Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Проблемы познания в истории философии





ПОЗНАНИЕ

Содержание процесса познания

Проблемы познания в истории философии

Научное познание

Универсальные способы познания

 

Содержание процесса познания

Познанием называют деятельность, направленную на получение знаний. Философские проблемы познания изучаются гносеологией.

Познание - важнейший вид человеческой деятельности. В процессе познания человек вначале учится использовать внешний мир, приспосабливаясь к этому миру, а затем учится изменять мир, приспосабливая его к своим потребностям. Человек познает для того, чтобы улучшать свою жизнь, делать ее все более совершенной. Познавая, человек увеличивает свои возможности как активного творца действительности. В этом заключается сущность процесса познания.

Содержанием процесса познания является получение знаний, т.е. наполнение сознания образами предметов, представлениями об их внутреннем строении, о связях и отношениях между предметами.

Одной из ведущих проблем современной теории познания является вопрос о соотношении субъекта и объекта познания.

Объектом любого действия называют то, на что направлено это действие. Субъектом деятельности называют того, кто осуществляет эту деятельность.

Объектом познания называется то, на что направлено познание. Это та часть мира, которая познается субъектом познания.

Субъектом познания называют конкретного носителя познавательной деятельности. Субъектами познания могут выступать отдельные люди, группы людей, общество в целом.

Человек может сделать объектом познания самого себя, свой внутренний мир. В таком случае говорят о самопознании. Многие философы, начиная с античности, считали самопознание необходимым условием мудрости. "Познай самого себя", - гласило приписываемое Фалесу изречение, написанное над входом в дельфийский храм Аполлона. В то же время другие мыслители осуждали превращение собственных чувств и мыслей в предмет пристального внимания, полагая, что подобная самонаправленность сознания (рефлексия) отвлекает человека от активной деятельности, направленной на внешний мир.

В процессе познания выделяют два уровня: чувственный и рациональный.

Чувственное познание осуществляется с помощью органов внешних чувств. Ступенями чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления.

Ощущения возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека. Ощущения передают только отдельные свойства предмета: цвет, вкус, запах, форму, звучание.

Целостный образ предмета создают восприятия, представляющие собой совокупность ощущений.

Более высокой ступенью чувственного познания выступают представления - образы, возникающие в памяти человека на основе прошлых ощущений и восприятий. Представления возникают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосредственного воздействия на внешние чувства человека.

С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения закономерностей их существования чувственного опыта недостаточно. Задачу обобщения информации, полученной чувственным путем, выполняет рациональное познание.

Рациональное (от лат. ratio - разум) познание осуществляется с помощью разума. Рациональное познание представляет собой процесс абстрактного (отвлеченного от частных, несущественных свойств предмета) размышления. Основными ступенями рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения.

Элементарной единицей абстрактного мышления является понятие. Из понятий строятся все логические рассуждения. Понятия отражают общие, существенные признаки предметов. Понятие выражается с помощью слова или словосочетания.

Следующая ступень рационального познания - суждение. Суждением называют совокупность понятий, отражающую связи и отношения между предметами и их свойствами. Суждение утверждает или отрицает что-либо. Выражаются суждения в форме предложений.

Третьей ступенью рационального познания является умозаключение. Умозаключение представляет собой процесс получения одних суждений из других на основании законов логики. Умозаключения не зависят непосредственно от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления.

Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык - это система знаков, передающих информацию. Наибольшее значение в человеческом обществе имеет вербальный язык. Вербальный (от лат. verbum - слово) язык - это система звуковых, словарных и грамматических средств, с помощью которых выражаются процессы мышления.

Кроме чувственного и рационального познания существует интуитивное познание - непосредственное постижение сути вещей. Интуиция (от лат. intueri - пристально всматриваться) - это способность прямого усмотрения истины. Интуитивное познание происходит вне процесса чувственного ознакомления с предметом и вне обдумывания.

В истории гносеологии выделяют ряд направлений, отдающих преимущество тому или иному источнику познания. Важнейшими из них являются сенсуализм, рационализм и интуитивизм.

Направление философии, утверждающее, что основным источником познания являются внешние чувства, называется сенсуализмом (от лат. sensus - чувство). Сенсуалисты полагают, что знания, получаемые с помощью внешних чувств, являются первичным источником всех других знаний. По их мнению, данные чувственного опыта представляют собой нечто вроде атомов, или элементов, из которых строятся все остальные человеческие знания. "Нет ничего в интеллекте, чего не было бы ранее в чувствах", - гласит самый известный лозунг сенсуализма. К сенсуализму относят учение античного философа Эпикура, философские системы английских просветителей Томаса Гоббса и Джона Локка.

Рационализм утверждает, что источником истинных знаний является разум. Чувства могут дать только поверхностные, внешние знания о предметах. Суть вещей постигает только разум. К рационализму относят учения Сократа, Платона, Аристотеля, Декарта, Лейбница, Канта, Гегеля и других философов, провозглашавших независимость разума от внешних чувств. По их мнению, разум изначально обладает внутренне присущими предпосылками знаний, на основе которых развивается процесс познания.

Интуитивизм полагает, что истинные знания достигаются путем прямого проникновения в сущность предметов без посредства чувственного опыта и рассуждения, т.е. путем интуиции. Религиозный интуитивизм считает источником истинного знания божественное откровение. Эстетический интуитивизм полагает, что основным источником знаний является эмоционально-интуитивное озарение, так называемое вдохновение, в результате которого создаются гениальные произведения искусства, раскрывающие истину в форме художественного образа. Интуитивизм получил особое распространение в средневековой мистике, в учениях немецких философов-классиков Фридриха Шеллинга, Артура Шопенгауэра, французского философа начала ХХ в. Анри Бергсона, многих представителей русской религиозной философии конца ХIХ - начала ХХ в.

Результатом процесса познания являются знания. Знаниями называют представления о мире, или идеальные образы мира, находящиеся в сознании людей.

Знания могут быть индивидуальными, принадлежащими одному человеку, и коллективными, принадлежащими обществу в целом.

Знания могут соответствовать действительности (такие знания называются истинными), могут отличаться или противоречить действительности (такие знания называются заблуждениями или ложью). Чем полнее совпадает образ действительности с самой действительностью, тем истиннее наше знание.

Следует, однако, учесть, что определение истины как знания, соответствующего действительности, отражает только логический аспект познания. Проблема истины в истории философии рассматривается намного шире, включая самые различные стороны ее существования: объективность и субъективность, относительность и абсолютность, абстрактность и конкретность. Важное место в истории философии занимают вопрос о критериях истины и вопрос о самой возможности существования истины.

 

Проблемы познания в истории философии

Важнейшими проблемами гносеологии являются следующие вопросы: что такое знание, в чем состоит сущность познания, каковы источники познания, как соотносится знание со своим предметом? Двумя основными вопросами теории познания являются вопросы: Что я могу знать? и Что есть истина?

Учение об истине занимает центральное место в теории познания, т.к. проблема истины раскрывает вопрос о сущности познания.

Наиболее распространенным в истории философии является определение истины как знания, соответствующего действительности. Это формально-логическое определение истины дал еще Аристотель.

Однако уже в античной философии сложилась и другая (внелогическая) концепция истины. Согласно этой концепции, истиной называют знание, соответствующее не тому, каковы вещи в действительности, а тому, каковыми они должны быть, т.е. каковы они по замыслу, идее. Истины - это знания об идеалах, о сущностях вещей, к которым и стремится познающий ум. Отождествление истины с идеальной сущностью вещей происходит в учениях Сократа, Платона, Гегеля.

"Когда я знаю, как нечто существует, говорят, что я обладаю истиной. Так первоначально представляют себе истину. Это, однако, истина лишь по отношению к сознанию или формальная истина, это только правильность. Истина же в более глубоком смысле состоит, напротив, в том, что объективность тождественна с понятием. Об этом-то наиболее глубоком смысле истины идет речь, когда говорят об истинном государстве или истинном произведении искусства. Эти предметы истинны, когда они суть то, чем они должны быть, т.е. когда их реальность соответствует их понятию. Понимаемое таким образом неистинное есть то же самое, что обычно называют также и плохим. Плохой человек есть неистинный человек, т.е. человек, который не ведет себя согласно своему понятию или своему назначению", - писал Гегель.

Важную роль в учении об истине занимает вопрос об объективности и субъективности истины: существует ли объективная, независящая от человеческого сознания, истина, или же она всегда зависит от сознания познающего субъекта, т.е. субъективна?

Этот вопрос впервые поставили софисты. Они утверждали, что критерий истинности любого знания находится в самом человеке - объективной, не зависимой от человека истины не существует. В конце XIX в. немецкий философ Фридрих Ницше в рамках этой же линии писал: "Истина не есть нечто такое, что нужно найти, а есть нечто такое, что нужно создать".

Взгляды софистов на проблемы истины опровергали Сократ и Платон, утверждавшие, что объективная истина существует. Истина, по Сократу и Платону - это "чистое знание", знание о непреходящих, постоянных, вечных и неизменных образах (сущностях) всех вещей, пребывающих в идеальном мире.

Об истине говорят также как об относительной или абсолютной.

Относительной истиной называют неполное, приближенное к точному знание, которое может дополняться в процессе дальнейшего познания. Относительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине.

Абсолютной истиной называют такое знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания. К абсолютным истинам относятся, например, так называемые истины факта, "вечные истины", физические константы и т.п.

Вопрос об относительности всех истин поставили античные скептики (от греч. skepsis - сомнение), подчеркивавшие условность любых суждений. Точка зрения скептиков на проблему истины, называемая релятивистской (от лат. relativus - относительный), получила свое развитие в дальнейшей истории философской мысли.

Представление о существовании абсолютной истины свойственно средневековой философии, отождествлявшей истину с Богом: истинно все то, в чем проявляется бог. В Новое время представление об абсолютной истине было сформулировано в системах Канта и Гегеля. У Канта абсолютными истинами выступают так называемые вечные истины - врожденные знания о должном. У Гегеля абсолютная истина - это "идея, в которой познание и действительность сравнялись друг с другом и которая есть абсолютное знание о самой себе", т.е. отражение бытия в философском учении о бытии.

Материалистическая философия считает, что всеобщей абсолютной истины не существует, абсолютными истинами условно можно называть такие знания, которые не могут быть опровергнуты в настоящий момент.

Истина всегда конкретна, абстрактной (отвлеченной от действительности) истины не существует. Это означает, что истина всегда связана с конкретными условиями и всегда относится к определенному месту, времени, положению, обстоятельствам.

Одной из центральных проблем в теории познания является проблема критериев истины: чем определяется соответствие знания действительности?

Существует множество критериев истинности знаний: чувственные, опытные, логические, этические, эстетические и др. Например, эстетическое понимание истины отождествляет истину с красотой, гармонией, этическое - с добром, правдой или справедливостью, логическое - с правильностью.

Однако все они односторонне отражают истину. Большинство учений, признающих существование истины, считает всеобщим критерием истины практику. Практикой (от греч. praktikos - деятельный) в философии называют целенаправленную предметную деятельность по преобразованию действительности. В гносеологической категории "практика", понимаемой как "критерий истины", выражается представление о творческой деятельности человека по преобразованию мира как конечной цели процесса познания. Познавая мир, человек воссоздает или преобразует этот мир.

Основной проблемой гносеологии является вопрос о том, возможно ли вообще истинное знание, т.е. может ли наше знание об окружающей действительности совпадать с этой действительностью, или же наши знания всегда отличаются от того, что есть, т.е. не могут быть истиной.

В философской литературе этот вопрос встречается в различных формулировках. Например, в учении Канта он выглядит как вопрос о пределах "чистого разума". В марксизме он называется "второй стороной основного вопроса философии" и формулируется следующим образом: познаваем ли мир? В современной литературе он наиболее часто формулируется как вопрос о "границах познания": безгранично ли познаваем мир? Существуют и другие формулировки: познаваема ли сущность вещей? Прозрачен ли для познания мир? Существует ли истина?

Философская позиция, согласно которой мир полностью доступен познанию, называется гносеологическим оптимизмом.

Философская позиция, согласно которой мир доступен познанию только частично, называется агностицизмом (от греч. a - отрицат. приставка и gnosis - знание) или гносеологическим пессимизмом.

В основе агностицизма лежит утверждение о том, что наши знания о мире, получаемые с помощью внешних чувств, всегда в той или иной мере искажают действительность. Наши знания могут только бесконечно приближаться к своему предмету, никогда не совпадая с ним.

"Разум также близок к истине, как многоугольник к кругу; ибо, чем больше число углов вписанного многоугольника, тем более он приближается к кругу, но никогда не станет равным кругу даже в том случае, когда углы будут умножены до бесконечности, если только он не станет тождественным кругу.", - утверждал в своем трактате " Об ученом незнании" философ эпохи Возрождения Николай Кузанский.

Классическая теория агностицизма, или критики разума, была создана в XVII - XVIII вв. В этот период спор между гносеологическим оптимизмом и агностицизмом принял форму спора о границах познаваемости мира человеческим разумом.

"Да и что же такое, наконец, человек в природе? - писал в своем сборнике "Мысли" французский философ, физик и математик Блез Паскаль, - Ничто в сравнении с бесконечным, всё в сравнении с ничтожеством, средина между ничем и всем. От него, как бесконечно далекого от постижения крайностей, конец вещей и их начало, бесспорно, скрыты в непроницаемой тайне; он одинаково не способен видеть и ничтожество, из которого извлечен, и бесконечность, которая его поглощает".

Крупнейшая философская система, в которой была обоснована ограниченность познавательной способности человека, была создана Кантом. Как и Паскаль, Кант утверждал, что существует бескрайняя сфера, познание которой выходит за пределы возможностей человеческого разума. Кант всесторонне рассмотрел проблему границ познаваемости мира и сделал выводы практического (этического) характера.

Кант исследовал вопрос о том, возможны ли вообще знания о сущностях вещей. Он провозгласил, что все наши знания о мире - это знания не о сущностях вещей, а лишь об их явлениях, т.е. о том, что вещи являют, или обнаруживают, нашим внешним чувствам. Кант утверждал, что, познавая мир, мы имеем дело не с самими вещами, которые навсегда остаются "вещами в себе", недоступными для проникновения в них познающего сознания, а с их явлениями, т.е. с тем, что вещи пожелали обнаружить нам: "...Все предметы суть только явления, а не данные таким образом вещи сами по себе (fur sich); поэтому о том, что касается формы их, многое можно сказать a priori, но никогда ничего нельзя сказать о вещи в себе (in sich), которая могла бы лежать в основе этих явлений".

Идеи Канта о принципиальной ограниченности познания оказали сильнейшее влияние на развитие современных форм агностицизма. Ведущим направлением неокантианства стал позитивизм, утверждающий, что наука должна ограничиваться констатацией чувственно наблюдаемых явлений и не претендовать на создание теорий, пытающихся объяснить их сущность.

Гносеологический оптимизм утверждает, что мир познаваем. Суть вещей доступна познающему разуму. Истина существует. Нет пределов у познающего разума. Гносеологическим оптимизмом проникнуты учения Сократа, Платона, Аристотеля, Гегеля, Маркса, Павла Флоренского и многих других мыслителей.

Согласно Платону, познание - это припоминание тех сущностей (идей, образов, чистых форм) всех вещей, которые душа человека видела до его рождения, т.е. пока она сама пребывала в идеальном мире. Постижение истины, говорится в диалоге Платона "Федр", "...есть припоминание того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала богу, свысока глядела на то, что мы теперь называем бытием, и поднималась до подлинного бытия".

Наиболее глубокого выражения концепция гносеологического оптимизма достигает в учении Гегеля, утверждавшего принцип тождества (совпадения) бытия и познания. В концепции Гегеля бытие - это и есть познание.

Подобное толкование истины характерно и для русской религиозной философии конца XIX - начала ХХ вв. Павел Флоренский (1882 - 1937) подчеркивал, что в русском языке отчетливо раскрывается сущность этого понятия: истина (или естина) - это то, что есть.

 








Date: 2015-10-18; view: 478; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.008 sec.) - Пожаловаться на публикацию