Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изобразительно-выразительные средства речи как способы повышения ее эффективности





Чтобы выступление доставляло удовольствие слушателям, в нём обязательно должны присутствовать изобразительно-выразительные средства. Языковые средства выразительности определяют как намеренное использование писателем возможностей языковой системы в целях усиления экспрессивности и эмоциональности речи. Основная функция – воздействие на читателя посредством украшения речи.

Языковые средства выразительности усиливают экспрессивность и эмоциональность речи; помогают автору доносить свою мысль, показывать отношение к проблеме или к герою, воздействовать на читателя.

Средства выразительности делятся на две группы: тропы (лексический уровень языка) и фигуры речи (синтаксический уровень языка).

Тропы – это поэтический оборот, употребление слов и выражений в переносном значении. Тропы слов: метафора, метонимия, синекдоха, антономасия, ономатопейя, катахреза, металепсис и др. Тропы предложений: аллегория, эпитетон, эмфазис, перифразис, ирония, гипербола, эвфемизм, литота и т.д.

Фигуры речи. Можно выделить три группы фигур, которые являются важными в риторической практике.

Первая группа – это риторические фигуры, в которых структура фразы определяется соотношением значений слов в ней: антитеза и градация.

Вторая группа – это фигуры, которые облегчают слушание, понимание и запоминание речи: повтор (в том числе анафора и эпифора), синтаксический параллелизм.

Третья группа – это фигуры, которые используются как приёмы диалогизации монологической речи: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение (обращение к отсутствующим лицам или к неодушевлённым предметам).

Кроме того, существуют общие средства выразительности. К ним относятся:

• многозначные слова;

• термины;

• архаизмы;

• неологизмы;

• синонимы, антонимы (в том числе и контекстные);

• фразеологизмы (сюда также входят пословицы, поговорки, крылатые выражения).

Выразительными эти языковые единицы становятся только в тексте (контексте).

В качестве средств выразительности могут использоваться также:

• стилистический контраст: сочетание экспрессивной книжной и разговорной лексики (например, «Ударом ноги он отшвырнул свою жалкую, отсыревшую скрипчонку в угол и, бия себя в грудь, возопил». «Бия себя в грудь, возопил» – книжная устаревшая лексика; «отшвырнул» – разговорное слово);

• оценочные слова (например, «клетушка», «скрипчонка» – выражают пренебрежение; эпитеты «проклятый день», «зловещий вечер» – дают негативную оценку).

В силу своей важности средства выразительности должны тщательно отбираться оратором.


21. Образ оратора: понятие, требования, взаимосвязь с риторическим идеалом

Образ оратора – результат большой работы над собой независимо от меры ораторского таланта, отпущенного человеку природой. Требования, предъявляемые к оратору, это и внешний вид, надлежащие манеры, зрительный контакт со слушателями, поза, жест.

Структура образа оратора отражает взаимодействие трех базовых категорий классической риторики - пафоса, логоса и этоса, которое обеспечивает эффективность коммуникации.

Категория пафоса детерминирует докоммуникативную и коммуникативную фазы, т. е. этапы создания текста и этап его публичного представления. Пафос как интенция ритора пронизывает в рамках докоммуникативной фазы вербальные составляющие образа оратора: авторское целеполагание определяет прежде всего такие параметры, как содержание речи, структура (композиция) речи, языковое оформление текста речи. Особенно наглядно категория пафоса, трактуемая как эмоциональное начало речи, проявляется в невербальном компоненте образа оратора, т. е. в кинетических, проксемических, голосовых характеристиках, в умении пользоваться взглядом и в общей манере выступления.

Термин "образ оратора" впервые встречается в работе В.В. Виноградова "О художественной прозе", опубликованной в 1930 г. Он быстро прижился в риторической теории, как и другой термин этого ученого - "образ автора", который утвердился в теории текста.

Отдельные аспекты образа оратора рассматриваются в античной теории риторики, а также в классических русских риториках (у Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана, М. В. Ломоносова, К.П. Зеленецкого и др.).

Современная риторика предлагает свои интерпретации этой лингвориторической категории, которая имеет, помимо "образа оратора", и такие наименования, как "образ говорящего", "образ автора", "образ ритора". О многоаспектности трактовок образа оратора свидетельствуют концепции Ю.В. Рождественского, А.А. Волкова, В.И. Аннушкина, Т.В. Анисимовой и Е.Г. Гимпельсон и др.

 

 

Date: 2015-10-19; view: 575; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию