Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Физическое воспитание детей с нарушениями зренияФизическое воспитание строится на основе «Программы воспитания в детском саду», сообразуясь с особенностями развития и ориентации детей с нарушениями зрения в пространстве. При нарушении зрения у детей отмечаются недостатки физического развития (в быстроте, ловкости, координации, в статическом и динамическом равновесии, точности, силе, выносливости). У большинства детей со зрительной неполноценностью отмечены нарушения в микро- и макроориентировке в пространстве. Недостатки формирования двигательной сферы и ориентации в пространстве при низкой остроте зрения и нарушении бинокулярного зрения снижают двигательную активность детей и нередко обусловливают отклонения в развитии вегетативной нервной системы. Это в свою очередь усугубляется отрицательными переживаниями, особенно в период окклюзионного лечения. В связи с этим охрана нервной системы детей, создание и постоянное поддерживание положительных эмоций, жизнерадостного настроения путем удовлетворения естественных стремлений к движению, к игровой деятельности со сверстниками имеет исключительное значение. Развитие движений осуществляется через широкое использование подвижных игр и двигательных упражнений на воздухе с применением игрушек и атрибутов разной величины, формы и цвета. На прогулках большое место должны занимать игры и упражнения на развитие макро- и микроориентировки в пространстве. Уровень физического развития и физической подготовленности, а также развития движений и ориентации оценивается с учетом состояния зрения, характера нарушений зрительной системы, этиологии и патогенеза. Содержание коррекционно-воспитательной работы подчинено задачам, которые определены «Программой воспитания в детском саду» с учетом структуры дефекта, состава нарушенных и недоразвитых зрительных функций, вторичных отклонении, а также особенностей развития ребенка на разных возрастных стадиях. При нарушении зрения у детей отмечаются нарушения осанки, позы, искривления позвоночника, а также асимметрии развития движений рук и других органов тела. Назначение режима занятий для разных возрастных групп производится с учетом не только общего состояния здоровья, физического развития и подготовленности, но и состояния зрительных функций, индивидуальных первичных и вторичных отклонений в физическом развитии. Врач-офтальмолог не должен ограничиться только противопоказаниями для занятий по физическому воспитанию, он должен продумать вместе со специалистом по лечебной гимнастике и назначить систему показанных для таких детей физических, упражнений, имеющих как общеукрепляющее, так и коррекционно-восстановительное значение для физического развития. Важно соблюдать дифференцированный подход в назначении режима питания, закаливающих процедур, при подборе подвижных и настольных игр, физических упражнений. При этом особое внимание обращается на индивидуальный подход при коррекции недоразвитых двигательных функций. В физическом воспитании детей с нарушением зрения особенно большое внимание уделяется формированию правильности позы и осанки у детей. В «Программе воспитания в детском саду» сказано, что «залогом правильной осанки является хорошее общее физическое развитие ребенка». Это положение приобретает особую актуальность при воспитании детей с нарушением зрения. Воспитанно осанки должно находиться в центре внимания воспитателя и врача по лечебной гимнастике на всех занятиях, при всех видах деятельности ребенка. Следует два раза в год проводить обследование осанки у детей врачами-специалистами с целью определения конкретных рекомендаций в отношении каждого ребенка. Дети, у которых отмечены различные двигательные нарушения, должны заниматься лечебной гимнастикой. Воспитатели на физкультурных занятиях, в подвижных играх учитывают рекомендации офтальмолога, а также специалиста по лечебной гимнастике и тифлопедагога. В целях преодоления недостатков развития движений используют физические упражнения, имеющие коррекционно-воспитательное значение. В процессе выполнения этих упражнений педагоги учат детей выполнять четко и точно движения как на основе показа, т. е. наглядного образца, так и по словесной инструкции. Следует научить детей согласовывать движения с темпом и ритмом музыкального сопровождения: правильно оценивать и выполнять движения в определенном направлении на видимую цель или на звук; соответственно применять выработанные двигательные навыки в быту, игровой и учебно-трудовой деятельности, при самообслуживании; проявлять выдержку, смелость, решительность. Во всех физических упражнениях воспитатели развисают не только двигательные, но и зрительные, а также слуховые функции детей, формируют у них приемы макро- и микроориентировки в пространстве. Упражнения предусматривают развитие остроты зрения путем дистантного восприятия, бинокулярного зрения, фиксации взора, цветоразличения. Воспитатель проводит их по рекомендации врача-офтальмолога и под наблюдением медицинского работника. Серьезное внимание уделяют педагоги и воспитатели повышению двигательной активности детей в течение всего дня. Необходимо предусмотреть условия для развития пространственной ориентации и движений детей на участке детского сада и в помещении. Для повышения двигательной активности детей используют мячи, кегли, прыгалки, кольцебросы, бильбоке и т. д. в перерывах между занятиями, на прогулке и в свободных играх. Во всех подвижных играх воспитатели используют различные ориентиры для выработки правильного движения детей: звуковые сигналы (колокольчики, бубны, музыкальные инструменты); зрительные (флажки, султанчики, значки, шапочки с изображениями зверей и т. д.). К нормативам основных движений, которые указаны в «Программе воспитания в детском саду» по каждой возрастной группе, следует подходить с учетом индивидуальных особенностей зрения и движения детей. В зависимости от степени нарушенных функций нормы расстояний при метании в цель, лазанье, прыжках могут быть снижены. Делать это следует с учетом советов врачей офтальмолога, педиатра и по лечебной физкультуре. Утренней гимнастикой дети занимаются ежедневно, где наряду с общеукрепляющими упражнениями осуществляется работа по предупреждению плоскостопия, исправлению осанки и др. Закаливающие мероприятия (солнечные, воздушные и водные процедуры) проводят на основе рекомендаций педиатра, офтальмолога, психоневролога или невропатолога. Физическое воспитание осуществляется при соответствующих условиях: просторное светлое помещение, специально подобранное оборудование участка, правильный подбор мебели соответственно росту детей, удобная одежда, соблюдение рационального питания и регулярного сна, режим проветривания помещений.
|