Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка эффективности труда и стимулирование персонала





Бизнес не может успешно развиваться без действенного анализа и контроля за квалификационным составом и уровнем оплаты труда персонала. В любой организации есть работники, которые не приносят прибыль, а также и высококвалифицированные специалисты, которых не оценили по достоинству. Первые не изъявляют желания поменять место работы, а вторые обязательно уйдут, если не удовлетворены условиями труда и оплатой.

Каждому предпринимателю необходимо твердо усвоить, что деловые

люди стимулируют и заинтересовывают работников своей честностью, справедливостью, уважением к подчиненным. Взаимное уважение во взаимоотношениях между предпринимателем и работником начинается с подписания трудового договора, где оговариваются:

· обязанности работников;

· размер и сроки выплаты зарплаты;

· продолжительность рабочего дня;

· непосредственная подчиненность;

· условия повышения оплаты;

· условия и продолжительность отпуска, выплаты по болезни и другие социальные льготы.

Каждому вновь принимаемому работнику необходимо устанавливать

испытательный срок от трех до шести месяцев, цель которого – проверить соответствие рабочего или служащего поручаемой ему работе, способность выполнять конкретную работу по определенной специальности и квалификации или должности. Укрепляют доверие между предпринимателем и работником и регулярные, хотя бы один раз в три месяца, встречи и беседы, в ходе которых обсуждается работа персонала. При этом желательно

начинать с похвалы, найти факты, за которые можно высказать похвалу. Если же работник халатно относится к трудовому распорядку, необходимо предъявить ему требование изменить отношение к работе, о чем письменно довести до работника, терпеливо поговорить с ним о последствиях.

Предпринимателю не следует бояться квалификационного роста своих работников, повышения их общеобразовательного уровня, помня, что чем грамотнее работник, тем он более инициативен. Широкое распространение в предпринимательских структурах получило совмещение профессий и должностей.

Важным условием нормальных взаимоотношений между предпринимателем и работником является регулярность повышения зарплаты в соответствии с ростом квалификационного уровня работника, способностями, ответственностью.

Кроме заработной платы, организация может предоставлять своим сотрудникам дополнительные льготы:

· Дополнительные денежные вознаграждения в виде премиальных, ценных

бумаг;

· Дополнительные льготы социального плана: широкий комплекс

бесплатных услуг или предоставление услуг с большой скидкой; оплата питания; оплата мероприятий по физкультурному оздоровлению; доплаты за транспортные расходы; предоставление служебного жилья и др.

Руководство организации, заинтересованное в удержании активных, творческих кадров, уделяет внимание качественному обогащению труда:

· увеличение свободы принятия решений менеджерами и специалистами различных уровней;

· увеличение объема полномочий и ответственности;

· предоставление выбора времени начала и окончания работы и др.

У сотрудника повышается чувство собственного достоинства, усиливается

ощущение значимости своего труда, формируется положительная мотивация к работе. А фирма благодаря этому добивается увеличения производительности труда, уменьшения затрат, увеличения прибыли, создания имиджа.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимают под управлением кадрами?

2. Назовите основные цели управления персоналом предпринимательской структуры.

3. Перечислите специалистов, которые необходимы малой предпринимательской фирме.

4. Назовите правила осуществления подбора кадров.

5. Укажите роль повышения квалификации кадров.

6. Предложите мероприятия по стимулированию персонала.

 

Раздел 6. Планирование в предпринимательской деятельности

6. 1. Понятие, значение и функции бизнес-плана

Предприниматель, собирающийся начать свою деятельность, должен четко представлять, какие финансовые, материальные и трудовые ресурсы ему потребуются, каковы их источники, уметь определять эффективность использования ресурсов в ходе работы фирмы. Разработать стратегию и тактику будущей деятельности коммерческой организации, своевременно подготовиться к работе, предусмотреть потенциальные трудности и уменьшить степень риска в решении поставленных задач поможет детально разработанный бизнес- план.

Планирование предпринимательской деятельности включает такие элементы:

· определяются цели организации в количественных показателях и сроки их достижения;

· анализируются рыночные условия и достижимые показатели продажи на определенный период;

· анализируются причины и факторы разницы показателей конкурентов и своей организации;

· разрабатывается управленческая политика, сводящая к минимуму разницу желаемого и реального уровня развития;

· устанавливается порядок и очередность мер для достижения результатов.

Планирование развития бизнеса бывает краткосрочным (1-2 года), среднесрочным (2-5 лет) и долгосрочным (5 и более лет). Планирование является неотъемлемой частью деятельности любой предпринимательской структуры независимо от ее размеров. Результаты исследований прогрессивных технологий и рынка, решение организационно-управленческих и финансовых проблем, связанных с созданием нового дела и реализацией предпринимательского проекта, должны получить отражение в бизнес-плане.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.08.2005 № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций» на руководителей коммерческих организаций возлагается персональная ответственность за отсутствие в руководимых ими организациях утвержденных прогнозов развития этих организаций на пять лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов (в ред. постановления Совмина от 28.08.2006 N 1091).

Прогнозы развития разрабатываются коммерческими организациями один раз в пять лет в двухмесячный срок после доведения им органами государственного управления показателей программы социально-экономического развития Республики Беларусь на очередные пять лет.

Бизнес-планы развития разрабатываются коммерческими организациями ежегодно в двухмесячный срок после доведения им органами государственного управления показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год.

Бизнес-планы инвестиционных проектов разрабатываются коммерческими организациями не позднее чем за три месяца до начала реализации этих проектов.

Единые прогноз развития и бизнес-план развития могут разрабатываться:

· в целом для подчиненного органу государственного управления объединения, в состав которого входят коммерческие организации;

· для коммерческой организации и созданных ею дочерних организаций.

Банки рассматривают бизнес-планы развития и бизнес-планы инвестиционных проектов, реализуемые с привлечением кредита, и готовят по этим бизнес-планам заключение по установленной банками форме. Бизнес-планы инвестиционных проектов, прошедшие необходимые экспертизу и согласование органами государственного управления, направляются коммерческими организациями в Министерство экономики для проведения экспертизы.

Прогнозы развития и бизнес-планы развития разрабатываются коммерческими организациями в соответствии с отраслевыми рекомендациями по их разработке, а бизнес-планы инвестиционных проектов - в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства экономики. В прогнозах развития, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов в обязательном порядке указываются руководители и структурные подразделения коммерческих организаций, ответственные за достижение доведенных и контролируемых органами государственного управления показателей деятельности этих организаций.

В соответствии с постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 31.08.2005 № 158 "Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов" (в ред. от 07.12.2007 № 214) правила составления бизнес-планов инвестиционных проектов выделяют ключевые этапы и последовательность проведения исследований, определяют единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов

Бизнес-план инвестиционного проекта разрабатывается в случаях обоснования:

· возможности привлечения организацией инвестиций в основной капитал, долгосрочных кредитов, займов;

· целесообразности оказания организации, реализующей инвестиционный проект, мер государственной поддержки.

В состав бизнес-плана инвестиционного проекта входят: титульный лист, содержание, описательная часть бизнес-плана, приложения, справочные и иные материалы, подтверждающие исходные данные. Описательная часть бизнес-плана инвестиционного проекта должна состоять из следующих основных разделов:

· «Резюме»;

· «Характеристика организации и стратегия ее развития»;

· «Описание продукции»;

· «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга»;

· «Производственный план»;

· «Организационный план»;

· «Инвестиционный план»;

· «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности»;

· «Показатели эффективности проекта»;

· «Юридический план».

Ориентировочный объем описательной части бизнес-плана должен составлять не менее 20 страниц при проведении расчетов в соответствии с упрощенными требованиями и не менее 40 страниц - при проведении расчетов в полном объеме.

Бизнес-план развития представляет собой модель организации производства и реализации продукции, включающую анализ экономической ситуации, с которой может столкнуться фирма, и определение способов ее решения на предстоящий год. Целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший год в соответствии с потребностями рынка и возможностями приобретения необходимых ресурсов. Бизнес-план поможет предпринимателю определить направления деятельности организации и рынки сбыта, сформулировать краткосрочные и долгосрочные цели фирмы, оценить издержки производства и финансовое положение фирмы. Наличие грамотно составленного бизнес-плана может способствовать новому бизнесу добывать капитал, привлечь инвесторов и партнеров, необходим для обоснования использования различных видов финансирования, найма квалифицированного персонала, установления приоритетов при развертывании производства.

В состав бизнес-плана развития входят: титульный лист, содержание, описательная часть бизнес-плана и приложения к нему, которые брошюруются в отдельную книгу; справочные и иные материалы, подтверждающие исходные данные по бизнес-плану, которые брошюруются в отдельную книгу.

На титульном листе указываются названия проекта, организации - инициатора проекта (инвестора), организации - разработчика бизнес-плана, утверждающие подписи руководителей организации - инициатора проекта (инвестора) и организации - разработчика бизнес-плана, заверенные печатью, дата утверждения бизнес-плана, требования конфиденциальности документа.

Функции бизнес-плана развития:

- Планирование будущей хозяйственной деятельности на предстоящий год.

- Возможность использования для разработки стратегии бизнеса.

- Контрольная функция с целью внутреннего контроля для проверки достигнутых результатов.

- Средство рекламы организации.

 

6.2. Содержание разделов бизнес-плана развития

Бизнес-план развития начинается с пояснительной записки. Объем первого раздела не превышает 2-3 страницы, но должен быть написан четко, кратко, просто и произвести благоприятное впечатление на кредиторов и инвесторов, убедить их в целесообразности и эффективности вложения средств в организацию фирмы. Здесь приводится обоснование целесообразности и эффективности создания фирмы, определяются основные цели, стратегия и мероприятия для их достижения, какую продукцию будет выпускать фирма, какие средства потребуются и откуда их получить, какие планируются затраты и чистая прибыль, сроки возвращения инвестиций и уровень их прибыльности, условия работы фирмы, данные о создании и ее регистрации, контактные телефоны.

В начале пояснительной записки излагается:

— сведения о предприятии (название предприятия, его местонахождение), назначение и цели деятельности организации;

— численность работников, их качественный состав;

— виды деятельности, в том числе основные.

В конце пояснительной записки должны быть изложены основные финансовые результаты, ожидаемые предпринимателем:

— прогнозные объемы продажи на ближайшую перспективу;

— выручка от продажи;

— затраты на производство;

— чистая прибыль;

— сроки окупаемости и возврата заемных средств.

Прочтя внимательно представленное резюме, можно сразу представить весь бизнес-план.

 

В разделе «Виды продукции (услуг» приводится описание всех видов продукции или услуг, которые будут предложены фирмой на рынке. Приводятся основные показатели, дизайн, фирменный знак, прилагаются рисунки, фото. Указывается, какие потребности будет удовлетворять продукция, каковы спрос на нее и цена, каковы ее преимущества по сравнению с конкурентами. Здесь должны быть изложены ответы на следующие вопросы:

- какие потребности удовлетворяет продукт;

- отличие от продуктов конкурента;

- юридическая защита особенностей продукта или технологий.

Необходимо также привести и другие официальные документы: сертификаты, заключения экспертов, подтверждающие качество предлагаемого продукта. Кроме того, в данный раздел необходимо обязательно включить фотографию или очень хороший рисунок товара, позволяющий составить о нем достаточно четкое представление, пусть даже и без наличия готового образца. В этом разделе должны содержаться примерная цена продажи предлагаемых товаров и затраты на их производство, а значит, и ожидаемая прибыль от продажи каждой единицы. Здесь же характеризуются основные качественные показатели товара, преимущества его дизайна и особенности упаковки, в которой товар будет предложен на рынок. В этом же разделе приводится характеристика организации сервиса.

В разделе бизнес-плана «Характеристика отрасли деятельности организации» кратко приводятся основные показатели отрасли, в которой будет действовать организация:

· объем выпуска продукции в денежном и натуральном выражении;

· предполагаемый удельный вес продукции предприятия в общем объеме отрасли;

· примерная численность работников отрасли и создаваемого предприятия;

· рентабельность аналогичной продукции или близких по специализации предприятий;

· рынки сбыта продукции отрасли, аналогичной той, которую собирается выпускать предприятие, и др.

При описании отрасли, в которой предполагает действовать предприниматель, нужно не просто оценить нынешнее состояние отрасли, а постараться спрогнозировать тенденции и соответствующие способы поведения создаваемого предприятия в зависимости от различных направлений развития отрасли.

В разделе «Рынки сбыта продукции» четко определяются потенциальные покупатели продукции, и на каких рынках будет действовать организация. Здесь необходимо выявить целевые рынки, возможности выхода на внешний рынок, какие рынки наиболее выгодны по коммерческой эффективности.

Анализ рынка сбыта является для предпринимателя ключевым моментом

для определения масштабов производства, требуемой технологии и оборудования, объемов внешнего кредитования. В данном разделе бизнес-плана необходимо постараться определить следующее:

· характеристики рынка: емкость, степень насыщения, тенденции изменения спроса на товар;

· величину прогнозируемого объема продаж: предполагаемая доля предприятия на рынке, прогнозируемый рост продажи товаров;

· потенциальные покупатели: количество, характеристика по демографическим признакам, по уровню доходов, по месту проживания и др.

Опыт показывает, что неудача большинства провалившихся со временем коммерческих проектов была связана со слабым изучением рынка и переоценкой его емкостей. Объем раздела примерно 5 – 6 страниц машинописного текста.

В разделе «Конкуренция на рынках сбыта» приводятся основные конкуренты и их характеристика по объему продаж, доходам, сервисному обслуживанию, характеристика их рекламной деятельности, сведения об уровне качества и дизайна, приводится мнение покупателей о товарах и услугах конкурентов. Информация этого раздела должна быть максимально объективной.

В данном разделе необходимо довести до сведения потенциальных партнеров и инвесторов всю информацию о конкуренции на том сегменте рынка, куда должна поступить ваша продукция. Нужно ответить на следующие вопросы:

· Кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров?

· Как обстоят их дела с объемами продаж, с доходами, с внедрением новых моделей? Много ли внимания и средств они уделяют рекламе своих изделий?

· Что собой представляет их продукция: основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей?

· Каков уровень цен на продукцию конкурентов?

Наблюдение за работой конкурентов и выяснения уровня качества их продукции позволит определить особые преимущества собственных изделий. Оценивать будущих конкурентов следует предельно объективно, принимать во внимание все факторы, влияющие на формируемый спрос покупателей, а не ограничиваться лишь самыми бросающимися в глаза параметрами – ценой и основными качественными характеристиками товара.

В разделе «План маркетинга» при рассмотрении целей и стратегии маркетинга необходимо предусмотреть, как будет осуществляться продажа конкретных видов продукции, перспективы роста рынка и проникновения на другие рынки, конкурентная борьба и бюджет маркетинга. Этот раздел включает в себя схему, по которой будет распределяться продукция, систему ценообразования (подходы к формированию цен и стратегию ценообразования), формы и методы стимулирования продаж, мероприятия в области рекламы, организацию послепродажного сервиса, работу с общественностью.

В данном разделе предприниматель должен объяснить потенциальным партнерам и инвесторам основные элементы своего плана маркетинга, к которым относятся:

· Стратегия сбыта товара.

· Ценообразование.

· Реклама.

· Способы увеличения объемов продаж.

· Формирование системы послепродажного обслуживания клиентов (для технически сложных товаров).

· Создание положительного общественного мнения об организации и производимых ею товарах.

В разделе «План производства» указывается, где будет изготавливаться продукция и в каком объеме, на каком оборудовании, каковы производственные мощности и сроки ввода их в строй, основные поставщики сырья и порядок организации снабжения ресурсами, возможные проблемы при организации производства, каковы цена и себестоимость продукции, динамика их изменения.

План производства разрабатывается только теми предпринимателями, которые намерены заниматься непосредственно производством. Основная цель данного раздела заключается в том, чтобы убедить будущих партнеров, что предприниматель будет производить требуемое количество товаров соответствующего качества. Инвесторов будут интересовать практически все особенности производственного процесса для оценки профессиональных качеств заемщика и обоснованности планов. Для того чтобы удовлетворить этот интерес, предпринимателю необходимо привести ответы на множество вопросов, основными из которых являются:

· где будут изготавливаться товары – на действующем или вновь создаваемом предприятии;

· какие для этого потребуются производственные мощности и как, они будут возрастать с течением времени;

· где, у кого и на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие; какова репутация этих поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними.

В разделе «Организационный план» рассматривается структура управления организацией, приводятся сведения о работниках и их заработная плата, режим труда и кадровая политика, описывается система управления организацией. В организационном разделе бизнес-плана говорится о том, с кем предприниматель собирается организовывать свое дело и как планирует организовывать работу. В данном случае предпосылкой должны служить квалификационные требования к будущим специалистам:

· профиль, образование, практический опыт;

· предполагаемая оплата труда и методы его стимулирования (твердые оклады, от объема дохода, участие в прибылях и т.д.);

· источники пополнения кадров;

· повышение квалификации;

· организация их работы (включая постоянный штат и совместительство);

· возможность пользоваться услугами какой-либо организации по найму требуемых профессионалов.

В данном разделе необходимо дать о своих сотрудниках краткие биографические справки, делая упор на их профессиональную квалификацию, прежний опыт работы и полезность для успешной работы организации. Тут же приводится и организационная схема управления организацией, из которой должно быть четко видно: кто и чем будет заниматься и за что отвечать, как все службы будут друг с другом взаимодействовать, как их деятельность будет координироваться и контролироваться.

В разделе «Юридический план» освещаются правовые вопросы деятельности организации, принципы формирования капитала, порядок распределения прибыли. В этом разделе необходимо указать организационно-правовую форму, в которой намечается вести дело (ООО, ОДО, унитарное предприятие и т.д.).

В данном разделе бизнес-плана необходимо ответить на следующие вопросы:

· причины выбора той или иной организационно-правовой формы;

· прогноз долевого участия возможных собственников (если предприниматель хочет организовать АО, то следует четко объяснить будущее распределение акционерного капитала между возможными акционерами);

· порядок привлечения инвестиций и кредитов.

В разделе «Оценка риска и страхование» необходимо предугадать все типы рисков, с которыми может столкнуться фирма, момент их возникновения, предусмотреть меры по их сокращению и страхованию от рисков. Риск связан не только с пожарами, землетрясениями и ураганами, но и с нарушением соглашений о поставках из-за локальных воин, несвоевременной оплатой из-за введения национальных валют, возможно резким несоответствием налоговой политики отдельных стран и т.д.

Поэтому желательно определить уровень рисков, с которыми может столкнуться предприниматель, источники и причины их возникновения. Таким образом, необходимо наметить ответные меры по их предотвращению. Естественно, полностью исключить их вряд ли удастся. Тем не менее, предусмотреть уменьшение последствий их на хозяйственную деятельность можно и нужно. Поэтому в данном разделе определяются организационные меры профилактики рисков и программы страхования от них.

В разделе «Финансовый план» рассматривается финансовое обеспечение деятельности организации с целью наиболее эффективного использования денежных средств. Для этого составляется прогноз объема реализации продукции и прибыли, баланс доходов и расходов организации, определяется точка безубыточности.

В финансовом плане обобщаются материалы предыдущих разделов и рассматриваются в стоимостном выражении. Основными документами здесь служат:

· прогноз объемов;

· баланс денежных доходов и расходов;

· формирование и распределение прибыли;

· баланс активов и пассивов предприятия;

· график достижения безубыточности продаж.

Прогноз объемов продаж должен составить представление о той доле рынка, которую предприниматель предполагает завоевать своей продукцией. Баланс доходов и расходов представляет собой документ, который помогает определить сумму денег, необходимую для реализации проекта, с разбивкой по времени. Основная цель составления баланса – проверка и упорядочение поступления и расходования денежных средств.

В разделе «Стратегия финансирования» излагается план создания организации или ее расширения. Нужно обосновать, сколько средств необходимо, откуда их можно привлечь, каковы сроки возврата инвестиций и размеры дохода от вложенных средств.

В рассматриваемом разделе предпринимателю следует разъяснить план получения средств для создания или расширения начинаемого или уже функционирующего предприятия. При поиске источников финансирования можно использовать не только кредиты банков и других инвесторов, но и привлечение средств партнеров или новых акционеров.

При создании новой коммерческой организации предприниматель должен знать, когда именно он может рассчитывать на получение прибыли. В частности, такая информация требуется для оценки средств, необходимых предприятию на начальном этапе его существования. Прогноз точки окупаемости должен дать ответ на вопрос о том, сколько единиц продукции и услуг нужно будет продать или какого объема продаж достичь, чтобы доходы предприятия совпадали с его расходами, т.е. чтобы предприятие окупилось.

В точке безубыточности достигается равновесие между доходами и расходами от основной деятельности. Если предприниматель реализует продукции больше этого уровня, то получит чистую прибыль, если меньше, то будут убытки. Точку безубыточности можно найти по следующей формуле:

 

Р пост

Тб = ---------------------,

Ц - Р пер (ед)

 

где Тб - точка безубыточности, единиц;

Ц - цена за единицу продукции, рублей;

Р пост – постоянные расходы, рублей;

Р пер (ед) – переменные расходы на единицу продукции, рублей.

Таким образом, разработка бизнес-плана развития позволит предпринимателю оценить свои возможности, заранее подготовиться к трудностям, наметить пути их преодоления.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные виды планирования, дайте их характеристику.

2. Раскройте структура бизнес-плана.

3. Перечислите правила, которые следует использовать при разработке бизнес-плана.

4. Охарактеризуйте информацию, которая содержится в резюме бизнес-плана.

5. Перечислите цели составления бизнес-плана.

6. Дайте краткую характеристику разделов бизнес-плана.

7. Дайте рекомендации по составлению бизнес-плана развития.

8. Укажите, что понимают под точкой безубыточности?

 

Date: 2015-10-19; view: 277; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию