Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Создание условий для воспитания и обучения детей с нарушениями зренияДети с нарушениями зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира: они плохо видят отдаленные объекты: высотные дома, движущиеся предметы, птиц на деревьях, самолет в небе и т. д. Поэтому, чтобы обеспечить детям благоприятные условия для обучения, необходимо: 1) создавать соответствующие условия для зрительного восприятия. 2) оптимально использовать наглядные пособия, 3) применять специальные методы обучения и вести коррекционно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка, 4) подходить к обучению индивидуально, учитывая психофизиологические особенности детей. Для зрительного восприятия благоприятны такие условия: достаточная освещенность помещения, удобное размещение детей за столами, расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения. Помещение должно быть достаточно освещено. В понятие достаточной освещенности входит: яркость фона, равномерное распределение яркости в поле зрения, ограничение слепящего действия от источников света, устранение резких и глубоких теней, приближение спектра излучения искусственных источников к спектру дневного света. Предпочтительнее всего иметь в детских садах светильники типа СК-300, в комнате размером 62 м2 размещается 6 светильников, общая электромощность составит 1800 Вт, а удельная мощность на 1 м2 — 30 Вт. Правильное размещение светильников (в два ряда по три светильника, расстояние от стен до светильников 1,5 м, между рядами 3 м) обеспечивает равномерное освещение. Для обеспечения достаточной освещенности рабочего места столы, за которым, сидят дети, ставят ближе к светонесущей стене на расстоянии 0,5 м, так, чтобы свет падал слева. Не рекомендуется закрывать шторами верхнюю часть окна, занавески надо располагать по краям оконных проемов. Детей с низкой остротой зрения следует усаживать за первые столы, ближе к окнам. Мебель должна быть подобрана по росту детей. Важно следить за правильной посадкой детей за столом в течение всего занятия. Воспитатель постоянно смотрит за тем, чтобы дети не снимали очки и не подглядывали из-за очков, так как это особенно наблюдается у детей младшего дошкольного возраста. В обучении дошкольников чаще всего используется наглядный метод в сочетании со словесным. Так как у детей с нарушениями зрения страдают различные зрительные функции (острота зрения, бинокулярность, сужение или выпадение поля зрения, поля взора и цветоразличения и т. д.), к использованию наглядного материала и его демонстрации предъявляются специальные требования. Для знакомства с предметами и . явлениями окружающей жизни следует использовать сами предметы или их реалистическое изображение. Предметы и объекты, которые демонстрируют фронтально, т. е. для всех детей одновременно, располагают' на доступном для зрительного восприятия расстоянии. Во время рассматривания картины дети должны подходить к ней, видеть, что на ней изображено. Нельзя допускать ответов с места, пока воспитатель не убедится в том, что ребенок видит то, о чем его спрашивают. Лучше давать ребенку возможность рассматривать и отвечать на вопросы, стоя у картины, при этом воспитатель своими вопросами помогает выделять в картине главные и второстепенные объекты, побуждает детей к активному восприятию содержания. Следует учитывать, что дети с нарушениями зрения значительно больше времени тратят на то, чтобы увидеть предметы, узнать их по характерным признакам. Зная особенности зрительного восприятия детей с нарушениями зрения, воспитатели должны способствовать полноценному познанию детьми окружающего мира. Все предметы, с которыми сталкиваются дети, должны быть доступны для всестороннего ознакомления. Надо, чтобы дети рассматривали индивидуальный иллюстративный материал: игрушки, рисунки и другие предметы — на расстоянии не менее 30—35 см от глаз (расстояние от локтя до кончиков пальцев). На таком расстоянии глаза меньше напрягаются и устают. Для рисования хорошо использовать мольберты, а для рассматривания иллюстраций на столе надо ставить подставку, какую используют в библиотеках для демонстрации книг. Это позволяет ребенку работать, не наклоняясь над столом. Доска должна быть покрашена в темно-зеленый цвет и не иметь бликов. Чтобы снять блеск, ее протирают сразу после, покраски и просыхания нашатырным спиртом (столовая ложка на стакан воды). Мел должен бить мягким и хорошего качества; хорошо использовать желтый мел. При показе практических действий (вырезывание, лепка, рисование, конструирование и др.) воспитатель приглашает детей к себе, чтобы они видели, как выполнять работу. Однако не следует использовать образцы и показ постоянно, так как это может привести к снижению умственной активности и самостоятельности детей. Для улучшения зрительного восприятия и предупреждения быстрого утомления следует помнить о контрастности между фоном, на котором идет демонстрация, и самим демонстрационным материалом. При демонстрации предметов и объектов надо убрать из поля зрения детей все лишнее: отвлекающие детей игрушки, картины и другие предметы. При составлении сетки занятий на неделю воспитатели распределяют их с учетом умственной и зрительной нагрузок, а также двигательной активности детей. Приводим примерное сочетание занятий в старшей и подготовительной к школе группах, а также примерное количество занятий на неделю в каждой возрастной группе. Понедельник. 1. Развитие речи: беседа, чтение художественной литературы, работа по картине, обучение грамоте (утро). 2. Лепка. 3. Физкультурное занятие (вечер). Вторник. 1. Формирование элементарных математических представлений (утро). 2. Рисование (утро). 3. Музыкальное занятие (вечер). Среда. 1. Заучивание стихотворения, чтение художественной ли- тературы, работа над звукопроизношеннем, обучение 2. Аппликация и конструирование (утро). Четверг. 1. Формирование элементарных математических пред- ставлений (утро). 2. Рисование (утро) 3. Физкультурное занятие (вечер). Пятница. 1. Ознакомление с окружающим: беседы, рассматрива- ние картин, обучение рассказыванию, развитие грамматически правильной речи (утро). 2. Музыкальное занятие (утро или вечер) в зависимости от лечебных процедур, индивидуальной коррекционно-педагогической работы с детьми. СЕТКА ЗАНЯТИЯ НА НЕДЕЛЮ Количество занятий
|