Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Т е мы формируем представления через ощущения и восприятие. Этапы формирования образов мира





 

2. Рациональное познание. Где гарантия, что органы чувств нас не обманывают? → 2 этап познавательной деятельности – рациональное познание или мышление – это процесс обобщённого отражения действительности, раскрытие её закономерностей при помощи абстракций (понятий, категорий и тд) те отражение в голове окр действительности при помощи слов, понятий и тд, способность мыслить абстрактно.

Мышление имеет 2 уровня

1 рассудок – мышление происходит по неизменной схеме, шаблону

2 разум – творческое мышление (?)

На рациональном уровне мы постигаем сущность вещей, их причины, возникновение, законы развития, оперируя понятиями (словами)

 

Мышление осуществляется в 3 формах

1 – понятие – это мысль отражающая предметы или явления в общих признаках, закреплённых в определениях. В повседневной жизни мы соотносим предметы по общим признакам, выделяя их из окр мира. В результате формируется в голове понятие об этом предмете (собака, столы, книги), они выражаются в языковой форме – слова, термины, словосочетания

2 – Понятия в голове связываются в предложения – суждения – те такая форма мысли, в которой понятия связаны и утверждается или отрицается что-либо.

3 – А связывая суждения друг с другом, человек приходит к умозаключениям. Это такая форма мысли, в которой из 2 и более суждений (посылки) выводится новое суждение, называемое умозаключением (примеры) индуктивные, дедуктивные и по аналогии

 

При соблюдении правил умозаключения логическое следствие из посылок не может быть ложным, несмотря на возможную логическую неочевидность или даже, кажущуюся невероятность. Так, например, из истинных посылок «Все углероды горючи» (углерод – С – высокоактивный, легко окисляющийся химический элемент) и «Алмаз – углерод» (в его кристаллической структуре), получается, на первый взгляд абсурдное, но, тем не менее, истинное следствие: «Алмаз горюч», – для проверки которого не требуется проведения эксперимента по сжиганию алмаза. Такое, заведомо истинное умозаключение, является дедуктивным.

Аналогия – опирающееся на дедукцию умозаключение о принадлежности объекту определенного признака, называемого переносимым, на основе сходства с другим объектом, имеющим этот признак, лежащее в основе идентификации и формирования понятий, позволяющее находить сходство различного. Отведав вкус одной ягоды и, видя другую, сходную с ней, по аналогии умозаключают что, эта ягода так же хороша и полезна, как предыдущая; видя два абсолютно разных объекта и сопоставляя между собой, приходят к выводу, что они имеют некоторые аналогичные признаки.

Индуктивные умозаключения строятся из наблюдений, путем обобщения знаний меньшей общности, опираясь на некоторые их особенности, к знаниям большей общности (от суждений типа I к суждениям A, а от суждений O, к суждениям E). Они дают, как правило, лишь вероятностные заключения, поскольку, если заключение содержит новую информацию, превосходящую информацию посылок, оно не может непосредственно следовать из посылок и его истинность остается под вопросом, требуя дополнительных подтверждений.

Дедукция (Разукрупнение)

  • Способ мышления от общего к частному.
  • Сначала дает общее представление.
  • “Все люди похожи, поэтому я похож на тебя, а ты на меня”.

Индукция (Обобщение)

  • Способ мышления от частного к общему, укрупнение.
  • “Я не похож на других, у меня есть знакомые, которые не похожи на других, поэтому можно сказать что все люди разные”.
  • Сначала дает детали.

Традукция (Аналогия)

  • Способ мышления аналогии, эквивалентность.
  • Может придумывать метафоры, что бы объяснить, что он имеет в виду.
  • “Маша сегодня в юбке, Даша сегодня в юбке, наверно и Оля сегодня тоже будет в юбке”.

Индуктивными являются, к примеру, следующие два умозаключения:
Алюминий проводит электрический ток. Железо, медь, цинк, серебро, платина, золото, никель, барий, кадмий, свинец – также проводят электрический ток.
Следовательно, все металлы проводят электрический ток.

Алюминий – твердое тело.
Железо, медь, цинк, серебро, платина, золото, никель, барий, кадмий, свинец – тоже твердые тела.
Следовательно, все металлы – твердые тела.

 

 

В обществознании до сих пор идёт спор какой уровень познания даёт больше информации

Эмпирический – эмпирики

Рациональный – рационалисты

 

Но ещё есть и интуитивное познание – это способность постижения истины без логического обоснования


Тестирование

«Чувственное и рациональное познание»

А1. И чувственное и рациональное познание

    1. формируют знания о предмете
    2. используют логические умозаключения
    3. начинаются с ощущения
    4. дают наглядный образ предмета

 

А2. Отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа, называется

  1. понятием
  2. ощущением
  3. восприятием
  4. представлением

 

А3. Что характеризует понятие как форму рационального познания?

  1. отражение общих и существенных признаков познаваемых предметов и явлений
  2. утверждение или отрицание чего-либо о познаваемых предметах и явлениях
  3. отражение отдельных свойств и качеств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств
  4. процесс получения новых суждений на основе уже имеющихся согласно законам логического мышления

 

А4. Рациональное познание, в отличие от чувственного

  1. присуще только образованным людям
  2. формирует понятие о предмете
  3. приводит к полезным результатам
  4. является критерием истины

 

А5. Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень познания

  1. наблюдение отдельных фактов и явлений
  2. объяснение изучаемых фактов и явлений
  3. фиксация обобщений в форме законов
  4. выдвижение и обоснование гипотез

 

А6. Мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках, называется

  1. понятием
  2. представлением
  3. восприятием
  4. умозаключением

 

А7. И чувственное, и рациональное познание нацелено на

  1. теоретическое осмысление действительности
  2. приобретение истинных знаний об окружающем мире
  3. опровержение существующих научных теорий
  4. восприятие окружающего мира

 

А8. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?

1.ощущение, восприятие, представление

2. понятие, представление, умозаключение

3.понятие, суждение, умозаключение

4. представление, суждение, ощущение

 

А9. Рациональное познание в отличие от чувственного

  1. обновляет знания об окружающем мире
  2. формирует наглядный образ предмета
  3. осуществляется в форме ощущений, восприятия и представлений
  4. использует логические умозаключения

 

А10. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются

  1. представлениями
  2. ощущениями
  3. гипотезами
  4. понятиями

 

 

А11. Верны ли суждения о познании?

А. Чувственное и рациональное познание – ступени единого процесса познания

Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем мире

1. верно только А

2. верно только Б

3. верно и А и Б

4. оба суждения неверны

 

А 12. Рациональное – это познание

1. с помощью наблюдения

2. прямого контакта

3. с помощью интуиции

4. с помощью мышления

 

А13. Мыслительное отражение общих и существенных признаков называется

  1. сознанием
  2. суждением
  3. понятием
  4. ощущением

 

А14. «Зелёным цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером

  1. обыденного знания
  2. мифологического знания
  3. эмпирического знания
  4. научного знания

 

А15. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека?

Речевая деятельность человека прежде всего связана с

А. чувственным познанием

Б. абстрактным (непредметным мышлением)

1. верно только А

2. верно только Б

3. верно и А и Б

4. оба суждения неверны

 

А16. Обобщение является составной частью

  1. производственной деятельности
  2. чувственного познания
  3. рационального мышления
  4. игровой деятельности

 

А17. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?

А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира

Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обоснованность выводов

1. верно только А

2. верно только Б

3. верно и А и Б

4. оба суждения неверны

 

А18. Что является отличительным признаком познавательной деятельности?

1. наличие субъекта и объекта деятельности

2. нацеленность на приобретение нового знания

3. отбор средств в соответствии с поставленной целью

4. опора на повседневный опыт.

 

 

В1. Запишите слово, пропущенное в приведённой ниже схеме

 

Ответ________________________.

 

В2. Установите соответствие между формой познания и её особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ

А) знание является побочным продуктом практической деятельности 1. миф

Б) знание существует в форме художественных образов 2. наука

В) знание раскрывается в процессе повествования 3. обыденное знание

Г) знание является результатом целенаправленной деятельности 4. искусство

 

 

В3. Установите соответствие между характеристиками и формами чувственного познания

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

Б) сохраняющийся в памяти обобщённый чувственно-наглядный образ предмета

В) отражение в сознании человека отдельных свойств предмета

ФОРМА ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ

  1. ощущение
  2. представление

 

Запишите в таблицу выбранные буквы

А Б В
     

 

В4. Найдите в приведённом ниже списке формы рационального познания и обведите цифры, под которыми они указаны

  1. ощущение
  2. понятие
  3. фантазия
  4. умозаключение
  5. восприятие
  6. суждение

 

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания

Ответ ______________________.

 

В5. Какое слово пропущено в схеме

 

Основные признаки ______________________ как формы познания

 

 

В сознании человека отражается целостный чувственный образ воспроизводится в сознании без

образ предмета непосредственного взаимодействия человека с

самим предметом

 

 

В6. Закончите фразу:

«Умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом называется ____________________________».

Ответ:________________________.

 

В7. Соотнесите познавательные процессы и уровни познания

Процессы:

1. опирается на ощущение

2. осуществляет типологизацию данных

3. формирует зрительный образ предмета

4. оперирует понятиями

5. осуществляет пространственную локализацию предметов

6. устанавливает причинно-следственные связи

Уровни:

А. чувственное познание

Б. рациональное познание

           
           

В8. Соотнесите

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

1. ощущение А. обобщение полученных данных

2. восприятие Б. объяснение причин явления

3. представление В.воспроизведение ранее увиденного предмета в его конкретных проявлениях

4. понятие Г. пространственная локализация предмета

5. суждение Д. создание мысленной модели предмета

6. умозаключение Е. создание наглядного образа предмета на основе его созерцания

Ж. схватывание предмета в его целостности, единстве свойств

 

С1. Назовите формы чувственного познания

_______________________________________________________________________________________________________.

 

С2. Назовите виды умозаключений

_______________________________________________________________________________________________________.

 

 

С3. "Непосредственно достоверно только чувственное знание: там, где начинаются чувства, прекращаются всякие сомнения и спор".

Л. Фейербах.

 

 

Тестирование

Истина. Научное познание.

Цель познания -? получение истинных знаний о действительности

Какие существуют формы познания?

 

ИСТИНА – достоверное, правильное знание о предмете, те знание, соответствующее действительности. Адекватное отражение действительности

разница между истина ложь и заблуждение

 

В философии существует проблема познания истины

1. часть считает, что человек способен познать истинные знания

2. часть считает, что познать истинные знания невозможно, тк способности нашего мозга ограничены – агностики

 

Философы – эмпирики – истинны только те знания, которые обеспечиваются опытом, те что даётся в ощущ

ениях, то и истинно. Те истина может быть подтверждена только опытом, те если знание подтверждается нашими органами чувств КРИТЕРИЕМ ИСТИНЫ НАЗЫВАЮТ ОПЫТ

Философы – рационалисты истинными считают знания, которые подтверждаются разумом, соответствуют законам логики, те логически выведены из суждений. Критерием истины называют разум.

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ:

Опыт,

разум.

Соглашение

НО существует и универсальный критерий – ПРАКТИКА (ПРИМЕР – пятно на потолке) – те взаимодействие изучаемого явления с другим, в зависимости от полученного эффекта делать выводы об истинности знания

 

ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА – знание, содержание которого совпадает с объективной действительностью и не зависит от познающего человека

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – неизменное, раз и навсегда установленное знание, полностью решает вопрос и не опровергается со временем

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА – неполное ограниченное знание о предмете, те наше познание представляет смену одних относительных истин другими

 

Date: 2015-10-19; view: 1556; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию