Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Топы (общие места)





 

Тема речи должна быть осмыслена. Ее необходимо разработать, т.е. подразделить на подтемы, которые в совокупности и составят тему. Античная риторика предлагает готовую программу, в соответствии с которой можно представить любую тему. Мысли приходят и уходят; иногда они трудноуловимы. Вызвать мысли, поймать, изобрести помогает система понятий, которая рассматривается как часть науки риторики - это так называемые "риторические" или "общие места".*

 

В современном обиходном употреблении словосочетание общее место приобрело отрицательное значение: всем известная истина (например: время летит, жизнь продолжается). Однако в многовековой истории риторики общие места представляли собой не готовые фразы, а смысловые модели, по которым можно было творить самостоятельно. «Местами» (topos или top – по-гречески место) они были названы, вероятно, потому, что речь в сознании ритора представала как «карта местности», на которой каждая идея, каждая подтема всей темы речи имела свое положение, свое место. Совокупность топов и способы их применения на этапе инвенции называются топикой. Топика отражает общие законы человеческого мышления. Аристотель рассматривал каждую модель-топ не только как способ изобретения содержания речи, но и как доказательство, довод, аргумент. В своей «Риторике» он дает около 40 моделей-топов. У Цицерона в трактате «Топика» - 16 основных топов.   Задание 4. Познакомьтесь с таблицей, содержащей 10 наиболее известных и важных моделей топов. Дополните таблицу своими примерами. 1. Определение. 2. Род и вид. 3. Целое – части. 4. Свойства. 5. Сопоставление. 6. Причина и следствие. 7. Обстоятельства. 8. Пример. 9. Свидетельство. 10. Имя. Попробуем убедиться в этом. 1. Топ «определение» (дефиниция) предмета речи в классической риторической традиции занимает в структуре речи одно из почетных первых мест. Однако, чтобы определение стало действительно риторическим, т.е. привлекало внимание, поражало, необходимо подойти к этому творчески. Такое определение содержит элемент неожиданности, смысловой игры, нередко парадоксально. Вспомним, например, «Любовь к себе, — это роман, который продолжается всю жизнь» (Эдгар По). 2. Топ «род и вид» («разновидности») – это способ мыслить от рода (общего) – к виду (частному) и в обратном направлении. Он отражает универсальный закон мысли: от общего к частному – дедукция и от частного к общему – индукция. 3. Топ «целое – части» (мастерство детали) отражает универсальный закон работы мысли: рассмотреть отдельно каждую часть – анализ, затем вновь охватить предмет как единое целое – синтез. 4. Топ «свойства» включает несколько близких друг другу смысловых моделей: признаки предмета речи, его качества, функции, характерные действия. Умение описать подразумевает умение найти важнейшие свойства и характерные признаки, выделяющие данный предмет речи в ряду других. 5. Топ «сопоставление» («сравнение» и «противопоставление») является одной из важнейших моделей в организации мышления. «Все познается в сравнении», — так выражается универсальность этой модели для познания мира. 6. Топ «причина» и «следствие» — еще один универсальный тип отношений между явлениями мира (и, следовательно, между идеями). Отношения причины и следствия нельзя подменять отношениями временной последовательности. 7. Топы «обстоятельства» (место, время, условия и др.) дают возможность развить содержание речи в повествованиях. Где? Когда? Как? И, разумеется, кто? Ответы на эти вопросы и составляют содержание многих журналистских репортажей. 8. Топ «пример» необходим в связи с общериторическим принципом конкретности. Примеры черпаются из истории, художественной литературы, своего жизненного опыта. Вспомните, как часто в оценке выступления вам приходилось слышать слова: «… страдает от недостатка примеров». 9. Топ «свидетельство» (обращение к авторитетам) - это разного рода цитаты и изречения, которые употребляются в речи с целью придать ей весомость признанного авторитета, убедительность народной мудрости, очарование поэзии. Топы «свидетельства» и «примеры» нередко используются не только как аргументы, но и для того, чтобы оживить внимание аудитории. 10. Топ «имя» — это обращение к происхождению или значению слова (имени), обозначающего понятие или явление. Например: медведь – ведает (знает), где мед. Чаще всего пользуются толковыми словарями. Вспомните у Пушкина: «… хоть и заглядывал я встарь в академический словарь».

 

 

Каждая из этих смысловых моделей встречается в речи определенного типа. Модели «определение» и «свойства» особенно характерны для описания, модель «обстоятельства» - для повествования, модели «причина» и «следствие», «целое – части» - для аргументирующей речи*. Кроме того, каждая из моделей, как правило, занимает определенную позицию (свое место), поэтому называется топом. Определение помещается ближе к началу, причины предшествуют следствиям, примеры следуют за тезисом и т.д.

 

Задание 5. Познакомьтесь с образцом рассуждения при подготовке к выступлению по теме "Должна ли армия быть профессиональной". По данному образцу продолжите подбор материала к теме «Легко ли быть молодым?» (см. задание 1).

Сначала полагается дать определение: " Армия — это вооруженные силы государства". Далее выделить разновидности: служба по контракту, профессиональная, всеобщая воинская повинность и др. Затем (смотрим перечень смысловых моделей-топов) необходимо рассмотреть, что представляет собой каждый вид, (свойства, признаки, функции и т.д.) После этого сопоставить рассмотренные виды и выявить преимущества и недостатки каждого. Разумеется, здесь нельзя обойтись без примеров. А в примерах обязательно возникнет необходимость рассмотреть обстоятельства (где? когда? как?), т.е. в какой стране, в какое время, что существовало или существует и т.д. И, наконец, сделать вывод: подтвердить или опровергнуть тезис.

Отбор смысловых моделей зависит от темы обсуждения в соответствии с ситуацией общения. Не все основные топы могут быть использованы в процессе изобретения содержания конкретной речи, какие-то можно опустить.

Задание 6. Прочитайте выступление д.т.н., профессора Н.А. Калужского. Определите, какие традиционно отмечаемые в приветственной речи элементы можно выделить в этом выступлении.

Date: 2015-10-19; view: 744; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию