Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Половое воспитание 9 page





• уклоняется от телесного контакта;

• проявляет немотивированные вспышки агрессии или злобы;

• показывает страх перед взрослыми; у маленьких детей может появиться страх при виде взрослого с определенной фигурой или цветом волос;

• высказывает очевидное нежелание оставаться наедине с кем-то из знакомых взрослых или членов семьи;

• рассказывает о травмирующей ситуации от третьего лица: «это случилось с моим другом», может даже сочинить сказку о принце и принцессе, которая не хотела его целовать.

Родители должны насторожиться, если:

• отмечаются необычные следы на теле: кровоизлияния, пятна, выделения или кровотечения из или вокруг половых органов, появились жалобы на зуд или боль в области гениталий;

• появился энурез – недержание мочи.

Если вы наблюдаете один из указанных признаков, то совсем не обязательно надо думать о возможном насилии, но если их несколько, следует быть внимательным и найти свое объяснение каждому такому проявлению.

Что делать, если вы подозреваете сексуальное насилие

Если ваш или чужой ребенок рассказывает о любой форме сексуального насилия, надо отнестись к этому серьезно. Дети редко о таком лгут, а выдумки приходят позже. Надо прислушаться к ребенку, даже если вам этого не хочется, не нагнетая ужаса и не делая упреков. Если ребенок молчит, но вы видите изменения в его поведении (замкнутость, агрессивное поведение, ночные кошмары и страхи, стремление полностью закрыть свое тело, депрессию, низкую самооценку, отсутствие аппетита, проблемы в школе, побеги из дома), надо присмотреться к его друзьям, узнать, где он проводит время. Если вы чувствуете, что между вашим ребенком и взрослым (или другим ребенком) возникли сексуальные отношения, попробуйте вызвать его на разговор. Многие дети испытывают чувство вины, т. к. полагают, что они ответственны за насилие и что их обвинят в случившемся, а если насильник – близкий родственник, то ребенок может испытывать противоречивые чувства любви, печали и предательства.

Ребенку очень трудно говорить о случившемся, поэтому надо внимательно и терпеливо выслушать его и убедить в том, что он сделал правильно, рассказав все, и что в этом нет его вины. Скажите ему, что он не заслуживает наказания и вы сделаете все, чтобы помочь ему. Детям трудно самим положить конец насилию, защитить себя, поэтому обращение к вам – это единственный шанс к спасению.

Ваши дальнейшие решения зависят от взаимодействия с организациями, занимающимися этими проблемами. Самые сложные случаи связаны с тем, что преступник (а иначе его и не назовешь) входит в круг семьи. Опыт показывает, что нередко родители не верят детям или относятся к их рассказам несерьезно. Можно понять, что дети могут фантазировать, но ни в коем случае нельзя игнорировать их рассказы, когда это касается насилия.

Как можно предотвратить сексуальное насилие

Ответственность за возможное насилие лежит как на обоих родителях, так и на обществе. Здесь не место обсуждать, что сегодня происходит в нашей стране и что должно делать государство для предупреждения таких случаев. Важно, чтобы родители говорили со своими детьми о возможном насилии и учили их тому, как этого избежать. Это должно быть одним из важных факторов сексуального воспитания. Не мешало бы и в школе, особенно в младших классах, мягко обговаривать эти темы.

Чтобы защитить ребенка от сексуального насилия, не надо его запугивать, рассказывая сказки о «злых, чужих людях», лучше чаще беседовать с ним, рассказывать в доступной форме о возможных сексуальных домогательствах. Чтобы ребенок доверял родителям, им надо постоянно обсуждать с детьми их повседневные проблемы и заботы. В который раз отмечаем необходимость раннего сексуального воспитания, ибо только тогда ребенок научится понимать, что его тело принадлежит только ему. Он должен знать, как ему вести себя с окружающими, пытающими использовать его в своих корыстных целях. Дети смогут тогда защитить себя, когда будут знать, что такое правильное поведение, а что – неправильное. И важно, чтобы ребенок знал, что среди тех, кто может нарушить эти правила, могут быть взрослые люди из ближайшего окружения. Обсуждение таких вопросов очень сложно для родителей, и, скорее всего, необходимость в этом вытекает из конкретной ситуации, которую, к сожалению, не всегда возможно предвидеть.

Наши читатели уже привыкли к тому, что понятие сексуальности многогранно, поэтому сексуальное воспитание в младшем возрасте включает в себя беседы в рамках общепринятого полового воспитания (о чем было рассказано раньше), а в старшем – о сексуальных отношениях.

Важно научить детей видеть разницу между хорошей и плохой тайной. Хорошая тайна – это забавно и интересно, как неожиданный праздник. Плохая тайна – ноша, которую ни с кем не разделишь. Ни у взрослых, ни у детей старшего возраста нет права просить или заставлять ребенка держать события в тайне. Когда взрослые запрещают ребенку рассказывать об общей тайне, это может быть знаком присутствия факта насилия. Дети должны научиться доверять своим собственным чувствам и узнавать поведение, которое может привести к сексуальному насилию. Ребенок должен знать, что вы можете говорить с ним о таких вещах.

Дети с выраженным чувством собственного достоинства реже бывают жертвой насилия. Одним из мощных факторов воспитания этого чувства является регулярное напоминание, что вы любите ребенка таким, какой он есть.

В литературе можно встретить различные программы обучения детей поведению в необычайных ситуациях. Большинство из них базируются на простых принципах: «Нет, идти, сказать». Например, в ситуациях, когда они чувствуют себя неловко или им кажется, что что-то угрожает или делается не так, надо уметь сказать «нет», своевременно уйти и рассказать взрослому, которому они доверяют, о случившемся.

Дети должны:

• знать, что никто из взрослых не должен касаться их половых органов, кроме как по медицинским показаниям (исключение – помощь маленьким детям при купании);

• знать, что они обладают правом физической неприкосновенности;

• иметь представление об основных правилах поведения (отличать, что можно, а что нельзя);

• иметь запас слов, чтобы при необходимости описать случившееся (сюда входит знание названий частей тела);

• четко знать, кому они могут доверять;

• знать, что им верят и обязательно отреагируют на случившееся;

• знать разницу между безобидной и опасной тайной.

Мы достаточно подробно обсудили эту невероятно трудную для родителей проблему, но совершенно нелишне вынести теперь несколько рекомендаций за рамки текста.

Дети должны знать, что у каждого человека есть право неприкосновенности при купании, переодевании, сне.

Следует стремиться развивать доверительные отношения с детьми, которые должны быть уверены в вашей готовности обсуждать их проблемы и оказать помощь в их решении.

Обсудите с детьми, кому из окружающих взрослых можно доверять и при необходимости обратиться за помощью.

Прислушивайтесь к детям. Если они рассказывают вам, что кто-то им делает больно или они кого-то не любят, надо разобраться в существе этих жалоб.

Расскажите ребенку, что никто не может его принудить к телесному контакту.

Повторяйте детям необходимую информацию. Спрашивайте их о возможной реакции на возникшую ситуацию. Например, что ты будешь делать, если:

• кто-то начнет тебя обнимать, и это тебе не понравится?

• ты находишься в школе (в доме у товарища, родственников) и возникнет ситуация, в которой ты почувствуешь страх или неприятные ощущения, к кому обратишься за помощью?

• кто-то сделает тебе больно или испугает и скажет, что это нужно сохранить в тайне? Правильно ли будет не рассказать нам (мне) об этом?

• кто-то будет применять силу или притрагиваться к тебе, уверяя, что если ты расскажешь, то твоим близким будет больно, хотя ты сам будешь знать, что это неправильно?

Если случилась беда, то очень сложно держать собственные чувства при себе и вести нормальную жизнь. Но ведь ребенку еще тяжелее. Надо защитить его, чтобы он не чувствовал себя изолированным и отличным от других. Не следует забывать и о себе. Узнать, что ваш ребенок подвергся сексуальному насилию – тяжелый кризис для всей семьи. Надо приложить все усилия, чтобы поддержать свои силы. В каждом конкретном случае находится свой выход, но всегда незаменима помощь ближайших родственников, друзей и специалистов. Родителям, близким и знакомым ребенка – жертвы сексуального преступления – следует обратиться в милицию и соответствующие организации.

Глава 8. Период полового созревания (пубертат)

Изменения, обусловливающие возможность созревания, начинаются, собственно говоря, еще до рождения ребенка, когда благодаря взаимодействию гормонов стимулируется сексуальное развитие плода и образование его первичных половых признаков. К ним относятся: у мужчин – пенис, мошонка и яички, у женщин – влагалище, матка и яичники. В дальнейшем центральная нервная система плода, младенца и ребенка поддерживает выработку гормонов на очень низком уровне, что продолжается обычно все первое десятилетие жизни. Приходит время и все изменяется. В какой-то момент в течение второго десятилетия жизни человека мозг начинает стимулировать выделение гормонов в таких количествах, которые обеспечивают начало процесса созревания.

Половое созревание (также пубертатный период или пубертат) – процесс изменений в организме ребенка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению рода. В принципе, эти термины отражают только те изменения, которые происходят в половой системе, но не культурные и социальные аспекты взросления, для характеристики которых более приемлем термин подростковый период. Он включает в себя не только пубертат и значительно перекрывает его по продолжительности. Иногда старший школьный возраст (с 12 до 18 лет) называют отрочеством. Можно встретить в литературе описание этого периода как возмужалость, тинэйджерство, а несколько позже – юность. В любом случае это переходное от детства время, в течение которого организм достигает биологической половой зрелости (способности к размножению) с соответствующими физическими и психологическими изменениями: рост, строение тела, менструации, поллюции; проявление сексуального либидо; стремление к самоутверждению.

Можно сказать, что половое созревание – процесс трехмерный, то есть идет психологическое, социальное и половое созревание, при этом каждая его сторона имеет свои закономерности, но главное – их взаимодействие.

Развиваясь стремительно физически, подростки сталкиваются с многочисленными психологическими проблемами: они становятся независимыми от родителей, учатся правильно строить свои отношения со сверстниками, вырабатывают для себя комплекс этических принципов, развиваются интеллектуально, приобретают чувство индивидуальной и коллективной ответственности. Важным моментом является формирование сексуальности. Девушкам и юношам приходится привыкать к новым половым ощущениям, включаться в разные формы сексуальной активности. Наступает пора влюбленностей и любви, беспокойного перехода из детства в зрелое состояние, когда вместе с новыми открытиями и приятными минутами не следует забывать об отношении к партнерам, необходимости предотвращать нежелательную беременность. Можно сказать, что половое созревание – это своего рода завершение детства и вступление в юность.

Периоду полового созревания соответствует у девочек возраст в среднем с 10-11 до 15-16 лет, у мальчиков – с 12-13 до 16-18 лет. Впрочем, этот диапазон может быть и больше.

Поскольку мы говорим о половом развитии, то нас интересует весь комплекс физиологических и психологических изменений, в том числе социальные и эмоциональные. Как уже отмечено, в этом возрасте человек становится способным к продолжению рода, ибо именно в этот период у девочек начинаются менструации, а у мальчиков продуцируются сперматозоиды. Заметны и внешние изменения организма. Пубертат можно считать началом юности. По мнению специалистов, юность – это время между пубертатом и взрослением, когда наступает физическая, социальная и эмоциональная зрелость. Существует и специфический термин – тинэйджеры, хотя сейчас нередко пубертат вступает в силу, когда детям нет 13 лет. Впрочем, хотя во многих странах совершеннолетие наступает в 18 лет, порой лишь к 21 годам завершается созревание, соответствующее взрослому человеку. А если учитывать финансовую зависимость многих юношей и девушек в период учебы или безработицы, то юность может длиться несколько дольше.

Нередко молодым людям трудно представить себе психологически, что они, еще вчерашние подростки, вышли на более высокий уровень развития. Порой им трудно понять необходимость отвечать за свои поступки и принимать ответственные решения.

Именно родители играют решающую роль в подготовке детей к пубертату и юношескому периоду. Они должны не только дать необходимую информацию о предстоящих изменениях, но и помочь разумно удовлетворять свои потребности и противостоять нежелательному влиянию. И, конечно же, надо всегда быть готовым обсудить с детьми их проблемы.

Половое созревание запускается с помощью сигналов из головного мозга к половым железам: яичкам у мальчиков и яичникам у девочек. В ответ на эти сигналы половые железы вырабатывают различные гормоны. У девочек – эстрогены, прогестерон и небольшое количество андрогенов, у мальчиков – андрогены (тестостерон) и небольшое количество эстрогенов. Они стимулируют рост и развитие мозга, костей, мышц, кожи и репродуктивных органов. У девочек происходит созревание яйцеклеток и появляются менструации, а у мальчиков – продуцируются сперматозоиды.

Своеобразное изменение гормонов приводит к тому, что рост мальчиков идет дольше и интенсивнее. Если перед началом пубертата мальчики в среднем на 2 см ниже девочек, то к концу этого периода юноши становятся в среднем на 13 см выше девушек. У девочек повышение уровня гормонов начинается раньше и достигает более высокого уровня, чем у мальчиков, поэтому девушки достигают половой зрелости и останавливаются в росте раньше, чем юноши.

Рост тела ускоряется в первой половине пубертатного периода, а полностью заканчивается с завершением полового созревания. До начала полового созревания различия в строении тела девочки и мальчика сводятся практически только к половым органам. В течение периода полового созревания формируются значительные различия в размерах, форме, составе и функции многих структур и систем организма, наиболее очевидные из которых относят к вторичным половым признакам (рост молочных желез, полового члена и яичек, изменение волосяного покрова и т. д.)

Молодые люди должны знать, что начало пубертата происходит для каждого в свое время. Еще до конца не изучены пусковые механизмы этого процесса, но, вероятно, играют роль такие факторы, как конституция организма, количество жира в организме, наследственность. В определенной степени можно ориентироваться на время наступления первой менструации у матери или первого семяизвержения у отца.

В последние годы во всех странах отмечается выраженная тенденция к ускоренному развитию детей и более раннему наступлению половой зрелости, чем это наблюдалось 80-100 лет назад. Причина этого явления не совсем ясна. Предполагают, что акселерация связана с цивилизацией и урбанизацией населения, изменением характера питания, чрезмерным потреблением белков и сахара и в определенной степени улучшением медицинской помощи населению.

Поскольку в это время происходят значительные изменения в организме детей, реакция родителей должна быть такова, чтобы дети относились к ним спокойно и с пониманием.

В этой главе предстоит обсудить физические, социальные, эмоциональные и психосексуальные изменения подростков. Мы затронем различные вопросы, в том числе формирование самоуважения, взаимоотношения со сверстниками и известную издавна проблему «отцов (и матерей тоже) и детей».

Итак, наступает новая пора в жизни наших детей. Это этап физического и психического развития, в течение которого организм начинает вырабатывать больше химических веществ, называемых гормонами, что вызывает разнообразные физические и эмоциональные изменения. Одновременно происходят изменения в самочувствии и самооценке, в отношении к родителям и другим членам семьи, друзьям и товарищам. Эти перемены помогают каждому мальчику и девочке достичь созревания, в то же время последовательность и объем перемен не одинаков даже в одной семье, они различны для лиц одного пола и сугубо индивидуальны. Порой родители удивляются, что развитие их детей происходит по разным сценариям. Еще больше разница между одноклассниками. Родителям для душевного спокойствия необходимо иметь в виду, что развитие каждого ребенка идет по собственным биологическим часам, при этом все проходят основные его вехи и достигают зрелости.

С другой стороны, биологические изменения в организме часто вызывают у подростков любопытство и обеспокоенность. Многие чувства и новые модели поведения, сопутствующие юности, проистекают от внутренних физических перемен, благодаря которым молодые люди становятся физически способными произвести на свет ребенка. Эта стадия развития, как мы уже знаем, называется половым созреванием. Подростки мужского и женского пола, как правило, обретают способность к деторождению задолго до того, как сами готовы выполнять соответствующие родительские обязанности. В этом они подобны детям, которые выучиваются ходить, в то время как еще не могут оценить опасность той или иной ситуации на пути. Поскольку половое созревание может начаться в конце первого десятилетия жизни (а обычно в начале второго десятилетия), очевидно, что мальчики и девочки могут быть готовы к деторождению уже на ранней стадии процесса развития. И это накладывает большую ответственность на родителей, воспитателей, учителей за формирование правильных воззрений на сексуальность.

Обычно первые проявления этого периода проявляют себя взрывообразно. Особенно это заметно у мальчиков. Более того, в начале этого периода редко происходит равномерное развитие органов. Так неожиданно быстро растут ноги или нос. Порой возникает ощущение, что ноги и руки совершенно непропорциональны по отношению к телу, поэтому юные тинэйджеры порой выглядят неуклюже и беспомощно. В свою очередь, девочки отмечают в 10-11 лет, что у них начинает увеличиваться грудь. Волосы на лобке появляются обычно через несколько месяцев после начала роста молочных желез. У 15% девочек этот признак появляется первым. Сначала это единичные волоски на половых губах, за 6-12 месяцев распространяющиеся на лобок. В дальнейшем волосы разрастаются и покрывают весь лобковый треугольник, появляются они и в подмышечных областях.

Менструации появляются обычно через год-два, но вполне закономерен период между 9 и 16 годами, причем в первые два года они могут быть нерегулярными. В течение пубертата под влиянием высокого уровня эстрогенов происходит рост костей таза в ширину, в результате чего бедра становятся шире. Жировая ткань нарастает и к концу этого периода превышает объем жировой ткани у юношей в два раза. Жир откладывается, в основном, в области молочных желез, бедер, ягодиц, плечевого пояса, лобка.

У мальчиков взрыв роста связан с другими изменениями. Прежде всего, растут и становятся темнее половой член и яички. Яички имеют две основных функции: продукция гормонов и выработка сперматозоидов, причем первая начинается раньше и стимулирует вторую. Уже через год от начала пубертата в утренней моче мальчиков можно обнаружить сперматозоиды. Половой член (пенис) начинает расти вскоре после начала роста яичек. По мере роста полового члена возникают эрекции, а затем поллюции. Теперь уже становится ясно, что подросток продуцирует сперматозоиды и готов потенциально зачать ребенка. Тем не менее, полного физического созревания он достигнет значительно позже. Если стала возможной эякуляция, следовательно, уже появились волосы в лобковой и подмышечной областях. Несколько позже увеличивается гортань, и голос становится низким. К концу пубертата юноши имеют более тяжелые кости и почти вдвое больше мышечной массы, чем девушки. Некоторые кости растут намного быстрее (плечи, челюсти), приводя к заметным различиям в мужском и женском телосложении. Прирост мышечной массы начинается в конце периода полового созревания, достигая максимума через год после скачка роста. Увеличение мышц может продолжаться по окончании пубертата, но идет более медленно. Борода и волосы на груди растут значительно позже.

Некоторые мальчики порой пугаются неожиданному росту грудных желез, но их можно успокоить тем, что со временем, когда организм привыкнет к изменяющемуся гормональному зеркалу, все придет в норму. Как мальчиков, так и девочек огорчают в это время юношеские угри, которые могут появляться в течение всего периода пубертата, но особенно выражены в первые годы. Заметим, что в это время у них резко возрастает внимание к своим внешним данным, повышается чувствительность к обидным замечаниям окружающих по этому поводу. Многих смущают, например, веснушки, редкие зубы, рыжие волосы. Порой едкое высказывания своего объекта влюбленности по поводу внешности ведет к завершению «любви».

Хотя трудно четко ограничить период пубертата, но если у девочки в 14 лет, а у мальчика в 15 лет нет никаких признаков полового созревания (волосы в лобковой области, изменение грудных желез, рост полового члена и яичек), то следует осуществить медицинское обследование. Вероятнее всего, что все в порядке, просто ребенок вступит в эту пору несколько позже, но так родителям будет спокойнее. Нередко сами дети обеспокоены тем, что они «ненормальны» или отстают от сверстников, тогда врач сможет их успокоить и подтвердить мнение родителей, что все дело во времени, и им еще предстоит испытать все изменения, характерные для этого возраста.

Менструации

Надеемся, что прошли те времена, когда девочка узнавала о менструациях, увидев неожиданно кровь на трусиках. Большинство девушек хорошо и задолго до начала первой менструации осведомлены об этом процессе, они могут подготовиться и встретить его без особых переживаний. Трудно понять тех родителей (речь идет о мамах), которые считают, что дети не должны получить своевременно информацию об этом процессе. Большинство все же знают, что это бывает у мам каждый месяц и появится у них в определенное время. Постепенное обучение девочек значительно предпочтительнее, чем однократная беседа перед появлением месячных.

Несколько слов о менструации. Это часть менструального цикла женского организма, отторжение функционального слоя эндометрия (слизистой оболочки матки), сопровождающееся кровотечением. От первого дня менструации начинается отсчет менструального цикла. То, что менструальная кровь не свертывается и имеет более темный цвет, чем кровь, циркулирующая в сосудах, не должно смущать девушку, ибо это объясняется присутствием в менструальной крови набора ферментов. Менструация обычно происходит каждый месяц, но бывают и нестандартные сроки. До полового созревания, в период беременности и сразу после родов, в менопаузе менструация отсутствует. После первой менструации следующая может быть через два или три месяца. Со временем менструальный цикл устанавливается и продолжается примерно 28 дней (только у 13% всех женщин), но длительность цикла от 21 до 35 дней считается нормальной. Менструация длится примерно 2-8 дней.

Что происходит при этом? Под влиянием эстрогенов эпителий влагалища утолщается, и клетки начинают активно слущиваться с его поверхности. Шейка матки начинает выделять небольшое количество слизи, что приводит к появлению беловатых выделений из влагалища – подростковых белей. Яичники и матка увеличиваются в размерах, а в яичниках начинают расти фолликулы (структурные компоненты яичника, состоящие из яйцеклетки, окруженной слоем эпителиальных клеток и двумя слоями соединительной ткани). При проведении ультразвукового исследования в этом периоде можно увидеть множество мелких кист – это фолликулы. Первая менструация (менархе) обычно наступает через два года после начала роста молочных желез, и, как уже отмечалось, в течение первых 1,5-2 лет менструации могут носить нерегулярный характер. Начало менструаций стимулируют ФСГ (фолликулостимулирующий гормон), эстроген и прогестерон. В большинстве менструальных циклов в течение первого года овуляция (выход яйцеклетки из яичника в полость тела в результате разрыва зрелого фолликула) не происходит, а в течение второго года происходит только в половине циклов, поэтому фертильность (способность производить потомство) в этом периоде ограничена, хотя зачатие вполне возможно. В дальнейшем девушка считается достигшей половой зрелости.

Естественно, желательно подготовить девочку до появления первого менструального кровотечения, первого менструального цикла. Нет точных признаков, когда это произойдет, но следует исходить из того, что примерно через два года после того, как происходят первые изменения в развитии груди. Время наступления зависит от физического развития организма, питания, перенесенных заболеваний, социально-бытовых условий и от множества других причин. Можно предположить, что это возможно в том же возрасте, что и у матери. С точки зрения медицины и социологии, это центральное событие в женском половом развитии, указывающее на способность организма к беременности.

Предвестниками менархе могут быть «беспричинные» изменения самочувствия: утомляемость, слабость, возбудимость или приступы уныния, головные боли, головокружение, боли внизу живота, тошнота, боли в пояснице и др. Могут быть некоторое время незначительные кровянистые выделения. Главное, чтобы девочка знала, что ее ждет и что ей делать. Не мешало бы маме научить подростка пользоваться соответствующими принадлежностями, дать ей попробовать их использовать, рассказать, куда их впоследствии выбрасывать. Из нынешнего многообразия средств женской гигиены можно подобрать юной даме наиболее удобные. Нет ничего стыдного в том, что мама поговорит с дочкой о прокладках и тампонах, чтобы девочка знала, что у нее есть выбор. В европейских странах, США и Канаде все большую популярность в качестве средств индивидуальной гигиены обретают менструальные чаши, которые считаются более щадящими для здоровья женщины и менее губительными для окружающей среды, чем традиционные средства.

Многие девушки с самого начала ими пользуются, и нет каких-либо причин, чтобы этого не делать. Проще начинать пользоваться тампонами мини, при этом можно с помощью ручного зеркала и пальца исследовать влагалище, чтобы точно знать, куда вводить тампон. Подскажите, что влагалище обычно немного наклонено кзади, поэтому тампон лучше вводить не совсем перпендикулярно. Следует также изучать инструкции, прилагаемые к упаковкам. Девочка должна чувствовать себя раскрепощенной. Если после введения тампона его чувствуют, следовательно, он находится не совсем на своем месте, и его надо аккуратно удалить и поставить вновь. Более четкие указания может дать гинеколог.

Большое внимание уделяется правилам личной гигиены (ежедневный душ, подмывание 2-3 раза в день) в связи с тем, что кровянистые менструальные выделения являются благоприятной средой для размножения бактерий, в том числе патогенных.

Некоторые врачи не рекомендуют иметь интимные отношения в течение менструального периода, однако в последнее время медицинское сообщество склоняется к мнению, что защищенные интимные отношения во время менструального периода благоприятно действуют на протекание менструации и состояние организма во время этого периода.

В любом случае, надо приучить ребенка в дни менструации иметь выбранные средства гигиены, чтобы иметь возможность заменить их каждые 3-4 часа. Чтобы быть уверенным в том, что ваша дочка хорошо подготовлена к этому периоду, следует обсудить с ней, что нужно делать в различных ситуациях. Например:

«Что ты будешь делать, если менструация начнется во время урока?»

«Что ты будешь делать, если у тебя не будет ни тампона, ни других средств? У кого ты можешь попросить? Что можно еще сделать?»

«Что ты будешь делать, если у тебя появится маленькое пятно крови на платье?»

Важно не драматизировать возможные неприятные ситуации и найти выход из положения. Мать может совершенно без напряжения говорить о собственном опыте. Некоторые родители даже отмечают дату появления менструаций как этап взросления дочери, но это зависит от общих семейных традиций. Конечно, не обязательно сообщать всем соседям об этом событии, но какой-то подарок дочери можно придумать.

Увеличение груди

Некоторые девочки не замечают, как у них начинает расти грудь, другие исследуют свои груди чуть ли не ежедневно, как только заметили какие-то изменения, особенно если их опережают в этом подруги. Как и при других физических изменениях, при пубертате этот процесс имеет индивидуальные рамки. Рост молочных желез является первым признаком полового созревания и наблюдается в среднем в возрасте 10,5 лет. Сначала под ореолой появляется небольшое, болезненное уплотнение с одной или обеих сторон. В течение 6-12 месяцев уплотнение отмечается с обеих сторон, увеличивается в размерах, становится более мягким и выходит за пределы ореолы. За два года молочные железы достигают зрелого размера и формы, с четко выраженными сосками. Размеры и форма молочных желез у девушек имеют выраженные индивидуальные различия.

Каждая девочка реагирует на рост молочных желез по-своему: с интересом, с боязливостью, равнодушно. Следует чутко отнестись к переживаниям своей дочери. Нередко стоит вопрос о выборе первого бюстгальтера, особенно если стоит вопрос о поездке на море. Понятно, что нет никакого возрастного рубежа для первого бюстгальтера. Во время роста в связи с изменением уровня гормонов молочные железы могут быть чувствительными или даже болезненными. Обычно почти у всех женщин одна грудь несколько больше другой, что не должно вызывать тревогу. Главное, что дочка должна знать, – что она прекрасно выглядит, о чем ей необходимо и говорить.

Date: 2015-10-19; view: 318; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию