Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 3 (2 часа)





 

Теоретические вопросы:

 

1. Понятие и особенности мер административно-правового принуждения.

2. Классификация мер административно-правового принуждения.

 

Доклады:

- Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. (См.: Федеральный закон от 06 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»; Приказ МВД России от 08 июля 2011 г. N 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»; Определение Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2012 г. № 1740-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чередниченко Александра Сергеевича на нарушение его конституционных прав положениями Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»; Определение Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2012 г. № 2064-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Окунева Виктора Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями частей 2 и 3 статьи 13 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

- Принудительное лечение (См.: Федеральный закон от 08 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»; Закон РФ от 02 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ
«О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»).

- Применение и использование госслужащими оружия (См.: Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ; Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; Федеральный закон от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи»; Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1
«О статусе судей в Российской Федерации»; Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;
Закон РФ от 01 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»; Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ
«О службе в таможенных органах Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»; Федеральный закон от 03 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»; Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; Федеральный закон от 06 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»; Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»; Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране»;
Федеральный закон от 17июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи»; Федеральный закон от 15 июня 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»; Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ
«Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»; Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе»; Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»; Федеральный закон от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ «О карантине растений»; Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране»).
- Меры административного принуждения, которые имеют право применять военнослужащие внутренних войск МВД (См.: Федеральный закон от 06 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»).

- Меры административного принуждения, которые имеют право применять сотрудники полиции (См.: Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»).


Практические задания:

1. Какие из указанных мер воздействия являются административно-предупредительными мерами, мерами административного пресечения, мерами административной ответственности и мерами административно-процессуального обеспечения: замечание, устное предупреждение, административное задержание, выговор, штраф, исправительные работы, увольнение, административный арест, досмотр вещей пассажиров воздушного судна, административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление работы кондитерского цеха, временный заперт деятельности, проверка документов. Обоснуйте ответ.

 

2. Главный государственный санитарный врач Алтайского края принял решение о временном отстранении от работы повара столовой, являющегося носителем возбудителей инфекционного заболевания.

Правомерны ли действия государственного санитарного врача? Эту меру необходимо отнести к мерам административного предупреждения или к мерам административного пресечения?

 

3. Сотрудники полиции за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.1 КоАП РФ - мелкое хулиганство, привлекли к административной ответственности пятнадцатилетнего Дубова и наложили на него административное наказание в виде административного ареста. Правомерны ли действия сотрудников милиции? Почему?

 

4. Несовершеннолетние К. и Н. ночью без согласия родителей взяли покататься автомобиль. Нарушив скоростной режим, они решили не останавливаться по требованию сотрудника ГИБДД. После длительного преследования на патрульной машине сотрудники ДПС произвели три выстрела по колесам автомобиля для его остановки. Правомерно ли применение огнестрельного оружия в данном случае?

 

5. В газете опубликовано 2 письма:

«Это - самосуд!

Несколько дней стоит у меня перед глазами телевизионная картинка расстрела российского сейнера с вертолета нашими пограничниками. Снаряды взбивают фонтаны воды с обех сторон судна, видны дым и пожар. И вот кульминация: судно остановлено, но тут же идет ко дну. Вам не кажется, что это откровенный самосуд? Причем с немедленным исполнением приговора – высшей меры».

«Сейнер расстрелян законно.

У нас и без того не соблюдаются законы. Сейнер же с браконьерами не просто ловил рыбу – он пытался уйти в нейтральные воды, нарушив Государстввенную границу. Несколькими днями раньше подобному судну удалось уйти от погони, спрятавшись в японских водах. А как, скажите, еще можно остановить нарушителей, для которых нет ни границ, ни запретов?»

Вы считаете расстрел судна законным?

 

6. Трошкина неоднократно направляла в различные инстанции письма о том, что ее безопасности угрожают соседи: один из них постоянно точит нож, другой изготовил отраву, которую пытается подсыпать в ее кастрюлю с супом; третья соседка посылает телепатические сигналы. Проверка показала абсурдность заявлений Трошкиной, которая, по всей видимости, страдает психическим расстройством. На просьбу соседей и участкового врача пройти психиатрическое обследование женщина ответила категорическим отказом. Соседи совместно с участковым врачом направили в психиатрическую больницу мотивированное письменное заявление с просьбой освидетельствовать Трошкину. На основании этого заявления врач-психиатр Климов самостоятельно принял решение о принудительном освидетельствовании Трошкиной в психиатрическом стационаре. Она была доставлена туда сотрудниками полиции и по результатам освидетельствоания помещена на принудительное лечение.

Сын Трошкиной, проживающий в другом городе, узнав через месяц об этом факте, подал главному врачу психиатрического стационара, где работал Климов, жалобу о неправомерности действий последнего.

Проанализируйте ситуацию, дайте юридическую квалификацию действий всех участников данных правоотношений[1].

7. В одной из квартир жилого дома, обслуживаемого управляющей компанией, образовался прорыв системы водоснабжения, в результате чего горячая вода стала заливать соседние квартиры. Собственника квартиры найти не удается, и управляющей компании пришлось полностью перекрыть водоснабжение во всем подъезде. Что может предпринять управляющая компания для устранения протечки? На каком основании можно проникнуть в жилое помещение?

 

8. Веннослужащий внутренних войск МВД России Коробов доставил в дежурную часть РОВД Мельникова. Основанием задержания послужил тот факт, что при проверке документов Мельников предъявил паспорт, в которм одна страничка была испорчена чернилами, и прочитать ее было не возможно. На следующий день Мельников обратился в суд с жалобой на незаконное задержание. В суде Коробов пояснил, что Мельников был похож на человека, который скрывался от наряда внутренних войск МВД России, проверявшего торговцев на городском рынке. Суд признал действия Коробова незаконными, так как КоАП РФ не предусматривает такого основания для задержания. Правильное ли решение вынес суд?

 

9. В связи с угрозой проведения террористического акта начальник ГОВД объявил об эвакуации жителей дома № 125 по ул. Пионерской. Никанорова отказалась покидать свою квартиру, заявив, что не хочет оставлять без присмотра ценные вещи, а взять их с собой не в состоянии. Сотрудники ОМОНа, применив физическую силу, вскрыли квартиру и доставили Никанорову в полицейский автобус, осуществлявший эвакуацию жильцов. На следующий день Никанорова, обнаружив пропажу из квартиры видеомагнитафона, обратилась в суд с жалобой на действия сотрудников полиции. Дайте юридический анализ дела.

10. Личный состав районного отделения внутренних дел Кировского района г. Екатеринбурга был поднят по тревоге в связи с угрозой террористического акта.

В целях скорейшего прибытия к месту сбора капитан полиции Васильев, проживающий в г. Березовском, выбежал на трассу, остановил проезжающий автомобиль марки БМВ-5, предъявил водителю служебное удостоверение и потребовал немедленно доставить его к месту сбора, находящемуся в противоположной стороне следования автомобил. Гражданин Козин, владелец транспортного средства, в резкой форме отказал Васильеву, быстро набрал скорость и уехал в сторону Челябинска.

Васильев сообщил об этом факте по мобильному телефону на пост ГИБДД, находящийся на Челябинском тракте, указал марку, цвет и госномера транспортного средства и попросил дежурившего сотрудника ГИБДД лейтенанта Ботова задержать автомобиль и применить к владельцу соответсвующие меры воздействия.

При приближениик посту ГИБДД автомобиля Козина лейтенант Ботов и сержант Сатурин начали устанавливать на проезжей части средство принудительной остановки транспорта «скорпион». Увидев их действия, гражданин Козин резко остановился и предотвратил повреждение принадлежащего ему автомобиля. Ботов и Сатурин сопроводили граданина Козина в помещение поста ГИБДД и составили в отношении него протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.25 КоАП РФ.

На основании действующего законодательства проанализируйте ситуацию и дайте юридическую оценку действиям участников отношений.

 

 

Список нормативных правовых актов и материалов практики:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. О чрезвычайном положении: ФКЗ от 30 мая 2001 г.№ 3-ФКЗ // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277; 2005. № 7. Ст. 23.

3. О военном положении: ФКЗ от 30 января 2002 г. 1-ФКЗ // РГ. 2002. 2 февраля; 2010. 2 января.

4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1; РГ. 2012. 12 марта.

5. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. // СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6615; 2010. № 14. Ст. 354.

6. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032; РГ. 2011. 13 декабря.

7. О государственной границе РФ: Закон РФ от 01 апреля 1993 г. № 4730-1 // ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594; СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7366.

8. О закрытом административно-территориальном образовании: Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 // РГ. 1992. 26 августа.

9. О полиции: ФЗ от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // РГ. 2011. 8 февраля; 2011. 12 декабря.

10. О техническом регулировании: ФЗ от 27 декабря 2002 г. // РГ. 2002. 31 декабря; 2011. 20 декабря.

11. Об общественных объединениях: ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 2011. № 21. Ст. 636.

12. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ: ФЗ от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ // РГ. 1999. 14 октября; 2011. 23 ноября.

13. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: ФЗ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029; 2011. № 50. Ст. 7339.

14. О свободе совести и о религиозных объединениях: ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2011. № 27. Ст. 3880.

15. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ: ФЗ от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3285; РГ. 2011. 12 декабря.

16. О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации: Федеральный закон от 06 февраля 1997 г. № 27-ФЗ // РГ. 1997. 12 февраля.

17. Об обороне: ФЗ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750; РГ. 2011. 14 декабря.

18. О гражданской обороне: ФЗ от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 799; 2010. № 43. Ст. 3214.

19. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: ФЗ от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588; 2011. № 31. Ст. 2315.

20. О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности: ФЗ от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 26. Ст. 3033; 2011. № 21. Ст. 3214.

21. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: ФЗ от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 18; 2011. № 41. Ст. 3412.

22. О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса: ФЗ от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ // 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4604

23. О безопасности: ФЗ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

24. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений: ФЗ от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ // 2010. № 1. Ст. 5

25. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ // РГ. 2003. 18 января.

26. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ // РГ. 2003. 18 января.

27. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3579.

28. О противодействии коррупции: ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228; 2011. № 39. Ст. 3214.

29. Об ограничении курения табака: ФЗ от 10 июня 2001 г. № 87-ФЗ // РГ. 2001. 14 июля; 2008. 31 декабря.

30. О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ: ФЗ от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1014; 2010. № 21. Ст. 342.

31. Об оперативно-розыскной деятельности: ФЗ от 12 августа 1995 г. (ред. от 08 декабря 2011 г.) № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349; 2011. № 45. Ст. 5666.

32. О Федеральной службе безопасности: ФЗ от 03 апреля 1995 г. № 40-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269; 2011. № 45. Ст. 6412.

33. О федеральной фельдъегерской связи: ФЗ от 16 декабря 1994 г. № 67-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 34. Ст. 3547; 2007. № 12. Ст 671.

34. О частной детективной и охранной деятельности в РФ: Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ.1992. № 17. Ст. 888; РГ. 2011. 11 декабря.

35. О прокуратуре РФ: Закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366; РГ. 2011. 29 ноября.

36. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ

37. О персональных данных: ФЗ от 27 июля 2007 г. № 152-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31. Ст. 3451; 2011. № 23. Ст 3411.

38. Приказ Минтранса РФ от 06 августа 2008 г. № 127 «Об утверждении Порядка определения мест примыкания строящихся, реконструируемых или восстановленных железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. 29 сентября.

39. Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»: Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 693 // РГ. 1996. 5 сентября.

40. Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края: Закон Алтайского края от 10 июля 2002 г. № 46-ЗС // Сборник законодательства Алтайского края. 2002. № 75; 2011. № 86.

41. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. // Российская газета. 2005. 19 апреля.

42. О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02 июня 2004 г. // Вестник ВАС РФ. 2004. № 8.

43. О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. // Вестник ВАС РФ. 2003. № 3.

44. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Пономарева Александра Анатольевича и Чувикина Сергея Геннадьевича на нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму»:
Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2012 г. № 1437-О // СПС «Консультант Плюс»

 

Дополнительная литература к теме:

1. Анненков А.Ю., Шурухнов Н.Г. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Административное и муниципальное право. 2010. № 4.

2. Антонов С.Н., Россинский Б.В. Проблемы совершенствования освидетельствования водителей транспортных средств на состояние опьянения // Административное право и процесс. 2005. № 2.

3. Афанасьев А.А. Право и управление: правовой режим сельской жизни // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 5. С. 3 - 7.

4. Бахрах Д.Н. Административно-процессуальное принуждение // Правоведение. 1989. № 4. С. 59-64.

5. Бельский К.С., Елисеев Б.П., Кучеров И.И. О системе специальных методов полицейской деятельности // Государство и право. 2003. № 4. С. 11-18.

6. Бредихин А.Л. Понятие государственного режима и его место в системе смежных понятий // История государства и права. 2014. N 15. С. 42 - 46.

7. Горяинов А.И., Кузин В.В., Якимов А.Ю. Специальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, применяемые в отношении водителей транспортных средств // Административное право и процесс. 2010. № 5.

8. Егоров В. Режим нарушаем, а пособие не теряем? // ЭЖ-Юрист. 2014. № 31. С. 10.

9. Зырянов С.М. Разрешительные режимы в российском административном праве // Журнал российского права. 2012. № 11. С. 39 - 48.

10. Зырянов С.М. Эвакуация транспортного средства – мера обеспечения производства или наказание? // Административное право и процесс. 2005. № 1.

11. Каплунов А.И., Милюков С.Ф. применение и использование огнестрельного оружия: теория и практика. СПб., 2003.

12. Карлов С.А. Административно-правовые методы антимонопольного регулирования // Реклама и право. 2011. № 2. С. 11 - 15.

13. Кононов П.И. Законодательство об административном принуждении: проблемы кодификации // Журнал российского права. 1998. № 8. С. 26-32.

14. Кузякин Ю.П. Использование специальных знаний при осуществлении осмотра помещений и территорий юридического лица или индивидуального предпринимателя // Административное право и процесс. 2006. № 4.

15. Купреев С.С. Аккредитация как современный метод административно-правового воздействия // Административное право и процесс. 2013. № 5. С. 28 - 30.

16. Купреев С.С. Лицензирование как административно-правовой метод государственного управления: современное состояние // Административное право и процесс. 2013. № 4. С. 18 - 21.

17. Кушнирык В.В. Особенности и характеристики субъектов и объектов комплексного административно-правового режима «оборот оружия и патронов» // СПС КонсультантПлюс. 2011.

18. Лапина М.А., Карпухин Д.В., Комиссарова М.В. Сравнительно-правовой анализ порядка применения Банком России к кредитным организациям мер административного принуждения // Банковское право. 2014. № 5. С. 40 - 49.

19. Мельников В.А. Проблемы определения понятия административного принуждения // Административное право и процесс. 2012. № 1. С. 2 - 8.

20. Минаев А.В. Новое в законодательстве о правилах пограничного режима Российской Федерации // Таможенное дело. 2013. № 1. С. 21 - 28.

21. Михеева И.В. Техническое регулирование в истории России: «безопасные» режимы опасных производств // Журнал российского права. 2014. № 5. С. 150 - 157.

22. Москвин Г.К. О необходимости Федерального закона «О федеральной системе профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Административное право и процесс. 2010. № 5.

23. Олейник В.И. Внутриорганизационная деятельность ОВД в сфере борьбы с административными правонарушениями // Административное право и процесс. 2010. № 5.

24. Паукова Ю.В. Некоторые аспекты административного принуждения иностранных граждан и лиц без гражданства в случае нарушения ими миграционного законодательства // Административное право и процесс. 2011. № 7. С. 37 - 38.

25. Попов А.И. Задержание как мера государственного принуждения, применяемая полицией // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 3. С. 41 - 44.

26. Пузырев С.В. К вопросу о содержании административного контроля (надзора) органов внутренних дел // Административное право и процесс. 2006. № 3.

27. Россинский Б.В. проблемы осуществления осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и территорий // Административное право и процесс. 2005. № 3.

28. Сандугей А.Н. Депортация: наказание или процедура // Административное право и процесс. 2005. № 1.

29. Симоненко А.В. Меры административного пресечения // Актуальные проблемы государства и права в современный период. – Томск: ТГУ, 1996. С. 222-224.

30. Соколов А.Ю. Развитие законодательства о досмотре как мере административного принуждения в советский период // История государства и права. 2011. № 21. С. 10 - 12.

31. Стахов А. Виды административного пресечения // Российская юстиция. 2001. № 9. С. 27-28.

32. Телегин А.С. Меры административно-процессуального принуждения: некоторые вопросы применения // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. 2014. № 1. С. 60 - 67.

33. Терещенко Л.К., Тиунов О.И. Правовой режим персональных данных // Журнал российского права. 2014. № 12. С. 42 - 49.

34. Тимофеев М.И. Государственно-правовое регулирование режима военного положения на территории Российского государства: история и современность // Военно-юридический журнал. 2013. № 3. С. 8 - 10.

35. Туровская В.А. Применение мер принуждения в сфере защиты прав потребителей // Административное право и процесс. 2011. № 6. С. 51 - 52.

36. Тутынин И.Б. Обеспечение прав и интересов при применении мер процессуального принуждения имущественного характера // Российская юстиция. 2014. № 9. С. 29 - 32.

37. Тюрин В.А. О понятии мер пресечения в административном законодательстве // Государство и право. 2002. № 7.

38. Тюрин В.А., Богданов Р.Г. Меры административного пресечения как средство обеспечения правопорядка // Современное право. 2005. № 5.

39. Тюрин В.А., Куракин А.В. Меры административного пресечения // Юрист. 2001. № 10. С. 59-63.

40. Тютин Д.В. Косвенные способы принуждения налогоплательщика к уплате налога // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 5. С. 83 - 86.

41. Ульянова Ю.Е. Реализация трудовых прав мигрантов - иностранных граждан и применение мер административного принуждения за нарушения миграционного законодательства // Современное право. 2011. № 10. С. 70 - 73.

42. Цуканов Н.Н. О соотношении норм Закона «О полиции» и УК РФ в регулировании права сотрудника полиции применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие // Административное право и процесс. 2012. № 3. С. 68 - 71.

43. Чикурова Е.В. Правовой режим единого государственного реестра прав на недвижимость // Информационное право. 2012. № 4. С. 19 - 21.

44. Чуряев А.В. К вопросу о системе административно-правовых методов государственного управления // Административное и муниципальное право. 2011. № 11. С. 70 - 75.

45. Шалаева Т.З. Правовой режим информационных ресурсов: проблемы правопонимания // Информационное право. 2014. № 4. С. 4 - 9.

46. Шархемуллина Э.У. Методы административно-правового регулирования рынка ценных бумаг // Административное право и процесс. 2013. № 5. С. 70 - 72.

 

Тема № 9 Административная ответственность в РФ (10 часов)

Занятие 1 (2 часа)

Теоретические вопросы:

1. Понятие и признаки административного правонарушения. Отграничение административного правонарушения от преступления.

2. Виды административных правонарушений.

3. Юридический состав административного правонарушения: понятие, значение, элементы.

Практические задания:

1. Гражданин Бурый, входя в административное здание, не пропустил выходящего из него заместителя главы администрации г. Барнаула, за что был привлечен к административной ответственности и оштрафован на 150 рублей сотрудником правоохранительных органов, дежурившим в тот момент на входе.

Дайте правовую оценку ситуации.

 

2. Гражданин Банщиков был привлечен сотрудниками полиции к уголовной ответственности за совершение кражи алюминиевого таза из бани своего соседа Феклова. Стоимость имущества, на которое решил посягнуть злоумышленник, составила 189 рублей 72 копейки.

Правомерны ли действия сотрудников полиции?

 

3. Дайте подробный анализ юридического состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.14, ч. 3 ст. 6.10, 12.8, 20.1 и 20.21 КоАП РФ.

 

4. Возможно, ли привлечь к административной ответственности жителей Алтайского края за курение в общественных местах, мойку транспортных средств в не отведенных для этого местах, оскорбление общественной морали, появление в купальных костюмах в общественных местах?

Приведите правовое обоснование.

 

5. 27 мая студент второго курса Университета дружбы народов Гарин пришел на занятия в нетрезвом виде. На замечания своего сокурсника Ломова по поводу его внешнего вида Гарин ответил нецензурной бранью. А когда началась лекция, Грин перочинным ножом пытался вырезать свою фамилию на крышке парты. Затем, прервав лектора, через всю аудиторию обратился к Ломову с вопросом, зачем тот к нему, Гарину, приставал. На замечание лектора Гарин грубо ответил и в течение лекции несколько раз прерывал занятия, отвлекая лектора вопросами, не относящимися к теме лекции. Студентка Смирнова при этом подумала: почему преподаватель как должностное лицо не привлек Гарина к ответсвенности?

К какому виду ответсвенности можно привлечь Гарина за совершенные им действия?[2]

 

6. Дежурный РОВД получил по телефону анонимное сообщение о том, что по такому-то адресу проживает скрывающийся от полиции гражданин Копейкин. На неоднократные требования открыть дверь прибывшему по указанному адресу наряду полиции проживающий в квартире Безручко ответил отказом. Через дверь он сообщил, что зарегистрирован по данному адресу вместе с семьей и посторонних в квартире нет. Сотрудники РОВД, вскрыв входную дверь, посторонних не обнаружили, но доставили Безручко в РОВД, где был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.3 КоАП РФ. Законны ли действия сотрудников РОВД?

 

7. Семнадцатилетний Бахтин после окончания школы поступил в военное училище и 22 июля был зачислен курсантом ЕВАКУ. Находясь вне расположения военного училища, 28 июля он вместе с шестнадцатилетним Павлюком распивал спиртные напитки в парке, где они и были задержаны полицейскими. Начальник РОВД, рассматривая дело о вышеуказанном правонарушении, наложили на Бахтина штраф в размере 2 тыс. рублей. На довод Бахтина о том, что он, как курсант военного училища, не может быть оштрафован, начальник РОВД ответил, что Бахтин еще не принял присягу и потому не является военнослужащим, соответсвенно, административные взыскания на него налагаются в общем порядке. Законны ли действия начальника РОВД? Как должны быть квалифицированы действия Бахтина и Павлюка?

 

8. Гражданин Германии Питер Раухер совершал беспосадочный авиаперелет по маршруту Ганновер – Москва рейсом компании «Авиафлот». Во время нахождения самолета в воздушном пространстве Польши Раухер курил в туалетной комнате, чем вызвал возгорание полотенец, которое было незамедлительно ликвидировано бортпроводником. После прибытия самолета в аэропорт «Шереметьево-2» на Раухера был наложен штраф в соответсвии со ст. 11.16 КоАП РФ. Раухер оплачивать штраф отказался, сославшись на то, что он иностранный гражданин, совершил правонарушение на территории другого государства, а, следовательно, действие российских законов на него не распространяется. Прав ли Раухер?

 

9. 20 августа 2013 г. в отношении гражданина К. инспектор ДПС составил протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ в связи с тем, что в базе данных ГИБДД значилось, что гражданин К. не оплатил административный штраф, наложенный на него за превышение скоростного режима 2 марта 2013 г. Поскольку дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ рассматривается судьей, инспектор ДПС изъял у К. паспорт и взял расписку о том, что он ознакомлен с информацией о месте и времени рассмотрения дела судьей.

Также в базе данных ГИБДД содержалась информация о том, что гражданин К. не оплатил административный штраф, наложенный 17 мая 2008 г. Но поскольку инспектор ДПС слабо помнил сроки давности по КоАП РФ, он решил не составлять протокол по данному факту во избежание конфликтных ситуаций.

Оцените правомерность действия сотрудника ДПС.

 

 

Занятие 2 (2 часа)

Теоретические вопросы:

1. Понятие административной ответственности, ее основные черты.

2. Законодательство об административной ответственности.

3. Освобождение от административной ответственности.

4. Принципы административной ответственности.

5. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Доклады:

- Законодательство об административной ответственности субъектов РФ.

- Правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

- Правовой стаус административных комиссий.

- Изъятия из принципа равенства при привлечении к административной ответственности.

Практические задания:

1. Находясь в парке отдыха, гражданин Мусоркин бросил окурок мимо урны, за что был задержан сотрудниками частного охранного предприятия Дубинкиным, который сообщил ему, что в соответсвии с постановлением главы муниципального образования данное правонарушение влечет за собой наложение штрафа в размере 3 тыс. рублей. Мусоркин ответил, что таких денег у него нет с собой. Тогда Дубинкин изъял у Мусоркина наручные часы и меховую куртку в зало до уплаты штрафа, о чем на месте был составлен акт. Дайте юридическую оценку данной ситуации.

 

2. Инспектор ДПС остановил водителя с явными признаками состояния алкогольного опьянения, однако водитель предъявил удостоверение судьи Ставропольского гарнизонного военного суда. Может ли инспектор ДПС в данном случае составить протокол по делу об административном правовнарушении, отстранить судью от управления транспортным средством, провести освидетельствование на состояние опьянения? Изменится ли решение, если водитель предъявит удостоверение депутата законодательного органа власти субъекта РФ?[3]

 

3. Законом Оренбургской области от 1 октября 2003 г. «Об административных правонарушениях в Оренбургской области» установлена административная отвественность за самовольное перекрытие проезжей части дорог, тротуаров посредством установки железобетонных блоков и иных соотружений. Прокурор Оренбургской области усмотрел в этой норме нарушение правил КоАП РФ, поскольку считает, что запрет перегораживать дороги вытекает из содержания Правил дорожного движения, установленных на федеральном уровне, соответственно, ответственность за его нарушение не может быть установлена законом субъекта РФ. Прав ли прокурор? Есть ли в заклонодательстве Алтайского края аналогичная норма?

 

4. Судебный пристав-исполнитель Сидоренко, руководствуясь ФЗ «Об исполнительном производстве» принял решение войти в жилое помещение должника Канаева без его согласия с целью описи и ареста имущества. Исполнительные действия начались по месту жительства должника: г. Барнаул, ул. Попова, 80-97, в 6 часов 12 минут. Поскольку должник дверь открывать отказался, с помощью приставов ОУПДС дверь была вскрыта. Однако всрытие двери сопровождалось шумом, в результате которого были разбужены соседи Канаева. Недовольные этим фактом соседи вызвали полицию с просьбой привлечь к отвественности нарушителей спокойствия в их доме. Можно ли привлечь к административной ответственности судебного пристава?

 

5. Гражданин Прибрежный был привлечен к административной ответственности по закону Алтайского края за осквернение общественной нравственности. Изучив содержание Конституции РФ, Прибрежный решил, что этот факт противоречит ст. 55 Основного закона РФ, предполагающей допустимость органичения прав градждан только федеральным законом. Стоит ли Прибрежному обращаться с жалобой в Конституционный Суд РФ?

 

6. ООО «Сигнал-холдинг» было привлечено к административной ответственности за несоответствие очистных сооружений требованиям законодательства. Однако представитель общества обжаловал постановление о привлечении к ответственности, ссылаясь на то, что в данном деле не был учтен принцип вины. В суде представитель ООО доказывал, что «Сигнал-холдинг» объективно не мог выполнить требования законодательства, поскольку контрагент по договору задержал выплату ООО крупной суммы денег, за счет которых планировался ремонт очистных сооружений еще четыре месяца назад. Суду был предъявлен план работы ООО по ремонту очистных сооружений, смета предполагаемых расходов и документы, подтверждающие задолженность перед ООО «Сигнал-холдинг» ЗАО «Мясков». Удовлетворит ли суд жалобу ООО «Сигнал-холдинг»?

 

Занятие 3 (2 часа)

Теоретические вопросы:

1. Понятие и признаки административного наказания. Цели наложения административного наказания. Отграничение административного наказания от смежных правовоых категорий.

2. Классификация административного наказания.

3. Система административных наказаний: понятие, особенности.

4. Предупреждение: понятие, особенности, порядок исполнения.

5. Административный штраф: понятие, особенности, порядок исполнения.

6. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения: понятие, особенности, порядок исполнения.

7. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу: понятие, особенности, порядок исполнения.

8. Административный арест: понятие, особенности, порядок исполнения.

9. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства: понятие, особенности, порядок исполнения.

10. Дисквалификация: понятие, особенности, порядок исполнения.

11. Административное приостановление деятельности: понятие, особенности, порядок исполнения.

12. Обязательные работы: понятие, особенности, порядок исполнения.

13. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения: понятие, особенности, порядок исполнения.

14. Правила назначения административного наказания.

Практические задания:

1. Административная комиссия наложила на несовершеннолетнего Улюкаева (16 лет) административное наказание в виде административного ареста сроком на десять суток за появление в общественных метах в состоянии опьянения, совершенное повторно в течение года. Судья, рассмотрев жалобу «арестанта», сократил срок административного ареста до 5 суток, ссылаясь на возраст.

Правомерны ли действия административной комиссии и судьи?

 

2. За превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину 70 км/ч. водитель Быстров был привлечен к административной ответственности и на него было наложено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей с лишением его права управления транспортным средством на четыре месяца.

Дайте правовую оценку ситуации.

 

3. Какие из указанных мер воздействия являются административными наказаниями: замечание, устное предупреждение, административное задержание, выговор, штраф, исправительные работы, увольнение, административный арест, досмотр вещей пассажиров воздушного судна, административное выдворение за пределы РФ, административное приостановление работы колбасного цеха. Обоснуйте ответ.

 

4. Гражданка Злобина совершила хулиганские действия. Учитывая то, что у нее имеется сын 14 лет, которого она воспитывала одна, ее решили не привлекать к уголовной ответсвенности. Ее действия квалифицировали по КоАП РФ как мелкое хулиганство. Постановлением судьи Злобина была подвергнута аресту на 15 суток. Однако женщина потребовала освободить ее из под ареста, ссылаясь на то, что у нее малолетний ребенок. Как следует решить этот вопрос?

5. Расскажите о правовых позициях Конституционного Суда РФ в отношении правил назначения административных наказаний. (См.: Определение Конституционного Суда РФ от 05 ноября 2003 г. N 349-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Челябинской области о проверке конституционности части 1 статьи 4.1 и статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», Постановление Конституционного Суда РФ от 17 января 2013 г. «По делу о проверке конституционности положения ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ в связи с жалобой общества с ограниченной ответсвенностью «Маслянский хлебоприемный пункт»)

 

6. Постановлением мирового судьи от 08 мая 2012 г. по делу N 5-219/08 (вступившим в законную силу 30 мая 2012 г.) генеральный директор ООО «Окна Столицы» Зикрач Андрей Викторович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации сроком на один год.

Протоколом собрания учредителей от 08 мая 2012 г. N 4 принято решение об избрании исполняющим обязанности генерального директора Общества Ткач О.Ю. ООО «Окна Столицы» в лице исполняющего обязанности генерального директора Ткач О.Ю. выдало Зикрачу А.В. доверенность от 08 мая 2008 г. N 1, в соответствии с которой он наделен полномочиями на представление интересов Общества.

По одному из гражданских дел, рассматриваемых арбитражным судом, встал впрос о правомерности подписания искового заявления от ООО «Окна Столицы» Зиркачом А.В. Ответчик ссылался на то, что Зиркач не имел права подписывать исковое заявление ООО «Окна Столицы», т.к. является дисквалифицированным лицом и не может управлять ООО.

Должен ли в данном случае арбитражный суд оставить исковое заявление ООО «Окна Столицы» без рассмотрения по ст. 148 АПК РФ в связи с тем, что оно подписано лицом, не имеющим права подписывать исковое заявление?

 

Занятие 4 (2 часа)

Теоретические вопросы:

1. Призводство по делам об административных правонарушениях: понятие, признаки, виды.

2. Участники производства по делам об административных правонарушениях.

3. Предмет доказывания и доказательства в производстве по делу об административном правонарушении.

4. Возбуждение дела об административном правонарушении

5. Рссмотрение дела об административном правонарушении.

6. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

7. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Практическое задание:

1. В какой форме (устной, письменной, конклюдентной) заявляются ходатайства лицами, участвующими в производстве по делам об административных правонарушениях? Каким образом оформляется решение субъекта, уполномоченного рассматривать ходатайства?

 

2. Чем отличается привод от доставления?

 

3. Заинтересованность в исходе дела каких из указанных ниже участников производства по делам об административных правонарушениях не исключает их участие в производстве: свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик?

 

4. Гражданин А. совершил правонарушение, предусмотренное ст. 12.24 КоАП РФ. В качестве его защитника в производстве по делу об администратвином правонарушении желает безвозмездно выступить его брат. Полномочия брата удостоверены нотариально. Брат не имеет высшего юридического образования, но он – старший оперуполномоченный уголовного розыска. Может ли брат А. выступать в качестве защитника по данному делу? Изменится ли ответ если брат работает в ГИБДД - в подразделении, сотрудники которого привлекли А. к ответственности (в ином подразделении ГИБДД)?

 

5. Гражданин Куров совершил мелкое хищение чужого имущества, за что судья наложил на него административное наказание в виде административного штрафа. Дело рассматривалось в отсутствие правонарушителя. Куров о рассмотрении дела был извещен по телефону СМС-сообщением. Однако в связи с тем, что Куров уезжал в отпуск за границу, не брал с собой телефон, он не знал о предстоящем заседании. Дайте оценку действиям судьи.

 

6. 16 сентября в 22.30 часов Махова, управляя автомобилем, выехала на перекресток на запрещающий сигнал светофора. По данному факту инспектор ДПС на месте вынес постановление о привлечении девушки к административной ответственности по ст. 12.12 КоАП РФ. Махова не была согласна с вменяемым составом, поскольку усматривала в деянии признаки малозначительности (на перекрестке никого, кроме нее не было), поэтому отказалась расписываться в получении копии постановления. Когда копия постановления пришла ей по почте, она обжаловала его. Мировой судья вынес решение об отмене постановления, и о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью деяния. В качестве мотивировки судья указал на неопытность водителя, а также на тяжелое материальное положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Проанализируйте законность действия участников правоотношений. Может ли инспектор ДПС обжаловать решение по жалобе, вынесенное судьей?

 

7. Водителя Скорых задержал сотрудник ДПС ГИБДД ГУВД Алтайского края за превышение скоростного режима.

Составьте протокол об административном правонарушении, постановление о наложении административного наказания, жалобу на постановление по делу об административном правонарушении.

 

8. 22 февраля 2012 г. в 10 часов 11 минут по адресу: г. Архангельск, ул. Логинова, д. 13, корп. 1, работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством «ПАРКОН» было зафиксировано, что водитель автомобиля Нифантьев Р.Е., нарушил требования дорожного знака 3.27 «Остановка запрещена».

Инспектор ГИБДД УМВД России по Архангельской области признал Нифантьева Р.Е. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ.

В жалобе, поданной мировому судье, Нифантьев Р.Е. просит отменить постановление инспектора ГИБДД УМВД России по Архангельской области, считая его незаконным.

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству мировой судья установил, что действия Нифантьева Р.Е. были неправильно квалифицированы сотрудником ГИБДД. Нифантьева следовало привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ, которая является специальной по отношению к ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ. Каковы могут быть действия судьи? Может ли судья переквалифицировать деяние или Нифантьев должен быть освобожден от отвественности в связи с существенным нарушением норм процессуального права?

Занятие 5 (2 часа)

Теоретические вопросы:

1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: понятие, особенности, система.

2. Доставление: понятие, особенности, правила совершения.

3. Административное задержание: понятие, особенности, правила совершения.

4. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице: понятие, особенности, правила совершения.

5. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов: понятие, особенности, правила совершения.

6. Досмотр транспортного средства: понятие, особенности, правила совершения.

7. Изъятие вещей и документов: понятие, особенности, правила совершения.

8. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения: понятие, особенности, правила совершения.

9. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации: понятие, особенности, правила совершения.

10. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей: понятие, особенности, правила совершения.

11. Привод: понятие, особенности, правила совершения.

12. Временный запрет деятельности: понятие, особенности, правила совершения.

13. Залог за арестованное судно: понятие, особенности, правила совершения.

14. Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации: понятие, особенности, правила совершения.

 

Практическое задание:

1. В квартиру ИП Долина позвонил сотрудник ОБЭП ГОВД Мухин и потребовал впустить его для выявления нарушений налогового законодательства и законодательства о торговле. Поскольку Долин отказался открыть дверь, Мухин, используя физическую силу, ворвались в квартиру, изъяли образцы сувениров, опечатали комнату, где хранилась готовая продукция, и доставили Долина в дежурную часть. Там был составлен протокол об административном задержании, а Долина поместили в комнату для административно задержанных.

 

2. Результаты применения какой (каких) из предусмотренных законом мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не предусматривает юридической возможности их процессуального оформления в виде составления соответствующего протокола?

 

3. За неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции гражданин Лукьянов, не имеющий при себе документов, удостоверяющих его личность, был вечером в 20ч. 30 мин. Принудительно препровожден (доставлен) в дежурную часть ОВД и подвергнут административному задержанию. Однако по прошествии трех часов, в течение которых была установлена его личность и составлен соответствующий протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, данный гражданин отпущен не был, а с учетом обстоятельств (ранее уже привлекался к административной ответственности за мелкое хулиганство и неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции) он был оставлен ночевать в так называемом «обезъяннике» при ОВД. На следующее утро сотрудники милиции препроводили гражданина Лукьянова в суд. Мировой судья, рассмотрев в 10 ч. 20 мин. материалы данного дела, вынес соответствующее постановление и назначил гражданину Лукьянову административное наказание в виде административного ареста на срок 10 суток. Правомерны ли на Ваш взгляд действия сотрудников милиции и мирового судьи? Каковы условия содержания задержанных по законодательству РФ?

 

4. Водитель Шурупов за управление автомобилем, который имел неисправности тормозной системы, был отстранен от управления транспортным средством, а его автомобиль – задержан и помещен на специально отведенное охраняемое место. При составлении в отношении Шурупова протокола об административном правонарушении по ст. 12.5 КоАП РФ сотрудник ДПС ОГИБДД сделал в этом протоколе соответствующую запись о применении в отношении Шурупова и его автомобиля указанных мер административно-процессуального обеспечения. Шурупов же отказался подписывать этот протокол, о чем была сделана соответствующая заверенная понятыми запись в этом протоколе, и заявил, что его машина задержана неправомерно. В своей жалобе, поданной в административно-правовом порядке, Шурупов указал: 1) месяц назад он прошел техосмотр, поэтому сотрудник ГИБДД вообще не имел право задерживать его по причине неисправности тормозов, 2) если уж сотрудник ГИБДД его задержал, то он должен был составить три отдельных протокола: об отстранении от управления транспортным средством, о задержании транспортного средства и о запрещении его эксплуатации, поскольку сотрудник ГИБДД этого не сделал – он допустил грубое (существенное) нарушение норм КоАП РФ. Шурупов полагает, что в силу изложенных им обстоятельств он должен быть освобожден от административной ответственности. Прав ли Шурупов? Когда при сложившейся ситуации Шурупов может забрать свой автомобиль и продрлжить его эксплуатацию?

 

Список нормативных правовых актов и материалов практики:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. О судебной системе РФ: ФКЗ от 31 декабря 1996 г. // СЗ РФ. 1997. №1. Ст.1; 2011. № 50. Ст. 7334.

3. Об Уполномоченном по правам человека в РФ: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ // Российская газета. 1997. 4 марта; 2011. 3 января.

4. О судах общей юрисдикции в РФ: ФКЗ от 07 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ // РГ. 2011. 19 февраля.

5. О чрезвычайном положении: ФКЗ от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277; 2005. № 7. Ст. 23.

6. О военном положении: ФКЗ от 30 января 2002 г. 1-ФКЗ // РГ. 2002. 2 февраля; 2010. 2 января.

7. О военных судах РФ: ФКЗ от 23 июня 1999 г. № 1- ФКЗ // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3170; 2011. № 7. Ст. 899.

8. О судебной системе РФ: ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1; 2011. № 41. Ст. 349.

9. Градостроительный кодекс РФ 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // РГ. 2004. 30 декабря; 2011. 14 декабря.

10. Лесной кодекс РФ от 04 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278; 2011. 14 декабря.

11. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; 2011. № 15. Ст. 2041.

12. Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. Ст. 3824; 2011. № 45. Ст. 4513.

13. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1.

14. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. // СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.

15. О полиции: ФЗ от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // РГ. 2011. 8 февраля.

16. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: ФЗ от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ // РГ. 2004. 23 декабря; 2011. 15 декабря.

17. Об электроэнергетике: ФЗ от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ // РГ. 2003. 1 апреля; 2001. 14 декабря.

18. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ: ФЗ от 25 июня 2002 г. № 73 // РГ. 2002. 29 июня; 2011. 2 декабря.

19. О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи: Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ // Российская газета. 2001. 15 февраля.

20. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // Российская газета. 2002. 15 июня; 2011. 27 июля;

21. О статусе судей в РФ: Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 // Российская газета. 1992. 29 июля.

22. О прокуратуре РФ: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 // Российская газета. 1995. 25 ноября.

23. Об охране окружающей среды: ФЗ от 10 января 2002 г. № 7 // РГ. 2002. 12 января.

24. Об ограничении курения табака: ФЗ от 10 июня 2001 г. № 87-ФЗ // РГ. 2001. 14 июля.

25. Об исполнительном производстве: ФЗ от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

26. Об оружии: ФЗ РФ от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

27. О Федеральной службе безопасности: ФЗ от 03 апреля 1995 г. № 40-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.

28. О частной детективной и охранной деятельности в РФ: Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ.1992. № 17. Ст. 888.

29. О прокуратуре РФ: Закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.

30. Постановление Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц» // Российская газета. 2003. 23 октября.

31. Постановление Правительства РФ от 22 мая 2013 г. № 430 «О переработке или уничтожении изъятых из незаконного оборота и об уничтожении конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // СЗ РФ. 2013. № 22. Ст. 2814.

32. Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» // Российская газета. 2008. 2 июля.

33. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 1496 «Об утверждении Правил перемещения транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, на специализированную стоянку, а также его хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортного средства и обеспечения запрещения его эксплуатации» // СЗ РФ. 2013. № 2. Ст. 101.

34. Приказ МВД РФ от 21 июня 2003 г. N 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода» // Российская газета. 2003. 11 июля.

35. Постановление Правительства РФ от 02 августа 2005 г. № 483 «Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц» // Российская газета. 2005. 9 августа; 2011. 13 мая.

36. Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2002 г. № 769 «Об утверждении Правил расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ при невозможности установления приглашающей стороны»// Российская газета. 2002. 30 октября. 2012. 28 марта.

37. Приказ МВД РФ N 758, ФМС РФ N 240 от 12 октября 2009 г. «Об организации деятельности Министерства внутренних дел РФ, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства» // Российская газета. 2009. 25 декабря.

38. Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края: Закон Алтайского края от 10 июля 2002 г. № 46-ЗС // Сборник законодательства Алтайского края. 2002. № 75; 2011. № 86.

39. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. // РГ. 2006. 8 ноября.

40. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. // Российская газета. 2005. 19 апреля.

41. О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02 июня 2004 г. // Вестник ВАС РФ. 2004. № 8.

42. О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. // Вестник ВАС РФ. 2003. № 3.

43. По делу о проверке конституционности отдельных положений абз. 6 ст. 6 и абз. 2 ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 18 июня 1993 г. «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» в связи с запросом Дмитровского районного суда Московской области и жалобами граждан: Постановление Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2173.

Дополнительная литература к теме:

1. Агапов А.Б. Административная ответственность: учебник – М.: Статут, 2000. – 251 с.

2. Административная ответственность: учебное пособие для вузов / Под ред. И.Ш. Килясханова, А.И. Стахова – М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2009. – 175 с.

3. Административная ответственность: учебное пособие для вузов. М.: Закон и право, 2009. – 175 с.

4. Александрова Р.С. К вопросу о законотворчестве субъектов РФ в области установления административной ответственности
// Российская юстиция. 2010. № 9.

5. Апарышев И.В. Привлечение лица, не уплатившего штраф, к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ // Административное право и процесс. 2012. № 12. С. 61 - 62.

6. Арсеньева Н.В. Административные правонарушения в области налогов и сборов: проблемные аспекты исчисления сроков давности // Административное и муниципальное право. 2010. № 11.

7. Арсеньева Н.В. Классификация административных правонарушений в области налогов и сборов // Административное и муниципальное право. 2010. № 9.

8. Барамзина О.Н. Права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ // Административное право и процесс. 2013. № 3. С. 59 - 60.

9. Бахрах Д.Н. Юридическая ответственность по административному праву // Административное право и процесс. 2010. № 1.

10. Бондаренко А.А. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях о назначении наказания в виде штрафа. Проблемы и пути их решения, предложенные профессором, Заслуженным юристом Российской Федерации Н.Г. Салищевой // Административное право и процесс. 2014. № 9. С. 77 - 82.

11. Босхамджиева Н.А. О мотивации совершения административных правонарушений // Административное право и процесс. 2013. № 5. С. 46 - 48.

12. Бурдина Т.А. Некоторые вопросы несоответствия норм КоАП России и Правил дорожного движения // Административное право и процесс. 2009. № 5.

13. Быченков А.Б. Административное правонарушение, связанное с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза // Таможенное дело. 2013. № 2. С. 13 - 16.

14. Вербицкая М.А. Обязанности потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2011. № 11. С. 51 - 53.

15. Винокуров А.Ю. К вопросу об идентификации понятия "прокурор" при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Административное и муниципальное право. 2014. № 7. С. 665 - 672.

16. Гапон Ю.П. Вопросы соблюдения прав и свобод человека при применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2014. № 8. С. 34 - 37.

17. Гречкина О.В. Сроки давности привлечения к административной ответственности за нарушение таможенных правил // Административное право и процесс. 2010. № 5.

18. Гришин Д.А. Развитие законодательства об административных правонарушениях в сфере уголовно-исполнительной системы // Административное право и процесс. 2010. № 6.

19. Гурский А.А. Судейское усмотрение, внутреннее убеждение или судебный произвол?
(Некоторые особенности применения ст. 12.8 КоАП РФ в Хабаровском крае) // Административное право и процесс. 2010. № 5.

20. Демьянец М.В. Административная ответственность кредитных организаций за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности: монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2011. - 208 с.

21. Дерюга А.Н. Применение механизма упрощенного производства по делу об административном правонарушении: теоретико-прикладной аспект // Административное право и процесс. 2011. № 12. С. 17 - 20.

22. Долгов И.М. Формы участия адвоката в производстве по делу об административном правонарушении // Адвокатская практика. 2011. № 6. С. 23 - 25.

23. Дубовик О.Л. Эволюция развития института административной ответственности за экологические правонарушения // Административное право и процесс. 2014. № 9. С. 66 - 70.

24. Дятчина Е.В. Факторы, влияющие на эффективность деятельности мировых судей в практике рассмотрения дел об административных правонарушениях // Администратор суда. 2011. № 4. С. 9 - 13.

25. Зайцев И.А. Актуальные проблемы производства по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2010. № 3.

26. Зацепин А.М. Отграничение неправомерных действий при банкротстве от смежных деяний // Административное и муниципальное право. 2010. № 10.

27. Златопольская И. Административная ответственность: когда, кого и за что // Административное право. 2010. № 3.

28. Зыкин Б.В., Зыкина Е.В. Некоторые проблемы административной ответственности юридических лиц // Административное право и процесс. 2014. № 3. С. 81 - 85.

29. Зырянов С.М. Административная ответственность в системе публично-правовой ответственности // Журнал российского права. 2014. № 1. С. 15 - 22.

30. Иванов И.С. Практический комментарий к главе 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения» // СПС КонсультантПлюс. 2011.

Date: 2015-10-19; view: 3237; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию