Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыкальная деятельность и ее коррекционно-воспитательное значение





Содержание музыкальных занятий строится на основе «Про­граммы воспитания в детском саду», но с учетом своеобразия развития детей с нарушением зрения и их возрастных особен­ностей.

Так же как и в обычном детском саду, в процессе музыкаль­ных занятий обращается серьезное внимание на воспитание му­зыкальной восприимчивости у детей, что не только обусловли­вает их высокий интерес к самим занятиям, но и имеет большое коррекционно-воспитательное значение, а также помогает пре­одолению отрицательных переживаний, обусловленных нарушением зрения.

При нарушениях зрения формирование музыкальной деятель­ности идет от показа к подражанию и осуществляется на много­функциональной основе: речевой, слуховой и музыкально-двига­тельной. Одновременно с общими музыкальными задачами не­обходимо ставить коррекционные задачи, обеспечивающие развитие зрительного анализатора. Методика проведения заня­тий должна учитывать специфические особенности детей. Необ­ходимо показывать упражнения с близкого расстояния, а для детей с низкой острогой зрения повторять их по нескольку раз. Иногда следует, взяв ребенка за руку, двигаться вместе с ним, чтобы онощутил ритм.

Большинство коррекционных упражнений полезно проводить с лентами, флажками, обручами, мячами, кольцами, платочка­ми. Предмет, с которым ребенку придется исполнять какие-либо упражнения, должен быть детально изучен им при помощи зрения и осязания.

На музыкальных занятиях следует также закреплять у детей понятие о форме, величине и цвете данного предмета. В этой связи следует подчеркнуть важность преемственности работы воспитателя и музыкального руководителя. Полученные на му­зыкальных занятиях знания и умения должны регулярно закреп­ляться воспитателем в повседневной жизни.

Учитывая недостатки детей с нарушением зрения в простран­ственной ориентировке и координации движений, необходимо на каждом занятии уделять две-три минуты для соответствующих упражнений: строиться в круг, в колонны, в пары, свободно рас­полагаться по залу, не задевая друг друга, делать различные перестроения. Усложнять или упрощать эти упражнения нужно в соответствии с возрастом и возможностями детей.

Особое внимание следует уделять формированию чувства ритма. Для этого нужно использовать такие приемы, как пере­дача ритма хлопками, шагами, при помощи погремушки, бубна или металлофона. Начинать надо с самых простых ритмических рисунков, постепенно их усложняя.

В процессе занятий с детьми надо также учить их исполнять движения подражательного характера, для чего можно исполь­зовать различные большие по величине иллюстрации. На них могут быть изображены заяц, кукла, медведь в характерных для них позах. Ребенок должен внимательно рассмотреть получен­ную картинку. Когда прозвучит музыкальная характеристика его персонажа, он должен повторить движения согласно имею­щейся у него иллюстрации. Таким образом у ребенка происхо­дит соединение зрительного и слухового образов.

Музыкальный руководитель детского сада для детей с на­рушением зрения, проводя систематические наблюдения за детьми и учитывая их способности, помогает овладевать музы­кально-ритмическими навыками. Серьезное внимание должно быть уделено индивидуальной работе с детьми, для чего музы­кальному руководителю надо изучить особенности зрения каж­дого ребенка, общее состояние и двигательные возможности. Для этого следует поддерживать постоянную связь с воспитате­лями, врачами офтальмологом и невропатологом, а также тиф­лопедагогом. С ними должны быть согласованы музыкаль­но-ритмические игры и упражнения.

Содержание упражнений и игр, их последовательность и ме­тодика проведения зависят от цели, которую ставит перед собой музыкальный руководитель, приспосабливая то или иное упраж­нение к коррекционным задачам. Игру или упражнение нужно разучивать на трех-четырех занятиях. Однако, прежде чем по­ставить перед детьми задачи, связанные со зрительной нагруз­кой, следует научить их музыкально-ритмическим движениям, необходимым для этого упражнения.или игры согласно возрас­ту детей и требованиям «Программы воспитания в детском саду».

Ниже приведен ряд упражнений и игр, включающих коррекционные задачи для детей младших, средних, старших и подго­товительных групп. Эти упражнения и игры подобраны таким образом, что часть из них можно использовать без дополнений и изменений, так как они уже содержат в себе элементы кор­рекции, другие дополнены коррекционными задачами и третьи специально разработаны под коррекционные задачи. Подбирая эти упражнения и игры, музыкальный руководитель должен при­держиваться принципа постепенного усложнения с неоднократ­ным их повторением.

Музыкально-ритмические игры и упражнения

Младшая группа Упражнения

1. Бегите ко мне. Музыка Е. Тиличеевой.

Упражнение само по себе содержит элементы коррекции и способствует развитию прослеживающих функций глаза.

2. Ходьба и бег с флажками. Латв. музыка.

Дополнение. Предложить детям держать флажок не над головой, а в вытянутой руке, фиксируя взгляд на флажке. Флажки использовать красные, оранжевые, желтые.

Упражнение полезно для развития ориентировки и фиксации.

3. Птички летают. Музыка Л. Банникова.

Дополнение. Вместо стульчиков можно использовать обручи. Их разложить полукругом у центральной стены.

Упражнение способствует развитию периферического зрения и зрительной памяти.

4. Барабанщики. Музыка Э. Павлова (Марш) или Д. Ка­балевского (Барабанщик).

Упражнение способствует развитию ориентировки в прост­ранстве.

5. Ножки. Музыка В. Карасевой.

Вариант игры: по залу разложены разноцветные круги из желтого, оранжевого или красного картона диаметром 25 см.

Под песню «Ножки» (запев), которую поют музыкальный ру­ководитель и воспитатель, дети свободно ходят или бегают меж­ду кругами, стараясь не задевать их. На припев каждый ребе­нок останавливается у выбранного им круга. Все притопывают ножкой, стараясь попять в центр кружка.

Упражнение помогает закреплению фиксации и локализа­ции, а также способствует развитию бокового зрения.

Игры

1. Прогулка. Музыка Н. Преображенского и Н: Любирского.

Упражнение содержит в себе элементы коррекции и способ­ствует развитию слуховой и пространственной ориентировки.

2. Мотылек. Музыка Р. Рустанова.

Игра способствует развитию прослеживающих функций гла­за и пространственной локализации.

3. Дождик. Латв. нар. музыка.

 

Для коррекционных целей предлагается следующий вари­ант игры: детям раздают желтые и красные платочки, а в зале ставят два шалаша из красного и желтого картона. На музыку № 1 дети бегают по комнате, фиксируя свой взгляд на платоч­ке, который держат перед собой в слегка приподнятой руке.

На музыку № 2 (дождь) дети- с красными платочками долж­ны спрятаться в красный (домик) шалаш, с желтыми — в жел­тый. При повторении игры (домики) шалаши меняют местами.

Игра способствует совмещению зрительного и слухового об­разов, закреплению фиксации, развитию пространственной ориентировки и ориентировки по цвету.

4. Магазин игрушек. Латв. нар. песня.

Игра способствует совмещению зрительного и слухового образов.

5. Зайчики скачут в свободный домик. Музыка Н. Ракова., Вариант игры: каждый домик должен иметь свое обозначе­ние. Например, I домик украшен зелеными ленточками, II — красными, III — желтыми.

Воспитательница подает знак зайчикам для перебежки в другой домик, поднимая ленточку определенного цвета.

Игра развивает зрительную память, способствует развитию цветовой и_ пространственной ориентировки.

Средняя группа Упражнения

1. Мячики прыгают, мячики покатились. Музыка М. Сатулиной.

Игра содержит в себе коррекционные задачи по развитию понятия ближедальше.

Для развития глубинного зрения, совмещения зрительного и слухового образов, закрепления умений различать цвета можно предложить следующие варианты игры.

Изготовить из картона большие плоскостные корзиночки, раскрасить их в желтые, красные, зеленые, оранжевые цвета. Потрогать корзиночки к задней спинке стула, а стулья рас­ставить на расстоянии друг от друга по кругу.

1—8-й такты. Дети (мячики) легко прыгают внутри круга.

9—12-й такты. Разбегаются (катятся) в корзиночки.

Эту игру со временем следует усложнять, увеличивая зри­тельную нагрузку и меняя задания. Например, сначала дети бегут в ближние к ним корзиночки, затем в дальние. Корзиночки могут быть подобраны по цвету: красные, оранжевые, жел­тые. Девочкам и мальчикам можно давать задание бежать (ка­титься) в разные по цвету корзиночки. Можно расставить кор­зиночки тремя рядами у центральной стены. Каждый ряд корзиночек должен быть другого цвета. Согласно заданию дети (мячики) должны катиться в корзиночки I, II или III ряда. Это упражнение развивает глубинное зрение и визуальное вос­приятие цвета.

2. Упражнение с погремушками. Музыка Л. Жилина.

Упражнение тренирует умение детей быстро находить нуж­ный цвет, развивает зрительный анализатор и зрительное внимание.

3. Передача мяча. Моравская нар. музыка.
Упражнение способствует тренировке прослеживающих функций и пространственной локализации.

4. Смело идти и прятаться. Музыка И. Баркович.

Игра способствует развитию понятия ближедальше, про­странственной ориентировке.

5. Карусель. Рус. нар. музыка.

Упражнение развивает пространственную ориентировку.

Игры

1. Игра с цветными платочками. Музыка Т. Ломовой.
Игра способствует тренировке зрительного анализатора при употреблении разных цветов.

2. Самолети. Музыка М. Матуенко.

Игра имеет следующие коррекционные задачи: ориентиров­ка в пространстве по цвету; тренировка зрительного анализа­тора при употреблении различных цветов.

3. Составь пирамиду. Музыка М. Раухвергера и Д. Каба­левского.

Игра содержит в себе элементы коррекции в основном по закреплению фиксации и локализации, а также по тренировке бокового зрения.

4. Ловим бабочек. Музыка Л. Бетховена.

Игра помогает развитию пространственной локализации, прослеживающих функций и периферического зрения. (Ребенок должен стараться поймать ту бабочку, которую наметил.)

5. Прятки с платочками. Венг. нар. мелодия.

Игра развивает глазомер, ориентировку, помогает закреп­лению фиксации.

6. Зеркало. Рус. нар. музыка.
Игра развивает подражательные функции. Роль солиста целесообразно исполнять воспитателю.

7. Дети идут в гости. Автор Л. Феоктистова.

По залу разложены четыре обруча. Около каждого обруча стоит стенд с изображением медведя, зайца, петушка, собачки и т. д. Картинки красочные, крупные.

Животные изображены в наиболее характерных для них позах. Под музыку «Прогулка» Н. Преображенского и Н. Любирского дети с воспитателем идут в гости к Мишке. Подходят к стенду с изображением медведя и лежащим около него обручам. Звучит музыка В. Ребикова «Медведь». Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть изображение мед­ведя и принять ту же позу. Дети, лучше выполнившие задание, идут жить в его дом (переступая через обруч). Далее воспита­тельница ведет детей к зайке, петушку и собачке. Все повторя­ется, пока дети не обойдут все домики.

Игра способствует совмещению у ребенка зрительного и слу­хового образа, развивает подражательные умения, зрительную память.

Date: 2015-10-19; view: 634; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию