Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логика и методология





Логическое учение Аристотеля последовательно рассматривает отдельное имя (Категории), суждение как связь имен (Герменевтика), доказательство как особая связь суждений (Аналитики — научная силлогистика, Софистические опровержения — диалектическая силлогистика). В первом трактате корпуса Аристотель определяет десять основных категорий (предикатов), с помощью которых происходит описание и выяснение смысла предмета: сущность, количество, качество, место, время, отношение, состояние, обладание, действие, страдание. Аристотель вошел в историю как создатель научной силлогистической логики. Доказательство — силлогизм — есть специфический метод науки, в отличие от опыта и искусства, основанных преимущественно на наблюдении. Те первоначала, из которых исходит силлогизм, сами недоказуемы и могут быть даны только в непосредственном умосозерцании или из опыта путем индуктивного обобщения.

Знание связано со знанием первопричин вещи. Аристотелевское противопоставление "первое для нас" и "первое по природе" связано с противопоставлением вещей, более понятных и очевидных "нам" как познающим субъектам — а таковы вещи единичные, воспринимаемые чувствами, сложные по своему составу — и вещей, менее понятных для нас, но более близких к фундаментальным основам бытия, "первым по природе". По Аристотелю, таково простое, общее, постигаемое разумом, а не чувствами. Таковы начала и причины.

Физика

К физической проблематике у Аристотеля относятся все естественнонаучные вопросы — от теории элементов и движения, структуры космоса, превращении элементов до биологии, зоологии и психологии (учение о душе, ее частях и функциях). Аристотель исходит из первичности качественных характеристик чувственно-данного сущего по отношению к его количественным описаниям, согласно его теории в основе природных закономерностей лежит фундаментальное взаимодействие двух пар противоположных качеств: горячего — холодного и сухого — влажного, которые образуют т. н. элементы: огонь, воздух, воду и землю, которые могут преобразовываться друг в друга благодаря силам взаимодействия. Четыре элемента образуют весь чувственный космос (подлунный мир). В космических сферах, которые находятся выше Луны (надлунный мир), материя иная, она образована пятым элементом — эфиром (лат. квинтэссенция), вечным и совершающим круговые движения телом. Бесконечной величины не может существовать, потому космос конечен и вечен, его движение концептуально инициировано божественным перводвигателем, который движет все в мире нетелесным образом, но как благо и предмет любви, к которому устремлено все сознательно и бессознательно.

В своих физических трактатах предлагает универсальную схему четырех причин, которая играет важную роль как в физике, так и в метафизике: формальная причина (что это?), материальная причина (из чего состоит?), движущая причина (откуда произошло?), целевая причина (ради чего существует?). Природа есть причина всего существующего по природе, искусство — причина всех рукотворных вещей; основное отличие сущего по природе в том, что оно существует "для себя", а цель сущего согласно искусству всегда установлена его создателем и, таким образом, является внешним по отношению к его сущности.

Первая философия (метафизика)

Теоретическая философия (или первая философия в отличие от второй — физики) изучает бытие как таковое, т. е. сущность, причем в связи с разделением сущего на природные и искусственные вещи, первую философию интересуют сущности природные, самоцельные и самоценные. Сущность интерпретируется двояко: как отдельное нечто и как мыслимая суть каждой вещи, последнее значение передается понятием "чтойности" (греч. "то, чем было бытие"). Иерархия сущностей (в первом смысле) выстраивается в зависимости от их способности быть носителями также и сущностного содержания во втором смысле. Чем меньше в сущности "материального" (возможного, динамического) и чем больше в ней "формального" (действительного, энергийного), тем более мы приближаемся к идеалу, к совпадению сущности и существования. В неологизме "энтелехия" выражено совпадение формального и телеологического причинного ряда: уже в самом факте деятельности дано осуществление задачи данной деятельности (например, глаз видит уже когда он смотрит, а строитель не сразу построил дом, когда он приступил к его строительству). Совпадение результата и процесса деятельности имеет место для чистого ума, мыслящего наилучший предмет мысли — себя самого. Этот божественный ум лишен материи и именно поэтому в нем нет ничего возможного — он чистая деятельность созерцания, чистая мысль и, таким образом, полнота бытия.

Этика и политика образуют единую практическую часть философского знания, предметом которой становится благо, осуществимое в поступках: этика рассматривает благо и благополучие отдельного человека, политика — благо гражданского сообщества (государства). Этическое учение изложено в трех текстах — Никомаховой этике, Евдемовой этике и Большой этике, из которых традиционно бóльшим авторитетом пользуется первая. Высшее человеческое благо определяется как счастье, однако сам Аристотель указывает, что разные люди по-разному его понимают: то ли счастье заключено в материальных благах, то ли в уважении и почете, то ли в добродетельной жизни. Строя свою этику на понимании счастья как внутренней жизни (деятельности) души, стремящейся достичь наилучшего состояния как в отношении своего характера и нрава ("этические добродетели"), так и в отношении своих умственных способностей ("дианоэтические добродетели"), дает определение счастья как деятельности души в полноте добродетелей. Это в первую очередь добродетели души, но учитываются также и телесные блага. Они признаются желательными в той мере, в какой телесное не должно мешать и препятствовать духовному — так, если человек болен, он едва ли сможет упражняться в добродетели, если он беден, он не сможет проявить щедрость и т.д. Применительно к этическим добродетелям развивает учение о середине (напр., мужество есть середина между трусостью и безумной отвагой), но для дианоэтических добродетелей нет ничего противоположного, кроме глупости. Дианоэтические добродетели направлены к познанию истины (нус) или к установлению "правильного логоса", или суждения, устанавливающего добродетельную середину в практических нравственных поступках для каждого отдельного случая. Вообще, Аристотель говорит, что для каждого добродетельная середина своя (как для каждого свое количество съедаемой пищи, необходимое для здоровья), и, например, мужественный поступок для бывалого воина и для неопытного юнца представляет собой не одно и то же поведение.

В Политике излагает теорию государства, исходя из понимания человека как "по природе существа политического", т. е. склонного к общению на разных уровнях от языкового и семейного до высшей формы общения — государственной, определяющей особенностью которого является подчиненность нормам закона. Аристотель спорит с платоновской идеей упразднения семьи как части упразднения традиционного государства, настаивая на необходимости следовать природе, традиции и мнению большинства в том, что касается общественных институтов. Связь этики и политики подчеркивается в идее о том, что основной задачей государства является воспитание добродетельного человека и гражданина. Аристотель представляет свое учение об оптимальном государственном строе, которое он связывает с правлением лучших, и особенностью которого являются различные обязанности граждан в разное время жизни: в молодости — военная служба, в зрелом возрасте — дела государственного управления; земледелие, ремесла и вообще всякий физический труд остается уделом рабов, этнических варваров, не-греков, — рабство существует "от природы" и в смысле рождения, и в смысле особого устройства души, неразвитой умственно и не готовой руководствоваться в своей жизни разумом.

Философия Аристотеля явилась одним из вершинных достижений античной мысли и оказала существенное влияние как на последующую историю философии в античности (от эллинизма до неоплатонизма), так и на философию средневековья (аристотелизм в арабской и западной традиции).

Вопрос 7 философия элленизма

Древний Рим: школа Эпикура (этика, энтология). Школа стоиков(логика. Этика) школа скептиков)гносиология)

Философия Древнего Рима находилась под сильным влиянием греческих традиций. В связи с тяжелой политической обстановкой философская тематика переходит на 2 план. На первом стоит идея сплочения римского общества. Римская философия была перимущественно этической. В центре находились проблемы интересов других групп, достижения общего блага.

 

Школа Эпикура: он основал свою школу в 310 г до н. э. «философа из Сада» так называли.

4 идеи: - не должны бояться богов,

_ не должно бояться смерти, «пока мы существуем нет смерти»

- благо легко и достижимо

- зло легко переносимо.

В физике: вечность и несотворимость мира. Заимствовала учение демокрита об атомах, но дополнили его свободным отключением атомов.

Этика: не имеет цель достижения теоретической истины. Нет задачи получить знания. Но имеет смысл избавление человека от страдания.

Для счастливой жизни человека нужно: отсутствие телесного страдания, невозмутимость души(атораксия), дружба. Главное – чувственный мир человека. Желания безграничны, средства ограниченны. По этому нужно ограничивать себя только теми потребностями, удовлетворения которых не ведет к страданию. В этом мудрость и благоразумие. Жизнь – главное наслаждение, человек имеет свободу воли, выбора своих желаний. Представители: ЭПИКУР, ЛУКРЕЦИЙ, КАЦИЙ.

 

Школа стоиков: возникла во время раннего эленизма и сохранила свое влияние вплоть до конца античного мира. Учение делится на логику, физику, этику. Они сравнивали философию с фруктовым садом: логика-ограда, физика-дерево, этика-плоды.

Логика: основа теории-материя. Восприятие меняет состояние нашей материальной души. Оно отпечатывается как в воске.

Физика: весь мир живой организм, управляемый божественным законом- логосом(слово и мысль) человеческая судьба- проекция логоса, по этому нельзя спорить с судьбой и ее испытаниями. Главное препятствие –страсти. Все существующее телесно, сила –материя. Бог сила – управляющая миром. Материи вечно изменяются снова и снова. Вещи и события повторяются после своего исчезновения. Все находится во взаимосвязи, в определенном порядке, управляемом воле Бога, называется РОК, а цель – провидение.

Этика: все люди равны перед Богом, независимо от сословия и пр. нравственное действие – самосохранение и самоутверждение. Грехи – саморазрушение. Правильные желания и поступки –гарантия счастья человека, для этого нужно развивать свою личность.

Цель человека жить в согласии с природой. Кто согласен, того судьба ведет, кто не согласен, того она тащит –СЕНЕКА.

4 вида аффектов, которых нужно избегать: удовольствие, отвращение, страх и вожделение.

Все вещи делятся на благо (этика) и зло и безразличие.

Стоицизм имеет большое влияние в средние века и в Эпоху Возрождения. Представители: Диоген, Лаоржский, хрисипп, синена, зенон из нитиона.

 

Школа скептиков: основатель школы Пиррон. Он создал учение, в основе которого лежит принцип скептицизма. Именно сомнение во всем избавит людей от ненужных забот, тревог, заблуждений. Т. К человека во всем сомневающегося трудно огорчить. Нет ни правды ни лжи, ни прекрасного ни ужасного. Все в мире относительно. Зачем что-то желать, к чему либо стремиться. идеи этой философии разрушительны. сомнение – принцип мышления.

 

ВОПРОС 8 Патристика Аврелий Августин –(354-430) первоначально был язычником, позднее увлекся философией античности. Талантливый писатель, писал философским языком.

Произведения:

_исповедь

_против академиков

_о свободе воли

_о граде Божьем

Сформулировал идею христ. Неоплатонизма. У платона мир идей и вещей. У аврелия мир богов и мир людей.

4 вида знания:

1) Рефлексия (размышление души) сомнения

2) Интроспекция(инстинкт сохранения не может быть бесстрастным по отношению к Богу) стыдиться

3) Математические знания

4) Логическое знание – принцип противоречия.

Проблемы соотношения веры и разума. Высоко оценивает разум- он дает человеку знания. Превосходство не за разумом а за верой. «верую, что бы понять и познать»

В познании главную роль играет переживание человека, принижена роль внешних чувств.

Главным элементам в душе является воля общения с Богом с помощью воли.

Каждый человек обладает свободой воли, затем он считает, что свобода была только у первых людей: адама и евы. Главное в вере- воля, волевое стремление к Богу.

Учение о предопределении:

Спасение людей зависит от воли Божьей. Но если все зависит от Бога, то только Бог знает кого спасти, зачем тогда Христос прожил мучительную жизнь, если все предопределено.

Августин сторонник христианской этики эскетизма, загробная жизнь, жизнь в молитвах.

Учение о человеке: религиозная антропология, сущность человека – душа. Внешний человек живет по плоти, у него есть естественные потребности. Внутренний человек живет душой, верой в Бога, нацелен на нравственные поступки.

Патри́стика (от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формированиеэтики и эстетики позднеантичного и средневекового общества. Тертуллиан «верую ибо абсурдно» В теологии его интересовали аспекты не столько метафизические, сколько практические и юридические — и это сближает его с учителями католической церкви последующих поколений. В отличие от греческих отцов, он был враждебно настроен к античной философской традиции и риторически вопрошал

Схола́стика (греч. σχολαστικός — учёный, Scholia — «школа») — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логикиАристотеля. Схоластика характеризуется соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. В повседневном общении схоластикой часто называют знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.

СХОЛАСТИКА проблемы универсалии(общее понятие виды) существует ли объективное содержание универсалии? Сколько ипостасей у Бога?

Реализм- представители утверждали, что универсалии существуют.

Номенализм – общие универсалии не существуют, отдельные вещи существуют.

Платон: универсалии независимо от всего существуют.

Аристотель- универсалии самостоятельно не существуют, они существуют в вещах.

Радикальный реализм – ранняя схоластика.

Умеренный реализм – поздняя

Номенализм – представители Окком.

Фома Аквинский вошел в историю как крупный теологический философ средневековья, а также как систематизатор схоластики и основатель томизма – важного направления католической Церкви. При жизни он был доминиканским монахом. Его идеи используются и в современных философских, а также теологических учениях. Философия Фомы Аквинского дает возможность понять некоторые сложные теологические вопросы. Его самые известные произведения - «Сумма теологии», а также «Сумма философии». Философия Фомы Аквинского: кратко Данный философ онтологическое существование Бога считал недостаточным. Им было составлено пять доказательств существования высшего разума: - движение. Все движимое кем-то двигается, а значит, есть какой-то первичный двигатель. Этот двигатель и называется Богом; - причина. Все существующее вокруг имеет свою причину. Первопричиной является Бог; - случайность и необходимость. Эти понятия взаимосвязаны. Первоначальной причиной является Бог; - степень качества. Все существующее имеет различные степени качества. Бог является высшим совершенством; - цель. Какую-либо цель имеет все вокруг. Цель имеет смысл, который ей придает Бог. Без Бога постановка целей была бы совершенно невозможной. Философия Аквинского связана с проблемами бытия, Бога, а также всего сущего. В частности философ: - проводит границу между сущностью и существованием. Данное разделение входит в ключевые идеи католичества; - в качестве сущности философ представляет «чистую идею» явления или вещи, совокупность признаков, черт существующих в божественном разуме; - сам факт бытия вещи он называет доказательством существования вещи; - все, что мы видим вокруг, существует лишь по той причине, что это существование было одобрено Богом; - Бог может дать сущности существование, а может ее этого существования и лишить; - Бог вечен и необратим. Философия Фомы Аквинского содержит идеи того, что: - все состоит из идеи (формы), а также материи; - единство материи и формы – суть любой вещи; - идея – это определяющее начало, материя – вместилище; - любая идея является троичной – то есть она существует в разуме Бога, в самой этой вещи, а также в сознании человека. Философия Фомы Аквинского содержит следующие идеи: - разум и откровение не являются одним и тем же; - разум и вера всегда участвуют в процессе познания; - разум и вера дают истинное знание; - неистинное знание может появиться по той причине, что разум противоречит вере; - все вкруг делится на то, что познать можно, и на то, что познать нельзя; - разум способен познать только сам факт существования Бога; - существование Бога, сотворение мира, бессмертие души, а также прочие подобные вопросы человек может понять только через божественное откровение; - теология и философия – это совсем не одно и то же; - философия объясняет только познаваемое разумом; - божественное познает теология. Философия Фомы Аквинского: историческое значение Сюда можно отнести: - доказательства существования Бога; - систематизацию схоластики; - проведение границ между существованием и сущностью; - весомый вклад в развитие идей материализма; - открытие божественных идей, предшествующих началу существования вещи; - идея о том, что знание может быть получено лишь тогда, когда разум соединится с верой и перестанет ей противоречить; - указание сфер бытия, постичь которые можно лишь через божественное откровение; - разделение теологии и философии, а также представление философии как нечто подчиненного теологии; - логическое доказательство целого ряда положений схоластики, а также теологии. Учения данного философа были признаны Папой Римским (1878 год), и приняты как официальная идеология католицизма. Сегодня на его идеях базируется такое учение как неотомизм.-

Date: 2015-10-19; view: 424; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию