Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности социализации подростков пользователей социальных сетей

Статья посвящена изучению особенностей социализации подростков в виртуальном пространстве социальных сетей.

Ключевые слова: социализация, социальные сети, виртуальное пространство, виртуальная личность, Интернет-аддикция.

 

Актуальность проблемы. Социальные сети стали неотъемлемой частью современного общества. Их появление можно назвать одним из величайших прорывов после промышленной революции.

Конец ХХ – начало XXI века ознаменован все более широким применением компьютеров и информационных технологий в самых разных сферах жизнедеятельности человека. Жизнь современного человека теснейшим образом переплетена с использованием различных технических устройств и приборов, которые входят в действительность все глубже и глубже, соседствуя с человеком практически во всех сферах жизнедеятельности. С компьютерами связана и познавательная, и трудовая, и коммуникативная, творческая жизнь человека. Более того, сеть Интернет, предоставляя человеку неограниченные возможности общения в реальном времени, превратилась из простого множества связанных сетью компьютеров в полноценное виртуальное киберпространство. Этот сверх новейший пласт социальной реальности имеет свою культуру, свои традиции, ценности, моральные нормы и установки, другие атрибуты полноценного социума. Если проанализировать статистику из мировых исследований, то можно утверждать важность социальных сетей, которые стали неотъемлемой частью жизни подростка. Так, например, 80% населения моложе 25-ти лет зарегистрированы в социальных сетях, каждый 8-мой брак это результат знакомства в социальных сетях. Социальные сети сегодня самое популярное времяпровождение в Интернете, и что бы показать скорость развертывания этой новой площади для социализации в мире, можно привести такой факт: чтобы получить 50 миллионов пользователей радио потребовалось 38 лет, телевидению – 13, Интернету – 4 года. Самая популярная социальная сеть мира – "Фэйсбук" собрала 200 миллионом пользователей меньше чем за год и если бы "Фэйсбук" был бы страной, то он был бы на третьем месте по количеству населения. 80% успешных компаний используют социальные сети для поиска новых кадров.

Цель этой статьи – проанализировать особенности виртуального пространства социальных сетей как условия социализации подростка.

Анализ научных исследований и публикаций. Термин социальная сеть был введён в 1954 г. социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе». Он развил и дополнил изобретенный в 1930-х гг. подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними – в виде линий. При таком подходе социальная сеть – это универсальная система связей, которая призвана удовлетворять глубинные потребности людей, объединенных в группы участников социальных сетей [1].

Современное понятие социальных сетей в простом виде означает некий круг контактов человека, где сам человек – это центр социальной сети, его знакомые, друзья и родственники – ее ветки, а отношения между этими людьми – связи и взаимодействия. Если рассматривать понятие социальной сети более глубоко, то можно обнаружить, что связи делятся по типам: односторонние и двусторонние; сети друзей, коллег, одноклассников, однокурсников и т.д.

Во второй половине ХХ века социальные сети стали активно развиваться как научная концепция, сначала они стали популярны на Западе, чуть позже пришли и к нам. Затем это обычное профессиональное понятие социологов превратилось в модную концепцию, являющуюся одной из центральных в концепции программной оболочки “Веб 2.0”, которую как понятие впервые ввёл Тим О’Рейли в 2005 году в своей статье «Что такое Веб 2.0» [2].

Социализацию личности в виртуальном пространстве принято называть киберсоциализациеей. Киберсоциализация – процесс качественных изменений потребностно-мотивационной сферы индивидуума, а также структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности.

В представлении подростка социальная сеть, прежде всего, – это средство развлечения, средство провождения досуга, а уж потом источник знаний, полезной информации и помощник в учёбе и познании. Сегодня социальные сети начали активно использоваться как средство помощи в учебе или развитии. На постсоветском пространстве среди всего населения доминируют две социальные сети – «Одноклассники» и «В Контакте». Если «В Контакте» является платформой, главным образом, для подростков и студентов до 30 лет (91 % пользователей), то на «Одноклассниках» большинству пользователей – от 30 до 50 лет (68 %) [3].

Более 200 миллионов подростков используют социальную сеть “Фэйсбук” для поддержания контакта с друзьями, обмена фотографиями и видео, для регулярного обновления своих мыслей и действий. Еще 6 миллионов пользуются социальной сетью “Твиттер”, сервис, которой позволяет пользователям распространять текстовые сообщения о себе, о своих мыслях.

Таким образом, подростки всё больше времени проводят у мониторов компьютеров, а опосредованное виртуальным пространством общение вытесняет непосредственное. Свободное время они проводят сидя в Интернет-кафе или дома, всё меньше проводя времени на улице и в гостях. Это приводит к тому, что подросткам, проживающим свою жизнь в социальных сетях зачастую необходима социальная поддержка, у них возникают большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность, закомплексованность, застенчивость, низкую самооценку и т.п. А это провоцирует возникновение внутреннего чувства одиночества, которое в сети не пропадает, а только усиливается, подростки всё чаще жалуются на то, что им скучно. Известно, что это чувство возникает, когда человек перестаёт заниматься полезными делами.

У подростка создается впечатление, что все проблемы просто решаются социальными сетями. И они, стремясь уйти от реальности через социальные сети, пытаются изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия посредствам фиксации на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Таким образом, они усугубляют те свои черты характера, от которых хотели бы избавиться, а также приобретают новые: уход от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст и т.д. Безусловно, постепенно такой образ жизни, образ мысли, пропитывает все уровни их жизни. Человек начинает действовать и думать совершенно по иному в реальной жизни. Он по-другому решает бытовые вопросы, семейные, личные, профессиональные, партнерские и т.д.

Сегодня трудно представить, что использование Интернета и социальных сетей не отражается на социализации подростков и их развитии. Ведь в процессе социализации происходит так называемая культурная трансмиссия, или передача культурных норм, в результате которой человек приобретает способность существовать в условиях данного общества. Кроме того, в процессе социализации происходит освоение социальных ролей. Чем больше времени подростки включены социальные сети, тем больше у них доминирует виртуальное представление о социуме, искажается представление о социальных ролях, а это явно ведет к межличностным и внутреличностным конфликтам в процессе непосредственного взаимодействия.

Еще стоит заметить, что время, которое подросток проводит у компьютера в виртуальном общении, «гуляя по Интернету», постоянно увеличивается, естественно замещая любую другую деятельность. Это приводит к тому, что уменьшается время на традиционные формы социализации.

Сегодня именно через Интернет подростки усваивают социальные стереотипы поведения в социуме, а социальные сети дают иллюзию вседозволенности, вытаскивая из подростков самое худшее, что в них есть. Известно большое количество групп, клубов, организаций разного толка и направленности: клубы самоубийц, клубы наркоманов, клубы, обучающие начинающих террористов и т.п. В таких клубах можно заказать собственную смерть, купить пару шашек динамита, обучится правильно подбирать и использовать наркотики. Насилие в Интернете и детская агрессивность совершенно очевидны. Исследования последних лет показали, что насилие, демонстрируемое средствами массовой информации – это одна из причин, ведущих к агрессивному поведению.

Еще одним фактором влияющим на подростка в социальных сетях и Интеренте, является активное насаждение и распространение порнографии. Можно сказать, что значимая часть подростков используют социальные сети лишь для просмотра порнографии. В социальных сетях легко найти группы, где свободно и бесплатно предоставляются видео материалы с детской порнографией. Ведь на подобный сайт может зайти любой человек, и подростки в 13–16 лет в том – и что они увидят. К сожалению, вычислить авторов этих сайтов практически невозможно, даже для спецслужб.

С точки зрения специалистов вызывает серьезные опасения то, что в социальных сетях идет активное усвоение агрессивного поведения и чрезмерная подверженность влиянию Интернет–рекламы, возможность доступа к информации «для взрослых», а также малоподвижный образ жизни подростков. Известно, что социальные сети планомерно ослабляют организм и оказывают негативное влияние на здоровье, прежде всего психическое, раньше в этом обвиняли лишь компьютерные игры. Однако выяснилось, что и социальные сети вполне могут вызвать патологическую аддикцию. Можно утверждать, что, это всё та же Интернет-аддикция, которую официально признали психологическим расстройством, только в более конкретной форме. Постоянно пребывая в виртуальном пространстве, подростки неосознанно начинают мыслить категориями виртуального пространства, что явно сказывается на их социализации.

Ученые обнаружили, что зависимость молодого поколения от интерактивных сетей намного выше, чем от компьютерных игр. Среднестатистический обладатель страницы в любой из популярных социальных сетей проводит на сайте вдвое больше времени, нежели он бы потратил на компьютерную игру. Как показало проведенное исследование то минимальное время, которое проводит среднестатистический подросток в социальных сетях, равняется трем – пяти часам в день. В запущенных случаях подросток может беспрерывно сидеть на сайте до 15 часов.

Вызвано это желанием общаться с большим количеством знакомых в социальных сетях. По началу эту зависимость подросток не чувствует, по крайней мере, пока получает то, от чего зависит, но стоит ему лишиться доступа к социальной сети, как сразу возникают симптомы зависимости. Подобная зависимость может привести к проблемам со сном, чувством тревоги или страха, перепадам настроения или даже сексуальным расстройствам. Выявляется зависимость от социальных сетей довольно просто: можно на некоторое время запретить подростку использовать социальные сети и, если с этим проблем не возникнет, зависимости нет, если начнёт появляться непреодолимое желание – зависимость однозначно есть. Опровергая популярную точку зрения о том, что социальные сети способствуют установлению контактов между людьми, психологи утверждают, что социальные сети дают пользователям лишь иллюзию общения. Избавиться от такой аддикции довольно сложно. В данном случае будет эффективно переключиться на реальное общение с друзьями, которые в свою очередь могут помочь подростку избавиться от зависимости.

Научно доказано что социальные сети вызывают изменения в структуре поведения у молодых пользователей. Как утверждается, социальные сети рассеивают внимание и делают молодых людей более эгоцентричными. Также можно сказать, что цифровые технологии меняют образ нашего мышления. Например, подросткам больше не нужно планировать структуру сочинения или доклада, они могут изменить ее по ходу написания [4].

Активное включение в социальные сети и использование системы интерне приводит к тому, что родители проводят все меньше времени с детьми, родителям легче посадить ребенка перед компьютером и самим заниматься своими делами, забыв про свои прямые обязанности родителя. Отметим, что основные представления о социальных ролях, как и о культурных нормах общества, индивид получает в процессе первичной социализации, продолжающейся по разным данным примерно до 12 лет, безусловно при непосредственном участии родителей. Ввиду того, что базовые культурные нормы формируются в процессе первичной социализации, возникает опасность искажения норм, которые дети должны были получить в результате первичной социализации при помощи родителей, теми нормами, которые пропагандируются в сети Интернет. Как известно, дети весьма восприимчивы к той информации, которая проходит мимо них, и воспринимают они эту информацию, в отличие от взрослых, без фильтрации, так что бросание ребенка на социальные сети может оказать серьезное влияние, последствия которого для ребенка сложно прогнозируемы.

Важную роль в формировании мировоззрения личности играет окружающая ребёнка социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на всё с самого раннего возраста, но социальные сети в отличие от родителей, не будут показывать, что есть хорошо, а что есть плохо. Таким образом, можно сделать вывод, что работать надо не только с детьми и подростками, но и с их родителями, которые на сегодняшний день сами активно увлекаются и включаются в эти же социальные сети.

Необходимо отметить и тот факт, что подростки, которые проходят киберсоциализацию непроизвольно чаще всего начинают конструировать идентичность по собственному выбору, Продукт конструирование идентичности по собственному выбору называют – “Виртуальная личность”. Подростки конструирующие виртуальные личности, пытаются в пространстве Интернета создать, грубо говоря, антипода себе: если человек в жизни стеснительный, то в виртуальном пространстве он конструирует себе личность раскрытую, раскрепощенную, и наоборот если в жизни человек веселый, открытый, то он будет конструировать себе личность одинокую, грустную, меланхолическую. Проведенное исследование показало, что часто подросток даже меняет своей виртуальной личности пол, и начинает вести разговор от лица противоположного пола, за рубежом стали часты случаи когда люди меняли с помощью операции свой пол что бы соответствовать виртуальной личности. Это приводит к тому, что изменяются обычно почти все черты реальной личности, имя меняется на псевдоним-«ник» ("nick", от "nickname" - псевдоним). Известны случаи когда человек менял свое реальное имя в паспорте на никнейм. Виртуальная личность, рано или поздно, начинает вытеснять реальную, в корене меняя поведение подростка, мышление, самоидентиность и т.д..

Отметим еще одну проблему, возникающую в связи с включенностью в социальную сеть, это значительное сокращение количество времени, которое подростки проводят в живом общении. Например, средний подросток в 1987 году проводил в общении с родными в среднем 6 часов в день, в 2007 году это время сократилось до почти 2 часов. За этот же период времени использование электронных СМИ и Интернета выросло с 4 до почти 8 часов в день. Получается, что меньше, чем за два десятилетия количество людей, которым, по их словам, не с кем обсудить важные вопросы, почти утроилось.[5]

Можно выделить следующие признаки зависимости подростков от социальных сетей:

- нарушение чувства адекватного восприятия времени;

- ложь относительно времени, проведенного в социальной сети: либо уменьшается длительность работы, либо скрывается род занятий и увлечений (например, говорит, что пять часов подряд писал реферат в то время, как на самом деле все это время он сидел в социальной сети);

- прокрастинация: склонность к постоянному «откладыванию на потом» неприятных мыслей и дел;

- переоценка роли социальных сетей: «закрывает глаза» на порождаемые ими проблемы и отказываясь от критических оценок, «глух» к мнению окружающих на эту тему;

- амбивалентность чувств: испытывает смешанное чувство эйфории и вины за нахождение в социальных сетях — либо по причине чрезмерного времени, проводимого за «виртуальными» занятиями, либо по причине ненормального (от просто раздраженного до психопатологического) поведения при общении в сетях;

- депрессия или тревога, возникающая, если что-то нарушает планы посидеть в социальных сетях (например, сокращает срок работы в сети или прерывает возможность работы);

- погруженность в виртуальную активность, даже при условии отсутствия доступа к компьютеру;

- использование сети как пространства для переживания тех или иных проблем, как способ скрыться от проблем или избежать чувства неадекватности в реальной жизни;

- использование речевого сленга, присущего исключительно социальным сетям.

Вывод: Анализ различных факторов и фактов использования подростками сети Интернет и социальных сетей дает возможность сформулировать проблему в том, что освоение новых технологий и средств, с одной стороны, является важным условием социализации подростка, а, с другой – такой важнейший процесс как социализация не может ограничиться только виртуальным пространством. Социализация в виртуальном мире приводит к тому, что подростки не осваивают системы непосредственного общения, не представляют любую деятельность вдали от компьютеров, не мыслят свое существование без Интернета. Все это требует совместного поиска учеными разных специальностей и направлений тех форм использования современных информационных технологий, которые бы обеспечивали формирование адекватных норм и ценностей относительно социальных сетей.

 

Литература:

1. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс] // Барнс Джеймс. Классы и собрания в норвежском островном приходе / Джеймс Барнс// –1954.– C.15 – режим доступа:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_сеть

2. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://tim.oreilly.com/

3. Возвахова Л. Социальные сети: друзья или враги? // Служба кадров и персонал. – 2009. – № 2 – С.12–13.

4. Кузнецов, П. Социальная зависимость: о пользе и вреде социальных сетей / Павел Кузнецов // PR в России. – 2008. – № 1. – С. 26–27.

5. Нестик Т. А. Социальный капитал организации: социально-психологический анализ / Т. А. Нестик // Психологический журнал. – 2009. – Т. 30, № 2. – С. 29–42.

5. Солоу В.Д. Конец приватности? / Дэниэл В. Солоу; пер. И.Е. Сацевич // В мире науки. – 2008. – № 12. – С. 72-77.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Дидактические и методические основы преподавания изобразительного искусства в начальной школе | Про судову практику у справах

Date: 2015-10-19; view: 824; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию