Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В чем сложность гуманитарного познания и какова специфика его методов?





Социальное знание это познание общества, выявление существенных знаний ему присущих. Почему это очень сложный процесс?

Это самый сложный объект познания, в котором взаимодействуют различные социальные силы, переплетаются многообразные экономические, политические, духовные факторы (причины), причудливо пересекаются интересы, идеалы, воля и действия разных классов и слоев так, что обнаружить определенные закономерности в них весьма трудно.

2) В социальном познании исследуются не только материальные (как в естествознании), но и идеальные (духовные) отношения. Они значительно сложнее, многообразнее и противоречивее, чем связи в природе. Сложность социальных связей в том, что здесь приходится разбираться в отношениях людей, наделенных сознанием, чьи подлинные интересы зачастую скрыты, замаскированы заявлениями, обещаниями, саморекламой.

3) В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания: люди творят свою историю, они же ее и познают. Включенность человека как социального существа в социальную жизнь, которую он же и познает, не может не сказаться на процессе познания. Человек не может быть безразличным к происходящему. Одни социальные силы, партии, деятели и явления вызывают у него положительные чувства, другие – антипатию.

В деле познания общества применяются как общенаучные методы, так и специальные.

К методам социального познания относят наблюдение и эксперимент. Их специфика в обществознании состоит в том, что они осуществляются с одушевленными объектами. Возможности наблюдения и эксперимента ограничены. В первую очередь это касается исторической науки. В жизни нельзя наблюдать восстание Спартака, в научной лаборатории невозможно провести эксперимент с реформами Петра 1. Возможен лишь ограниченный социальный эксперимент. Например, эксперимент по внедрению новой системы управления на заводе или фабрике. Эффективно включенное наблюдение, которое применяется как в социологии, так и в психологии. Оно осуществляется не со стороны, а изнутри изучаемого объекта. Недостатки универсальны: нельзя изменить объект в необходимом направлении, регулировать ход и условия изучаемого процесса. Эти недостатки преодолеваются в эксперименте. Эксперимент носит активный, преобразующий характер. Особенность эксперимента в воздействии на изучаемый объект (процесс) посредством специальных инструментов и приборов.

Благодаря эксперименту удается 1) изолировать исследуемый объект от влияния побочных явлений, и изучить его в «чистом» виде; 2) многократно воспроизводить ход процесса; 3) изменять, комбинировать различные условия в целях получения искомого результата.

Особенности социального эксперимента:

1) он носит конкретно-исторический характер т.к. социальные эксперименты, нацеленные на преобразование экономики, национально-государственного устройства, системы воспитания в различные исторические эпохи в разных странах могут дать не только разные, но и прямо противоположные результаты;

2) социальный эксперимент не может быть осуществлен с достаточной степенью приближения к «чистым условиям»;

3) требует постоянного внимания к вопросам соблюдения психологической и этической безопасности в процессе проведения эксперимента т.к. он оказывает постоянное воздействие на самочувствие, благосостояние, физическое и нравственное здоровье участников экспериментальной группы;

4) социальный эксперимент не должен проводиться в целях получения непосредственного теоретического результата. Ставить опыты на людях антигуманно во имя любой теории. Социальный эксперимент - это эксперимент констатирующий или отрицающий.

Одним из методов является исторический метод. Он выявляет значимые исторические факты, явления, предметы и стадии их развития, что позволяет создать теорию развития объекта, раскрыть логику и закономерности его развития.

Другой метод – это моделирование. При нем исследование осуществляется не на самом интересующем нас объекте (оригинале), а на его заменителе, сходном с ним в определенном отношении аналоге. Моделирование применяется когда сам предмет недоступен для непосредственного изучения (он еще не существует, либо непосредственное изучение требует колоссальных затрат, либо невозможно по этическим соображениям).

Научное предвидение вышло первое место в связи с глобальными проблемами, поставившими под сомнение само существование человечества. Научное предвидение - это такое знание о неизвестном, которое основывается на уже известном о существовании интересующих нас явлений и тенденциях их дальнейшего развития.

 

Date: 2015-10-19; view: 2013; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию