Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Познавательная деятельностьСтр 1 из 6Следующая ⇒ Ибрагимова Г.И МОУ Новобулгаринская СОШ Джалмухамбетова З.Т. МОУ Седластинская СОШ, Галиулина Л.Н.Кирпичнозаводская СОШ, Самсонова О.п. МБОУ СОШ №34, Белозерцева Н.Г. Камызякская СОШ №4, Гостюнина Н.И. МОУ Верхнекалининская сош, Ашимова Татьяна Александровна №8 ОАО РЖД Познание Общее понятие познания. Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.
Познающим субъектом является человек – существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством. Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры – носителей результатов познания, также является познавательным субъектом. Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.
Познавательная деятельность.
Результаты познания – знания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества). Знание - результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»: · знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности; · знание как познавательно-значимая информация; · знание как отношение человека к действительности. Видызнаний: · житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатациифактов и ихописанию) · практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира · художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии) · научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы) · рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении · иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки. · личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности Формызнаний: · научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание · ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами · донаучное – прототип, предпосылки научного знания · паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием · лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки · антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности · В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию: - познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества); - познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры). 2. Гностицизм и агностицизм – основные подходы к проблеме познания. В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: - гностицизм; - агностицизм. Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Агностики (часто – идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой: - сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума); - сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – «вещей в себе». Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что: - идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума; - материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя.
|