Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности социального познания





Основная цель любой науки состоит в обнаружении закономерностей в изучаемой ей сфере реальности. Такие закономерности существуют и в природе и в обществе.

Закон – это определенная повторяемость или регулярность, которая обнаруживается в некоторой сфере реальности.

Отличие закономерностей в обществе от законов природы

Социальные законы описывают и объясняют деятельность людей как существ, обладающих сознанием. В одной и той же ситуации разные люди могут совершать разные поступки в зависимости от своего понимания этой ситуации, от волевых, моральных и т.п. решений. Законы природы не имеют дела с сознанием. Социальные законы историчны. Общества изменяются, а вместе с ними изменяются законы. Например, законы соврем. эк. жизни не годятся для описания хоз-ной жизни древних обществ и наоборот. Соц. законы в силу сложности и многообразия социальных факторов выступают скорее как закономерности, тенденции.Они не могут быть такими точными как закон всемирного тяготения. Поэтому эти законы редко можно выразить в математической форме. Социальные законы не дают возможности однозначно предсказывать будущие явления.

Особенности социального познания

Главная особенность –совпадение субъекта и объекта познания. В ходе соц. познания об-во познает себя. Социальное знание всегда будет связано с интересами индивид. субъектов познания Þ разнообразие выводов и оценок.

Основной принцип соц. познания – изучение социальных фактов

Действия или поступки продукты материальной или словесные действия, мнения,

отдельных индивидов духовной деятельности суждения.

Или социальных групп людей

Отбор и интерпретация (т.е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.

Целью соц. познания, как и познания в целом, является установление истины.

Основные принципы научного социального познания. Для того чтобы преодолеть эти трудности, при изучении явлений общественной жизни ученый руководствуется научными методами. Ученый, изучающий общество, прибегает к общенаучным, т. е. свойственным как естественным, так и общественным наукам, способам добывания знания и нормам научного исследования. К ним относятся опора на факты, строгость и однозначность теоретических понятий, доказательность рассуждений и их логическая непротиворечивость, объективность научных выводов, т. е. независимость научной истины от личных желаний, мнений и общественных предрассудков.

Но познание общества имеет и свои особенности. В противоположность естествоиспытателю, который стремится к тому, чтобы исключить собственное неконтролируемое воздействие на предмет исследования и в этом видит условие достижения объективности научного знания, ученый-обществовед изучает такой объект, к которому принадлежит и сам: он и исследователь социальной жизни, и ее участник. Более того, условием успешного познания других людей, культур и исторических эпох оказывается способность сопереживания, сочувствия, способность увидеть и почувствовать так, как видят и чувствуют другие люди. Это приобретает особую значимость в ситуации «участвующего наблюдения», в которой ученый и сам стремится действовать так, как те, кого он наблюдает. Но при этом он должен быть предельно внимателен к тем предпосылкам своего мышления, которые почерпнуты из его собственной жизни, из традиций его образования, воспитания и научной школы: невнимание к ним может исказить картину жизни других людей и культур. Поэтому М. Вебер призывал ученого «соблюдать дистанцию по отношению к объекту», предупреждая, что некритическое отношение к своему социокультурному опыту при изучении чужого столь же предосудительно, как и эгоизм в повседневной жизни.

Ученый-обществовед стремится к полноте описания особенностей изучаемого объекта. Это означает, что любое социальное явление необходимо рассматривать в его историческом развитии и во взаимной связи с другими социальными явлениями, т. е. в историческом и культурном контексте. Для того чтобы понять, например, социальную природу якобинского террора, необходимо рассмотреть его не как изолированное событие, но в контексте Великой французской революции, как один из этапов ее развития. Но и к самой Великой французской революции необходимо подойти конкретно-исторически, рассмотреть ее системные связи с другими событиями европейской истории и при этом не упустить из виду того, как понимали и переживали это событие представители различных слоев тогдашнего общества.

 

Методы научного социального познания – использование в научном исследовании общественной жизни следующих приемов и установок: 1) общенаучных способов и норм добывания знания (опора на факты, строгость и однозначность теоретических понятий, доказательность рассуждений и их логическая непротиворечивость, объективность научных выводов, т. е. независимость научной истины от личных желаний, мнений и общественных предрассудков); 2) специфических исторических и гуманитарных методов (приема «участвующего наблюдения», когда ученый стремится действовать так, как и те, кого он наблюдает, – при критическом отношении к тем предпосылкам своего мышления, которые почерпнуты из его собственной жизни; конкретно-исторический подход к анализу социальных явлений – рассмотрение его в историческом развитии и во взаимной связи с другими социальными явлениями, т. е. в историческом и культурном контексте).

 

Научное социальное знание – процесс применения методов социального познания и теоретические результаты этого процесса.

 

Наука история помогает нам понять связь времен, без чего события прошлого распались бы на серию отдельных эпизодов. Она опирается на исторические документы — свидетельства, позволяющие составить представление о жизни наших предков. Создавая целостную научную теорию, ученый определяет, какие именно из известных ему фактов являются значимыми для понимания социальной закономерности. Его теоретическая установка, с одной стороны, сама определяет направление поиска новых фактов, существование которых предсказывает его концепция, а с другой — обнаружение других фактов, которые с этой концепцией не согласуются, заставляет ее уточнять, а иногда и отвергать ее как неверную.

 

Социальный факт – любое общественное явление, которое воздействует на человека, побуждая его вести себя определенным образом.

К социальным фактам относят нормы права и морали, привычные способы ведения дел, общественные движения и даже моду. Социальный факт — это не просто любое событие в жизни общества. Поэтому понятие социального факта не исчерпывается скрупулезным описанием происходящего. Научный факт всегда предполагает выявление значимого в изучаемом общественном явлении. Он включает в себя оценку ученым его роли в происходящем, интерпретацию социального факта.

Сложности в установлении истины при соц. познании

Объект познания (общество), достаточно сложен и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективное, так и субъективные факторы Þ соц. законы носят вероятностный характер. Ограничена возможность применения методы эмпирического исследования как эксперимент. Поэтому методом исследования является научная абстракция Большинство научных положений естествознания не затрагивают интересов различных групп в об-ве, выводы социальных наук касаются тех или иных общественных сил.

Date: 2015-10-19; view: 755; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию