Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Индустрия туризма, досуга и гостеприимства





 

Коммерческая направленность туристских предприятий приводит к появлению туристского и сервисного бизнеса, а также к созданию специализированной отрасли по производству сувениров и товаров туристского назначения. Это обстоятельство позволяет выделить туризм и сервис в самостоятельный комплекс сервисно-туристских предприятий. Все это можно определить как туристскую индустрию, темпы развития которой поражают своей быстротой.

По мнению В.А. Квартальнова, основными факторами роста индустрии туризма в настоящее время являются[44]:

§ рост доходов населения, позволяющих сверх удовлетворения первоочередных потребностей (жилье, питание, одежда) использовать все большую их часть на удовлетворение рекреационных потребностей. Затраты жителей экономически развитых стран на туристские услуги вышли на второе место после затрат на жилье;

§ растущая урбанизация и ухудшение экологической обстановки в городах, быстро активизирующие спрос на отдых в экологически чистой среде, требующие смены стереотипа урбанизированной жизни, ухода от повседневных забот и бытового стресса;

§ рост количества свободного времени, то есть того, которым человек может располагать не по принуждению, а свободно. В практике туризма экономически развитых стран сложилась следующая дифференциация туризма: обычно отпускной период времени используется на зарубежные туристские поездки, уик-энд ― на экскурсии внутри страны, а вечернее свободное время ― на отдых в городе. Поскольку в структуре свободного времени уик-энд занимает ведущее место, потребность во внутреннем туризме в развитых странах все более возрастает и индустрия внутреннего туризма развивается более быстрыми темпами;

§ развитие организационных средств и инфраструктуры, позволяющих сделать уникальные туристские ресурсы более доступными, а туристскую деятельность ― более комфортной;

§ развитие международных торговых обменов, в которых туризм вышел на первые позиции, прежде всего благодаря его высокой эффективности в удовлетворении быстро растущего туристского спроса;

§ развитие средств массовой информации, паблик рилейшнз в туризме, телекоммуникационных систем и информационных технологий, позволяющих не только развить рекламу, но быстро и удобно обслужить миллионы туристов.

 

Рис 6.1. Структура туристской индустрии

Современная система туризма включает ряд хозяйствующих субъектов[45]:

§ фирмы-производители туристских услуг(лечебницы, санатории, базы отдыха, деловые консультации и др.);

§ фирмы-туроператоры, то есть фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе;

§ фирмы-турагенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами;

§ специализированные фирмы, предоставляющие услуги по размещению(пансионаты, дома отдыха, мотели, гостиницы, кемпинги и др.);

§ специализированные предприятия питания(рестораны, бары, кафе, столовые и др.);

§ специализированные транспортные предприятия(авиационные, автотранспортные, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и т.д.);

§ предприятия торговли и торговые фирмы,специализирующие на товарах для туристов;

§ предприятия сферы досуга в туризме(киноконцертные залы, залы игровых автоматов и др.);

§ рекламно-информационные учреждения(рекламные агентства и бюро, информационно-туристские центры и т.д.);

§ государственные предприятия(национальные, региональные, муниципальные предприятия унитарного или акционерного характера, занимающиеся туризмом на коммерческих началах).

Можно привести следующую классификацию предприятий, производящих продукты и услуги для туристов:

§ первичные― предназначены непосредственно для обслуживания туристов (санатории, пансионаты, турбазы и т.п.); в условиях замкнутого туристского и курортного центра почти все предприятия, находящиеся на данной территории, относятся к этой категории;

§ вторичные― предназначены для обслуживания преимущественно туристов, хотя их услугами могут пользоваться и местные жители (предприятия общественного питания, культурные заведения и т.п.);

§ третичные― как правило, предназначены для обслуживания местных жителей, но их услугами также могут пользоваться для удовлетворения своих потребностей и туристы (общественный транспорт, почта и т.д.).

Структуру туриндустрии можно представить следующим образом, как это показано на рисунке 6.1.

Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. от 05.02.2007) трактует туристскую индустриюкак «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников». Схематично структуру туристской индустрии можно представить следующим образом (рис. 6.2.):

Рис. 6.2. Структура туристской индустрии

 

Рис. 6.3. Структура туристской индустрии по Дж. Уокеру

 

Аналогично понимает строение туристской индустрии и Дж. Уокер ― автор известных в России учебников «Введение в гостеприимство» и «Управление гостеприимством» (рис. 6.3.).

Несмотря на некоторое различие в точках отсчета ― Федеральный закон описывает объекты, а Дж. Уокер исходит из основных видов активности, предполагаемых туризмом, но не включает в структуру собственно туристские организации, ― обе схемы показывают понимание туриндустрии, практически идентичное пониманию индустрии гостеприимства по Дж. Диттмеру и Дж. Гриффину. По мнению этих авторов, в структуру индустрии гостеприимства входят собственно гостеприимство, а также путешествия и туризм (рис. 6.4.).

 

Рис. 6.4. Структура индустрии гостеприимства

по Д. Диттмеру и Д. Гриффину

 

Собственно гостеприимство (гостеприимство в узком смысле слова) включает продовольственный сектор и сектор размещения. Путешествия и туризм, в свою очередь, предполагают развлечения и отдых, транспорт, агентства и туроператорские фирмы. В отличие от представленных точек зрения, Дж. Торкилдсен предлагает считать перечисленные компоненты единицами структуры индустрии досуга. Однако за основу автор берет критерий провайдера ― поставщика услуг. Соответственно выделяются коммерческие и некоммерческие виды досуга. Развернутая схема индустрии досуга представлена на рисунке 6.5.

 

Индустрия досуга
       
Коммерческий сектор Волонтерский сектор Государственный сектор
       
Пабы, бары, кафе, рестораны Добровольческие объединения Общественное питание
Гостиницы и другие средства размещения Организации по месту жительства Загородные центры
Азартные игры, лотереи Объединения инвалидов Музеи
Центры развлечений и многопрофильные парки Женские и мужские организации и объединения Национальные парки
Детские центры Детские и подростковые объединения Детские площадки и молодежные центры
Искусство Молодежные организации Образовательные учреждения
Спорт Образовательные организации Спорт
Кино Спортивные общества Рекреация
Оздоровительные центры Приключенческие организации Оздоровительные центры
Туризм Экологические организации Туризм
  Группы по интересам Библиотеки
Клубы собаководов, любителей кошек  
Общество потребителей
Филантропические сообщества
Религиозные группы
Красный крест
Политические партии и движения
           

Рис. 6.5. Структура индустрии досуга по Дж. Торкилдсену

 

Нетрудно заметить повторение одних и тех же составляющих во всех приведенных схемах. Как же разграничить эти понятия, четко отделить индустрию туризма от индустрии гостеприимства, а индустрию досуга от индустрии туризма? Решение находим в подходе В. Фрейера, который выделяет: туриндустрию в узком смысле ― предприятия, производящие типичные туруслуги; туриндустрию в широком смысле ― нетипичные предприятия, производящие типичные туруслуги; окраинную туриндустрию ― предприятия, производящие товары и услуги, не относящиеся к типичному турпродукту (рис. 6.6.).

 

Индустрия туризма
       
Туриндустрия в собственном смысле Дополнительная туриндустрия Окраинная туриндустрия
       
Туроператоры Экскурсионное обслуживание, гиды, организация развлечений Предприятия общественного питания
Турагенты Прокат турснаряжения   Парикмахерские
Фирмы, организующие проведение выставок и ярмарок Учебные заведения по подготовке кадров для туризма Тренерские услуги
Организации по проведению конгрессов и конференций Дипломатические представительства (оформление виз) Горнолыжные лифты, фуникулеры
Союзы, ассоциации и госучреждения по планированию и развитию туризма Институты маркетинговых исследований в области туризма Культурно-просветительские учреждения
Предприятия размещения туристов Кредитные институты (обмен денег, кредитные карточки) Медицинские услуги
Транспорт Страховые компании Производство спорттоваров, одежды, фототоваров, косметических средств, лекарственных препаратов
  Журналисты  
Носильщики багажа
Производство сувениров и товаров для отдыха
Машиностроение
Издание литературы по туризму
Производство лекарственных препаратов
           

Рис. 6.6. Структура индустрии туризма по В. Фрейеру

В работах В.И. Азара, В.А. Квартальнова и В.М. Козырева туристская индустрия(индустрия туризма) определяется как «... экономическая система, состоящая из комплекса отраслей и подразделений, функции которых заключаются в удовлетворении разнообразного и усложняющегося спроса на различные виды отдыха и развлечений». Индустрия туризма характеризуется следующими специфическими свойствами: ресурсной ориентацией, сезонным и цикличным характером производства, необходимостью значительных капиталовложений в туристскую инфраструктуру.

Индустрия туризма включаетпроизводство и сбыт товаров и услуг различных отраслей народного хозяйства, выступающих в этом случае как туристские отрасли.Комплексность и многообразие рыночных отношений индустрии туризма обусловливает взаимный мультипликативный эффектразвития как туристских, так и других отраслей общественного производства. Специфика индустрии туризма ― в многообразии и комплексности прямого и (или) косвенного взаимодействия в данном сегменте различных отраслей общественного производства, большая часть которых реализует непроизводственные виды услуг.

Если туристскую индустрию рассматривать в более широком плане, то это ― самостоятельный народнохозяйственный комплекс, так как, кроме перечисленных субъектов, непосредственно связанных с туризмом, в нее входят и различные специализированные предприятия, не имеющие ярко выраженного туристского характера. К таким отраслям относятся пассажирский транспорт (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный) с его разветвленной сетью технических служб, транспортное машиностроение и автомобилестроение, топливная промышленность, капитальное и дорожное строительство, производство сувениров, пищевая промышленность, многие отрасли сельского хозяйства, а также сфера услуг, которыми пользуется турист.

Характерная особенность туристской индустрии ― технико-экономическая специфика составляющих ее туристских отраслей, исключающая возможность объединения в рамках одной отрасли всей или большей части ее материально-технической базы, поэтому индустрию туризма можно рассматривать как рынок услуг и товаров туристских отраслей. Туристская отрасльотрасль общественного производства, состоящая из предприятий, производящих товары или услуги, предназначенные для реализации на туристском сегменте рынка.

Особенности предприятий туристской отрасли: во-первых, преимущественно непроизводственный характердеятельности, во-вторых, специфика потребителей,в большинстве своем туристов и путешественников, отсутствие которых существенно сократило бы (рестораны, кафе, сувенирные магазины) или сделало бы полностью невозможным существование определенных видов предприятий (гостиницы, билетные агентства, курорты) в данной местности.

На базе индустрии туризма развивается туристский бизнес, который можно представить как деятельностьпредприятий туристской индустрии, основанную на использовании туристских ресурсов и направленную на получение прибылипосредством удовлетворения потребностей туристов (туристских потребностей). Характерный признак туристского бизнеса ― результатом трудав этой сфере служитудовлетворение туристских потребностей.

Структура отраслей, входящих в туриндустрию и в сферу турбизнеса совпадают. И в туриндустрии, и в сфере турбизнеса достаточно четко можно разграничить своеобразную основную деятельность с одной стороны, инфраструктуру ― с другой. Отличия туриндустрии от турбизнеса формальны: туриндустрия ― просто совокупность отраслей и предприятий, турбизнес ― та же совокупность, но с обязательным подключением видов деятельности индивидуалов-менеджеров и с четко выраженной целевой направленностью этой деятельности.

Туризм ― индустрия, включающая множество видов деятельности. Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны и зависят друг от друга. Например, успех горнолыжного курорта зависит от доставки лыжников на склоны, уровня размещения, питания и других услуг, предлагаемых туристам во время отдыха на курорте. Небольшие предприятия, соединенные с горнолыжными курортами, действуют как независимые, но на самом деле они зависят друг от друга. Эта зависимость требует совместных усилий.

Различные компоненты индустрии туризма не существуют автономно, а вступают в постоянное взаимодействие друг с другом. Схема их взаимодействия представлена на рис. 6.7.[46]

Туристская индустрия опирается на материально-техническую базу (МТБ), которая служит основой развития организованного туризма. К материально-технической базе туризмаотносятся:туристскиефирмы (туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, бюро реализации туристских путевок, контрольно-спасательные службы (посты), туристские клубы, станции и т.д. В основу классификации объектов МТБ туризма положены три основных признака: виды предоставляемых услуг, экономические элементы, виды собственности хозяйствующих субъектов (рис. 6.8.).

В целом туристская индустрия опирается на базу природных ресурсов. Необходимо, чтобы такая база была аттрактивной для отдыхающих, предпочтительно обладала нетронутой природой. Природные территории должны быть соответствующих размеров для избежания перенаполнения туристами; защищены от различных рисков, таких, как загрязнение, отравление растениями, наличие опасных животных, насекомых. Развитие туризма должно проходить в местностях, свободных от стихийных бедствий (наводнения, засуха, оползни, землетрясния).

Производители туристских услуг Транспорт Размещение Питание Достопримечательности
Воздушный Водный Автомобильный Железнодорожный Другие виды   Гостиницы Мотели Виллы Бунгало Пансионаты Квартиры Кемпинги Другие средства размещения Рестораны Кафе Бары Предприятия быстрого питания Другие предприятия питания Природные: ландшафты, горы, пляжи и т.д. Антропогенные: исторические и археологические места, здания, спортивные сооружения, магазины и др.
Канал распределения туристских услуг Оптовики Розничные продавцы Покупатели (потребители)
Туристские брокеры Турагенты Туристы     Туроператоры
     
Служба поддержки Государственный и общественный сектора Частный сектор
Национальные и региональные туристские организации Местные туристские организации Морские порты и аэропорты Паспортно-визовые учреждения Другие организации Обслуживание питанием Услуги гидов/экскурсоводов Страхование поездок Финансовые услуги Частные порты и причалы Пресса и издательства Другие виды услуг
                           

Рис. 6.7. Схема взаимодействия различных компонентов индустрии туризма

 

Рис. 6.8. Классификация объектов материально-технической базы туризма

 

Особого внимания заслуживает термин «гостеприимство», а также сопутствующий ему сектор бизнеса ― индустрия гостеприимства. Изучению понятийно-терминологического статуса и особенностей структуры индустрии гостеприимства посвящены многочисленные работы ученых Российской международной академии туризма (РМАТ)[47]. Можно отметить также фундаментальные работы Т.Н. Третьяковой, Е.А. Джанджугазовой, А.П. Дуровича, Т.Д. Коваленко, М.М. Нестерук, С.Н. Путилиной, Т.В. Черевичко, Н.Б. Щениковой, затрагивающие основы гостеприимства и важнейшие аспекты его проявления. Из работ зарубежных авторов следует отметить многочисленные работы Дж. Уокера, Р. Браймера, Ф. Котлера.

Как полагает Р. Браймер, гостеприимство ― секрет любого заботливого обслуживания. Забота, проявляемая по отношению к гостю, способность чувствовать потребности клиента, неуловимые, но столь очевидные черты в поведении служащего.

И.В. Зорин и В.А. Квартальнов предлагают следующее определение: «Гостеприимство есть гармоничное сочетание производства туристских услуг, комфортности среды отдыха и любезного поведения обслуживающего персонала в целях удовлетворения потребностей гостей при гарантиях их безопасности, физического и психологического комфорта… Гостеприимство ― важнейшее потребительское свойство туристского продукта: умение дать почувствовать клиенту, что ему рады, с достоинством продемонстрировать ему уважение, оказывать любезность».

Понятие «индустрия гостеприимства» столько же многогранно и, соответственно, сложно для определения, как и понятие «гостеприимство». Современные модели индустрии гостеприимства, досуга и туризма, представленные выше, явно показывают неоднозначность ее концептуального определения содержания и границ, а также сложность соотнесения с индустрией туризма и индустрией досуга.

По меткому выражению Г. Пейджа гостеприимство ― самое первое и главное дело для человека. Гостеприимство это философия поведения, но индустрия это уже сервис за вознаграждение. Индустрия гостеприимства, согласно Д. Уэбстеру, это сфера предпринимательства, состоящая из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям.

По мнению Р. Браймера, индустрия гостеприимства ― собирательное понятие для многочисленных и разнообразных форм предпринимательства, которые специализируются на рынке услуг, связанных с приемом и обслуживанием гостей… Не существует перечня всех основных видов деятельности, которые она охватывает. Но можно выделить основные направления: общественное питание, размещение, перевозка и отдых (рекреация).

Однако, как полагают, Б.Л. Соловьев и Л.А. Толстова, главная составляющая индустрии гостеприимства ― не перечень перечисленных выше видов деятельности, а основной принцип гостеприимства: «Потребитель всегда прав!». Это основной критерий эффективной деятельности в бизнесе гостеприимства.

По мнению Н.Б. Щениковой, туризм тесно связан с индустрией гостеприимства, но еще включает турагентские и туроператорские предприятия. Поэтому индустрия гостеприимства и туризм взаимодействуют друг с другом, неотделимы друг от друга.

 








Date: 2015-10-19; view: 1138; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.009 sec.) - Пожаловаться на публикацию