Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Удк376:811. 161. 1 ббк 74. 3





Парамонова Л.Г.

П 18 Стихи для развития речи. - СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, БИНОМ, 2004. — 208 с: ил. — (Коррекционная педагогика)

ISBN 5-89815-435-3

Занимательное путешествие в мир слов значительно расширит словар­ный запас ребенка и научит правильно строить речь.

 

УДК376:811.161.1 ББК 74.3

© ДЕЛЬТА, 2004
ISBN 5-89815-435-3 © КАРО, 2004


Светлой памяти Парамонова Павла Михайловича, подавшего мне идею изложить правила русского языка в стихах

Автор

Предисловие

Одна из важнейших задач, стоящих перед ребёнком дошкольного возраста, - овладение полноценной речью, без чего невозможно спешное обучение в школе. А это означает, что он должен научиться правильно произносить все звуки речи, приобрести достаточно боль­ной словарный запас, научиться правильно (в соответствии с закона­ми грамматики) объединять слова в предложения и предложения в навык высказывания.

Успешно выполнить эту «программу» удаётся далеко не всем детям. Многие из них по тем или иным причинам отстают в своём речевом развитии и приходят в школу с недостаточно сформировавшейся устной речью, что существенно осложняет весь процесс их окольного обучения.

Частой причиной задержки речевого развития детей является их так называемая семейно-педагогическая запущенность. Родители в этих случаях полагают, что нет никакой необходимости как-то специ­ально заботиться о развитии речи ребёнка, да к тому же и не умеют этого делать. Ребёнок в таких семьях оказывается полностью предоставленным самому себе: что сумеет самостоятельно усвоить из речи окружающих его людей, то и останется при нём. К сожалению, чаще вcero он усваивает далеко не то, что ему надлежало усвоить, и не в том объёме.

Предлагаемая вниманию читателей книга призвана убедить их втом, что о полноценном речевом развитии каждого ребёнка необходимо проявлять специальную и, главное, своевременную заботу. Именно своевременный «толчок» способен стимулировать речевое развитие ребёнка и направить это развитие в нужное русло, открывая тем самым путь к дальнейшему самостоятельному обогащению и усовершенствованию речи.

Содержание книги нацелено на обогащение словарного запася детей и развитие грамматического строя речи. (Вопросу формирования правильного звукопроизношения уделено внимание в нашем пособии «Говори и пиши правильно. Устранение недостатков устной и письменной речи». СПб., «Дельта», 1996). Представленный в книге речевой материал поможет решить обе названные выше задачи в ненавязчивой и доступной для детей дошкольного возраста форме. Этот материал, снабжённый необходимыми пояснениями и иллюстрациями, распределён по соответствующим разделам, каждый из которых преследует вполне конкретные цели.

В первом разделе, рассчитанном на обогащение словарного запаса детей, целенаправленно подобраны имена существительные, глаголы имена прилагательные, наречия, которые ребёнок постепенно и непроизвольно усвоит.

Второй раздел предусматривает практическое ознакомление ребенка с правилами изменения слов, что позволит ему научиться согласовывать слова между собой, употреблять их при построении предложений в правильной грамматической форме.

В третьем разделе дан речевой материал на словообразование благодаря чему ребёнок сможет в практике речевого общения познакомиться с правилами образования новых слов от уже имеющихся Овладение этим умением очень важно как для обогащения словарного запаса ребёнка, так и для овладения им правилами правописания слов.

Выделение названных трёх разделов условно. Оно предпринята лишь для обеспечения большей ясности изложения, а также с целью более чёткого обозначения основных направлений работы. В действительности же процессы овладения словарным запасом и грамматическим строем речи протекают у ребёнка в неразрывном единстве, что важно постоянно учитывать в ходе занятий.

Хочется обратить внимание читателей ещё на два обстоятельства:

1. Многие дети даже в школьном возрасте не понимают выраже­ний, состоящих из хорошо знакомых, но расположенных в несколько необычном порядке слов. Одну из причин этого мы видим в следую­щем. Даже в школе в качестве образца для подражания детям обычно даются только предложения с прямым порядком слов (кто из нас не
помнит «классическое» МАМА МЫЛА РАМУ?). Поэтому ребёнок просто не привык к восприятию «перевёрнутых» выражений и его приходится специально этому учить. Так не лучше ли уже в раннем детстве наряду с наиболее типичными фразами дать ему для слухово­го восприятия и полностью понятные по смыслу, но не вполне обычно
построенные «конструкции»? Пусть он научится как можно раньше понимать их смысл! Ввиду этого в предлагаемом здесь речевом мате­риале мы сознательно не придерживаемся только прямого порядка слов. Приведём лишь один конкретный пример, касающийся образо­вания относительных прилагательных от имён существительных. Вме­сто «правильно построенной» фразы ЛЕДЯНОЙ ДОМ СТРОЯТ ИЗО ЛЬДА, А СНЕЖНЫЙ ДОМ - ИЗ СНЕГА мы даём следую­щее четверостишие:

ИЗО ЛЬДА строят дом ЛЕДЯНОЙ,

А ИЗ СНЕГА, конечно, СНЕЖНЫЙ.

Жить в домах этих можно зимой,

Пока солнышко греет нежно.

Нам представляется, что таким путём дети дошкольного возраста постепенно приучатся свободно понимать любые и к тому же довольно часто встречающиеся в нашей речи выражения с «нестандартным» порядком слов.

2. Нередко дети с трудом овладевают пониманием очень широко используемого в русском языке переносного значения слов, что затрудняет для них и понимание смысла многих высказываний.
(Например, на вопрос о том, что значит ЗОЛОТЫЕ РУКИ, ребё­нок отвечает, что РУКИ СДЕЛАНЫ ИЗ ЗОЛОТА). По этой при­чине в первом разделе книги приведено достаточно много глаголов и имён прилагательных, употреблённых в переносном значении.
Основной задачей работающего с ребёнком взрослого является объяснение смысла переносных выражений, а также целесообразности их использования в речи по причине их краткости и «меткости».

Приведённый в книге речевой материал неодинаков по своей сложности, что позволит использовать его для детей с разным уровнем речевого развития: родителям предоставляется возможность подбирать в пределах каждого раздела доступные для того или иного конкретного ребёнка задания. Не следует ограничивать лишь самыми элементарными упражнениями тех детей, которые имеют достаточно высокий уровень развития речи. Детей же с более низким уровнем речевого развития нужно постепенно и целенаправленно «приподни­мать» в процессе проводимой с ними работы.

Доброго Вам пути!


Раздел 1

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА


Для свободного владения речью ребёнок прежде всего должен обла­дать достаточно большим запасом слов. Чем больше в его словаре будет существительных, глаголов, прилагательных, наречий, тем точ­нее и полнее он сможет выражать свои мысли, тем легче ему будет общаться при помощи устной речи, а в дальнейшем овладеть и пись­менной речью. По этой причине на специальные упражнения по обогащению словарного запаса ребёнка не следует жалеть сил и времени, тем более что результаты таких упражнений не заставят себя долго ждать.

Представленный в этом разделе книги речевой материал система­тизирован по частям речи, что даёт возможность избежать «однобоко­сти» в обогащении словаря и пополнить его всеми основными частями речи. В отношении каждой из них в дальнейшем будут даны необхо­димые пояснения.

Имеющиеся в этом разделе (равно как и в других) иллюстрации не только помогут сделать предстоящую работу интересной для ребёнка, нои обеспечат более точное понимание им всех усваиваемых слов (дети нередко изображённого на картинке ВОЛКА называют ЛИ­СОЙ, не замечая отсутствия у него столь характерного для лисы пышного хвоста, а КУРИЦУ считают ПЕТУХОМ, опять-таки не обращая внимания на её«бедный» хвост и небольшой гребешок). Вот почему при работе с картинками нужно обязательно обращать внимание ребёнка на наиболеетипичные для данного животного (или предмета, действия, признака) черты. Вэтом случае у ребёнка за каждым употребляемым им словом будет стоять достаточно отчётливое представление об обозначаемом этим словом предмете или явле­нии, что сделает его речь более осознанной.

 

ИМЕНА

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

В процессе речевого общения мм обычно говорим о тех или иных одушевлённых и неодушевлённых предметах — о людях, животных растениях, продуктах питания, одежде, мебели, игрушках, книгах театрах, картинах, городах, странах, явлениях природы и т.п. Такой «предмет» обычно присутствует и в любом задаваемом нами вопросе, поскольку мы всегда спрашиваем человека О ЧЁМ-ТО. Уже из одного этого должно быть ясно, сколь необходимо наличие в речи каждого человека достаточно большого запаса имён существительных, а и постепенное накопление этого запаса начинается с детства. И чем правильнее будет помощь, оказываемая взрослыми на первом этапе овладения «предметным словарём», тем успешнее сможет ребёнок в дальнейшем самостоятельно пополнять этот словарь.

Весь употребляемый нами в речи «предметный словарь» объединяется в определённые логические группы (ЖИВОТНЫЕ, РАСТЕ НИЯ, МЕБЕЛЬ, ФРУКТЫ и т.д.), что позволяет нам достаточно успешно ориентироваться в бесконечном «море предметов». Но этой причине очень важно помочь ребёнку как можно раньше почувствовать эту систему и воспользоваться ею, а не обогащать его словарь хаотично. Именно на это и ориентирован весь раздел, посвященный именам существительным.

Сначала ребёнку предлагаются три задания, рассчитанные на то, чтобы заставить его задуматься, насколько разные предметы «подходят» друг другу. После этого можно будет перейти к работе над остальными логическими группами существительных, что окажется для ребёнка уже более понятным. Особое внимание уделено названия ям детёнышей животных и птиц, которых дети также должны уметь называть правильно.


Давай-ка подумаем, что же здесь лишнее: КАРТОФЕЛЬ, ПИЛА, ОГУРЕЦ, ПОМИДОР... Три из картинок подружатся с ПИЩЕЮ, А для четвёртой подходит ТОПОР.




 


 



 


Решим и другую задачу на «лишнее»: КЛУБНИКА, МАЛИНА, ЧЕРНИКА и КОТ... Какие картинки подружатся с ВИШНЕЮ? Какая с ЖИВОТНЫМИ в дружбе живёт?




 


 




 


А дальше найдём мы хороших друзей Для КРЕСЛА, ЖУКА и столовых НОЖЕЙ.



Каких же ты знаешь ПТИЦ? Галок, скворцов, уток, синиц


Дятлов, дроздов, сорок и ворон - Птицы летят к нам с разных сторон


 



 


Я знаю кукушек, грачей, голубей, И сов, и орлов, и ещё журавлей. Известны мне чайки, стрижи, воробьи, Прекрасные лебеди и соловьи.


К птицам относятся гуси, павлины, Аисты, ласточки, но не дельфины!


МЕБЕЛЬ давай перечислим мы вместе: Сервант и тумбочка, мягкое кресло, Шкаф и диван, стол и кровать... Что ты ещё можешь назвать?






 


 



Давай-ка с тобой мастерить. Какие возьмём ИНСТРУМЕНТЫ? Нам важно топор не забыть, Лежит он в чехле из брезента.





Найди молоток и щипцы, Да клещи, пилу и рубанок. Отвёртку и дрель поищи. Работать начнём спозаранок.


На ТРАНСПОРТЕ ездим мы все постоянно. Автобусы возят нас всех непрестанно, Трамваи, троллейбусы... Есть и метро, Которое спряталось очень хитро.


 



Вот в небе над нами летят самолёты, И в них за штурвалом, конечно, пилоты. По морю большие плывут корабли, С бортов их давно уж не видно земли.


Мы знаем ещё мотоциклы, мопеды И очень удобные велосипеды. Конечно, есть лодки и есть катера, Но нам на картинки взглянуть уж пора!


       
   
 
 


Ты знаешь, какая бывает ПОСУДА И как без неё нам приходится худо? Попробуй поесть без тарелки и ложки... Без миски никак не накормишь и кошки!


 


 
 

 


Кофейники, чайники, чашки, стаканы — О них вспоминаем мы утречком рано. Кастрюли, салатницы, вилки, ножи... Всегда всю посуду в порядке держи.

Проверь хорошенько, мы всё ли назвали, Что наши художники нарисовали?


       
   
 
 


 


К ОДЕЖДЕ относятся брюки, жилеты, Платья, костюмы, пальто и жакеты. Тёплые шубки мы носим зимой, А на плащи переходим весной.



 



ИЗ ОБУВИ знаем мы валенки, Тапочки, туфли, ботинки, Сапожки для деточек маленьких... Что видишь ещё на картинке?




 


 


Какие ты любишь ИГРУШКИ? Вот кубики, кукла, юла, А вот надувная лягушка Лежит на полу у стола.

 

Мне нравятся плюшевый мишка И серый задумчивый слон, Ещё — длинноухий зайчишка, Хотя и трусливенький он.

       
   
 
 


 



ОВОЩИ — это капуста, Свёкла, морковь, помидоры, Укроп, что растёт очень густо. Поспеют все они скоро.





Вспомним ещё про салат, Про лук, огурцы и чеснок, Про редьку, редиску, шпинат И про картофель, дружок.


 

 



К ФРУКТАМ относятся сливы, Яблоки, груши, бананы, Лимоны и апельсины (Любят их есть обезьяны).


 

Мне нравятся очень ЦВЕТЫ — Тюльпаны, ромашки и лилии. Надеюсь, их любишь и ты, Они очень нежные, милые.



А вспомни-ка ландыш, жасмин, Сирень и черёмуху белую. В траве колокольчик один Вдруг поднял головку несмелую...

Любые цветы хороши

И даже простые подснежники.

Их рвать никогда не спеши —

Они очень хрупкие, нежные!


 




ЯГОДЫ — это крыжовник, Клюква, черника, брусника, Малина, клубника, шиповник, Смородина и земляника.

Ёлочка колючая, Стройная рябинка, Ивушка плакучая, Тонкая осинка,


Липа бледнолистая, Дуб большой, могучий И сосна смолистая, Что растёт над кручей,

Лиственница нежная И красавец-клён, Берёзка белоснежная... В ДЕРЕВЬЯ я влюблён!




 


Стрекозы и бабочки, всем нам знакомые, -Это всё разные НАСЕКОМЫЕ. Сюда подойдут ещё пчёлы, жуки, И мухи, и осы, и все пауки.


К ДИКИМ ЖИВОТНЫМ относятся волки,
Злые они, часто воют под ёлкой,
Лисы, которые в норах живут |

И зорко лисят от врагов стерегут,


Мишка лохматый, что спит всё в берлоге, Белки игривые — ах, недотроги! Тигры храбрейшие, сплошь полосатые, Львы, у которых есть гривы косматые,



И обезьяны, такие проказницы, Вечно смеются и весело дразнятся, Здесь же слоны величавые, важные, Да быстроногие барсы отважные.


 


К ДОМАШНИМ ЖИВОТНЫМ мы тех отнесём, С которыми в тесном контакте живём: Коровы и лошади, овцы и козы, Мы их укрываем в тепле от мороза,

Их кормим и поим, коль надо — стрижём, Их ласково гладим, всегда бережём. Они к нам привязаны, очень послушны И к голосу нашему неравнодушны.

Одни нам дают молоко и сметану, Другие нас возят везде неустанно,

А третьи наш дом охраняют, Еду от мышей сберегают.

 


Теперь постарайся узнать, ДЕТЁНЫШЕЙ как называть. Запомни названия эти, Должны их усвоить все дети!

Запомни котят и мышат, Ежат, лягушат, медвежат, Утят, и гусят, и цыплят, И маленьких ласковых львят.

Посмотри на картинки внимательно, Малышей всех найди обязательно.




У КОРОВЫ есть славный ТЕЛЁНОК, Он безрогий и очень смешной. Встал на ножки он прямо «с пелёнок», Сам находит дорогу домой.


 


У КОЗЫ игривые КОЗЛЯТА, Они скачут весело бочком, Ростом они меньше, чем телята, Мама кормит деток молочком.


У СВИНЬИ ПОРОСЯТА пищат, Нет щетинки у тех поросят, Носики у них пятачком, Хвостики загнулись крючком.



Деток ОВЦЫ называют ЯГНЯТАМИ, Они очень милы и шустры И охотно играют с ребятами. У ягняток копытца остры.


У КРОЛЬЧИХИ множество КРОЛЬЧАТ, Все поближе к маме сесть хотят. Очень уж пугливы эти детки, А живут они обычно в клетке.


 


У ЛОШАДКИ моей ЖЕРЕБЁНОК. Голосок у него ещё тонок. Он всегда рядом с мамою ходит, Ни на шаг от неё не отходит.

 


ДЕТЁНЫШ ОСЛА - ОСЛЁНОК, Он любит ослицу-мать. Крупнее он, чем козлёнок. Приятно с ним поиграть.


Появилась КОШКА на пороге, А КОТЯТА всё ещё в дороге, На ходу все весело играют, Потихоньку маму догоняют.

Родились У СОБАКИ ЩЕНКИ. Они с мамой живут в конуре. Им пока не нужны поводки — Они время проводят в игре.


 


У СЛОНИХИ родился СЛОНЁНОК, Длинный хобот его ещё тонок. Мать-слониха сынка бережёт И от хищных зверей стережёт.

 
 

 


У ЛИСИЦЫ - ЛИСЯТА в норе, Она прячет их глубоко: Пусть проводят время в игре, Ведь уходит лиса далеко!

 


 


У ВОЛЧИЦЫ ВОЛЧАТА в логове, Но выходят они погулять. Мама смотрит, шалят не много ли — Очень любят волчата играть.

 


У МЕДВЕДИЦЫ игривый МЕДВЕЖОНОК. Стал шалить он чуть ли не «с пелёнок». Мама в речке иногда его купает, То нашлёпает, то нежно приласкает.


 


ДЕТИ ЛЬВОВ — это милые ЛЬВЯТА, У них нет ещё гривы пока. Жмутся к маме они, как котята. Любят вволю поесть молока.


ЛЯГУШАТА живут на болоте, Скачут около мамы-ЛЯГУШКИ, Привыкают с детства к охоте — Комары им нужны и мушки.




У ЩУКИ - зубастый ЩУРЁНОК. Родился он прямо в воде. Он очень проворен и тонок И плавает вольно везде.




УТЯТА — детёныши УТКИ, Сами вслед за мамой идут: Потеряются если малютки, Где потом они маму найдут?



Из яиц показались ГУСЯТА (Их родители — пара ГУСЕЙ.) Покрупнее они, чем цыплята, И немножечко их посильней.


 


У ВОРОНЫ в гнезде ВОРОНЯТА, А У ГАЛКИ ГАЛЧАТА сидят, Так прожорливы эти ребята, Есть они постоянно хотят!

У АИСТОВ родился АИСТЁНОК -Прекрасный, но беспомощный птенец. По виду он крупнее, чем утёнок. Как нежно смотрит на него отец!



 

У КУРИЦЫ много ЦЫПЛЯТ, Все жёлтенькие, пушистые. Они очень тонко пищат. Головки у них — золотистые.


У ОРЛИЦЫ - ОРЛЁНОК в гнезде, То гнездо — на вершине горной. И парит тот орлёнок везде — Он растёт таким непокорным!


Date: 2015-10-19; view: 582; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию