Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Музыкальная деятельность и ее коррекционно-воспитательное значениеСодержание музыкальных занятий строится на основе «Программы воспитания в детском саду», но с учетом своеобразия развития детей с нарушением зрения и их возрастных особенностей. Так же как и в обычном детском саду, в процессе музыкальных занятий обращается серьезное внимание на воспитание музыкальной восприимчивости у детей, что не только обусловливает их высокий интерес к самим занятиям, но и имеет большое коррекционно-воспитательное значение, а также помогает преодолению отрицательных переживаний, обусловленных нарушением зрения. При нарушениях зрения формирование музыкальной деятельности идет от показа к подражанию и осуществляется на многофункциональной основе: речевой, слуховой и музыкально-двигательной. Одновременно с общими музыкальными задачами необходимо ставить коррекционные задачи, обеспечивающие развитие зрительного анализатора. Методика проведения занятий должна учитывать специфические особенности детей. Необходимо показывать упражнения с близкого расстояния, а для детей с низкой острогой зрения повторять их по нескольку раз. Иногда следует, взяв ребенка за руку, двигаться вместе с ним, чтобы онощутил ритм. Большинство коррекционных упражнений полезно проводить с лентами, флажками, обручами, мячами, кольцами, платочками. Предмет, с которым ребенку придется исполнять какие-либо упражнения, должен быть детально изучен им при помощи зрения и осязания. На музыкальных занятиях следует также закреплять у детей понятие о форме, величине и цвете данного предмета. В этой связи следует подчеркнуть важность преемственности работы воспитателя и музыкального руководителя. Полученные на музыкальных занятиях знания и умения должны регулярно закрепляться воспитателем в повседневной жизни. Учитывая недостатки детей с нарушением зрения в пространственной ориентировке и координации движений, необходимо на каждом занятии уделять две-три минуты для соответствующих упражнений: строиться в круг, в колонны, в пары, свободно располагаться по залу, не задевая друг друга, делать различные перестроения. Усложнять или упрощать эти упражнения нужно в соответствии с возрастом и возможностями детей. Особое внимание следует уделять формированию чувства ритма. Для этого нужно использовать такие приемы, как передача ритма хлопками, шагами, при помощи погремушки, бубна или металлофона. Начинать надо с самых простых ритмических рисунков, постепенно их усложняя. В процессе занятий с детьми надо также учить их исполнять движения подражательного характера, для чего можно использовать различные большие по величине иллюстрации. На них могут быть изображены заяц, кукла, медведь в характерных для них позах. Ребенок должен внимательно рассмотреть полученную картинку. Когда прозвучит музыкальная характеристика его персонажа, он должен повторить движения согласно имеющейся у него иллюстрации. Таким образом у ребенка происходит соединение зрительного и слухового образов. Музыкальный руководитель детского сада для детей с нарушением зрения, проводя систематические наблюдения за детьми и учитывая их способности, помогает овладевать музыкально-ритмическими навыками. Серьезное внимание должно быть уделено индивидуальной работе с детьми, для чего музыкальному руководителю надо изучить особенности зрения каждого ребенка, общее состояние и двигательные возможности. Для этого следует поддерживать постоянную связь с воспитателями, врачами офтальмологом и невропатологом, а также тифлопедагогом. С ними должны быть согласованы музыкально-ритмические игры и упражнения. Содержание упражнений и игр, их последовательность и методика проведения зависят от цели, которую ставит перед собой музыкальный руководитель, приспосабливая то или иное упражнение к коррекционным задачам. Игру или упражнение нужно разучивать на трех-четырех занятиях. Однако, прежде чем поставить перед детьми задачи, связанные со зрительной нагрузкой, следует научить их музыкально-ритмическим движениям, необходимым для этого упражнения.или игры согласно возрасту детей и требованиям «Программы воспитания в детском саду». Ниже приведен ряд упражнений и игр, включающих коррекционные задачи для детей младших, средних, старших и подготовительных групп. Эти упражнения и игры подобраны таким образом, что часть из них можно использовать без дополнений и изменений, так как они уже содержат в себе элементы коррекции, другие дополнены коррекционными задачами и третьи специально разработаны под коррекционные задачи. Подбирая эти упражнения и игры, музыкальный руководитель должен придерживаться принципа постепенного усложнения с неоднократным их повторением. Музыкально-ритмические игры и упражнения Младшая группа Упражнения 1. Бегите ко мне. Музыка Е. Тиличеевой. Упражнение само по себе содержит элементы коррекции и способствует развитию прослеживающих функций глаза. 2. Ходьба и бег с флажками. Латв. музыка. Дополнение. Предложить детям держать флажок не над головой, а в вытянутой руке, фиксируя взгляд на флажке. Флажки использовать красные, оранжевые, желтые. Упражнение полезно для развития ориентировки и фиксации. 3. Птички летают. Музыка Л. Банникова. Дополнение. Вместо стульчиков можно использовать обручи. Их разложить полукругом у центральной стены. Упражнение способствует развитию периферического зрения и зрительной памяти. 4. Барабанщики. Музыка Э. Павлова (Марш) или Д. Кабалевского (Барабанщик). Упражнение способствует развитию ориентировки в пространстве. 5. Ножки. Музыка В. Карасевой. Вариант игры: по залу разложены разноцветные круги из желтого, оранжевого или красного картона диаметром 25 см. Под песню «Ножки» (запев), которую поют музыкальный руководитель и воспитатель, дети свободно ходят или бегают между кругами, стараясь не задевать их. На припев каждый ребенок останавливается у выбранного им круга. Все притопывают ножкой, стараясь попять в центр кружка. Упражнение помогает закреплению фиксации и локализации, а также способствует развитию бокового зрения. Игры 1. Прогулка. Музыка Н. Преображенского и Н: Любирского. Упражнение содержит в себе элементы коррекции и способствует развитию слуховой и пространственной ориентировки. 2. Мотылек. Музыка Р. Рустанова. Игра способствует развитию прослеживающих функций глаза и пространственной локализации. 3. Дождик. Латв. нар. музыка.
Для коррекционных целей предлагается следующий вариант игры: детям раздают желтые и красные платочки, а в зале ставят два шалаша из красного и желтого картона. На музыку № 1 дети бегают по комнате, фиксируя свой взгляд на платочке, который держат перед собой в слегка приподнятой руке. На музыку № 2 (дождь) дети- с красными платочками должны спрятаться в красный (домик) шалаш, с желтыми — в желтый. При повторении игры (домики) шалаши меняют местами. Игра способствует совмещению зрительного и слухового образов, закреплению фиксации, развитию пространственной ориентировки и ориентировки по цвету. 4. Магазин игрушек. Латв. нар. песня. Игра способствует совмещению зрительного и слухового образов. 5. Зайчики скачут в свободный домик. Музыка Н. Ракова., Вариант игры: каждый домик должен иметь свое обозначение. Например, I домик украшен зелеными ленточками, II — красными, III — желтыми. Воспитательница подает знак зайчикам для перебежки в другой домик, поднимая ленточку определенного цвета. Игра развивает зрительную память, способствует развитию цветовой и_ пространственной ориентировки. Средняя группа Упражнения 1. Мячики прыгают, мячики покатились. Музыка М. Сатулиной. Игра содержит в себе коррекционные задачи по развитию понятия ближе — дальше. Для развития глубинного зрения, совмещения зрительного и слухового образов, закрепления умений различать цвета можно предложить следующие варианты игры. Изготовить из картона большие плоскостные корзиночки, раскрасить их в желтые, красные, зеленые, оранжевые цвета. Потрогать корзиночки к задней спинке стула, а стулья расставить на расстоянии друг от друга по кругу. 1—8-й такты. Дети (мячики) легко прыгают внутри круга. 9—12-й такты. Разбегаются (катятся) в корзиночки. Эту игру со временем следует усложнять, увеличивая зрительную нагрузку и меняя задания. Например, сначала дети бегут в ближние к ним корзиночки, затем в дальние. Корзиночки могут быть подобраны по цвету: красные, оранжевые, желтые. Девочкам и мальчикам можно давать задание бежать (катиться) в разные по цвету корзиночки. Можно расставить корзиночки тремя рядами у центральной стены. Каждый ряд корзиночек должен быть другого цвета. Согласно заданию дети (мячики) должны катиться в корзиночки I, II или III ряда. Это упражнение развивает глубинное зрение и визуальное восприятие цвета. 2. Упражнение с погремушками. Музыка Л. Жилина. Упражнение тренирует умение детей быстро находить нужный цвет, развивает зрительный анализатор и зрительное внимание. 3. Передача мяча. Моравская нар. музыка. 4. Смело идти и прятаться. Музыка И. Баркович. Игра способствует развитию понятия ближе — дальше, пространственной ориентировке. 5. Карусель. Рус. нар. музыка. Упражнение развивает пространственную ориентировку. Игры 1. Игра с цветными платочками. Музыка Т. Ломовой. 2. Самолети. Музыка М. Матуенко. Игра имеет следующие коррекционные задачи: ориентировка в пространстве по цвету; тренировка зрительного анализатора при употреблении различных цветов. 3. Составь пирамиду. Музыка М. Раухвергера и Д. Кабалевского. Игра содержит в себе элементы коррекции в основном по закреплению фиксации и локализации, а также по тренировке бокового зрения. 4. Ловим бабочек. Музыка Л. Бетховена. Игра помогает развитию пространственной локализации, прослеживающих функций и периферического зрения. (Ребенок должен стараться поймать ту бабочку, которую наметил.) 5. Прятки с платочками. Венг. нар. мелодия. Игра развивает глазомер, ориентировку, помогает закреплению фиксации. 6. Зеркало. Рус. нар. музыка. 7. Дети идут в гости. Автор Л. Феоктистова. По залу разложены четыре обруча. Около каждого обруча стоит стенд с изображением медведя, зайца, петушка, собачки и т. д. Картинки красочные, крупные. Животные изображены в наиболее характерных для них позах. Под музыку «Прогулка» Н. Преображенского и Н. Любирского дети с воспитателем идут в гости к Мишке. Подходят к стенду с изображением медведя и лежащим около него обручам. Звучит музыка В. Ребикова «Медведь». Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть изображение медведя и принять ту же позу. Дети, лучше выполнившие задание, идут жить в его дом (переступая через обруч). Далее воспитательница ведет детей к зайке, петушку и собачке. Все повторяется, пока дети не обойдут все домики. Игра способствует совмещению у ребенка зрительного и слухового образа, развивает подражательные умения, зрительную память.
|