Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Риторические фигуры третьей группы





 

Риторические обращения, восклицания, вопросы – это фигуры, которые придают речи эмоциональность и экспрессивность. Риторический вопрос – вопрос, не преследующий цели получить ответ слушателей, направленный на утверждение какой-либо идеи или используемый в качестве средства усиления внимания аудитории. Например: «Можем ли мы говорить о звучании того или иного слова, о красоте его, о благозвучии в отрыве от смысла?» «Только чеховская героиня Змеюкина могла убиваться и кокетничать словом атмосфера, не зная толком, что оно значит. С.Я. Маршак Риторическое восклицание – особо эмоциональное утверждение или отрицание, констатация какого-либо факта или мысли, сопровождаемая восклицательной интонацией. Например: «Какая важная задача – составлять словари языка русских писателей от древнейшей поры! Д.С. Лихачев

 

Задание 14. Докажите, что в основе приведенных афоризмов лежат риторические фигуры, которые объединяются в третью группу. Определите типы этих фигур.

На свете счастья нет, но есть мужество и товарищество, есть любовь-передышка, есть верность, есть точное знание пусть маленького, но хорошо исполненного дела.

Ф.А. Искандер (современный российский писатель)

 

Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство.

Вальтер Эберхардт (современный немецкий писатель)

 

Задание 15. Прочитайте фрагмент речи академика Ж. Алферова в Государственной думе 11 октября 2001г. Назовите языковые средства, использование которых обеспечило эмоциональность и выразительность выступления ученого. Выделите риторические фигуры третьей группы.

Нужно совершенно четко понимать, что даже фундаментальная наука, абстрактные науки погибнут, если не развивается экономика, основанная на том, что называется наукоемкой технологией. Это первостепенная задача нашей державы. Россия сильна не нефтью и не газом. Не сырьевыми запасами. Россия сильна, прежде всего, своими талантами, талантами в науке и технике. И для того, что бы эти таланты были по-настоящему востребованы, нужно развивать именно эту реальную экономику, основанную на наукоемких технологиях. Думаю, это особенно актуально, когда Дума рассматривает бюджет на 2001 год. Подумайте снова, задумайтесь еще один раз: как может быть так, что великая научная держава мира имеет в крошечном бюджете, который в 10 раз меньше, чем был бюджет РСФСР в эквивалентном исчислении, 1,7% на науку. А в советские времена, между прочим, при значительно большем бюджете мы тратили на науку 3,8% — это было в 88-году.

Как могло получиться так, что на Минфин, налоговые службы и прочие финансовые органы, представляющие собой чисто чиновный люд, тратится в полтора раза больше в проекте бюджета, чем на всю науку России?

Как может случиться так, и депутаты, думаю, меня поддержат, что в проекте бюджета записано строительство специального дома для депутатов на сумму 1,1 млрд. руб., что в четыре с лишним раза превышает все капитальные вложения во всю науку России? Только этот дом дал бы возможность нам построить ряд новых лабораторий.

 

Задание 16. Прочитайте высказывание немецкого поэта, философа Иоганна Вольфганга Гете. Определите, какими риторическими средствами (тропами и фигурами) создаются яркость, гармоничность выражения мысли.

Что такое я сам? Что я сделал? Я собрал и использовал все, что я видел, слышал, наблюдал. Мои произведения вскормлены тысячами различных индивидов, невеждами и мудрецами, умными и глупцами; детство, зрелый возраст, старость – все принесли мне свои мысли, свои способности, свои надежды, свою манеру жить; я часто снимал жатву, посеянную другими, мой труд – труд коллективного существа и носит имя Гете.

Задание 17. Назовите тропы, фигуры, обеспечивающие изящность и яркость высказыванию французского философа XVI века Мишеля Монтеня. Проанализируйте механизм их создания. Постройте собственное высказывание о «благородном уме», используя риторические фигуры.

Удовлетворенность ума – признак его ограниченности или усталости. Ни один благородный ум не остановится по своей воле на достигнутом: он всегда станет притязать на большее, и выбиваться из сил, и рваться к недостижимому. Если он не влечется вперед, не торопится, не встает на дыбы, не страдает – значит он лишь наполовину жив. Пища его – изумление перед миром, погоня за неизвестным, дерзновение.

 

Задание 18. Проанализируйте фрагмент речи нобелевского лауреата Иосифа Бродского. Определите, какие типы риторических фигур использовал оратор и какую функцию они выполняют.

Тем не менее, мне приятно думать, леди и джентльмены, что мы дышали одним воздухом, ели одну и ту же рыбу, мокли под одним — временами радиоактивным — дождем, плавали в одном море, и нам прискучивала одна хвоя. В зависимости от ветра облакá, которые я видал в окне, уже видели вы, и наоборот. Мне приятно думать, что у нас было что-то общее до того, как мы сошлись в этом зале.

Ваша академия представляется помесью обоих; и если в будущем — где нас не будет — это процентное соотношение сохранится, в немалой степени это произойдет благодаря вашим усилиям. В случае, если такое вúдение будущего кажется вам мрачным, я надеюсь, что мысль о демографическом взрыве вас несколько приободрит. И четверть от этого процента означала бы армию читателей, даже сегодня.

 

Задание 19. Определите механизм создания И. Бродским иронии как важнейшего риторического средства.

Конечно, это чертовски окольный путь из Санкт-Петербурга в Стокгольм, но для человека моей профессии представление, что прямая линия — кратчайшее расстояние между двумя точками, давно утратило свою привлекательность. Поэтому мне приятно узнать, что в географии тоже есть своя высшая справедливость.

 

Украшая речь, не следует злоупотреблять риторическими фигурами. Классические риторики советуют: как бы фигуры ни были хороши и важны, — писатель в употреблении оных должен быть крайне осмотрителен и не думать, чтобы торжество речи единственно от них зависело. Напротив, — слишком частые и неуместные украшения дают языку форму принужденную, педантическую. Чувство и жар страсти – вот что одушевляет слово, которому кудрявые выражения служат только одеждой! Холодное или пустое сочинение ничего не выиграет ученою затейливостию, но мысль высокая или патетическая, выраженная и просто, может достигать своей цели. А.И. Галич.

Задание 20. Сопоставьте фрагменты Нобелевских лекций И. Бродского и А. Солженицына, объединенных общей темой — воспоминанием о «собратьях по перу». Сравните использованные ораторами средства выразительности и определите общее и индивидуальное в риторической манере каждого из них.

1. Эти тени смущают меня постоянно, смущают они меня и сегодня. Во всяком случае они не поощряют меня к красноречию. В лучшие свои минуты я кажусь себе как бы их суммой — но всегда меньшей, чем любая из них в отдельности. Ибо быть лучше них на бумаге невозможно; невозможно быть лучше них и в жизни, и это именно их жизни, сколь бы трагичны и горьки они не были, заставляют меня часто, видимо, чаще, чем следовало бы — сожалеть о движении времени. Если тот свет существует — а отказать им в возможности вечной жизни я не более в состоянии, чем забыть об их существовании в этой — если тот свет существует, то они, надеюсь, простят мне и качество того, что я собираюсь изложить: в конце концов не поведением на трибуне достоинство нашей профессии мерится.

И. Бродский

 

2. На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская лекция, кафедру, предоставляемую далеко не всякому писателю и только раз в жизни, я поднялся не по трем-четырем примощенным ступенькам, но по сотням или даже тысячам их — неуступным, обрывистым, обмерзлым, из тьмы и холода, где было мне суждено уцелеть, а другие — может быть с большим даром, сильнее меня — погибли. Из них лишь некоторых встречал я сам на Архипелаге ГУЛАГе, рассыпанном на дробное множество островов, да под жерновом слежки и недоверия не со всяким разговорился, об иных только слышал, о третьих только догадывался. Те, кто канул в ту пропасть уже с литературным именем, хотя бы известны, — но сколько не узнанных, ни разу публично не названных! И почти-почти никому не удалось вернуться. Целая национальная литература осталась там, погребенная не только без гроба, но даже без нижнего белья, голая, с биркой на пальце ноги. Ни на миг не прерывалась русская литература! — а со стороны казалось пустынею. Где мог бы расти дружный лес, осталось после всех лесоповалов два-три случайно обойденных дерева.

А. Солженицын

Задание 21. Прочитайте стихотворение В. Высоцкого «О фатальных цифрах и датах». Какая связь существует между текстом этого стихотворения с представленными выше фрагментами из лекций И. Бродского и А. Солженицына (задание 20)? Какие риторические средства составляют своеобразие поэтической манеры В. Высоцкого? Ответ постройте в форме развернутого высказывания (12-14 предложений).

Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт,

А если в точный срок, так в полной мере.

На цифре 27 один шагнул под пистолет,

Другой же слазил в петлю в «Англетере».

А в 33 Христу… Он был поэт, он говорил:

— Да не убий! Убьешь — везде найду, мол. —

Но гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,

И гвозди ему в лоб — чтоб ничего не думал.

С меня при цифре 37 в момент слетает хмель.

Вот и сейчас, как холодом пахнуло.

Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль,

И Маяковский лег виском на дуло.

Задержимся на цифре 37. Коварен Бог!

Ребром вопрос поставил: или — или.

На этом рубеже легли и Байрон и Рембо,

А нынешние как-то проскочили.

 

Дуэль не состоялась или перенесена,

А в 33 распяли, но не сильно.

А в 37 не кровь… да что там кровь, а седина

Испачкала виски не так обильно.

Слабо стреляться! В пятки, мол, давно ушла душа.

Терпенье, психопаты и кликуши!

Поэты ходят пятками по лезвию ножа

И режут в кровь свои босые души.

На слово «длинношеее» в конце пришлось три «е».

Укоротить поэта! Вывод ясен.

И нож в него, но счастлив он висеть на острие,

Зарезанным за то, что был опасен.

Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр.

Томитесь, как наложницы в гареме.

Срок жизни увеличился, и, может быть, концы

Поэтов отодвинулись на время.

 

Да, правда, шея длинная — приманка для петли,

А грудь — мишень для стрел, но не спешите.

Ушедшие не датами бессмертье обрели,

Так что вы их не слишком торопите.

 

Задание 22. Сформулируйте свое отношение к высказыванию современного поэта Е. Евтушенко: «Поэт в России больше, чем поэт». В развернутом ответе используйте риторические тропы и фигуры. В ответе опирайтесь на тексты, приведенные в заданиях 20 и 21.
Задание 23. Прочитайте и проанализируйте высказывание В.Г. Белинского. Разделяете ли Вы мнение В.Г. Белинского о значимости риторического наследия великих ораторов прошлого и настоящего? Составьте текст выступления, посвященный одному из выдающихся ораторов. Обратите внимание на выразительность Вашей речи.

«Если вы хотите людям, которые не готовятся быть ораторами, дать понятие о том, что такое красноречие, а людям, которые хотят быть ораторами, дать средство к изучению красноречия, то не пишите риторики, а переберите речи известных ораторов, снабдите их подробной биографией каждого оратора, необходимыми историческими примечаниями — и вы окажете этой книгой великую услугу и ораторам, и не ораторам».

Задание 24. Используя модели, на основе которых строятся афористические высказывания, продолжите следующие высказывания.

Достоинства человека определяются тем, …

Мудрый человек постоянно возвышается в разуме …

Мудрость состоит в том, чтобы знать …

Вежливость – это одно из тех качеств …

Благоразумен тот, кто …

Характер состоит в стремлении …

Тот, чья щедрость идет на пользу людям …

Счастье – это возможность …

Когда судишь других …

Наказание лжеца не в том, …

Задание 25. Прочитайте фрагмент речи М. Шолохова, произнесенной на XVIII съезде ВКП(б). Определите достоинства речи писателя и назовите известные вам тропы и фигуры, использованные М. Шолоховым.

Товарищи! С чувством робости вступил я на эту трибуну. С робостью потому, что стоит за моими плечами невеселая слава автора многотомных и, к моему сожалению, неоконченных романов. Вот я и подумал, как только председательствующий огласит мою фамилию, вы скажете: «Эге, да это тот самый Шолохов, который длинно пишет и не кончает. Пожалуй, он и говорить будет так же длинно, пока ему председательствующий не напомнит о регламенте». А сказав так, вы потихоньку начнете вставать и уходить. Так вот, пока вы не успели покинуть ваши места, спешу предупредить, что говорить буду коротко и обязательно кончу до звонка. А если и эта моя короткая речь покажется вам длинной, вы только немного пошевелитесь, и я стремительно пойду на закругление…

Я буду говорить о литературе и немного о бумаге — об этих двух, так сказать, смежных областях искусства и промышленности.

С завистью слушал я выступления предшествовавших ораторов: о чем бы они не говорили, будь то уголь, хлеб, нефть или свекла, они приводили цифры, проценты, и, таким образом, была видна проделанная работа. Ну, а литература — это такая материя, которая имеет лишь отдаленное отношение к цифрам и процентам. И получается так, что вот стоишь на трибуне с голыми руками — и опереться вроде не на что…

Я думаю, товарищи, что не стоит здесь говорить о нашей продукции — о книгах, вышедших за истекшее пятилетие. Не стоит потому, что хорошие книги вы все читали и помните их, а о плохих нет надобности вспоминать.

 

Задание 26. Прочитайте вступление (I) и заключение (II) речи Нобелевского лауреата Ивана Бунина. Определите, какие риторические тропы и фигуры обеспечивают оригинальность, яркость и выразительность выступления?

I.

— Ваше высочество, милостивые государыни, милостивые государи.

Девятого ноября, в далекой дали, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, ежели бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление в моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что чувства радости, даже самые резкие, почти ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желая омрачать этот праздник, о коем я всегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние пятнадцать лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби, — совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот звонок телефона из Стокгольма в Грасс дал мне, как писателю, наиболее полное удовлетворение. /…/

 

II.

И еще несколько слов — для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня высоко ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусствам и к литературе всегда была традицией для шведского королевского дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире. Его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному писателю, удостоенному вниманием Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства.

 

Задание 27. Проанализируйте вступительную часть речей Нобелевских лауреатов А. Солженицына и И. Бродского. Установите общее и различное в содержании речей, определите риторические средства, используемые лауреатами.

Как тот дикарь, в недоумении подобравший странный выброс ли океана? захоронок песков? Или с неба упавший непонятный предмет? — замысловатый в изгибах, отблескивающий то смутным, то ярким ударом луча, — вертит его так и сяк, вертит, ищет, как приспособить к делу, ищет ему доступной низшей службы, никак не догадываясь о высшей.

Так и мы, держа в руках Искусство, самоуверенно почитаем себя хозяевами его, смело его направляем, обновляем, реформируем, манифестируем, продаем за деньги, угождаем сильным, обращаем то для развлечения — до эстрадных песенок и ночного бара, то — затычкою или палкою, как схватишь, — для политических мимобежных нужд, для ограниченных социальных. А искусство — не оскверняется нашими попытками, не теряет на том своего происхождения, всякий раз и во всяком употреблении уделяя нам часть своего тайного внутреннего света.

Но охватим ли весь тот свет? Кто осмелится сказать, что определил искусство? Перечислил все стороны его?

А. Солженицын

 

«Уважаемые члены Шведской академии, Ваши Величества, леди и джентльмены, я родился и вырос на другом берегу Балтики, практически на ее противоположной серой шелестящей странице. Иногда в ясные дни, особенно осенью, стоя на пляже где-нибудь в Келломяки и вытянув палец на северо-запад над листом воды, мой приятель говорил: «Видишь голубую полоску земли? Это Швеция».

Конечно, он шутил: поскольку угол был не тот, поскольку по законам оптики человеческий глаз может охватить в открытом пространстве только двадцать миль. Пространство, однако, открытым не было.

Тем не менее, мне приятно думать, леди и джентльмены, что мы дышали одним воздухом, ели одну и ту же рыбу, мокли под одним — временами радиоактивным — дождем, плавали в одном море, и нам прискучивала одна хвоя. В зависимости от ветра облака, которые я видел в окне, уже видели вы, и наоборот. Мне приятно думать, что у нас было что-то общее до того, как мы сошлись в этом зале.

И. Бродский

Задание 28. Какие из приведенных в данном разделе типов риторических фигур кажутся вам наиболее важными и актуальными для современной речи? Составьте праздничную речь (поздравление), обращенную к вашим близким. Обратите внимание на выразительность речи

Задание 29. В книге Д.Н. Александрова «Самоучитель красноречия» суть риторического процесса образно представлена в виде «риторического древа».

1). Попробуйте определить назначение каждой составляющей «риторического древа», обозначенной определенной цифрой.

2). Что включает в себя понятие «цветы красноречия»? Какая классификация «цветов красноречия» существует в теории красноречия?

Задание 30. Прочитайте начало речи Иосифа Бродского, произнесенной им в Шведской Королевской Академии наук при получении Нобелевской премии. Определите типы риторических тропов и фигур, использованных автором.

Date: 2015-10-19; view: 632; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию