Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема создания искусственного интеллекта





Фрит К. отмечает, что наш мозг создает у нас ощущение легкости восприятия (см. Фрит К. Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир). Примечательная особенность нашего восприятия материального мира во всей его красоте и во всех подробностях состоит в том, что оно кажется нам таким легким. И мы не знали об этой иллюзии, говорит исследователь, пока не попытались сделать машины, способные к восприятию.

 

Рисунок 53 – Искусственный интеллект

 

Единственный способ узнать, легко или сложно нашему мозгу воспринимать окружающий мир, это сделать искусственный мозг, способный к восприятию окружающего. Чтобы сделать такой мозг, нужно установить, из каких компонентов он должен состоять, и узнать, какие функции должны выполнять эти компоненты.

Фрит К. отмечает, что телефонные линии похожи на нейроны: и по тем, и по другим распространяются электрические импульсы. В телефонной линии электрические импульсы активируют динамик на другом конце провода точно так же, как импульсы моторных нейронов могут активировать мышцы, к которым ведут отростки этих нейронов. Но мы знаем, что телефонные линии нужны не для передачи энергии, а для передачи сообщений, будь то в форме речи или в форме точек и тире азбуки Морзе. Наш мозг сталкивается с той же самой проблемой. Сообщения об окружающем мире, поступающие от наших глаз и ушей, содержат шум и полны ошибок, поэтому наш мозг не может уверенно сказать, где «правда», а где «ошибка». Чтобы избежать этого, наш мозг пользуется избыточностью поступающей информации. Исследователь отмечает, что когда мы разговариваем с другим человеком, мы обычно не только слушаем, что он говорит, но и внимательно смотрим за движением его губ. Сопоставляя эти две разновидности информации, наш мозг получает лучшее представление об исходном сообщении. Обычно мы не осознаём, что нам помогают в этом движения губ, но когда мы смотрим озвученный иностранный фильм (или фильм на нашем родном языке, в котором плохо смонтирована фонограмма), мы сразу чувствуем, что что-то не так, потому что движения губ не соответствуют звукам.

Маккаллок и Питтс предположили, что из обширных сетей простых электронных «нейронов» можно сконструировать искусственный мозг. Первые компьютеры были сделаны не по образцу нейронных сетей, однако, подобно искусственным нейронным сетям, они представляли собой устройства, способные хранить, передавать и видоизменять информацию в соответствии с определенными правилами. Прошло пятьдесят лет, и компьютер, предназначенный для игры в шахматы, выиграл у чемпиона мира. К. Фрит говорит о том, что сложно наделить машину способностью видеть, к примеру, сад за окном полон разных объектов: видимые объекты перекрывают друг друга, а некоторые из них еще и движутся, однако мозг решает все эти удивительно сложные задачи. Развитие теории информации и цифровых компьютеров показало, что наше восприятие – дело очень сложное. Когда мы берем в руку какой-нибудь предмет, наш мозг сопоставляет сведения, поступающие от глаз (каков этот предмет на вид) и осязательных рецепторов (каков этот предмет на ощупь). Совмещая эти сведения, наш мозг ведет себя как настоящий идеальный байесовский наблюдатель. Он игнорирует неубедительные свидетельства и акцентирует убедительные. Для нашего мозга восприятие – это цикл. Если бы наше восприятие было линейным, энергия в виде света или звуковых волн достигала бы органов чувств, эти послания из окружающего мира переводились бы на язык нервных сигналов, и мозг интерпретировал бы их как объекты, занимающие определенное положение в пространстве. Именно этот подход и сделал моделирование восприятия на компьютерах первого поколения такой сложной задачей. Мозг, пользующийся предсказаниями, делает все почти наоборот. Наше восприятие на самом деле начинается изнутри – с априорного убеждения, которое представляет собой модель мира, где объекты занимают определенное положение в пространстве. Пользуясь этой моделью, наш мозг может предсказать, какие сигналы должны поступать в наши глаза и уши. Эти предсказания сравниваются с реальными сигналами, и при этом, разумеется, обнаруживаются ошибки. Но наш мозг их только приветствует. Эти ошибки учат его восприятию. Наличие таких ошибок говорит ему, что его модель окружающего мира недостаточно хороша. Характер ошибок говорит ему, как сделать модель, которая будет лучше прежней. В итоге цикл повторяется вновь и вновь, до тех пор, пока ошибки не станут пренебрежимо малы. Для этого обычно достаточно всего нескольких таких циклов, на которые мозгу может потребоваться лишь 100 миллисекунд. Мы воспринимаем не мир, а его модель, создаваемую мозгом.

Еще с 1950-х годов в сфере создания искусственного интеллекта выделилось два подхода — символьные вычисления и коннекционизм. Символьные вычисления – это направление, основанное на моделировании мышления человека, а коннекционизм — на моделировании устройства мозга. Символьный подход позволяет оперировать слабоформализованными представлениями и их смыслами. Основная особенность символьных вычислений — создание новых правил в процессе выполнения программы. Тогда как возможности не интеллектуальных систем завершаются как раз перед способностью хотя бы обозначать вновь возникающие трудности. Тем более эти трудности не решаются и наконец компьютер не совершенствует такие способности самостоятельно. Недостатком символьного подхода является то, что такие открытые возможности воспринимаются не подготовленными людьми как отсутствие инструментов. Эту, скорее культурную проблему, отчасти решает логическое программирование. Успешность и эффективность решения новых задач зависит от умения выделять только существенную информацию, что требует гибкости в методах абстрагирования. Логический подход к созданию систем искусственного интеллекта основан на моделировании рассуждений. Теоретической основой служит логика. Логический подход может быть проиллюстрирован применением для этих целей языка и системы логического программирования Пролог.

В 70-е годы появились первые прикладные системы, использующие элементы искусственного интеллекта – экспертные системы. Дальше произошел некий ренессанс коннекционизма с появлением многослойных нейронных сетей и алгоритма их обучения методом обратного распространения. Сторонники этого подхода обещали создать нейрокомпьютеры, которые будут работать практически как человеческий мозг.

Но ничего особенного из этого не вышло, потому что настоящие нейроны устроены намного сложнее, чем формальные, на которых основаны многослойные нейросети. И количество нейронов в человеческом мозге тоже намного больше, чем можно было позволить себе в нейросети. Основное, для чего оказались пригодны многослойные нейросети – это решение задачи классификации.

Следующей популярной парадигмой в области искусственного интеллекта стало машинное обучение. Значительный толчок развитию машинного обучения дало появление интернета и большого количества разнообразных легкодоступных данных, которые можно использовать для обучения алгоритмов

Но в настоящий момент в области искусственного интеллекта наблюдается вовлечение многих предметных областей, имеющих скорее практическое отношение к ИИ, а не фундаментальное. Многие подходы были опробованы, но к возникновению искусственного разума ни одна исследовательская группа пока так и не подошла.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ

1. Раскройте смысл понятия «сознание».

2. Что такое бессознательное?

3. Определите связь сознания и физической реальности.

4. Проблема происхождения и эволюции сознания.

5. Какие методы изучения мозга вы знаете?

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ КО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ

1. Агацци Э. Человек как предмет философии / Э. Агацци // Вопросы философии. – 1989. – № 2. – С. 20 –29.

2. Аскольдов С. Сознание как целое. Психологическое понятие личности / С. Аскольдов. – М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1918. – 54 с.

3. Баксанский О. Е., Кучер Е. Н. Когнитивный образ мира: научная монография / О. Е. Баксанский, Е. Н. Кучер. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. – 224 с.

4. Бердяев Н. А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. – М.: Республика, 1993. – 383 с.

5. Бороздин Э. К., Мартынова А. Ю. О свойствах Живого / Э. К. Бороздин, А. Ю. Мартынов // Сознание и физическая реальность. – 1997. – Т. 2. – № 4. – С. 53–63.

6. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Дж. Брунер; [Пер. с англ. К.И. Бабицкого]. – М. Прогресс, 1977. – 404 с. – С. 211–212.

7. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Макс Вебер // Вебер М. Избранные произведения; [предис. П. П. Гайденко]. – М.: Прогресс, 1990. – 423 с.

8. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. – М.: Смысл; Per se, – Москва: 2000 - с.685.

9. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине / Н. Винер. – М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. – 344 с.

10. Гадамер Г.-Х. Істина і метод / Г.-Г. Гадамер; [пер. з нім. О. Мокровольського]. – К.: Юніверс, 2000. – Т. 1.: Герменевтика І: Основи філософської герменевтики. – 464 с.

11. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Философия духа / Г. В. Ф. Гегель. – М.: Мысль, 1974. – Т. 3 – 452 с.

12. Гийому Ж., Мальдидье Д. О новых приемах интерпретации, или проблема смысла с точки зрения анализа дискурса / Ж. Гийому, Д. Мальдидье // Квадратура смысла. – М.: Гардарики, 1999. – С. 124 – 136.

13. Гильдебранд Д. Что такое философия? / Дитрих фон Гильдебранд; [Пер.с нем. А.И. Смирнова]. – СПб.: «Алетейа», ТОО «Ступени», 1997. – 374 с.

14. Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологи (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция; [ Под ред. проф. Д. И. Дубровского] – М.: ООО «Издательство МБА», 2013. – 272 c.

15. Горкгаймер М. Критика інструментального розуму / Макс Горкгаймер; [пер. з німец. М.Д. Култаєва]. – Київ: ППС – 2002, 2006. – 282 с.

16. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики / П.С. Гуревич // Вопросы философии. – 2000. – №10. – С. 37 – 41.

17. Гуссерль Э. Логические исследования. – Т. 2. – Ч. 1. Исследования по феноменологии и теории познания / Э. Гуссерль; [Пер с нем. В. И Молчанова] – М.: Гнозис, Дом интеллектуальной книги, 2011. – 634 с.

18. Даммит М. Что такое теория значения / М. Даммит // Философия. Логика. Язык; [Сост. и пред. В.В. Петрова, общ. ред. Д.П. Горского] – М.: Прогресс, 1987. – С. 68–97.

19. Жданов Б. Информация и сознание / Б. Жданов // Вопросы философии. – 2000. – № 11. – С. 97–104.

20. Ивин А.А. Ценности и понимание / А.А. Ивин // Вопросы философии. – 1987. – № 8. – С. 31–43.

21. Коротков К. Г. Экспериментальные исследования активности сознания человека после смерти / К. Г. Коротков // Сознание и физическая реальность. – 1996. – Т. 1. – № 1–2. – С. 2–14

22. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е узд., допол. / Д. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2007. – 513 с.

23. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу // Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2003. – С. 472–527.

24. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник / В.В. Миронов, А.В. Иванов – М.: Гардарики, 2005. – 447 с.

25. Налимов В. В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности / В.В. Налимов – М.: «Прометей», МГПИ им. Ленина, 1989. – 182 с.

26. Налимов В.В. В поисках иных смыслов / В.В. Налимов – М.: Прогресс, 1993. – 280 с.

27. Налимов В.В. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье / В.В. Налимов – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 344 с.

28. Пенроуз Р. Новый ум короля. О компьютерах, мышлении и законах физики / Р. Пенроуз; [Пер. с анл. В. О. Малышенко] – М.: Эдиториал УРСС, 2003. – 384 с.

29. Пенроуз Р. Большое, малое и человеческий разум / Р. Пенроуз, А. Шимони, Н. Картрайт, С. Хокинг; [Пер. с англ. А. В. Хачояна, под редакцией Ю. А. Данилова] – М.: Мир, 2004. – 191 с.

30. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М.: 1969. – 661 с.

31. Порфирий. Жизнь Пифагора / Порфирий; [ Пер и прим. Л. Аспарова. Общ. ред и вступ. ст. А. Ф. Лосева] // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов – М.:, Мысль, 1979. – 624 с.

32. Прист С. Теория сознания / С. Прист; [Пер. с анл. А.Ф. Грязнова] – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. – 273 с.

33. Сартр Ж.П. Очерк теории эмоций / Ж.П. Сартр // Психология эмоций. Тексты [Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер] – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – С. 140–189.

34. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр; [Пер. с франц. В. И. Колядко] – М.: Республика, 2000. – 785 с.

35. Слотердайк П. Критика цинического разума. П. Слотердайк / [Пер. с нем. А.В. Перцева] – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 832 с.

36. Степанов А. М., Могилевский В. Д. Гомеостатические механизмы формирования модели сознания / А.М. Степанов, В.Д. Могилевский // Сознание и физическая реальность. – 1997. – № 2. – С. 64–70.

37. Тарт Ч. Измененные состояния сознания / Ч. Тарч – М.: ЭКСМО, 2003. – 287 с.

38. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ / В.Н. Топоров – М.: Прогресс, 1995. – 624 с.

39. Тульчинский Г. Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности / Г.Л. Тульчинский – СПб.: Алетейя, 2002. – 680 с.

40. Фреге Г. Смысл и денотат / Г. Фреге// Семиотика и информатика, 1977, – №5.– С. 14 – 42.

41. Фрейд Введение в психоанализ / Фрейд – СПб.: Алетейя, 1999. – 342 с.

42. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер – М.: ЭКСМО, 1997. – 452 с.

43. Хайдеггер М. Время и бытие / М. Хайдеггер – Томск изд-во: STT, 2011. – 520с.

44. Хофштадер Д., Деннет Д. Глаз разума: Фантазии и размышления о самосознании / Д. Хофштадер, Д. Деннет – Самара: Бахрах-М., 2001. – 432 с.

45. Хофштадтер Д. Гедель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда / Д. Хофштадер – Издательство: Бахрах-М, 2001. – 752 c.

46. Шелер М. Избранные произведения / М. Шелер [пер. с нем. Денежкина А. В, Малинкина А. Н., Филиппова А. Ф.]. –– М.: Гнозис, 1994. – 337 с.

47. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности / Э. Шпрангер // Психология личности. Тексты [под ред Ю.Б. Шипперейтер, А.А. Пузырев] – М.: Изд-во МГУ, 1982. – С. 55 – 59.

48. Щедровицкий Г. П. Схема мыследеятельности – системно-структурное строение. Смысл и содержание / Г. П. Щедровицкий // Избранные труды. –– М.: Школьные культурные политики, 1995. – С. 281 – 298.

49. Элиаде М. Космос и история. Избранные работы / М. Элиаде – М.: Прогресс, 1987. – 312 с.

50. Юнг К.Г. О символизме мандалы / К.Г. Юнг // Юнг К. О природе психе. – М., Киев, 2002. – 95 – 182.

51. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии: – В 2 т. / К. Ясперс. – Москва: Academia; Санкт-Петербург: Белый кролик, 1996. – 324 с.

52. Chalmers David // Kelly G. A theory of personality. The psychology of personal constructs. – N.Y.: Norton, 1963. – 187 р.

53. Grof St. Beyond the Brain: Birth, Death and Transcendence in Psy choterapy. – N.Y., 1985. – Р.73.

54. Piaget J. Biology and Knowledge. – Chicago, 1967. – P. 269.

55. Jung С. G. Memories, Dreams, Reflections. – Glasgow, 1967. – P. 343—357.

 

Навчальне видання

 

ВЛАДЛЕНОВА Іліана Вікторівна

ДОЛЬСЬКА Ольга Олексіївна

 

Date: 2015-10-19; view: 766; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию