Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебные игры





Как известно, любая игра — это ролевое взаимодействие ус­ловно противоборствующих групп в форме развлечения или со­ревнования по поводу достижения определенной цели. Учебная игра заимствует из обычной игры соревнование, противоборство групп, ролевое поведение ее участников, развлекательный эле­мент и переводит групповое взаимодействие из сферы развлече­ния в плоскость «реального» поведения обучаемых в производ­ственных, общественных условиях. Модели этих условий конст­руируются средствами учебного процесса таким образом, чтобы в них содержалась высокая концентрация сложных ситуаций, предназначенных для решения участниками игры,.и чтобы ими­тируемые при этом процессы отражали жизнь, а решения — со­временный уровень науки.

Признаками учебной игры являются: имитация учебными средствами производственных или общественных условий, пря­мо связанных с одной из тем учебного курса; проблемное конст­руирование этапов игры и ситуаций; коллективное решение за­дач ее участниками; состязательное движение к"~цели; ролевое взаимодействие обучаемых; соблюдение принятых в игре пра­вил; общественная значимость достигнутого в игре результата. Немаловажен при выборе данного вида практикума и интерес обучаемых к проблеме. Учебные игры не могут быть очень дли­тельными, так как ограничены объемом учебных занятий.

На различных межвузовских курсах практикуются иногда иг­ры, рассчитанные на 2—3 дня или 14—46 часов. Такие игры не i подходят для учебного процесса. Учебная игра должна быть рассчитана на время семинара (2—4 часа), хотя и может быть потом продолжена во внеучебное время, если заинтересует студентов.

Можно выделить два типа учебных (дидактических) игр: по­знавательные и деловые (производственные). Познавательные игры, в свою очередь, подразделяются на различные виды игр, в том числе и игры исторического типа,- предполагающие воспро­изведение определенных исторических событий, непосредствен­но связанных с темой учебного занятия, в устном изложении их обучающимися, которые распределены по социальным ролям имитируемого отрезка истории. При этом участникам игры пре­доставлено право не только описывать общий ход событий в той хронологической последовательности, в которой они протекали в действительности, выступать от имени исторических лиц, из­лагая их решения и поступки, но и вводить в игру предположи­тельные ситуации, допускать возможность других решений и иного характера действий своих героев. При возникновении в игре непредвиденных ситуаций ее участникам предоставляется возможность строить события не так, как они протекали в дей­ствительности, а в соответствии с современными тенденциям.

Однако таких ходов в игре — минимум. Главное в игре не в том, чтобы перекроить историю в соответствии с законами об­щественного развития или в соответствии с субъективными по­зициями играющих, а в том, чтобы, опираясь на практику, ана­лизируя исторические события, самостоятельно придти к ос­мыслению той учебной теории, которая имеет аналогии в дан­ных исторических событиях.

Задача участников игры в период подготовки состоит в том, чтобы по литературе и курсам читаемых лекций изучить ход имитируемых событий, действие ролевых партнеров, вжиться в образ своих героев и быть готовыми проанализировать их дея­тельность, получая для этого слово в зависимости от хронологии событий и поступков, а также степени их завершенности в дан­ной игре.

Этот вид игры называется также имитационным исполнени­ем ролей или игрой-инсценировкой. Но, вероятно, более пра­вильно будет называть ее так, как называли ее мы, так как и ис­полнение ролей, и имитация возможны также в деловых

(производственных) играх.

К учебным играм относятся также игры, углубляющие зна­ния студентами документов и первоисточников. Трудно, напри­мер, иными учебными средствами побудить студента к более

основательному изучению Конституции и других документов и более убедительно показать их практическое значение, чем в про­цессе учебных игр «Демократические институты», «Позиция», «Предвыборная кампания» и др.

В деловой (производственной) игре зачастую имитируется про­изводственная обстановка и решаются неизбежно возникающие проблемные ситуации, вводимые в игру ее руководителями.

В качестве примера учебных деловых игр можно назвать иг­ры «Выбор руководителя», «Кадры», «Маркетинг», «Социально-экономические приоритеты трудового коллектива» и «Конфликт». На занятиях могут проигрываться ситуации типа «Если бы я был начальником цеха (мастером, мэром города, президентом страны)». С алгоритмом учебной игры, методикой ее подготовки и проведения, основными этапами можно познакомиться, прочи­тав брошюру «Новые подходы к программе и преподаванию по­литэкономии» (М.: Знание, 1991), а также главу IV «Игровые методики при изучении социологии» в «Практикуме по социо­логии» (инновационные методики) — М.: Изд-во ИМТ, 1997. Этапы и методика проведения игры.

Первый этап. Вводное слово преподавателя, в котором опре­деляются тема и цель предстоящей работы, формулируется про­блема, раскрываются ее актуальность и предпосылки решения, обосновывается Необходимость коллективного поиска способов и путей решения проблемы, создается мотивация эффективной поисково-познавательной деятельности.

Второй этап. Дается характеристика проблемы. Суть про­блемы обычно раскрывается в процессе коллективного обсужде­ния. Следует иметь в виду, что сравнимость результатов воз­можна лишь при условии строго однозначной трактовки содер­жания проблемы. В этих целях она структуризируется, т. е. в ее со­держании вычленяются элементарные составляющие (компоненты)

или характеристики.

Характеристика сложных дискуссионных проблем предпо­лагает использование экспертного метода с последующим обсу­ждением альтернативных точек зрения.

Третий этап. Выявление концепций (способов) решения проблемы обеспечивается на основе свободного, но гибко управляемого преподавателем обмена мнениями методом «мозгового штурма» (при этом принимаются и фиксируются лю­бые, даже профессионально явно несостоятельные решения).

В ряде случаев, в частности, когда аудитория испытывает из­вестные затруднения, целесообразно проведение специального «экспресс-опроса» студентов с помощью карточки программиро­ванного контроля, которая фиксируется на доске или в студенче­ских тетрадях с последующим коллективным или индивидуаль­ным выбором приемлемых решений из предлагаемого перечня.

Четвертый этап. Формирование рабочих групп и группы экспертов (из числа студентов). Обеспечивается на основе от­крытого голосования из наиболее подготовленных студентов ли­бо из числа тех, кто воздержался при голосовании.

Пятый этап. Работа в малых рабочих группах по обоснова­нию различных решений. Работа в группах строится по разрабо­танному плану: определение сути выбранного решения пробле­мы и основных аргументов по его обоснованию; выявление не­обходимых Предпосылок решения; прогноз возможных послед­ствий, разработка алгоритма (рабочей программы) осуществле­ния каждого решения, что предполагает обоснование способов, путей и средств реализации, их продолжительности и последова­тельности, систем мотивации, критериев-ориентиров или инди­каторов продвижения к цели, а также механизмов коррекции возможных отклонений. При этом обязательно определение «долевого вклада» сферы, отрасли будущей профессиональной деятельности участников учебной игры в реализацию выбранной концепции и ее решения.

Шестой этап. Обсуждение и защита представленных вариан­тов решения проблемы. Обеспечивается на основе их сравни­тельного анализа, который проводится по принятым всеми кри­териям и процедуре.

Седьмой этап. Подведение итогов обсуждения. Высказывает­ся мнение экспертов о наиболее удачном варианте решения и наиболее активных и подготовленных участниках игры. Заслу­шивается и оценка отдельных студентов. Завершая игру, препо­даватель высказывает собственное мнение по проблеме, отверга­ет крайности в оценках и добивается консенсуса.

В уже упоминавшемся практикуме по социологии (инноваци­онные методики) четвертая глава полностью посвящена характе­ристике игровых методик, используемых при изучении социо­логии: возможностям игрового обучения и классификации игр, характеристике некоторых игровых методик, применяемых в со­циологии (метод мозговой атаки, метод 635, метод утопических игр, метаплан, синектика), описанию конкретных примеров подготовки и проведения игр в учебном курсе «Социология» в вузах России (деловые игры «Кораблекрушение», «Социальные

конфликты на государственном промышленном предприятии и способы их разрешения», игры в спецкурсе «Социальная психо-t логия»: «Позиция», «Организуем забастовку», «Семейный кон-§, фликт»). В книге можно найти сценарии и все необходимые приложения к ним, в том числе тесты.

В приложении к первому разделу данного практикума в ка­честве примера даются методичеркие указания для студентов всех форм обучения Магнитогорского горно-металлургического института к практическим занятиям в форме игр по курсу «Социология». •

Описание некоторых игр по социологии можно найти в учеб­нике Ю.Г. Волкова, И.В. Мостовой «Социология». (М., 1998.), на­пример, социодрамы «Неравный брак» и деловой игры «Пятница.. Суббота. Воскресение» (с. 238—241, 376—377). В методическом пособии «Основы социологии» (М., 1997) А.И. Кравченко дает описание игры «Опрос» (с. 77—78)'. Но ^все перечисленные г примеры раскрывают сущность и методику подготовки и проведения игр первого поколения. Неразработанными для преподавания социологии являются сценарии и методики игр второго поколения, к которым относят организационно-мыслительные игры (ОМ И), организационно-деятельностные игры (ОДИ) и электронные игры.

Date: 2015-10-19; view: 798; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию