Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 5. Методика преподавания социологииТема 5.1. Общие вопросы методики преподавания социологии Семинар № 1. Вопросы для обсуждения: 1. Теоретические основы методики преподавания социологии. 2. Особенности дидактики как теории обучения. Методы и принципы дидактики. 3. Традиционные и инновационные технологии обучения. 3. Состояние, проблемы и достижения российского социологического образования. Семинар № 2. Дискуссия на тему «Интерактивные технологии преподавания социологии: виды, содержание и роль в процессе изучения социологии». Задания для самостоятельной работы: 1. Составить глоссарий по теме. Глоссарий предоставляется для проверки преподавателю на каждом семинарском занятии и сдается в конце семестра. Является обязательным условием получения итоговой оценки по учебной дисциплине. 2. Представить в виде схемы место и роль методики преподавания социологии в учебном процессе подготовки бакалавров социологии. Использовать источники дополнительной литературы. 3. Подготовиться для обсуждения вопроса о достижениях и проблемах российского социологического образования. Подготовка к обсуждению предполагает распределение студентов по группам (3-5 человек), поиск материалов и их письменное оформление (3-5 страниц машинописного текста), выступление с тезисами по докладу (каждая группа представляет свой доклад в течение 3-5 минут), обсуждение представленных результатов и выработка единого перечня достоинств и недостатков преподавания социологии в высшей школе. 4. Подготовиться к проведению дискуссии по теме семинарского занятия № 2. В ходе дискуссии предполагается обсуждение следующих вопросов: · Что понимается под интерактивными технологиями преподавания, чем они отличаются от активных методов обучения? · Какие интерактивные технологии дают наилучшие результаты в усвоении курса социологии? · Каково содержание наиболее значимых интерактивных технологий обучения? · Согласны ли вы с тем, что в будущем не будет традиционных форм обучения, их место займут интерактивные технологии обучения? Общие рекомендации для подготовки к проведению дискуссий по теме: 1. Дискуссия – это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Для подготовки к проведению дискуссии ее участники должны изучить различные точки зрения по предлагаемым к обсуждению вопросам. Для этого необходимо воспользоваться рекомендуемыми в данном разделе методического пособия библиографическими и информационными источникам, а также дополнительной литературой, подобранной самостоятельно. Участники дискуссии, сопоставляя различные точки зрения, стремятся прийти к единому мнению, найти общее решение проблемы, установить истину. Библиографические источники: Основная литература: а) учебники: 1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник для вузов / Ю. Г. Волков; под общ. ред. В. И. Добренькова. – 6-е изд., стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 571 с. 2. Добреньков, В. И. Социология: учебник для вузов по специальностям социологии / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 623 с. 3. Кравченко, А. И. Социология: учебник для бакалавров/ А. И. Кравченко. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 325 с. 4. Социология: учебник / [В. Н. Лавриненко и др.]; науч. ред. В. Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 480 с.
б) учебные пособия: 1. Лапин, Н. И. Общая социология: учеб. пособие для вузов / Н. И. Лапин. – 2-е изд., доп. – М.: Высш. шк., 2009. – 451 с.
Дополнительная литература: а) учебники: 1. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г.В.Осипов, Л.Н. Москвичев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2009. – 912 с. 2. Штомпка, П. Социология: анализ современного общества: [учебник] / П.Штомпка; пер. с пол. С.М. Червонной. – М.: Логос, 2008. – 656 с. б) учебные пособия: 1. Елсуков, А.Н. Методика преподавания социологии в высшей школе: учебное пособие / А.Н. Елсуков. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 180 с. 2. Нетрадиционные методы преподавания социологии: учебное пособие / А.Н. Горбач, И.Д. Ковалева, О.А. Редько, Ю.Г. Сорока, под ред. И.Д. Ковалевой. – Харьков. 2001.- 167 с. 3. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для вузов по пед. специальностям / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 175 с. 4. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для вузов по специальности "Педагогика" / [Е. П. Белозерцев и др.]; под ред. В. А. Сластенина; Междунар. акад. наук пед. образования. – М.: Академия, 2008. – 366 с. 5. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для вузов по специальностям 050706 (031000) "Педагогика и психология", 050701 (033400) "Педагогика" / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 364 с. 6. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для вузов по пед. специальностям / А. В. Хуторской. – М.: Академия, 2008. 7. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для вузов по специальностям "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 284 с. г) научная литература: 1. Покровский, Н.Е. Преподавание социологии: наш ответ на новые вызовы / Н.Е. Покровский // Высшее образование сегодня.- 2007. - №7. С. 32-36. 2. Опыт применения принципов Болонского процесса в социологическом образовании / Н.П. Нарбут [и др.] // Социологические исследования. – 2008. - №9. – С.129-138. 3. Россия реформирующаяся: Ежегодник -2010. Выпуск 9. – М.: Новый Хронограф, 2010. – 368 с. 4. Тезаурус социологии: темат. слов.-справ. / под ред. Ж.Т. Тощенко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 487 с. 5. Константиновский, Д. Л. Совершенствование социологического образования: аналит. докл. / Д. Л. Константиновский, А. А. Овсянников, Н. Е. Покровский. – М.: Логос, 2005. – 84 с. 6. Инновационные образовательные технологии и методы в преподавании социологии («круглый стол») // Социологические исследования. – 2001. - № 10. – С. 127-133. 7. Шаранова С.А. К вопросу об интерактивных методах в преподавании социологии / С.А. Шаранова // Социологические исследования. – 2004.- № 12. – С. 130-132. Информационные источники: 1. Научно-образовательный социологический ресурс http://www.sociology.net.ru 2. Социологическая библиотека http://socnet.narod.ru/library/main.htm Электронная библиотека социологического факультета МГУ http://lib.socio.msu.ru/l/library 3. Библиотека федерального портала «Российское образование» http://www.edu.ru 4. Виртуальная библиотека ГПНТБ http://www.vlibrary.ru Журнал «Социологические исследования (СоцИс) http://socis.isras.ru 5. Портал «Гуманитарное образование» www.humanities.edu.ru Публичная интернет-библиотека http://www.public.ru 6. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Основы социологии» реализуется в следующих формах: подготовка к практическим (семинарским) занятиям, написание эссе и рефератов. Во 2 семестре студенты пишут эссе и реферат, в 3 семестре - два эссе и реферат.
|