Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Старшеклассники. Ранняя юность





Переходный период от подросткового к раннему юноше­скому возрасту. Этот период приходится примерно на 14—Шлет, т. е. на VII—IX классы. Многие учащиеся этого возраста уходят из школы и поступают в другие средние учебные заведения.

В переходный период появляются мотивы, отсутствующие у подростков. Это самосовершенствование (стремление повышать свой культурный уровень, желание стать интересным, «много­знающим» человеком) и связанный с ним интерес к учению. От VI к 1-Х классу значительно увеличивается привязанность к своей школе.

Подростки к моменту окончания неполной средней школы не всегда в состоянии выбрать профессию и связанный с нею даль­нейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены, боятся сделать какой-либо выбор и поэтому желают продлить обучение в школе до X класса. Другие же, не удовле­творенные своими настоящими успехами в школе, стремятся ско­рее ее окончить, но что потом будет, им тоже неясно и внушает опасение. Здесь следует подчеркнуть, что устремленность в буду­щее только тогда оказывает благотворное влияние на формиро­вание личности растущего человека, когда у него есть чувство удовлетворенности настоящим. Подросток должен стремиться в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что в будущем жить будет еще интереснее.

В этот период происходят существенные изменения, характе­ризующие переход самосознания на качественно новый уровень. Это проявляется в повышении значимости собственных способностей, в перерастании – частичных качеств личности в общее, целостное отношение к себе, при этом меняется «знак» отношения к себе: в отличие от прежнего, двухпо­люсного (хороший — плохой), оно идет как бы в обратном направлении, проявляясь во все большей дифференцированности самооценок, умении отделять успех или неуспех в конкретной дея­тельности от общего отношения к себе.

В процессе познания своего «Я» учащиеся начинают пережи­вать наличие у себя отрицательных черт, считают, что они сами виноваты во всех сложностях, возникающих у них в общении с другими людьми, хотят исправить собственные недостатки. Вме­сте с тем, при переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет эмоциональную напряженность по отноше­нию к «Я» человека и проходит на спокойном эмоциональном фоне.

У семиклассников притупляется острота восприятия сверстни­ков. Но здесь происходит лишь смена объекта, на который она нацелена. В качестве такого объекта начинают выступать бли­жайшие взрослые. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми выступает как важнейшее новообразова­ние этого переходного периода. Важность общения со взрослыми связана прежде всего с тем, что оно дает знания, необходимые юношам и девушкам в будущей самостоятельной жизни.

Одним из существенных моментов становится формирование чувства взрослости, причем взрослости не вообще, а именно муж­ской и, соответственно, женской взрослости. Особенно интенсив­но развивается восприятие "себя "как человека определенного пола, включающее специфические для юношей и девушек потреб­ности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представите­лям другого пола и соответствующие формы поведения.

Психологические особенности юношеского возраста. Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Если ребенок сердится, он объясняет это тем, что кто-то его "обидел. Напротив, для юноши внешний, физический мир — только одна из возможностей субъек­тивного опыта, средоточием которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное су­щество открывает целый мир эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски. «Открытие» своего внутреннего мира — очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Оказывается, «внутреннее Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабо­волие — самая распространенная форма подростковой юно­шеской самокритики. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиноче­ства. Это порождает острую потребность в общении и однонременно повышение его избирательности, потребность и уединении, в тишине природы, в молчании, в том, чтобы услышан, спой внут­ренний голос, не заглушённый суетливой будничной повседневностью.

Главным измерением времени в самосознании юноши будущее, к которому он себя готовит. Мечты о будущем занимают центральное место в его переживаниях. Доверительность отношений в ранней юности. С раз­витием самосознания у старшеклассников возникает стремление к доверительности во взаимодействии с окружающими людьми. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, а «исповедальность»— со сверстниками, что в первую очередь пред­полагает глубокое самораскрытие.

Доверие к сверстнику реализуется в сфере интимно-личност­ного общения, главная цель которого — понимание и самораскры­тие. В доверительном общении со взрослыми ситуация несколько меняется, важным становится не только познание своего «сегод­няшнего», «реального Я», но и познание себя с точки зрения лич­ных жизненных перспектив, своего «желаемого», «будущего Я». Доверие к близкому взрослому основывается на отношении к взрослому как к идеалу. Такая форма доверия не всегда связана с реальной психологической близостью и не обязательно реализу­ется как глубокое самораскрытие. Она актуализируется в ситуа­ции неопределенности, затруднительности самостоятельного реше­ния, т. е. в какой-то проблемной ситуации. Это происходит потому, что существует определенная дистанция, обусловленная ста­тусом взрослого и старшеклассника, поэтому в последнем случае доверие будет в большей степени связано не с интимностью или секретностью передаваемой информации, а со значимостью того содержания, с которым старшеклассник обращается к взрослому. И в данном случае отношение доверия будет строиться на том, что старшеклассник оценивает взрослого, к которому обращается, не столько с точки зрения своего «реального Я», сколько с позиции «желаемого Я». У большинства старшеклассников имеется не один образ-эталон, а набор таких эталонов. Поэтому и не бывает лю­дей, которые во всех отношениях выступали бы для старшекласс­ников как идеалы.

Наиболее частое доверительное общение со взрослыми у уча­щихся старших классов наблюдается по следующим темам. Темы доверительного общения с отцом по содержанию связаны прежде всего с перспективами личности старшеклассников, с их плана­ми и устремлениями на будущее. Кроме проблем, связанных с жизненными планами на будущее, в круг тем общения с матерью входят темы, связанные с учебной деятельностью и особенности взаимоотношений.

 

 

Date: 2015-10-19; view: 365; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию