Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тестовые задания. Тест по психологии межличностных отношений





 

Тест по психологии межличностных отношений

 

Дайте или выберите правильные ответы из заданных альтернативных. Оцените уровень знаний по следующим критериям.

Процент правильных ответов Оценка (в баллах)

81–100 9–10

61–80 7–8

51–60 5–6

50 и менее 3–4

Тестовый опросник

1. Согласно вознаграждающей теории привлекательности, нам нравятся:

а) люди, которые не поступаются принципами;

б) люди, чье поведение нам выгодно.

2. Укажите факторы, не способствующие формированию аттракции (привязанности, симпатии):

а) частота взаимных социальных контактов;

б) феномен «равного»;

в) «эффект контраста»;

г) «эффект усиления».

3. Психологическое воздействие, проникновение одной личности в психику другой с целью изменения взглядов, установок предполагает:

а) коммуникативная сторона общения;

б) интерактивная сторона общения;

в) перцептивная сторона общения.

4. Общение выглядит тем притягательнее, чем оно:

а) реальнее;

б) невыполнимее;

в) логически более обосновано.

5. Руководящий работник с темпераментом флегматика порой испытывает значительные трудности при исполнении служебных обязанностей, поскольку:

а) после ссоры надолго погружается в пучину обиды;

б) у него бывают столкновения с людьми, протекающие по типу мгновенной эмоциональной разрядки;

в) он не может одновременно решать несколько задач.

6. Среди перечисленных укажите качества характера, отсутствие которых делает человека несовместимым с другими людьми:

а) трудолюбие; б) способность критически относиться к себе; в) решительность; г) терпимость к другим; д) инициативность; е) доверие к другим; ж) целеустремленность.

7. Установите правильную последовательность этапов развития конфликта:

а) возрастание напряженности в отношениях; б) возникновение разногласий; в) собственно конфликтное взаимодействие; г) осознание ситуации как конфликтной; д) исход конфликта.

8. К типичным искажениям восприятия в ситуации конфликта относятся:

а) перевод переживаний в сферу бессознательного;

б) иллюзии собственного благородства;

в) игнорирование травмирующих восприятий;

г) поиск соломинки в глазу другого;

д) сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий;

е) двойная этика;

ж) упрощение ситуации.

9. Определите, какие из стратегий поведения относятся к межличностным способам управления конфликтами:

а) установление общих целей;

б) стиль конкуренции;

в) система поощрений;

г) стиль уклонения;

д) использование координирующих механизмов;

е) стиль сотрудничества;

ж) стиль компромисса.

10. Среди перечисленных укажите факторы, влияющие на степень выраженности конформизма:

а) характер; б) пол; в) темперамент; г) социальный статус; д) восприятие; е) психическое состояние; ж) физическое состояние; з) возраст.

11. Определите, кто предложил социометрический способ выявления межличностных отношений в группе: а) К.Г. Юнг; б) Э. Берн; в) Дж. Морено; г) Л.С. Выготский.

12. Социально-психологический климат группы это:

а) сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удержать их в ней;

б) состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы.

13. Определите, какое из утверждений о сравнительной ценности групповых индивидуальных решений с большей вероятностью соответствует истине:

а) группа отбрасывает наиболее крайние решения и принимает своего рода среднее от индивидуальных решений;

б) групповое решение включает в себя в большей мере момент риска.

14. Психологическую теорию коллектива разработал:

а) К.К. Платонов; б) А.В. Петровский; в) С.Л. Рубинштейн.

15. Установите соответствие стадии развития трудового коллектива уровню социальной зрелости:

 

1) первая стадия 2) вторая стадия 3) третья стадия 4) четвертая стадия а) становление или выработка решений б) идентификация в) зрелость трудового коллектива (превращение внешнего контроля в самоконтроль) г) взаимное принятие работниками друг друга

16. Соотнесите термин, обозначающий тип лидера, и его описание.

1) лидер-орга­ни­­­затор 2) лидер-творец 3) лидер-борец 4) лидер-дипло­мат 5) лидер-уте­ши­тель а) будучи в курсе всех событий в коллективе, хорошо знает, как и на кого можно повлиять; б) действует активно, оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо; в) способен видеть новое, берется за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми. Умеет заинтересовать людей; г) волевой, уверенный в своих силах человек. Готов отстаивать то, во что верит, не склонен к уступкам; д) к нему тянутся люди, потому что он готов поддержать в любую минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно.

 

17. Определите, какой из стилей лидерства ориентируется на самостоятельность рядовых членов группы: а) авторитарный; б) демократический; в) либерально-анархический.

18. Контроль выступает как преобладающая управленческая функция при:

а) авторитарном стиле; б) демократическом стиле; в) либерально-анархическом стиле.

19. Определите стиль лидерства, при котором у руководителя могут быть проблемы в связи с контролем деятельности:

а) авторитарный; б) демократический; в) попустительский.

20. Качества, которые противопоказаны менеджеру, – это:

1) повышенная чувствительность; 2) оригинальность мышления; 3) неуравновешенность; 4) коммуникативные качества; 5) тревожность; 6) сочетание раскованности и ответственности в характере.

21. Определите признаки слабого руководства:

а) обладает искусством самоанализа; б) участвует во всех делах; в) обладает интуицией; г) письменный стол всегда завален бумагами; д) работает по 10–14 ч; е) готов к любому компромиссу; ж) доверяет (делегирует) сотрудникам задачи особой важности; з) работает, руководствуясь практикой «открытых дверей» (в его кабинет могут заходить все и по любому поводу).

22. Эффект «технократического восприятия» означает, что:

а) руководитель переносит общее благоприятное впечатление о человеке и на оценку его неизвестных черт;

б) руководитель сильно переоценивает первую информацию о человеке по отношению к информации, поступающей позже;

в) руководитель строит образ подчиненного таким, каким он должен быть исходя из должностной и профессиональной принадлежности, а не на основе реальных особенностей той или иной личности.

23. Многофокусность как особенность долговременной памяти руководителя – это:

а) оперативная память на дезинформацию;

б) память на отношения;

в) необходимость помнить сразу о многих целях;

г) необходимость помнить о множестве заданий, поставленных на контроль;

д) память на обещания.

24. Специфика мышления в деятельности руководителя состоит в том, что оно представлено, главным образом:

а) в форме теоретического мышления;

б) в форме практического мышления.

25. Открытая познавательная позиция, присущая руководителю как интеллектуальное качество, – это:

а) восприимчивость к новому;

б) открытость для мнений других;

в) готовность изменить взгляды;

г) направленность на поиск новых сведений.

26. Определите, какие психологические характеристики членов коллектива, оказывают значительное влияние на эффективность общения:

а) свойства темперамента; б) духовные потребности; в) свойства характера; г) направленность личности; д) эмоциональная возбудимость; е) специальные способности; ж) общительность; з) конформность.

27. Трансакция (по Э. Берну) – это:

а) реактивное сопротивление личности в ответ на воздействие извне;

б) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта и определяющее направление действия;

в) единица общения, действие, направленное на другого человека.

28. С точки зрения трансактного анализа (по Э. Берну) позиция «Взрослого» предусматривает:

а) критику либо советы в мягкой форме;

б) следование интуиции;

в) ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

29. Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников, придерживающихся следующих позиций:

а) «Ребенок» – «Ребенок»; б) «Родитель» – «Ребенок»; в) «Родитель» – «Взрослый»; г) «Взрослый» – «Взрослый».

30. Определите критерии, из которых следует исходить руководителю при выборе модели поведения:

а) соответствие закону;

б) нравственная безупречность;

в) значимость поставленной перед собой цели;

г) самокритичная оценка собственного выбора модели поведения;

д) учет половой отнесенности личности.

 

Ключ к тестовым заданиям

 

1 – б 16 – 1, б; 2, в; 3, г; 4, а; 5, д
2 – в 17 – в
3 – б 18 – а
4 – б 19 – б
5 – в 20 – 1, 3, 5
6 – б, г, е 21 – б, г, д, е, ж, з
7 – б, а, г, в, д 22 – в
8 – б, г, е, ж 23 – все высказывания верны
9 – б, г, е, ж 24 – б
10 – б, г, е, ж, з 25 – все высказывания верны
11 – в 26 – а, в, д, ж, з
12 – б 27 – в
13 – б 28 – в
14 – б 29 – г
15 – 1,г; 2 а; 3 б; 4, в 30 – все высказывания верны

 

Контрольные вопросы

Вопросы на репродуктивном и продуктивном уровне усвоения

материала (оценка знаний 4–8 баллов)

 

1. Психология взаимодействия людей: факторы, способствующие формированию аттракции.

2. Три стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

3. Средства и методы психологического воздействия.

4. Барьеры общения.

5. Типы конфликтов и причины их возникновения.

6. Психологические особенности конфликтного поведения.

7. Структурные и межличностные способы управления конфликтами.

8. Общие проблемы малой группы в социальной психологии.

9. Динамические процессы в малой группе.

10. Развитие малой группы.

11. Лидер и проблема лидерства.

12. Психологические требования к менеджеру.

13. Психологическая характеристика субъекта управления.

14. Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров.

15. Ролевые игры в деловом общении.

16. Этикет в деятельности современного делового человека.

 

Вопросы на творческом уровне усвоения материала

(оценка знаний 9–10 баллов)

 

1. Взаимодействие в общении: классификация собеседников (на конкретных примерах показать особенности поведения собеседников, принадлежащих к разным группам. Указать пути оптимального взаимодействия с ними).

2. Эффекты манипуляций – сравнительный анализ (на конкретных примерах показать возможности методов психологического воздействия).

3. Примеры преодоления барьеров общения (показать на примерах).

4. Зависимость особенностей поведения в конфликте от типа личности (по Н. Обозову), способы продуктивного взаимодействия с описанными типами (на конкретных примерах).

5. Представьте себя в роли руководителя, находящегося в состоянии конфликта с подчиненным. Опишите примерную модель своего поведения по разрешению конфликта в рамках кодекса поведения, существующего в конфликте.

6. Формальная и стихийная группы: сравнительный анализ (отличительные признаки и общее).

7. Динамические процессы, происходящие в группе (на примере своей (учебной) группы).

8. Трудовой коллектив и учебная группа (сравнительный анализ).

9. Стили лидерства: сравнительный анализ (на конкретных примерах).

10. Эффективное и слабое руководства: причины и признаки.

11. Специфика восприятия, памяти и мышления в деятельности руководителя (в данном конкретном случае декана факультета – с конкретными примерами).

12. Психологическая природа эффективного переговорного процесса (уровни, фазы, мотивы общения, особенности работы с собеседниками разных типов).

13. Эффективное взаимодействие руководителя с окружающими (в рамках трансактного анализа).

14. Профессиональный имидж: смысл понятия, принципы формирования.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

О с н о в н а я

 

1. А н д р е е в а, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учеб. заведений / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2003.

2. А н д р и е н к о, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / Е.В. Андриенко. М.: Академия, 2000.

3. Б о р о з д и н а, Г.В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Г.В. Бороздина. Минск: БГЭУ, 2009.

4. Р а д у г и н, А.А. Психология: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / А.А. Радугин. М.: Центр, 2001.

5. С а м ы г и н, С.И. Психология управления: учеб. пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко.Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

6. С т о л я р е н к о, Л.Д. Психология: учебник для вузов/ Л.Д. Столяренко.СПб.: Лидер, 2004.

 

Д о п о л н и т е л ь н а я

 

7. А л е х и н а, И.В. Имидж и этикет делового человека / И.В. Алехина. М.: ЭНН: центр правовой защиты, 1996.

8. Б а т а р ш е в, А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

9. Д м и т р и е в, А.В. Конфликтология: учеб. пособие / А.В. Дмитриев. М.: Альфа-М., 2003.

10. Л у п ь я н, Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс… / Я.А. Лупьян. Минск: Вышэйш. школа, 1988.

11. М а й е р с, Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб.: Питер Ком, 1988.

12. М о р о з о в, А.В. Деловая психология: курс лекций / А.В. Морозов. СПб.: Союз, 2000.

13. Психология: учебник для технических вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2000.

14. Психология управления: курс лекций / Л.К. Аверченко [и др.]. Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1997.

15. Р е а н, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2002.

16. С е р о в а, Л.Г. Тесты для отбора персонала. Сер. «Психологический практикум» / Л.Г. Серова. Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

17. У р б а н о в и ч, А.А. Психология управления: учеб. пособие / А.А. Урбанович. Минск: Харвест, 2003.

18. Ф о м и н, Ю.А. Психология делового общения / Ю.А. Фомин. Минск: Амалфея, 2000.

19. Ч у ф а р о в с к и й, Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности / Ю.В. Чуфаровский. М.: МЗ-Пресс, 2002.

20. Ш е й н о в, В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: искусство менеджера / В.П. Шейнов. Минск: Амалфея, 1996.

 

Раздел 3. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

 

Л е к ц и я 12. Введение в курс «Основы педагогики»

 

12.1. Педагогика в системе наук о человеке

 

Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах образования, как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, о способах взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание.

Профессионально-педагогическую культуру специалиста определяют в немалой степени знание педагогических основ управления и повышения качества производства, умение использовать педагогический инструментарий для решения производственных задач, проведения учебных занятий и семинаров с персоналом по профессиональным проблемам. Психолого-педагогическая культура специалиста формируется посредством освоения студентами основ психологии и педагогики.

Педагогика – слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «детовождение», или искусство воспитания. В Древней Греции «педагогос» называли раба, который занимался обучением и воспитанием ребенка своего хозяина. В Древней Руси в период средневековья также существовали разные институты воспитания и обучения. Например, «кормильство» – своеобразная форма воспитания детей феодальной знати. В возрасте пяти – семи лет княжич передавался на воспитание и обучение кормильцу, подбираемому из числа воевод, знатных бояр. Другой институт воспитания – «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, т.е. у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. Позже появился институт «мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства и делали промысел из обучения грамоте: как правило, они основывали школы в семье, в домах учителей, при монастырях и церквах.

Истоки теоретической педагогической мысли содержатся в работах великих древних философов – Сократа, Платона и Аристотеля. Мощный импульс развитию педагогики дала эпоха Возрождения (XIV – XVI вв.). Огромный вклад в создание научных основ педагогики был внесен великим чешским педагогом Я.А.Коменским (1592 – 1670), который заложил основы классического, или традиционного, образования.

Отечественная педагогическая мысль плодотворно развивалась в трудах С. Полоцкого (1629 – 1680), М.В. Ломоносова (1711 – 1765), К.Д. Ушинского (1824 – 1870), П.Ф. Каптерева (1849 – 1922) и др.

В период социалистического развития нашей страны школа стала бесплатной, общедоступной, светской, а общее среднее образование – обязательным. Страна вышла в число ведущих по проценту населения, имеющего общее среднее и высшее образование.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех этапах его личностного и профессионального развития. Сегодня активно развиваются следующие отрасли педагогической науки: педагогика высшей школы, педагогика взрослых (андрагогика), история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т.д.

Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.

Предметом педагогики является педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.

Педагогика связана с рядом других наук: философией, психологией, социологией, этикой, эстетикой и др. Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование человека как субъекта.

Педагогика располагает системой методов исследования, позволяющих с достаточно высокой степенью объективности и достоверности выявлять и оценивать все аспекты предмета исследования. Существует несколько классификаций педагогических методов. Например, по уровню исследования методы в педагогике делятся на эмпирические (методы изучения педагогического опыта), теоретические и математические. В соответствии с этапами проведения научного исследования методы делятся на организационные, методы сбора данных, обработки данных, интерпретационные. Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – специально организованная проверка какой-либо технологии или методики, системы работы для выявления их педагогической эффективности. Выделяют четыре этапа эксперимента:

– теоретический – постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;

– методический – разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов;

– собственно эксперимент – проведение опытов, создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, измерение «реакций испытуемых» и др.;

– аналитический – анализ, интерпретация полученных фактов, выводы.

По условиям организации различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения). Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным. По конечным целям эксперимент делится на констатирующий, устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий (развивающий), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности или коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения.

Вышеназванные методы наблюдения, беседы, интервьюирования, анкетирования, изучения результатов учебной деятельности и педагогической документации, которые используются для сбора научно-педагогических фактов, называются методами эмпирического познания педагогических явлений.

 

12.2. Образование как социокультурный феномен

 

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 миллионов педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее время образование, особенно высшее, рассматривается как главный фактор социального и экономического прогресса.

Выделим важнейшие мировые социокультурные тенденции, которые определяют направления развития образования, науки, культуры в любой стране.

1. Тенденция к смене типа культурно-исторического наследования: меняются способы передачи – получения подрастающим поколением культурно-исторического опыта. Резкое увеличение городского населения, разобщенность работающих взрослых и детей, которые большую часть времени проводят среди сверстников, – все это нарушило характерную для прежних времен передачу опыта от взрослых к детям. Появился разрыв между «культурой взрослых» и «культурой детей», несмотря на мощное влияние школы и средств массовой коммуникации.

2. Тенденция к смене установки при изучении действительности от научного познания к культуре. В настоящее время наука рассматривается в качестве не единственного и не универсального способа познания и преобразования человеком окружающего мира и выступает как часть культуры. Обращение к культуре предполагает учет и целесообразное использование границ и возможностей научного знания.

3. Тенденция к изменению роли науки в обществе и смене научных парадигм. В современном мире происходит не только изменение роли науки, превращение ее в производительную силу общества, но и радикальная смена научных и образовательных парадигм, связанная с преобразованием соотношений между субъектом, средствами, объектом познавательной и научно-исследовательской деятельностями. При этом уровень развития науки определяется мерой «очеловечивания» ее содержания и методов исследования, т.е. мерой соответствия научных открытий и результатов социальным преобразованиям к запросам общества, личностным потребностям и интересам.

4. Тенденция к расширению информационных технологий и мировой информационной системы. Их функционирование и развитие становятся решающим условием существования современных обществ, позволяют быстро менять, перестраивать производство и технологии с целью улучшения качества продукции.

5. Тенденция к национально-культурной и экономической регионализации как стремление человечества уйти от единой социальной программы развития. Любая самая совершенная программа в силу ее универсализации чревата потенциальной угрозой всему миру в результате случайной ошибки. Отсюда повышается внимание к региональным программам экономического и социокультурного развития.

Таким образом, влияние вышеуказанных мировых социокультурных тенденций на образование как в мире, так и в нашей стране направлено на:

1) формирование образовательными средствами у современного человека позиции активного субъекта всех сфер собственной жизнедеятельности;

2) ориентацию научных исследований и образовательных программ на учет культурных и общечеловеческих ценностей;

3) рост культурного плюрализма и самобытности человека;

4) расширение способов передачи – получения культурно-истори­ческого опыта, что способствует возникновению вариативных образовательных моделей и учреждений.

Возникновение глобальных общественных проблем (разрушение природной среды, истощение материально-сырьевых ресурсов, возможное удвоение народонаселения Земли, гонка вооружений, кризис здравоохранения и т.п.) поставило человека перед выбором: продолжать жить, не задумываясь о жизни своих детей, последующих поколений, или изменить образ жизни, способ своей жизнедеятельности, характер взаимодействия с природой и социумом, стиль общения друг с другом. Поэтому важной образовательной задачей в обществе выступает развитие необходимых личностных качеств человека, его способностей понимать современные глобальные проблемы и ответственно, на научной основе их разрешать. Наиболее эффективным средством и механизмом развития личности, а значит, разрешения проблем человечества, должно стать образование, направленное на развитие современного человека как мирового субъекта («думать глобально – действовать локально») преобразовательной и созидательной деятельности.

Социокультурная ситуация в стране характеризуется переходным характером, что выражается в поэтапной модернизации всех сторон жизни общества, а именно: переходом от тоталитарного общества к демократическому; от традиционного к современному, динамическому обществу; от революционных способов социального развития к эволюционной идеологии; от мировоззренческого единства к плюрализму (разнообразию как общественных, так и личностных идеалов, многообразию жизненных укладов, образов мышления, мировоззрений, культур); от традиционно-индустриального общества к индустриально развитому, информационному.

В традиционном обществе ведущим выступает процесс воспроизводства культурно-исторического опыта человечества, в динамическом – процесс развития личности, общественного сознания и общества в целом. Однако существующая система образования в основном все еще выполняет функции воспроизводства культуры, трансляции знаний, культурных образцов, формировавших опыт предшествующих поколений. Можно сказать, что образование осуществляет подготовку человека к жизни в прошлом, или традиционном, обществе, а между тем, ему предстоит жить в будущем – новом, динамическом обществе, которое непрерывно развивается и принципиально отличается от своего предыдущего состояния. В этом заключается одно из главных противоречий образования как в нашей республике, так и в странах СНГ и дальнего зарубежья.

Образование в обществе реализует две основные функции:

1) воспроизводства (культуры, опыта, деятельности людей);

2) развития (общества, личности).

Первая функция осуществляется посредством теоретической (знаниевой) модели образования, вторая – универсальной (способностной или деятельностной).

Теоретическая модель образования обеспечивает трансляцию культурно-исторического опыта от поколения к поколению; воспроизводство готовых, завершенных знаний, умений, навыков, необходимых личности для реализации существующих в обществе функций (культурных, социальных, экономических и т.д.). Посредством теоретической образовательной модели формируется и определяется сознание личности с конкретным типом мировоззрения, ценностями и идеалами, принципами и образом жизни, определенными знаниями, умениями и навыками. Такая теоретическая модель образования соответствует обществу традиционного типа и имеет другие названия: традиционная, или предметно-ориентировованная.

Механизм развития личности и общества в целом реализуется посредством универсальной образовательной модели через подготовку людей к самостоятельной жизни в постоянно меняющейся ситуации, инновационной деятельности путем развития мышления, сознания личности. Универсальная модель образования направлена не столько на передачу обучающимся знаний, умений, навыков, сколько на развитие личностных способностей добывать эти знания и применять их в новых условиях. Другими словами, акцент в содержании образования должен быть смещен с освоения конкретных знаний на развитие универсальных личностных способностей. Отсюда следуют и другие названия этой модели образования – универсальная, или способностная, или инновационная, или личностно-ориентированная. Приоритет в универсальной модели образования отдается активным формам и методам обучения. Деятельностный подход к образованию предполагает групповые, индивидуальные, бригадные формы обучения, чередующийся состав учебных групп, использование форм творческой организации учебно-поисковой деятельности обучающихся, активное применение ТСО.

Новая универсальная модель должна формироваться и развиваться рядом со старой, целесообразно сочетая элементы обеих систем.

 

12.3. Современное состояние образования

 

Ситуация, сложившаяся в начале XXI века в системе образования Республики Беларусь, России, других стран СНГ, по-разному классифицируется аналитиками и исследователями. Некоторые из них оценивают состояние системы образования как стабильное, отвечающее современным требованиям. Однако большинство исследователей указывают на существование как позитивных, так и негативных тенденций в развитии образования за последнее десятилетие; некоторые из них называют современное состояние образования кризисным.

К числу негативных тенденций в образовании относят следующие.

1. Отрицательное влияние современной школы на здоровье учащихся. Врачи связывают ухудшение физического состояния детей и подростков с осуществлением нездорового образа жизни, дидактическими неврозами. Возникновение у учащихся психических и физических расстройств связано с перегруженной учебной программой, чрезмерной учебной нагрузкой и т.п.

2. Авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением. От авторитарных замечаний педагога у учащихся развиваются страх и напряжение, они живут и учатся с ощущением постоянного конфликта с педагогом.

3. Унификация образовательного процесса в учебных заведениях, ограничивающая вариативность и гибкость учебных планов и программ.

4. Бюрократизм и формализм в системе образования. Эти характеристики образовательного кризиса проявляются в дидактоцентризме и предметоцентризме. Дидактоцентризм определяется как результат превращения урока в центральное звено учебно-воспитательного процесса школы. Предметоцентризм выражается в том, что изучение предметов оторвано от нужд и потребностей личности.

5. Недостаточный уровень качества подготовки выпускников средней школы.

6. Продолжающийся отток преподавательских кадров из системы образования, феминизация и старение педагогического корпуса.

7. Кризис воспитания, обострившийся в связи с политическими и социально-экономическими изменениями в стране.

Основными принципами обновления общего среднего образования в Республике Беларусь являются:

– гуманизация, означающая «очеловечивание» взаимоотношений учителя, учащихся, родителей;

– развивающий характер образования, предполагающий ориентацию на интеллектуальное развитие учащихся через владение ими способами мышления и деятельности;

– дифференциация и индивидуализация обучения, обеспечивающие развитие ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;

– демократизация образования, обеспечивающая образовательный выбор ученикам, педагогам, родителям, участие их в управлении учебным заведением, утверждающая демократический стиль руководства;

– гуманитаризация, предполагающая в учебных планах увеличение объема социально-гуманитарных дисциплин;

– деидеологизация, означающая, что в общеобразовательном учреждении создание и деятельность политических партий и религиозных организаций не допускаются.

Важнейшими тенденциями и особенностями развития системы высшего образования в мире выступают:

1) быстрые темпы развития высшего образования, массовость высшей школы;

2) расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов, что способствует увеличению разнообразия учебных планов и программ, возникновению новых специализаций и специальностей;

3) создание единого образовательного пространства в условиях его интернационализации, что предполагает: признание дипломов, ученых степеней и квалификаций; реализацию двухступенчатой структуры высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру; использование единой системы зачетных (кредитных) единиц при освоении образовательных программ и др.;

4) качественное изменение требований к подготовке специалиста для производства. Вузовская наука и практика должны обеспечивать в процессе подготовки будущих специалистов соединение учебной, научно-исследовательской, проектно-конструкторской форм деятельности в единый процесс;

5) повышение роли непрерывного самообразования: в условиях быстрого «старения» знаний специалист нуждается в повышении квалификации или профессиональной переподготовке. В этой связи важной задачей выступает формирование у специалистов потребности в постоянном самообразовании;

6) изменение способов организации и управления учебным процессом в вузе, что предполагает перевод студента из пассивной позиции объекта в активную позицию субъекта обучения.

Стратегическими целями реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь выступает:

– повышение качества высшего образования в условиях его массовости;

– формирование профессиональной мобильности специалистов, способствующей адаптации выпускников вуза к постоянно изменяющимся условиям профессиональной деятельности;

– воспитание духовно, интеллектуально и физически развитой личности.

Основными направлениями развития высшей школы являются разработка и внедрение в образовательный процесс вузов структурно-организационных изменений, содержательно-технологических инноваций, а также создание ресурсного обеспечения подготовки специалистов.

Структурно-организационные изменения направлены на поэтапный переход к двухступенчатой системе профессиональной подготовки специалистов; интеграцию среднего специального и высшего образования (создание университетских комплексов: ССУЗ – вуз) и др.

Содержательно-технологические инновации связаны с обоснованием и внедрением новых содержания и технологий обучения. Разработка нового содержания обучения предполагает, во-первых, создание новых образовательных стандартов, учебных планов, программ. Во-вторых, создание и использование учебно-методических комплексов в рамках блочно-модульной технологии обучения.

Создание ресурсного обеспечения качественной подготовки специалистов включает следующие виды: нормативно-правовое (Закон о высшем образовании, Государственный классификатор специальностей и квалификаций); кадровое (повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вуза и др.); материально-техни­ческое (обновление материально-технической базы, ТСО и др.); финансовое (повышение эффективности научно-производственной деятельности вузов и их структур, расширение образовательных и коммерческих услуг и др.).

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Раскройте происхождение слова «педагогика».

2. Назовите и дайте краткую характеристику институтам воспитания и обучения, существовавшим в Древней Руси.

3. Каковы объект и предмет педагогической науки?

4. Охарактеризуйте формы и типы связей педагогики с другими науками.

5. На какие четыре основные группы делятся педагогические методы в соответствии с этапами проведения научного исследования?

6. Почему в современных условиях образование выступает в качестве общечеловеческой ценности?

7. Охарактеризуйте важнейшие мировые социокультурные тенденции, которые оказывают влияние на развитие образования в Республике Беларусь.

8. Каковы основные глобальные проблемы человечества? Какова роль образования в их решении?

9. В чем заключается основной недостаток существующей системы образования, одно из его главных противоречий?

10. Охарактеризуйте образовательные модели, соответствующие каждой из основных функций образования.

11. Очертите круг негативных тенденций в образовании.

12. Назовите основные принципы обновления общего и среднего образования в Республике Беларусь.

13. Назовите важнейшие особенности развития системы высшего образования.

14. Охарактеризуйте стратегические цели реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь.

 

Л е к ц и я 13. Воспитание и развитие личности

 

13.1. Развитие личности как педагогическая проблема

 

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. Под развитием понимают целенаправленный процесс детерминации количественных, качественных изменений и преобразований в личности, ведущих к повышению уровня ее развитости.

В педагогических и психологических исследованиях по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологизаторское, социологизаторское и биосоциальное.

Представители биологизаторского направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности.

Представители социологизаторского направления считают, что, хотя человек рождается как существо биологическое, в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.д.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущения, восприятие, мышлене и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик к личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (раздражительность, вспыльчивость, замкнутость и т.п.).

В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к жизни без специально организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей. Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, можно разделить на две группы – внешние и внутренние. Влияние среды и воспитания относятся к внешним факторам развития личности. Природные же склонности и влечения, а также совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания) – есть внутренние факторы. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. При этом следует подчеркнуть, что только активность и собственное стремление человека к своему личному совершенствованию в конечном итоге и определяет ее развитие.

Таким образом, среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективные и субъективные.

К группе объективных факторов относятся: генетическая наследственность и состояние здоровья человека; социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение; обстоятельства биографии; культурная традиция, профессиональный и социальный статус; особенности страны и исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют: психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого; система отношений с социумом; организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.

В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса воспитания, определении его специфики, в уточнении целей воспитания и уровней их реализации, специфики средств и видов воспитания.

Цели воспитания – это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных целей и действий.

В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают «добро» как поведение на благо другого человека, «истину» как руководство при оценке действий и поступков, «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.

Мера воспитанности человека определяется следующими критериями: широтой и высотой восхождения человека к вышеозначенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств.

О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения.

Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы – гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных задач. Приведем примеры методов воспитания, уточняя их отличительные особенности.

Педагогическое требование помогает воспитаннику уяснить смысл, полезность или необходимость действия, поступка. Формы предъявления требования к человеку подразделяются на прямые (приказ) и косвенные (совет, просьба).

Приучение предполагает демонстрацию воспитателем образца правильного выполнения действий. Метод приучения помогает усвоить важные умения и действия как устойчивые основы поведения человека.

Наказание ориентировано на сдерживание негативных действий человека и «сковывающее» влияние в подобных ситуациях.

В некоторых классификациях выделяют такие методы, как соревнование, общественное мнение, доверительная беседа, контроль за поведением, переключение на другие виды деятельности и др.

К средствам воспитания наряду со знаковыми символами, материальными средствами, способами общения, техническими средствами относятся коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания, о чем, исходя из их важности в процессе воспитания личности, будем говорить отдельно.

 

13.2. Типы, виды и стили воспитания

 

Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Такой взгляд на проблему воспитания сформировался не сразу. Первый исторический тип воспитания, относящийся к первобытному человеку, обладал рядом особенностей. Его отличительной чертой была высокая эффективность и значительное соответствие целей, средств и результатов воспитания. Воспитание в первобытном обществе осуществлялось вместе с борьбой за выживание и требовало постоянного усвоения жизненно необходимого ряда навыков, умений и обрядов. В данном типе воспитания мы встречаемся с уникальным опытом стремления человека от неумения к умению, от незнания к знанию, а также к возникновению потребностей познания окружающего мира.

По мере становления цивилизации первый тип воспитания, основанный на естественном разделении труда, уступает место второму типу воспитания. Этот тип был детерминирован общественным разделение труда и сопровождался имущественным и социальным неравенством. В результате у разных социальных групп появились разные педагогические задачи. Поэтому второй тип представляет историческое многообразие воспитания человека, обусловленное социокультурными особенностями цивилизации, эпохи, страны, нации.

Древние цивилизации оставили человечеству бесценное наследие, относящееся к организованному воспитанию человека. Но для каждой цивилизации характерны свои особенности воспитания. Каковы же педагогические традиции великих древних цивилизаций?

Дальневосточная цивилизация сложилась на территории Китая во второй половине первого тысячелетия до нашей эры и также утвердилась в Корее и Японии. В процессе истории дальневосточная педагогическая традиция сложилась как результат синкретического единства конфуцианства, даосизма и буддизма. Мудрецы и философы дальневосточной цивилизации ориентировали молодых людей на бесконечное самосовершенствование. Свою жизнь, по их мнению, нужно было сделать добродетельной, не убегая от страданий в нирвану, не возлагая все надежды на мир иной. Поскольку престиж образованного человека был очень высок, сложился культ образования. В свою очередь воспитание носило преимущественно семейно-сослов­ный характер.

Центром южноазиатской цивилизации была Индия. Данной цивилизации были свойственны общинный уклад жизни и кастовая организация общества, освященная ритуальным символизмом. Педагогическая традиция опиралась на принцип единства трех обязательств человека: перед богом, мудрецами и предками. Через суровое воспитание и самовоспитание человек должен был преодолеть собственную природу и высвободить внутренний мир для слияния с над личным и над-социальным божественным абсолютом, т.е. достичь нирваны. В рамках данной педагогической традиции ни воспитание, ни обучение не считалось всесильными. Врожденные качества и наследственность полностью обусловливали возможности воспитания и образования в процессе развития человека. Педагогический идеал, различавшийся в зависимости от касты, имел в своей основе такие общие черты, как самообуздание, добронравие, верность обетам, разумность и скромность.

Ближневосточная цивилизация формировалась под мощным влиянием ислама, иудаизма и христианства. Ее педагогическая традиция была проникнута глубокой религиозностью, сочетавшейся с элементами рационализма. Человек в мусульманской культуре считался рабом всемогущего Аллаха. Смысл воспитания сводился к выработке у воспитанников навыков послушания, повиновения воле Аллаха и исполнения религиозных обязанностей. К фундаментальным основам исламского воспитания и обучения относили не только религию, знания и науку, мудрость, справедливость, практику и мораль, но и одаренность человека. Восточному типу воспитания свойственны жесткие требования относительно выполнения традиционных норм и канонов. Для человека Востока ограничение индивидуальной свободы, независимости мышления, самостоятельности в различных сферах общественной жизни было типично.

Западная цивилизация зародилась в античную эпоху. Становление западной педагогической традиции началось в Древней Греции. Именно тогда сложились спартанская и афинская модели обучения и воспитания, ставшие первоисточником развития западной педагогической теории и практики. Если Спарта продемонстрировала миру образец общественного и военно-физического воспитания, то Афины – систему всестороннего и гармоничного развития человека. Базовая педагогическая традиция западной цивилизации прошла долгий и противоречивый путь. Следует выделить основные черты педагогической традиции, определившей западный тип воспитания: ценностно-рацио­нальный характер обучения и воспитания; преимущественная ориентация на развитие воли и разума; утверждение в человеке индивидуального и творческого начал, сочетавшееся с гармонизацией отношений с социумом.

На протяжении длительного исторического периода воспитание у восточных славян подразделялось на народное (крестьянское), домостроевское (воспитание в семьях купцов и мещан) и дворянское. С 1917 г. в России и ряде стран реализуются идеалы коммунистического воспитания. Последнее предполагает программу всеобщей грамотности и трехступенчатую систему непрерывного образования. С начала 1990-х гг. Россия, Белоруссия и другие республики СНГ перешли к новому этапу решения воспитательных и образовательных задач.

В настоящее время виды воспитания классифицируются по принципу содержательного многообразия воспитательных целей и способов их достижения.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное), а также воспитание в детских, юношеских организациях и в специализированных образовательных учреждениях (детских домах, школах-интернатах).

По стилю отношений между воспитателем и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

Авторитарное воспитание – тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. При этом доминируют такие воспитательные методы, как требование, упражнение в должном поведении и др.

Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр.

Либеральный стиль (невмешательства) воспитания характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. В целом такой педагог отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.

Попустительский стиль воспитания характеризуется своего рода «равнодушием» со стороны педагога в отношении развития своих воспитанников. Главный принцип в деятельности и поведении такого педагога – не препятствовать любым действиям ребенка и удовлетворять его любые желания и потребности.

 

13.3. Кризис воспитания

 

Каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени и социально-политического строя, характера общественных отношений. В целях и задачах, которые она выдвигает, просматриваются идеалы человека данной эпохи. Примеры конкретных систем воспитания показывают, что все они развивались согласно логике эволюции конкретно-исторических ценностей. На протяжении всей истории развития человечества средоточием воспитания человека были и остаются семья, церковь, общество и государство. Главным для каждой из воспитательных систем является ориентация на воспитание человека, готового и способного жить в современном для него обществе.

Воспитание – и в теории, и на практике – всегда сталкивалось со сложнейшими вопросами человековедения: что такое человек? Чем детерминируются помыслы, желания и поступки людей? Подлинная сущность человека во многом продолжает оставаться загадкой. Его антропологические и психологические свойства весьма противоречивы. Люди могут показывать образцы альтруизма и самоотверженности, порядочности и честности, но могут быть агрессивными, жестокими, завистливыми; даже самым лучшим из них порой трудно противостоять соблазнам богатства, славы, власти. Кровавые войны сопровождают всю многовековую историю человечества. Человек относится к тем немногим живым существам, которые убивают представителей своего рода. С течением времени ситуация не улучшается. Напротив, скорее выявляются признаки противоположного порядка. Учащаются симптомы снижения «этической планки» в сознании и поведении немалого числа людей. Снимаются элементарно необходимые «табу» в области морали. Развиваются антикультурные тенденции среди разных групп населения.

Заметим, впрочем, что жалобы на упадок нравов, на снижение морального уровня молодежи имеют многовековую историю. Известно, что они содержатся даже в сохранившихся манускриптах эпохи египетских фараонов. Но острота проблем в наше время действительно нарастает. Так, английский социолог З. Бауман видит главную причину в нестабильности и противоречиях глобализирующегося мира. Российский философ П.С. Гуревич полагает, что главная беда в том, что психологические ресурсы человека не безграничны. Человеческая психика может не выдержать природных, экологических, экономических катаклизмов.

Постиндустриальный мир – это не только автоматизация производства, новые информационные технологии и т.п. Это и становление нового типа человека, определение его места в современном социуме. Тут сталкиваются принципиально разные, даже противоположные тенденции. С одной стороны – расширяется демократизация общества, с другой – усиливается фактическое неравенство. Стремительно растут крупнейшие города, которые должны являться концентрацией высших достижений культуры. Но люди в них, особенно прибывающие из сельской местности, чувствуют себя изолированными одиночками. Угрожающие размеры принимает детская и юношеская преступность в Западной Европе, где обыденными стали кровавые драки между криминальными юношескими шайками. Идеологической «подпиткой» преступных молодежных групп нередко выступают лозунги националистического экстремизма и расизма. Способствует увеличению правонарушений и преступлений среди молодежи обширное «социальное дно»: бомжи, нищие, алкоголики, наркоманы, проститутки.

Одним из показателей общественного прогресса является удлинение периода детства, когда индивид еще не участвует в производительном труде и активной общественной жизни. Но это не обходится без противоречий. В современном мире обостряется проблема взаимо

отношения «отцов» и «детей», что в значительной мере связано с проблемами акселерации.

Противоречива роль средств массовой информации. Их большое образовательное значение неоспоримо. Однако многие телепередачи и кинофильмы фактически пропагандируют в той или иной форме насилие, жестокость, необузданную сексуальность. Перед их воздействием на молодежь нередко оказываются бессильными и семья, и школа. Американские социологи и психологи на основе многочисленных исследований констатировали «драматическую связь» между показом насилия на телеэкранах и преступностью молодежи.

Необходима реализация продуманной государственной политики, способной оградить граждан от посягательств на нравственные основы цивилизованного общества. Свобода слова – великое завоевание, но она не должна ставиться выше морали, а тем более – в противовес ей. С целью противодействия тенденциям, связанным с половыми извращениями, в ряде стран Европы введены специальные курсы полового воспитания. Возраст сексуального дебюта заметно снижается; молодые люди раньше, чем прежде, начинают половую жизнь. Естественно, нужно чтобы они избегали связанных с ней опасностей и нежелательных последствий. Следовательно, важнейшей функцией учебных курсов полового воспитания должны быть не только рекомендации по половой гигиене, но, в первую очередь, воспитание чувств, утверждение высоконравственных отношений между мужчиной и женщиной.

В странах Севера глубокую трансформацию переживает семья. Жесткая структура авторитарной семьи с непререкаемым авторитетом мужа и подчиненным положением жены уступает место новым отношениям, где женщина чувствует себя все более равноправной и во многом именно она определяет нормы семейной жизни. Такая трансформация в целом безусловно прогрессивна; вместе с тем, она создает и ряд проблем, делает семью менее стабильной. В большинстве стран Европы и в Северной Америке уменьшается число заключаемых браков и одновременно растет число разводов.

Какие мировоззренческие и теоретические ориентиры должны лежать в основе осмысления и решения актуальных вопросов воспитания? Эта проблема сохраняет большую остроту во всем мире. В нашей стране до недавнего времени фактически отсутствовала проблема выбора какого-либо подхода. Марксизм являлся не только единственной легальной философией, но и единой государственной идеологией. С конца 1980-х гг. ситуация в корне изменилась: перед педагогами открылись широкие возможности разработки разнообразных концепций воспитания с учетом и отечественного исторического наследия, и зарубежного опыта, и достижений современной науки.

В современных условиях становится все более очевидным, что во всем мире для преодоления кризисных ситуаций в развитии человека необходимы прежде всего не трансформации общественных структур, а глубокие изменения в сознании и поведении современного человека, которые облагородили бы его внутренний мир, наполнили бы новым содержанием его стремления, социальные и эстетические идеалы, представления о добре и зле. Задача состоит в целенаправленном формировании гуманистического сознания индивида, группы, общества и, наконец, всего человечества.

Гуманизм как идеология внутренне противоречив. Как совместить провозглашение приоритета интересов каждой отдельной личности с объективными потребностями общества и государства? Каждый индивид должен заново усвоить какие-то элементарные гуманистические ценности. Задачей воспитания, базирующегося на идеях гуманизма, является помощь становлению и совершенствованию личности воспитанника, осознанию им своих потребностей, интересов. В процессе воспитательного взаимодействия педагог должен быть нацелен на то, чтобы узнать и принять воспитанника таким, каков он есть, помочь осознать цели развития и способствовать их достижению, не снимая при этом меру ответственности за результаты.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Охарактеризуйте сущность концепций, объясняющих, под влиянием каких факторов развивается человек.

2. Охарактеризуйте степень влияния наследственности, среды и воспитания на развитие человека.

3. По каким показателям можно судить о воспитанности человека?

4. Какие методы используются для решения воспитательных задач?

5. Можно ли отнести коллектив к средствам воспитания? Почему?

6. Выделите важнейшие особенности исторических типов воспитания человека.

7. Каковы педагогические традиции, сложившиеся в период великих древних цивилизаций.

8. Дайте характеристику восточному и западному типу воспитания человека.

9. В чем специфика педагогических традиций в Беларуси?

10. Как классифицируются виды воспитания в настоящее время?

11. Каковы достоинства и недостатки известных вам видов воспитания?

12. Какая из моделей воспитания вам больше всего понравилась, какую из них вы бы выбрали для воспитания своих детей?

13. В чем заключается противоречивость антропологических и психологических свойств человека?

14. Охарактеризуйте роль средств массовой информации с позиций их противоречивости.

15. Что необходимо, на ваш взгляд, предпринять для преодоления кризисных ситуаций в развитии человека?

 

Л е к ц и я 14. Психолого-педагогические основы преодоления

отклоняющегося поведения

 

14.1. Человек как жертва социализации в современном мире

 

Актуальность обсуждаемой темы подтверждается статистическими данными: к примеру, на сегодняшний день по всем видам наркотической зависимости на учете в Республике Беларусь состоит около 10 тысяч подростков. Бытовое пьянство также стало одной из острейших проблем общества. Судя по результатам опроса студентов некоторых российских вузов, в студенческой среде отклоняющееся поведение также явление достаточно распространенное. Причем наиболее распространены такие девиации, как воровство, изнасилования, затяжное пьянство, потребление наркотиков, гомосексуализм, проституция, склонность к самоу­бийству.

По утверждению некоторых наблюдателей, в любом быстро изменяющемся обществе многие люди раздражительны, нетерпеливы и ни в коей мере не удовлетворены тем, что они делают. Другими словами, больной индивид – есть продукт больного общества, как если бы личные проблемы были индивидуальной копией социальной дезорганизации. Продолжающийся всю жизнь процесс адаптации к новым условиям носит название социализации. Человек является субъектом социализации, ее объектом, но он может также оказаться жертвой социализации, поскольку человеческое общество с его уникальной противоречивой культурой, социально-экономическими и политическими изменениями далеко не всегда выступает в качестве благоприятного социального фона и условий становления и развития личности.

Для условий социализации характерно наличие тех или иных многочисленных опасностей, оказывающих негативное влияние на развитие человека. Виды жертв неблагоприятных условий социализации условно можно обозначить как реальные, потенциальные и латентные. К реальным жертвам относятся инвалиды, сироты и др. Потенциальными жертвами можно считать людей с пограничными психическими состояниями, детей-мигрантов, детей-метисов, детей из неблагополучных семей и др. Латентными жертвами можно считать тех, кто не смог реализовать заложенных в них талантов в силу объективных обстоятельств их социализации. К примеру, высокая одаренность и даже гениальность «выпадают» на долю примерно одного человека из тысячи родившихся. А действительно гением становится один из 10 миллионов родившихся (В.А. Мудрик).

В современном мире существует достаточное количество условий, способствующих виктимизации человека (т.е. превращению его в жертву социализации). Это, к примеру, социальные и феноменологические условия или факторы. К социальным факторам можно отнести влияние особенностей социального контроля в том обществе, государстве, в котором проживает человек. Низкий уровень жизни, безработица, загрязнение окружающей среды, слабая социальная поддержка со стороны государства, неблагоприятные климатические условия – все это факторы виктимизации населения. К преобладающим факторам виктимизации в современной жизни относят повсеместное загрязнение окружающей среды, ведущее к сокращению продолжительности жизни населения; снижение адаптации людей в связи с быстроменяющимися условиями жизни, что также способствует увеличению заболеваемости и росту смертности; значительные психологические стрессы, напряжение, перегрузка, которую испытывает большинство населения. Виктимогенные факторы нарушают процесс семейного воспитания, поскольку в неблагоприятных обстоятельствах семья направляет свои основные усилия на выживание. В таких условиях падает воспитательный потенциал семьи. Именно в виктимогенных семьях можно наблюдать детей с девиантным поведением.

Феноменологические факторы виктимизации связаны обычно с формированием определенных свойств личности, которые постепенно превращают человека в жертву ситуации. Это может быть формирование каких-то черт, особенностей человека в определенных социальных условиях. Важным субъективным фактором виктимизации является развитие агрессивности в детском возрасте. У людей психологи различают два типа агрессии: враждебная и инструментальная. Источник враждебной агрессии – это злость. Ее единственная цель – причинить вред. В случае инструментальной агрессии причинение вреда – это средство достижения какой-либо цели (война в Ираке, в Афганистане и др.). Анализируя причины враждебной и инструментальной агрессии, социальные психологи выдвинули три важные теоретические концепции: 1) существуют врожденные агрессивные побуждения; 2) агрессия – естественная реакция на фрустрацию; 3) агрессивное поведение является результатом научения. К биологическим факторам относят влияние нервной системы, генетические

Date: 2015-10-19; view: 11011; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию