лучшая половина жизни, предмет долгих бдений во время дня и ночи; усы, на которые излились восхитительнейшие духи и которых умастили все драгоценнейшие и редчайшие сорта помад; усы, которые заворачиваются на ночь тонкой веленевою бумагою; усы, к которым дышит самая трогательная привязанность их посессоров и которым завидуют проходящие.

Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда: тоненькие, узенькие, талии никак не толще бутылочной шейки, встретясь с которыми вы почтительно отойдете к сторонке, чтобы как-нибудь неосторожно не толкнуть невежливым локтем; сердцем вашим овладеет робость и страх, чтобы как-нибудь, от неосторожного даже дыхания вашего не переломилось прелестнейшее произведение природы и искусства.

А какие встретите вы дамские рукава на Невском проспекте! Ах, какая прелесть! Они несколько похожи на два воздухоплавательных шара, так что дама вдруг бы поднялась на воздух; если бы не поддерживал ее мужчина; потому что даму так же легко и приятно поднять на воздух, как подносимый ко рту бокал, наполненный шампанским.

Здесь вы встретите улыбку, единственную улыбку — верх искусства, иногда такую, что можно растаять от удовольствия, иногда такую, что увидите себя вдруг ниже травы и потупите голову, иногда такую, что почувствуете себя выше адмиралтейского шпица, и поднимете ее вверх.

Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртучке, очень богат? — Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка.

Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящейся церковью, судят об архитектуре ее? — Совсем нет: они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой.

Вы думаете, что этот энтузиаст, размахивающий руками, говорит о том, как жена его бросила из окна шариком в незнакомого ему вовсе офицера? — Совсем нет: он говорит о Лафаете.

Далее, ради Бога, далее от фонаря! И скорее, сколько можно скорее, проходите мимо! Это счастье еще, если отделаетесь тем, что он зальет щегольский сюртук ваш вонючим своим маслом».

 

Вопросы для самопроверки.

1. От чего зависит восприятие речи? Что значит владеть своим голосом?

2. Что такое хорошая дикция?

3. Как лучше говорить: быстро или медленно; громко или тихо; высоким голосом или низким?

4. Можно ли выражать голосом чувства?

5. Для чего нужны паузы в речи оратора?

6. Как определить темп своей речи?

7. Какие упражнения необходимо выполнять, развивая силу голоса?

8. Расскажите о приемах, помогающих передать смысловые акценты в потоке речи?


Глава III. Спор как форма диалога. Теория аргументации.

В споре рождается истина

Такой вид общения как спор сопровождает любого из нас в течение всей жизни и охватывает все сферы человеческой деятельности: и бытовую, и политическую, и научную, и религиозную. Наш успех в споре во многом зависит от того, насколько хорошо мы знаем его особенности и его правила.

 

Date: 2015-10-19; view: 529; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию