Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие речевого артистизма и его компонента





Речевой артистизм - это яркая проявленность в речи личности педагога, умение творить в речи, вызывая у ребят эмоционально-чувственный отклик. Это ее энергетика, интенсивность, ассоциативность, выразительность, экспрессивность, тонкое и уместное использование невербального языка.

Поясним эти компоненты речевого артистизма.

Энергетика речи раскрывается в единстве манеры поведения и произнесения речи. Слушателям импонирует, когда говорящий не суетится, а эмоционально чеканит фразы, не скрывая при этом своих убеждений и всем своим видом подчеркивая уверенность в правильности используемых аргументов. Это оказывает максимальное впечатление на слушателей и располагает их к говорящему. На этой психологической основе чаще всего и складывается доверие к педагогу.

Артистичный педагог создает вокруг себя эмоциональное биополе. Попадающие в него невольно включают свои эмоции, и это происходит в той направленности, которая обусловлена влиянием педагога. Чем ярче его личность по уму и культуре, тем сильнее у ребят ощущение, испытываемое от соприкосновения с педагогом. Рационально не всегда можно объяснить, в чем дело, но эмоционально дети сразу фиксируют исходящие от педагога токи добра, незаурядности, духовности.

Интенсивность речи характеризуется посредством изменения темпа подачи информации педагогом. Следует помнить, что медленный темп речи, на первый взгляд, облегчает восприятие, но не дает стимула к непроизвольному вниманию, создает так называемую информационную пустоту. Но и слишком быстрый темп затрудняет постижение смысла сказанного, утомляет учеников и разрушает внимание. Педагогу следует искать "золотую середину", не зацикливаясь на одном темпе, взятом в начале урока.

Ассоциативность речи связана с вызовом сопереживаний и размышлений у слушателей путем обращения к их эмоциональной и рациональной памяти. В итоге они не только получают удовольствие от общения с педагогом, но и испытывают взлет собственной мысли. Происходит мощная стимуляция душевных и интеллектуальных резервов детей. Для вызова соответствующих ассоциаций используются такие приемы, как аналогия, примеры, привлечение музыки, живописи, видеоклипов.

Вспомним, как ассоциативно древнегреческий драматург Аристофан в комедии "Лягушки" представляет решение спора, чьи стихи лучше - Эсхила или Еврипида. Он взвешивает их на весах.

Выразительность речи - это ее способность придавать массу оттенков мысли, отсутствие словесных штампов, художественная образность, богатство интонаций.

Посмотрите, как можно об одном явлении сказать по-разному. Вместо слов: "Над горами больше не дует ветер" Гёте предпочел написать: "Горные вершины спят во тьме ночной".

Образ как средство общения представляет собой специфическую форму отражения действительности, когда абстрактная идея переводится в сферу чувственного восприятия. Действительность и условность соединяются в образе вместе, в то время как жесткая апелляция к факту или акцент на индивидуальном субъективном состоянии разрушают его. Образ - чувственное воспроизведение мысли, которое может быть выражено в примере, метафоре,

Данный риторический инструментарий выступает в виде ряда коммуникационных эффектов: эффекта визуального имиджа, первых фраз, аргументации, квантового выброса информации, паузы, релаксации, дисперсии, воображения, дискуссии, эллипса. Остановимся на некоторых из них.

Эффект визуального имиджа опосредуется на основе впечатления о внешнем виде педагога. Внешний вид имеет существенное значение для приятия или неприятия его учениками (вспомним примеры А. Маркуши). Привлекательный внешний вид, элегантная манера общения, доброжелательный открытый взгляд - все это оказывает позитивное значение на учеников еще до того, как учитель начал говорить.

Эффект первых фраз призван закрепить или скорректировать первоначальное впечатление ребят от стоящего перед ними педагога. Главным критерием эффекта первых фраз является заключенная в них интересная информация. Она может быть и не абсолютно новой, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами.

Эффект квантового выброса информации является одним из очень действенных риторических приемов, направленных на поддержание внимания аудитории. Этот эффект основан на заранее продуманном распределении по всему речевому полю новых мыслей и аргументов, а также периодической интерпретации сказанного ранее. "Кванты" свежей информации в виде эмпирических данных, оригинального суждения, яркой цитаты, риторического вопроса заставляют ребят активизировать внимание, настраивают на "охотничий азарт" в погоне за мыслью педагога.

Чем сложнее речь педагога, тем больше усилий приходится прилагать ребятам для концентрации внимания. В помощь им предлагается эффект релаксации, цель которого - снять эмоциональную напряженность. Классическим риторическим приемом, с помощью которого можно достичь этой цели, служит юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха интеллекта, что помогает перезарядить его новой эмоциональной энергией.

Эффект дискуссии. Назначение этого эффекта - поставить проблему, интересную для ребят, "втравить" их в обмен мнениями по ее поводу и умело дирижировать выступлениями. С помощью этого эффекта педагогу в работе с детьми удается создать (инструментовать) два образа: образ сотрудничества и образ собеседования. Речь учителя всегда должна быть обращена к ученику как партнеру по общению, вне зависимости от того, отвечает ли он в словесной или несловесной форме, в свою очередь, столь же энергично влияя на говорящего. Каждое последующее высказывание учителя как ведущего партнера по взаимодействию должно учитывать реакцию ученика или класса в целом и стимулировать своей поддержкой того, кто вносит наибольший вклад в поиск истины.

Эффект воображения. Перед педагогом всегда стоит задача стимулировать мыслительную активность своих учеников. Одним из эффектных способов достижения этого является вызов воображения. По мнению В. М. Бехтерева, воображение - один из элементов "психической гимнастики", целью которой является развитие в человеке охоты и потребности в интеллектуальной деятельности. Воображение активно стимулируется при отсутствии должной полноты информации, но при испытании человеком желания восполнить ее недостаточность собственными мыслительными усилиями. Конкретно эти усилия выражаются в виде предположения, догадки, фантазии, мечты.

Эффект эллипса широко используется в эстрадном разговорном жанре. Дословно его смысл можно представить так: "эллипс" - это пропуск структурно необходимого элемента высказывания, который в данном контексте легко восстанавливается. Это нечто от эзоповского языка, но более доступное. Данный риторический прием придает речевому общению игровую форму. Посредством эллипса аудитория охотно включается в сотворчество с выступающим. Образцы его использования часто демонстрировал А. Райкин. Он умело подбирал тексты своих выступлений, во время которых, разговаривая со зрителями, делал паузы, чтобы они сами домыслили концовку фразы или пропущенные в ней слова. И хором дружно их досказывали1. Такая словесная разборка, устраиваемая как игра со зрителями, увлекает и вызывает у них эмоциональное оживление.

Date: 2015-10-19; view: 1897; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию