Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Санкт-Петербург. Министерство образования и науки





Министерство образования и науки

Российской Федерации

 

 

Русский язык и культура речи.

 

практикум по риторике

 

(Учебное пособие для студентов вузов

негуманитарного профиля)

Санкт-Петербург

Авторы учебного пособия «Русский язык и культура речи. Практикум по риторике (для студентов вузов негуманитарного профиля)»: к.ф.н. В.В.Кудряшова, к.ф.н. Н.А.Егоренкова, к.п.н. Н.А.Павлова, к.ф.н. О.Г.Згурская, к.ф.н. И.В.Трофимова, к.ф.н. О.Е.Беспалова, к.ф.н. Е.А.Колесова, Т.М.Синельникова, Е.В.Фролова, М.Н.Лаврова; под редакцией доцента Кудряшовой В.В.

 

Пособие представляет собой комплекс практических заданий, направленных на формирование навыков активного речевого поведения современного специалиста. Особое внимание уделяется стратегии и тактике разработки публичной речи, искусству аргументации и композиции, средствам выразительности и технике речи.

Пособие обобщает опыт работы преподавателей кафедры русского языка и литературы СПГГИ (ТУ) по дисциплине «Русский язык и культура речи» (раздел «Риторика») и предназначено для студентов вузов негуманитарного профиля.

 

Библиогр.: 30 назв.

Рецензенты:

профессор Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна Свидинская Н.Т.

профессор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Лебедев В.К.

© Санкт-Петербургский горный

институт им. Г.В. Плеханова, 2006
Предисловие

Данное учебное пособие, подготовленное преподавателями кафедры русского языка и литературы СПГГИ (ТУ), предназначено для студентов вузов негуманитарного профиля, изучающих дисциплину «Русский язык и культура речи». Известно, что наряду с учением о норме и теории стилей неотъемлемой частью данного курса является риторика как теория и практика речевого поведения. Цель данного практикума, написанного в соответствии с программой курса «Русский язык и культура речи», заключается в повышении уровня речевой культуры и коммуникативной компетенции специалистов разного профиля.

Пособие создано с опорой на достижения классической риторики с учетом коммуникативных потребностей современного общества. По замыслу авторов практикум направлен на воспитание личности современного ритора, сознательно относящегося к родному языку как инструменту управления и организации любой профессиональной деятельности.

На разнообразном обучающем материале в пособии раскрываются и отрабатываются основные теоретические положения риторики. Особое внимание авторы уделили таким вопросам, как стратегия и тактика разработки публичной речи, искусство аргументации и композиции, средства выразительности, техника речи.

Учебное пособие состоит из четырех глав; каждая глава делится на разделы, а разделы – на параграфы, что делает структуру пособия более четкой, устойчивой и облегчает работу с ним. Кроме того, этому способствуют сквозные рубрики («Наша хрестоматия», «Из рабочей тетради студента», «Помните!» и др.), составляющие отличительную особенность данного пособия.

В первой главе «Введение в риторику» даны основные понятия курса риторики (античный риторический канон, русский риторический идеал, типы ораторов, виды ораторской речи), необходимые для понимания важных законов современной риторики.

Вторая, центральная глава посвящена изучению риторического канона и последовательно представляет этапы классического канона: изобретение содержания, расположение идей в речи, словесное выражение и произнесение (техника речи).

Центром третьей главы является всесторонняя характеристика спора как формы диалога, в основу которой положена теория аргументации.

Заключает пособие четвертая глава «Речевая практика», обобщающая работу на каждом этапе подготовки публичного выступления, где для творческого осмысления прилагаются жанры, востребованные в учебно-речевой практике студентов негуманитарных вузов.

Каждая глава включает в себя краткие формулировки базовых теоретических понятий. Основу практических заданий составляют тексты разных жанров, выступающих в качестве образцов ораторского искусства, обучающих моделей различных видов речевой деятельности. Особое внимание авторы уделили подбору текстов с учетом не только их просветительского, но также и воспитательного потенциала. В частности, в пособие включены образцы русского духовного красноречия, речи нобелевских лауреатов, фрагменты студенческих работ.

В приложении к практикуму представлен материал, знакомящий с особенностями современной культуры, сложившейся за пределами Риторики и в противовес классической (риторической) традиции. Особое внимание уделяется постмодернистской поэзии и прозе — русской и европейской — и способам конструирования постмодернистского текста. Практические задания к разделам позволяют сравнить специфику слова, образа и приема в текстах классической литературы и литературы постмодернизма, что расширяет представление студентов о современной словесности и нацеливает их на более вдумчивое и внимательное прочтение художественного текста.

Отличительной особенностью данного практикума является включение в систему упражнений заданий аналитического, тренировочного, а также творческого характера.

Теоретический материал, представленный в пособии, отражает достижения современной риторики, изложенные в работах В.И.Аннушкина [3, 2003], Л.К.Граудиной [8, 2001], А.К.Михальской [20, 2001], И.А.Стернина [28, 2003].

В пособии обобщен многолетний опыт преподавания курса «Русский язык и культура речи» в Санкт-Петербургском государственного горном институте, а также реализованы идеи и принципы, определившие концепцию IX Международной конференции «Риторика в системе коммуникативных дисциплин», состоявшейся в феврале 2005 года в СПГГИ (ТУ).

 

Авторский коллектив

 

Date: 2015-10-19; view: 410; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию