Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Младенчество и дошкольный возраст





 

Родители – это кости, об которые дети точат свои зубы.

Питер Устинов

 

 

Американский комик Робби Уильямс однажды заметил, что родители младенца напоминают наркоманов‑кокаинистов: не могут спать, настоящие параноики и вечно что‑то нюхают!

Родительский бизнес – это тернистый путь. Большинство родителей сложных детей начинают с вопроса: «Где норма?» В этой главе я попытаюсь дать вам приблизительное представление о ней.

Прежде чем ответить на этот вопрос, важно напомнить, что дети развиваются с разной скоростью. У родителей всегда возникает волнение, когда они смотрят на своего маленького Джимми, соображающего, каким концом воткнуть в рот пустышку, ведь соседская Генриетта, маленький гений, уже проглотила «Войну и мир», а теперь трудится над сочинением «Каков был бы следующий шаг Гамлета». И все же не забывайте: все дети разные. Они развиваются по собственным часам. И тот ребенок, который развивается быстрее других, далеко не всегда бывает самым умным и успешным.

Давайте повторим: ребенок, который развивается быстрее других, далеко не всегда бывает самым умным и успешным.

Как однажды мудро было замечено, если вы превратите жизнь в крысиные бега, то, независимо от выигрыша или проигрыша, станете крысой.

Младенчество

Наука шагнула далеко вперед, и за последние несколько лет мы узнали гораздо больше о том, как развивается человек, чем за прошедшие полвека. Такой скачок произошел в главном благодаря распространению позитрон‑эмиссионной томографии (ПЭТ), позволяющей вести точные исследования.

Полтора килограмма серой массы на вершине вашей шеи – самый сложный, адаптируемый и регенерирующий предмет из известных нам. И его наибольшая активность приходится на детский возраст.

Развитие мозга – это не раз и навсегда определенная последовательность событий. Недавние исследования подтверждают то, что теоретически допускали два великих ума в области детского развития – Жан Пиаже и Мария Монтессори: детский мозг развивается скачками с последующими периодами консолидации. Эти процессы получили название «ассимиляция» и «аккомодация» у Пиаже и были описаны как «циклы познания» у Монтессори.

Оказывается, во время умственного развития возникают периоды сверхсинтеза и изобилия, когда мы становимся высоковосприимчивыми к новой информации и накапливаем специфические умения без особых трудностей.

В детстве и подростковом возрасте именно так, кажется, и развивается мозг: делает сверхнакопления в периоды продуктивности, а потом удаляет все, что не пригодилось. Это очень искусная система, потому что именно излишки позволяют нам выбирать, оттачивать мастерство и специализироваться в нем.

Если мы изобразим на схеме социальные способности в разном возрасте, то получим временную шкалу, которая поможет родителям в выборе приоритетов.

 

Естественно, нельзя исключать индивидуальные и половые отличия, но тем не менее временные шкалы, представленные в этой главе, могут быть полезными для родителей в выборе целей образовательного процесса в разное время. Детский мозг более активный, чем мозг взрослого человека. Можно сказать, что ребенок быстрее соображает, схватывает все на лету. С рождения мозг нацелен на создание связей.

У новорожденного каждая клетка мозга (нейрон) имеет приблизительно 2500 связей‑синапсов; число синапсов быстро растет, и к двум‑трем годам у каждого нейрона насчитывается уже до 15 000 синапсов. Повторю еще раз: детский мозг, особенно в раннем возрасте, более активный, более связанный и приспосабливаемый, чем у взрослых.

Во многих случаях вы могли бы поспорить, что никогда так легко не приспосабливались и не были так умны, как в возрасте трех лет.

Вплоть до трех лет дети как губки. Получая достаточно внимания, будучи привязанными к заботливому взрослому человеку и имея интересное окружение, они просто учатся.

Они впитывают окружающий мир, и особенно их привлекает разнообразие. По сути дела, они учатся, подстраиваясь под разнообразие, и такой способ обучения остается правомерным для нас на протяжении всей жизни.

Это означает, что с момента рождения мы проявляем интерес к социальному окружению: замечаем отличия, направляем процесс познания в сторону эмоций, пытаемся найти причинные связи между событиями, хотим познать смысл и применить полученные знания в новых условиях.

В процессе жизни мы узнаем о новых местах и людях и приспосабливаемся к тому, что находим. Но в детском возрасте все новое. Значит, дети знают намного больше, чем взрослые.

Большая часть наших пристрастий и уверенности закладывается в раннем возрасте.

Основные отношения – включая принятие мира как безопасного и дружелюбного места или как враждебных джунглей – закладываются именно в этот период.

 

В мире очень много влиятельных мест: Пентагон, Мекка, Ватикан, Кремль, – но самое влиятельное, самое могущественное из всех – это семейный очаг. Семья – это место, где преподносятся подарки и где требуется целая жизнь, чтобы распечатать их. Не приходите в отчаяние, если у вашего сложного ребенка не было самого спокойного, самого теплого и счастливого младенчества. Это не означает, что ваша дочь проведет остаток жизни, взирая на мир как на гиблое место. Однако это значит, что вам придется потрудиться, чтобы показать ей позитивные способы жизни.

 

Дошкольники

А потом, в возрасте трех‑четырех лет, что‑то происходит – и все меняется. Кажется, четырехлетний ребенок вдруг останавливается, оглядывается вокруг в изумлении и выражает свою озадаченность вопросом «Почему?».

Замечено, что дети в возрасте четырех лет задают вопрос «Почему?» каждые две с половиной минуты! И весь процесс познания, который раньше проходил почти автоматически, вдруг начинает требовать усилий.

Это своевольные годы, на протяжении которых дети учатся делиться, продлевать удовольствия, успокаиваться и развивать импульсивный контроль. Кое‑кто не может приобрести эти навыки в указанное время – что ж, научатся потом, но сделать это будет намного труднее.

Думаю, вам приходилось встречать взрослых людей, которые так ничего и не узнали об импульсивном контроле. Вы знакомы с так называемыми друзьями, способными испортить любую вечеринку? Они показывают полное неуважение к потребностям других людей и совершенно не способны нести какую‑либо ответственность. Короче, это взрослые с синдромом «кто наложил в мои штаны».

 

В этом возрасте дети начинают ощущать себя властелинами Вселенной. В числе прочего это означает, что они могут испытывать ответственность за вещи, которые не поддаются их влиянию (например, расстройство одного из родителей, низкая зарплата, болезнь домашнего животного). Поэтому требуется приложить достаточно времени и усилий, чтобы объяснить им, почему такое случается. Маленькие властелины Вселенной начинают понимать, что их гнев имеет большую власть. Плохо, когда трех– или четырехлетний ребенок выигрывает каждую битву. Ему кажется, что его гнев сильнее родителей, а раз так – значит, нет никого сильнее, чтобы защитить его самого. Это хорошая почва для страхов. Родители должны понять, что не стоит всякий раз падать ниц, когда ребенок повышает голос. Не уступайте каждому затянувшемуся с его стороны нытью.

В воспитании мальчиков и девочек этого возраста существуют разные приоритеты.

Мальчикам необходима помощь в развитии мелкой моторики. Конструкторы «Лего», другие игрушки, предполагающие кручение и вращение, развивают навыки, помогающие со временем научиться красиво писать. Так как у мальчиков сильнее, чем у девочек, реакция «дерись/беги», они часто нуждаются в помощи, сдерживающей их гнев или желание удрать куда подальше при расстройствах. Это предполагает необходимость применения сопереживающего метода воспитания («активная дружба»).

Девочки больше нуждаются в помощи при развитии крупных моторных навыков и координировании групп крупных мускулов. Полезны физические игры, игры, связанные с бросанием и ловлей мяча, бег вокруг стульев по кругу под музыку.

Не надо запрещать девочкам пачкаться. Как оказывается, слишком изнеженные девочки рискуют превратиться в перфекционисток.

К РАЗМЫШЛЕНИЮ ✓ Ребенок, который развивается быстрее других, далеко не всегда становится самым успешным и умным в будущем.

✓ Дети получают знания двумя путями: подражание и наблюдение за отличиями. Только потом они познают, что представляет из себя явление/предмет.

✓ Наши будущие чувства причастности и безопасности формируются в раннем возрасте.

Date: 2015-10-19; view: 285; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию