Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, основные компоненты и уровни педагогической культуры





Педагогическая культура — часть общей культуры, в которой в наибольшей степени отразились духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности.

Педагогическую культуру можно рассматривать как динамическую систему педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения преподавателя, это тот уровень образованности, с помощью которого передают профессиональные знания.

В первую группу компонентов педагогической культуры входят педагогическая позиция и профессионально-личностные качества педагога — это личное отношение к определенным сторонам действительности, проявляющейся в соответствующем поведении. Педагогическая позиция — это некоторый моральный выбор, который делает преподаватель. Для педагогической позиции характерны две стороны: мировоззренческая (выражается в осознании общественной значимости профессии, убежденности в правильности выбора, ориентации на гуманистические принципы); поведенческая (выражается в способности педагога принимать решения, нести за них ответственность и создавать условия для самореализации личности ребенка).

Педагогическая позиция реализуется через личностно-профессиональные качества педагога, его интересы и духовные потребности. Она включает в себя: направленность личности, которая выражается в убеждениях, социальной активности, гражданственности личности; нравственные качества, гуманизм, объективизм, интеллигентность; отношение к педагогическому труду.

Группу компонентов педагогической культуры составляют педагогические знания и мышление.

Педагогическую культуру определяет не столько наличие знаний, сколько отношение к ним. Отношение к знаниям определяется уровнем мышления. Педагогическое мышление включает в себя: критическое мышление (подразумевает необходимость анализировать свое взаимодействие с обучаемым); творческую созидательную направленность мышления (педагог не должен быть одинаковым); проблемно-вариативное мышление.

К третьей группе компонентов педагогической культуры относятся профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности.

3 уровня:

Реликтовый (лат. relictum – остаток, память) уровень включает в себя педагогические установки, нормы, способы и формы педагогического процесса, вызванные к жизни предшествующей эпохой. Это продукт традиционной культуры, который основывается на том, что процессы обучения и воспитания организуются как бы «по памяти», посредством реализации имеющегося эмпирического опыта предшествующей жизни. Именно этот уровень часто реализуется в деятельности непрофессиональных педагогов (например, родителей и других членов семьи), а также многих руководителей, не имеющих достаточной психолого-педагогической подготовки или не учитывающих имеющиеся знания в своей профессиональной деятельности.

· Актуальный уровень обеспечивает реальное функционирование педагогического пространства учреждения, организации, выстроенного по требованиям действующего социального заказа. Это педагогические преобразования внутри системы, выдерживающие жесткие нормы, требования и правила на предмет «чему учить» и «каким быть» в условиях конкретного учреждения, организации или фирмы. Он реализуется в профессиональной деятельности руководителя, учитывающего личностные особенности сотрудников и психологическое своеобразие подчиненного структурного подразделения.

· Потенциальный уровень содержит педагогические программы, обращенные в будущее. Это собственно педагогическая инноватика, цели которой – подготовка образовательных, производственных и других систем к требованиям завтрашнего дня. Часто эти программы не оцениваются по достоинству специалистами, которые не могут увидеть перспектив развития или в силу стихийно сложившегося стиля управления не приветствуют принципиальных нововведений. Когда общество статично, этот уровень педагогической культуры развивается в жестких условиях непринятия. В динамичном обществе его представители становятся генераторами конструктивных преобразований. Потенциальный уровень педагогической культуры обеспечивает режим развития управленческих функций. Он представлен, прежде всего, деятельностью личностей новаторского склада (как ученых, так и практиков) и включением общества в решение проблем совершенствования всех сфер жизни общества.

18. Педагогическая позиция
Позиция педагогическая – это положение, которое мысленно занимает педагог по отношению к студентам (детям) и которое определяет его поведенческий выбор в момент взаимодействия с ними.
Классификация педагогической позиции:
Позиция «педагог – источник нужной и полезной информации для студентов».
Преподаватель активен в передаче информации и источников ее получения, он логичен, последователен в изложении, продумывает с особой тщательностью наглядность.
Позиция «педагог – надзиратель». Эта позиция характеризует стремление педагога подчинить все свои действия дисциплинарным моментам. В такой позиции педагог работает прежде всего на себя, а учащимся отводится второстепенная роль.
Позиция «педагог – заботливая наседка». Преподаватель своим стремлением изложить материал подробно, подсказать все имеющиеся способы решения проблем сводит на нет познавательную активность учащихся, да и навыки самостоятельной работы не формируются должным образом.
Позиция невмешательства. Эта позиция характеризуется стремлением преподавателя идти по линии наименьшего сопротивления. Преподавателя с такой позицией вполне устраивает принцип «вы мне не мешаете, и я вам не помешаю».
Позиция «педагог – друг, товарищ, наставник». Все действия преподавателя направлены на принятие, понимание и поощрение учащихся, но в то же время он не допускает панибратства.
Позиция дистанционная. Эта позиция и все последующие отражают расстояние, на котором находятся относительно друг друга преподаватель и учащиеся по вертикали и горизонтали. По горизонтали она бывает далекой, близкой, рядом.
Далекая позиция придает отношениям формальность и официальность; присутствие таких слов как «уважаемые …», «милостивые государи…»
Близкая предполагает довольно теплые обращения типа «мои дорогие…», «любимые…».
Позиция «рядом» выражается словами «друзья…», «коллеги…».
Позиция уровневая. Она отражает положение преподавателя и студента по вертикали: «сверху», когда инициатива принадлежит педагогу; «снизу», когда он намеренно создает условия для инициативности студентов и оказывается как бы снизу, а позиция наравне реализуется через так называемый «Мы – подход».
Позиция кинетическая. Она характеризует положение педагога при совместном движении и деятельности, когда роль лидера перемещается от преподавателя к студентам: впереди, сзади, рядом.
Позиция открытая. Педагог не скрывает от студентов своих намерений, отношений. В его высказываниях присутствуют выражения типа «я хочу…», «я надеюсь…», «для меня главное…».
Позиция закрытая. Педагог скрывает свои истинные намерения или акцентирует внимание окружающих на второстепенных деталях.

Date: 2015-10-19; view: 2951; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию