Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип Системности





Вторым, не менее важным принципом, является системный подход. Системный подход предполагает, что знания и тренировка даются не только в определенной последовательности, но и как совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и постоянно взаимодействующих друг с другом факторов. Мы рассматриваем голос как систему, состоящую из таких элементов как осанка, дыхание, управление вниманием, глубокое понимание физиологии процесса, а также других задач, ориентированных на эффективное развитие голоса.

Главное в системном подходе — это создание чёткой и целостной структуры. Познать целое, значит раскрыть его сущность, почувствовать специфику, улучшить количественные и качественные характеристики голоса, создать простор для дальнейшего развития.


Сценическая речь или постановка голоса – это постановка дыхания и голоса, выработка хорошей дикции и правильного произношения, интонации. Практическое овладение техникой речи, дает возможность человеку выражать свои мысли правильным и ясным языком, гибким и звучным голосом, способным привлечь внимание слушателей, воздействовать не только на их сознание, но и на чувства, воображение, волю. Такая речь – уже искусство. Чтобы овладеть такой речью, необходимо настойчиво, шаг за шагом осваивать речевое мастерство. Очень важно знать не только ЧТО говорить, но и КАК говорить. Живое слово остаётся главным оружием, главной действующей силой в общении с людьми.

Поставить голос – значит, выявить природные задатки речеголосового аппарата и развить их, т.е. улучшить звучание речи путем тренировки.

Постановка голоса предполагает слаженную качественную работу трех составляющих: речевого дыхания, дикции и собственно голоса.

Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Так же как и о внешнем виде, люди судят о голосе политического деятеля в течение первых нескольких секунд. Не важно, известный вы человек или нет. Несмотря на запоминающуюся внешность некоторых известных людей, вспоминая их, мы в первую очередь вспоминаем голос.

Голос — это удивительный инструмент самовыражения. Известно, что любая болезнь моментально накладывает отпечаток на силу, тембр и высоту звучания голоса. Грусть и радость, как и другие эмоции, прежде всего передаются голосом.

Под влиянием болезней или постоянного перенапряжения голосовой аппарат слабеет. В то же время для представителей множества профессий, таких, как преподаватели, артисты, дикторы, адвокаты, политики, врачи, продавцы и др., которые «работают» голосом, этот аппарат должен быть всегда «в исправном состоянии», то есть здоровым, сильным и богатым всеми оттенками.

Очень часто именно нарушение голоса заставляет человека обратиться к врачу.

Как ни удивительно, с этими проблемами сталкиваются и профессиональные речевики: актеры, ведущие, ди-джеи. Виною здесь, конечно, не столько некачественное преподавание техники речи, сколько недооценка студентами важности этого предмета.

Почему важно уметь управлять своим голосом?

Может быть, достаточно научиться хорошо формулировать, аргументировать, импровизировать, а выразительность голоса не так уж и важна?

Известно ли вам, что 40% информации человеческая психика извлекает именно из звучания голоса, его тембра, интонаций, пауз и акцентов, и только 7% из логической составляющей речи, семантики слов, которые произносятся?

Впечатление о собеседнике мы составляем в первые несколько секунд личного или телефонного общения: уверен ли он в себе, робок или самоуверен, «душевный» или «сухарь», готов к сотрудничеству или настроен враждебно, можно ли ему доверять или следует «держать ухо востро», и – в конце концов!, приятен нам этот человек или же разговор хочется свернуть как можно скорей. Эта первичная реакция основана не на том, какие слова мы услышали, а на том, как эти слова прозвучали. Как часто, после долгой электронной переписки, мы все же не можем принять решение, сделать выбор: «Не знаю, надо посмотреть. Или хотя бы поговорить».

Однажды к Сократу привели молодого человека, с просьбой оценить его личные качества и способности. Мудрец некоторое время рассматривал юношу, а затем произнес: «Говори, чтобы я мог тебя видеть!».

Логическую составляющую речи, которую, собственно, и выражают слова, мы воспринимаем на сознательном уровне, можем проанализировать ее, принять или опровергнуть. Но информацию, поступающую к нам через звук голоса собеседника, мы усваиваем, как правило, автоматически, бессознательно, эмоционально и – целиком, приписывая сделанные нами выводы собственной интуиции. Интересно, что чем меньше значения мы придаем звучанию голоса, чем меньше «обращаем внимание на такие пустяки», - тем меньше фильтров ставим на пути невербальной информации, и тем полнее она усваивается.

Наиболее понятным в языке бывает не самое слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которыми произносится ряд слов, - короче сказать: музыка, скрывающаяся за словами; страстность, скрывающаяся за музыкой; личность, скрывающаяся за страстностью: т.е. все то, что не может быть написано…

Фридрих Ницше

В разговоре с клиентом ли, с партнером, или с конкурентом мы используем одни и те же, привычные, речевые паттерны. Если же мы стараемся расширить свои рамки, овладевая новыми коммуникативными стратегиями, голосовые паттерны, как правило, остаются вне пределов этих рамок. К.С. Станиславский сравнивал актера, не владеющего голосом с музыкантом, который вынужден играть на расстроенном, дребезжащем инструменте. Написанный текст может выглядеть эффектным и убедительным на бумаге. Но, если голос не служит своему хозяину, есть риск, что презентация погрузит аудиторию в состояние сонливости, или же, напротив, вызовет «немотивированное» раздражение, неприятие. Короче, результат не будет достигнут, несмотря на трудоемкую и грамотно выполненную подготовительную работу.

В этом случае, первым шагом к успешному выступлению (или успешной коммуникации) будет осознание необходимости развития речевых навыков, как первоочередной задачи.

Какие характеристики голоса оказывают влияние на
выразительность речи
(и, соответственно, на то, как наша речь воспринимается со стороны)?

Это, прежде всего,

- интонации;

- тембр голоса;

- темпоритм речи;

- определенные алгоритмы дыхания;

- дикция, артикуляционная проработанность;

- варьирование громкости и высоты голоса;

Сочетание этих характеристик составляет «звуковой портрет» человека, его внутреннего состояния, внешнего поведения, возможно, даже его личностной истории.

Навык аудиальной калибровки особенно актуален в наше время, когда множество деловых вопросов приходится решать, не видя собеседника, например, в условиях телефонных переговоров. Тот, с кем мы говорим по телефону, может составить благоприятное мнение о нас, исключительно по тому, что и как мы говорим; в свою очередь, мы вынуждены делать свои выводы о партнере, его характере и настроении, полагаясь только на собственный слух. Для того чтобы лучше слышать, мы даже иногда закрываем глаза, когда требуется особое внимание к тому, что нам говорят. Тогда голос собеседника как бы рисует нам его образ перед нашим мысленным взором. И чем более развиты у вас навыки слушания и слышания, тем ярче, объемнее и конкретнее будет этот образ; возможно, что получившаяся «картинка» будет даже больше соответствовать истинному характеру и настрою вашего собеседника, чем, если бы вы оценивали его воочию.

Навыки голосовой выразительности и навыки «прицельного» слушания – две стороны одной медали. То есть, обучаясь искусству интонирования, тембровой вариативности, контролю над темпом и ритмом собственной речи, мы получаем ключик к «речевой кухне» другого человека. Как опытный повар может на вкус определить, какие ингредиенты входят в состав блюда, и как оно приготовлено, так и мы, осознанно владея собственным голосом, можем по речи собеседника понять, благодаря сочетанию каких голосовых параметров создается тот или иной эффект. А, сумев «разложить по полочкам» все составляющие, сумеем не только определить с большой степенью точности настроение говорящего, но и позаимствовать у него те голосовые приемы, которых, возможно, нам не доставало в собственной речи.

На примере двух, произвольно взятых, эмоций посмотрим, какие голосовые физ. маркеры определяют их аудиальную выразительность. (Голос - не есть нечто отдельное от тела, но, напротив является его продолжением, органом, оргАном, - поэтому я сочла необходимым включить в приведенную ниже схему такие параметры, как жесты, мимика, поза).

  Назидательная, (дидактическая, поучительная, приказной тон, вразумлять) Восторженная – (от восхищения до энтузиазма)
Дыхание Средней глубины. Поверхностное, короткое, шумное.
Резонаторы Резонатор рта, как основа + грудной. Обязательно макушка, могут участвовать все верхние резонаторы + живот.
Тон Примарный и повышенный. Повышенный.
Скорость Средняя. Выше средней.
Ритм Ровный. Акцентируется большое количество слов. Часто хорошо прослеживается симметричный ритмический рисунок. Возможно акцентирование третьей доли.
Интонации Перечисления и утверждения. Сильный акцент на низком устойчивом тоне. Преобладание восходящей интонации с акцентом на верхнем (устойчивом) звуке.
Плавность звукового потока Речь прерывистая, «рубленная». Прерывистая.
Громкость От средней до высокой. Либо ниже средней, либо выше средней.
Поза, жесты, мимика Корпус вперед, Поможет поднятый указательный палец. Тело вытянуто вверх, можно приподниматься на цыпочки. Движения рук – вверх, достаточно резкие.

Кому-то эта таблица покажется чересчур примитивной: неужели такого «супового набора» достаточно, чтобы выразить эмоцию? Да, это достаточный минимум, если в нашем арсенале есть хотя бы десяток эмоций, проработанных по всем параметрам таблицы. Эта схема, которую каждый оратор «расцвечивает» по-своему, добавляя в нее краски собственной неповторимой личности, в реальной презентации даст необходимый эмоциональный эффект, будучи конвой, по которой вышивается речевой узор.

Более того, если мы заранее согласуем части презентации с различными эмоционально-голосовыми моделями, мы сможем простроить наше выступление как своеобразную музыкально-эмоциональную пьесу. В этом случае красивая «музыкальная» форма, подложенная под содержание, создает эффект гармоничности выступления. Тренируя навыки голосовой выразительности «в растяжке», то есть утрированно, мы расширяем собственные эмоциональные границы; и в нужный момент сможем, как по шкале, подобрать необходимую степень выражаемой эмоции.

Кому-то, напротив, покажется сложным одновременно удерживать столько объектов внимания, голосовых параметров, влияющих на выразительность речи. Не надо забывать, что все эмоционально – голосовые физ. маркеры связаны между собой в рамках одной эмоции, ваш голос и ваше тело с удовольствием последуют подсказкам, предложенным в таблице. Вспомните, как вы впервые сели за руль автомобиля (или, хотя бы, велосипеда). Поначалу возникало ощущение сороконожки, запутавшейся в чрезмерном количестве ног, - пока не выработалась согласованность всех действий, которые теперь воспринимаются, как единый процесс вождения. А ведь автомобиль – машина, механизм, работающий по собственной схеме, - насколько проще и естественнее нам управлять своим телом и своим голосом. Каждый из приведенных выше параметров голосовой выразительности можно отрабатывать отдельно, как самостоятельный навык. Соединяя их в различных вариантах, овладев голосовым инструментарием, вы добьетесь необходимой вам выразительности речи, причем, эмоции будут находиться под вашим контролем.

В современном цивилизованном обществе аудиальная сфера находится в угнетенном состоянии по сравнению с другими репрезентативными системами. И, чем меньше мы уделяем сознательного внимания качеству звуков, которые мы слышим и воспроизводим, тем глубже влияют звуки на бессознательную часть нашей личности. Тем не менее, у нас есть все возможности для управления своим голосом, так чтобы он стал поистине нашим собственным, хорошо отлаженным многофункциональным инструментом, заточенным под те задачи, которые мы перед собой ставим.

И не только: голос - неотъемлемая часть нашей личности, имеющая колоссальное влияние и на нашу самооценку, и на отношения с людьми, и на отношения с миром в целом.

Не стану скрывать: для овладения голосовыми навыками недостаточно прочесть статью, несколько статей, книгу, или даже десять книг по постановке голоса. Искусство звучания во многом "восточная техника", то есть передающаяся непосредственно от учителя к ученику, и изучать его по книгам невозможно. Книги могут служить источником новой информации и хорошим подспорьем в овладении техникой, но лишь под руководством опытного наставника.

Цель этой статьи - помочь осознать читателю профессиональную и личную необходимость овладения голосовыми навыками, а также поверить в то, что у каждого такая возможность есть. Возможность изменений, возможность сделать шаг из себя - к себе.

Для этого надо помнить, что

- Уникальный голос и слух даны каждому человеку от рождения.

- Голос - инструмент, орган, продолжение нашего тела и сознания.

- Работа по «открытию» собственного голоса – непростая и не быстрая: ведь мы столько лет жили с «неправильным» голосом, что, практически, с ним срослись. И эту работу невозможно проделать в одиночку или по книжкам, необходима помощь специалиста. Но все же, я могу дать несколько советов «в помощь голосу», которые не потребуют от вас специальных знаний и подготовки.

- 1. Возьмите на себя труд проговаривать все буквы в словах. Дикционно проработанная речь воспринимается, как речь человека, который уважает себя и собеседника. Который отвечает за свои слова, и не заставляет слушателя напрягаться, чтобы разобрать, что вы там говорите. Попросите друга проконтролировать вас или запишите вашу речь на диктофон, а после «выловите» те буквы, которые вы «глотаете» или произносите невнятно. Кстати, если вы «тараторите», то следя за произнесением всех звуков, вы сможете существенно замедлить свою речь.

- 2. Обратите внимание на свою осанку. Если вы в любой момент можете ощутить свободу и гибкость позвоночника, плеч, шеи, это даст голосу возможность звучать не только в горле, но и во всем теле: это первый шаг к возвращению природного голоса.

- 3. Дышите свободно! Дыхание несет голос, и если вы во время речи можете соединять голос с дыханием, то это дает голосу не только естественное звучание, но и неиссякаемый запас прочности: ведь мы дышим всю жизнь и ничуть от этого не устаем.

- 4. Поиграйте в пародиста. Найдите у любимого актера интонацию, которой, как вам кажется, не хватает в вашей речи, и спародируйте ее. Вначале будет неудобно, как в чужой одежке, но постепенно интонация станет привычной, и вы сможете обогатить свою речь новыми красками и эмоциями. Дети учатся, «обезьянничая», учатся намного быстрее и успешнее взрослых, поучитесь же у детей.

- 5. Позвольте себе звучать! Смейтесь в голос, стоните громко, пойте, в свое удовольствие! Если увидите хорошего знакомого в конце улицы – не бегите, сломя голову, а просто крикните, позовите его!

- Каждому из нас хочется, чтобы его слушали, слышали, понимали, доверяли: для того нам и дан голос - совершенный, уникальный и красивейший инструмент. Надо только настроить эту «волшебную флейту», а играть на ней мы умеем с самого рождения..

УпраС подобными проблемами сталкиваются многие. Голос часто становится не союзником, а врагом. Напряжение мешает сосредоточиться, продолжительное говорение заставляет почувствовать першение, боль в горле. Стаканчик воды или кофе в такой ситуации не лучший помощник. Настройте голос! Голос — это инструмент, помогающий донести мысль и чувство до участников коммуникации. И не только донести, но и заразить их «эмоциональной мыслью». Чтобы легко выполнять свои функции, этот инструмент должен отвечать определенным требованиям. Каким? Выносливость. Конечно, он должен быть выносливым. Ведь голосо-речевой аппарат подвержен серьезным нагрузкам. Два-три часа непрерывного говорения и голос тускнеет, становится не способным выразить мысль и чувство говорящего. Как стираются без масла части двигателя, так и голосовые связки при интенсивном использовании у нетренированного человека «изнашиваются» и дело может дойти до операционного вмешательства. Гибкость. Голос должен быть гибким. Такой голос охватывает максимальный объем звучания от привычных средних звуков до возможных низких и высоких тонов. Голос, способный лишь на движение «по одной рельсе», т. е. монотонный — слаб и невыразителен. Из-за этого сокращается информационный ресурс. Слушая, прямой как палка голос, наш собеседник быстро утомляется и отключает свое внимание от происходящего. Сила звука. Голос должен быть сильным. Что есть «сила звука»? Это мощь звуковой волны, которая рождается от амплитуды колебания голосовых связок. Нужен ли сильный голос? Конечно, если часто приходиться выступать для средних и больших аудиторий без микрофона. Кроме того, сила звука неверно ассоциируется исключительно с громкостью. Сила звука — это сила убеждения помноженная на силу звучания при обязательной мягкой атаке (мягкое, ненадрывное и ненапряженное звучание).

Голос человека очень хрупок. Если приходится ежедневно общаться, и при этом звучание голоса не освобождено от мышечных зажимов (сдавленный голос), болит шея, он чувствует «першинку» в горле — это означает, что с инструментом коммуникаций не все в порядке и им следует заняться срочно и всерьез.

Вот самые распространенные голосо-речевые недостатки: Однотонность речи чаще всего связана с неумением различать высотные изменения голоса и пользоваться ими. Однотонность может зависеть от природной тембральной бедности голоса, а также от неумения использовать резонаторы. Голос вялый, прерывается, как бы «падает». Причиной может быть нетренированное дыхание, а так же вялость голосовых связок. Голос не выходит из ротовой полости, как бы гудит за зубами, что часто зависит от плохой артикуляции, вялого речевого аппарата и зажатой нижней челюсти. Голос звучит то высоко, то низко и как бы «проваливается» в середине, в нем нет плавных переходов от нижних нот к верхним, и наоборот. Это может зависеть от неумения пользоваться средним регистром, а иногда и от возрастных особенностей. В голосе отсутствует сила, человек напрягается, кричит, но звук не летит, в нем нет объема. Это зависит от нетренированного дыхания и от неумения пользоваться резонаторами. Пожалуй, это самый распространенный недостаток. Особенно у женщин. Голос гнусавый и «горлит». Это может быть вызвано вялостью небной занавески и малоподвижным языком.вляешь голосом - управляешь собой - управляешь ситуацией.

Не владеем голосом - почему?

Люди, профессиональная деятельность которых связана с речью, знают, что сила и красота голоса – основа успешной коммуникации и эффективной презентации.

Но что делать, если голос быстро устает, не выдерживает нагрузки? Или «пропадает» в ответственный момент, глохнет или дрожит? Как развить силу и выносливость голоса?

Основные причины утомляемости голоса это

- недостаточная тренированность голосовых мышц, участвующих в процессе звукоизвлечения;

- нарушение естественного алгоритма дыхания;

- в работу голоса не вовлечено тело, и голосовые связки перегружены, выполняя «чужую работу»;

- так называемые голосовые зажимы, обусловленные психологическими проблемами, возникающие в теле и встающие на пути звука;

- дикционные и артикуляционные трудности, являющиеся препятствием свободного звукообразования;

Голосовой фитнес или как поставить голос?

Вопрос тренировки голосовых мышц решается буквально, путем «голосового фитнеса». Проконсультировавшись со специалистом, надо выяснить, какие именно мышцы нуждаются в развитии, и «качать», пользуясь упражнениями, разработанными для наружных и внутренних мышц гортани, для мышц, участвующих в дыхании, для языка, губ и т.д. Даже после выполнения короткого комплекса артикуляционной гимнастики, практически, у всех в первое время обычно возникает ощущение «жжения», усиления кровообращения, точно так же, как и после физических упражнений, направленных на развитие мускулатуры тела. Что говорит о том, насколько мало мы нагружаем в обычной речи мышцы, необходимые для полноценного звучания. Разработка одних мышц поможет силе и правильному формированию звука, тренировка других – артикуляционной четкости и коррекции дефектов дикции.

Одной из главных мышц, отвечающих за силу голоса, является диафрагма, центральная мышца нашего тела, отделяющая органы дыхания от органов пищеварения. Древние греки называли ее «френ», и то же слово обозначало такие понятия, как «душа», «сознание», «дух», «ум», «рассудок», что говорит о том, какое значение придавалось диафрагме. Диафрагма это и есть та самая «опора», откуда голос черпает свою силу. У людей, чьим рабочим инструментом является голос, диафрагма всегда «накачана», твердая, как камень.

Мало кому известно, что работа певца по энергозатратам приравнивается к работе грузчика, а у кого должен быть лучше развит голосовой аппарат, вокалиста или у оратора, это еще вопрос! Чтобы проверить, насколько важна диафрагма для звукоизвлечения, проведите следующий эксперимент. Максимально расслабьте живот, контролируя рукой, насколько он сохраняет мягкость; после этого попробуйте издать звук… При малейшей попытке сделать звук погромче, вы почувствуете, как напрягается ваша диафрагма! Как узнать, что ваша диафрагма работает хорошо? Положите себе руку на живот, в тот момент, когда вас «разбирает смех»: в этот момент диафрагма максимально напрягается, посылая воздух (звук) импульсами. Это естественная, непроизвольная работа диафрагмы. Вы можете «устать смеяться», но устанут именно нетренированные мышцы живота, но никак не голос, как бы громко он не звучал. Как выработать правильный алгоритм работы диафрагмы для речи? Предлагаю вам простое упражнение, которое можно делать стоя и лежа, с утра, перед сном или даже по дороге на работу. Медленно и глубоко дышите, положив одну руку на грудь (следя за тем, чтобы она не поднималась), а другую – на живот. На вдохе живот (вместе с диафрагмой) подается вперед и вниз (раздувается), на выдохе – втягивается внутрь и вверх, под ребра. Когда это упражнение будет получаться у вас свободно и естественно, и, в конце концов, «встроится» в речь, это существенно усилит ваш голос и сделает его более управляемым. Кроме того, во время упражнения вы массируете ваши внутренние органы, и, уверяю вас, они скажут вам за это «спасибо».

Основа любого звука это дыхание. Можно даже сказать, что голос – это озвученное дыхание: в звукоизвлечении используются те же самые органы, что и в дыхательном процессе. Но – увы, - мы не используем нашу дыхательную систему даже на одну треть, дыхание у нас часто стеснено, зажато, что оказывает негативное влияние не только на голос, но и на наше физическое и психологическое здоровье. Особенно характерно проявляются дыхательно-голосовые зажимы в стрессовых ситуациях: иногда мы буквально физически ощущаем, как нам «не хватает воздуха», а голос звучит сдавлено, глухо и быстро устает. Глубокое брюшное дыхание – прекрасный «антистресс», практический инструмент для восстановления и поддержания ровного, спокойного состояния, «владения собой». Если вам необходимо перед выступлением быстро найти правильный баланс тело-дыхание-голос, проделайте простое упражнение. Встаньте прямо и, если есть возможность, широко раскиньте руки. Представьте себе, что вы из душного вагона выходите прямо на берег моря. Вдохните воздух так, чтобы свежий ветер и запах моря разом наполнили не только легкие, но и все ваше тело. Сделайте несколько вдохов с произвольным выдохом. Если это у вас легко получается – потренируйте выдох. Выдох, устанавливающий правильную позицию для звучания голоса, делается таким образом, как будто вы дыханием греете ладони на морозе. Чем горячее ваше дыхание, тем больше у вас расправляется гортань – ваш проводник звука. Несколько вдохов (море) и выдохов (мороз), - и вы почувствуете, что у вас установилось нормальное глубокое дыхание, сердце бьется ровно, тело в тонусе и голос звучит свободно.

Для налаживания естественного, природного алгоритма дыхания, очень хорошо использовать дыхательные гимнастики, например, знаменитую гимнастику Стрельниковой, которая и была разработана с целью восстановления и развития голоса. «Озвученное дыхание» дыхание тренируется не только при помощи гимнастик, но и на так называемых «доречевых» гласных звуках: вздох облегчения, громкая зевота, смех, стон и т.д. Если мы достигаем легкости и удобства в озвученном дыхании, то на него, как на крепкую нить, постепенно нанизываются все остальные голосовые навыки: дикция, интонации, различные тембры, - и голос приобретает практически неиссякаемый запас прочности.

Не все дыхательные гимнастики подходят для укрепления голоса, но лишь те, которые заточены специально для выполнения этой задачи. Например, йоговская гимнастика, безусловно полезная для здоровья, может помешать развитию голоса, особенно на начальных этапах.

Разумеется, для сохранения голоса, необходимо соблюдать и элементарную «технику безопасности», как то: режим дня, сбалансированное питание, щадящий температурный режим, определенный уровень влажности в помещении и т.д. Просто поверьте, что голос – это часть вас, а не нечто отдельное, и реагирует он на внешние изменения точно так же, как реагирует ваш организм.

Тело. Включенность и зажимы.

Почему приходится говорить о восстановлении голоса? Потому что изначально уникальный и полноценный голос дан каждому человеку, от природы, от рождения. Но в условиях городского социума, несмотря на повышенный общий звуковой фон, приличным и уместным считается говорить не громче, чем «в полголоса». И дело тут не только в нежелании превышать обычный уровень шума: звонкий, естественно звучащий голос, «поставленный» на свободное дыхание, является прямым отражением тех эмоций, которые испытывает человек, - восторга, гнева, изумления и т.д. А такое «индивидуальное проявление» чрезмерно выделяет человека из общей массы (и тем самым подвергает его некой потенциальной опасности).

Потому-то мы и слышим с самого детства от любящих родителей: «что ты кричишь?», «тише…», «тихо!», и, наконец, - «замолчи!!!». В результате, к отроческому возрасту, мы не только учимся «говорить тихо», - мы вообще лишаемся голоса, как выражения собственного «я», а вместе с тем, приобретаем массу «зажимов», не только голосовых, но телесных и психологических. Одновременно мы перестаем дышать свободно, что влияет не только на речь, но и на наше самочувствие. Когда человек хочет почувствовать себя «царем зверей и огласить лес громоподобным рыком», он, скорее, будет использовать для этих целей магнитофон или радиоприемник. Но ведь в ситуации, скажем, переговоров, когда от тебя требуется максимально личностное проявление своей воли при помощи голоса, не поможет ни магнитофон, ни микрофон, ни какие другие технические ухищрения.

Уроки по постановке голоса часто не дают необходимого результата именно потому, что голос начинают «ставить», то есть обрабатывать, до того, как открыли, нашли, восстановили его естественное звучание.

Свободной речи, помимо мышечной вялости, мешает также отсутствие координации тела и голоса. Я много раз наблюдала, как даже тренированные физически люди совершенно не используют в речи возможности своего тела, его резонаторов и мускульной мощи. Возникает эффект «Головы профессора Доуэля» (фантастический рассказ Беляева, в котором искусственно поддерживается жизнь, разум и речевые функции в голове, при отсутствии тела). Вспомните, как пианист играет на рояле: только ли пальцами он работает? Или скрипач? Движения музыканта напоминают танец, все тело будто превращается в инструмент, на котором он играет. А ведь голос – это наш природный инструмент, изначально являющийся частью нашего тела. Стоить вспомнить о том, что все музыкальные инструменты построены по образу человеческого тела. Не только мышцы речевого и дыхательного аппарата, но все тело должно быть «включено», находиться в состоянии алертности (собранности-готовности) для того, чтобы голос звучал полноценно. Проверьте гибкость позвоночника, проверьте сбалансированность всех частей тела, используйте жестикуляцию, упирайтесь ногами в землю, проверьте, что голова и шея расслаблены и – позвольте голосу свободно звучать в свободном теле.

От скованной речи и стесненного дыхания страдает не только говорящий, но и тот, кто его слушает. Дело в том, что слышим мы не только ушами, но и, как ни странно, речевым аппаратом: наши голосовые мышцы непроизвольно сокращаются, следуя за речью собеседника. Таким образом, слушатели зачастую устают еще больше, чем неумелый оратор.

Как открыть, раскрепостить голос? Позволить ему звучать так, как предусмотрено вашей природой, используя «на все сто» хитроумный и оригинальный инструмент вашего речевого аппарата. Здесь тренинг является наиболее эффективной методикой. Так как освобождение голоса происходит, прежде всего, через освобождение тела, - и в тренинге, при использовании «энергии группы», можно добиться лучшего и быстрейшего результата, сравнительно не только с самостоятельной работой, но и с индивидуальными занятиями. Впрочем, выполняя «домашние задания», вы можете существенно повысить эффективность тренинга.

А как же быть с так называемыми «психологическими зажимами»? Хорошая новость состоит в том, что психика и «физика» связаны неразрывно, как два ядра на одной цепи и являются друг для друга рычагами. Так называемые «зажимы» голоса - действительно, прежде всего, психологические, но начать их «разжимать» можно и с другого конца, освобождая тело. Научившись управлять голосовой и дыхательной мускулатурой, приводить тело в рабочее состояние, мы можем быть спокойными за качество нашего голоса в любой ситуации, во время важной встречи или ответственного выступления.

Дикция и артикуляция

Дикция это, прежде всего, четкое, правильное произнесение согласных звуков, а артикуляция – явственное звучание гласных. Ясность нашей речи «страдает» не только от недостаточного развития артикуляционных мышц, о которой говорилось раньше. Часто мы будто бы стесняемся проговаривать все буквы, будто бы не хотим быть до конца услышанными и понятыми.

Чистая речь и дикционная проработанность свойственна людям, воспитанным в традиционной культуре. Красивый русский язык мы можем услышать и в российской глубинке, скажем, в Архангельских деревнях, и в устах последних представителей «высокой интеллигенции», таких, как Дмитрий Сергеевич Лихачев. Невнятная речь, редуцированные гласные, «проглоченные» окончания – это «особый шик» блатной среды, границы которой теперь, увы, весьма размыты. Такая речь маскирует (а, на самом деле, выдает) страх.

Речь того, кто четко артикулирует гласные и явственно произносит все согласные звуки,

на слух воспринимается как речь человека, уважающего себя, уважающего других. К мнению такого человека трудно не прислушаться.

Преодоление дикционных трудностей иногда сводимо к чисто психологической работе.

Надо позволить себе говорить четко. Взяв в качестве тренажера нейтральный текст (например, скороговорки) проговорите его медленно, утрированно четко произнося абсолютно все гласные и согласные, так как они написаны. Добейтесь того, чтобы такой способ произнесения стал для вас естественным и внутренне оправданным. Постепенно дикционная четкость и артикуляционная ясность распространится и на ваши собственные речевые стратегии.

В современном цивилизованном обществе аудиальная сфера находится в угнетенном состоянии по сравнению с другими репрезентативными системами. И, чем меньше мы уделяем сознательного внимания качеству звуков, которые мы слышим и воспроизводим, тем глубже влияют звуки на бессознательную часть нашей личности. Тем не менее, у нас есть все возможности для управления своим голосом, так чтобы он стал поистине нашим собственным, хорошо отлаженным многофункциональным инструментом, заточенным под те задачи, которые мы перед собой ставим.

И не только: голос - неотъемлемая часть нашей личности, имеющая колоссальное влияние и на нашу самооценку, и на отношения с людьми, и на отношения с миром в целом.

Date: 2015-10-19; view: 452; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию