Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гендель и БахСамо собой напрашивается сравнение кантатно-ораториального творчества Генделя с аналогичным творчеством И.С.Баха. Оба композитора были не только ровесниками, но и выходцами из германских земель со сходной культурой и традициями. Однако тут выявляется почти диаметральная противоположность духовных и творческих устремлений двух мастеров. Чисто церковные жанры, столь значимые для Баха, у Генделя занимают очень небольшое место и сосредоточены в основном в раннем периоде его творчества. И наоборот: немногочисленные и не очень характерные для Баха сугубо светские вокальные жанры решительно преобладают у Генделя. Вряд ли будет преувеличением сказать, что смысловая сердцевина баховского творчества связана с Евангелием. Для Баха Христос – главный герой и высший идеал. Всё остальное существует лишь в соотношении с этим образом. А в истории жизни, страданий и смерти Христа для Баха самое сокровенное – Страсти и Распятие. Символами из Нового Завета наполнена и почти вся инструментальная музыка Баха; особенно явно – органная. Может быть, Бах воспринимал наличие музыкального символа Креста в своей фамилии (BACH) как истинный перст судьбы. Гендель же в первую очередь – знаток человеческих нравов и характеров, прирожденный драматург, и его интересует сюжетные перипетии, неординарные человеческие судьбы и резкие контрасты. Почти все его духовные оратории созданы на сюжеты Ветхого Завета, где много жестокой борьбы, крови, ненависти, захватывающих страстей, включая и самые ужасные (ненависть, зависть, предательство) и самые возвышенные (любовь и самопожертвование). К новозаветным, собственно христианским сюжетам, Гендель обращался крайне редко. В данной связи можно назвать ранние итальянскую ораторию “Воскресение” и написанные в Ганновере “Страсти по Брокесу”; из более поздних произведений сюда относятся только "Мессия” и замечательная оратория “Теодора”, где история раннехристианской мученицы, почерпнутая из поэмы Р.Бойля и, возможно, также из трагедии П.Корнеля, трактована, в сущности, почти по-оперному [11]. Наконец, если для Баха одной из важнейших основ тематизма и интонационности является протестантская церковная песня, то у Генделя, помимо двух пассионов, эта сфера почти отсутствует. Источники его тематизма восходят к итальянской опере, к антему, к английской песне и к инструментальной музыке XVII-XVIII веков (немецкой, французской, итальянской). Таким образом, Бах при всем своей универсальном значении, все же прежде всего – церковный композитор, а Гендель – театральный. У Генделя нет ни одной мессы, а у Баха – ни одной оперы. Возможно, столь глубокое несовпадение их внутренних установок оказалось одной из причин того, что оба великих современника так никогда и не встретились. Однако к сравнению их стилей нам еще предстоит вернуться.
|