Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы обучения





План:

1. Понятие о методах.

2. Методы устного изложения.

3. Работа с книгой.

4. Наглядные методы обучения.

5. Практические методы.

6. Самостоятельная работа.

7. Выбор методов обучения.

 

1. Метод обучения (от греч. «путь к чему-либо») – это упорядоченная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение поставленной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) понимают совокупность путей, способов решения задач образования.

В составе методов обучения выделяются приемы. Прием – это элемент метода, его структурная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода. Методы реализуются через совокупность приемов, каждый из которых является отдельным действием.

 

3. Во всех классификациях присутствуют методы устного изложения знаний. К ним относятся рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, инструктаж. Выделяются следующие функции этих методов:

- мотивационная: создание психологической установки на усвоение нового материала, побуждение познавательной деятельности учеников при изучении определенной темы, создание проблемной ситуации;

- информационная: раскрытие содержания фактического материала, описание природной среды, определенного объекта, сообщение о событиях, явлениях, раскрытие причинно-следственных связей между предметами и явлениями окружающего мира;

- воспитательная: решение всевозможных воспитательных задач, возникающих при изучении учебного материала;

- обобщающая: сведение знаний в определенную систему;

- организационная: объяснение ученикам способов предстоящей деятельности;

- контрольно-корректирующая: установление обратной связи, получение информации о том, как дети усваивают знания, исправление ошибок.

Словесные методы применяются на всех этапах обучения: во время подготовки к усвоению нового материала, в процессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения.

Рассказ – это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Этот метод чаще других используется в младших классах. К рассказу учитель обращается, когда детям необходимо сообщить яркие, новые для них факты, события, то, чего дети не могут наблюдать непосредственно. Рассказ – мощный источник влияния на мыслительную деятельность, воображение, эмоции младших школьников, расширение их кругозора. В младших классах выделяется три вида рассказа: описание, художественный рассказ, объяснение. По целям выделяются рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение. Назначение первого – подготовить учащихся к изучению нового материала, задача второго – изложить содержание, а третий заключает отрезок обучения.

Описание предполагает четкую, выразительную, образную характеристику предметов, явлений, событий и т.д. Его целесообразно использовать для сообщения фактического материала, например, на уроках природоведения, ознакомления с окружающим, трудового обучения. Учитель описывает внешний вид животных, растений, природные изменения, равнины, горы, реки и т.п.

Художественный рассказ богат на сравнения, эпитеты, обращен к представлениям и эмоциям детей. Используется на уроках чтения, рисования, ознакомления с окружающим. Детям в яркой образной форме рассказывают о событиях, стараются пробудить в них чувства, вызвать определенное отношение к происходящему в рассказе.

Эффективность данного метода зависит прежде всего от умения педагога рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, используемые им, понятны ученикам и соответствуют их уровню развития. Поэтому содержание рассказа должно опираться на имеющийся у детей опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами. Рассказ служит для них образцом построения связной, логической, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли.

Если длительность рассказа превышает 5-7 минут, его нужно сочетать с другими методами обучения - иллюстрацией, включением наглядности, элементов беседы, записью опорных слов на доске и т.п.

Рассказ-объяснение используется тогда, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить причинно-следственные связи, зависимости между изучаемыми явлениями или процессами. Этот метод помогает раскрыть и сущность способов действий, которые следует запомнить ученикам, приучить детей следить за ходом мысли, развитием сюжета, определять и запоминать наиболее важное в содержании.

Объяснение. Если рассказ имеет больше признаков пассивного метода, то объяснение – активный метод последовательного, логического, четкого, доступного детям изложения сложных вопросов. Объяснение обязательно сопровождается участием детей, их собственными наблюдениями, демонстрацией опытов и образцов действий, сочетается с иллюстрацией. Его чаще своего используют учителя для ознакомления с правилами действий на уроках математики, языка, труда, физкультуры, природоведения. Объяснение дополняется инструктированием относительно выполнения операций, действий, заданий: как учить стихотворение, сделать упражнение, организовать рабочее место и т.д. Инструкции для детей должны быть четкими, однозначными, краткими, содержать не более 4-5 заданий. Например, перед самостоятельным выполнением упражнения ученики 3-го класса получают инструкцию: 1) прочитай задание, 2) определи, что следует сделать, 3) вспомни правило, 4) выполняй упражнение, 5) сверь с правилом.

Все виды объяснений, применяемых в начальной школе, подчиняются одинаковым требованиям: имеют начало, развитие действия, кульминационную и завершающую части. Краткие выводы, резюме, повторяющие главное, - обязательный элемент хорошего объяснения.

Беседа. Это метод, при котором учитель, опираясь на знания и практический опыт своих учеников, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового материала, уточняет, углубляет и развивает их знания и представления. Беседа относится к наиболее известным методам творческого обучения. Ею мастерски пользовался еще Сократ. Поэтому беседу, с помощью которой ученик самостоятельно открывает для себя новые знания, называют сократической. Ведущая функция данного метода – побуждающая, но с неменьшим успехом он выполняет и другие функции. Нет метода столь разностороннего и эффективного во всех отношениях.

Беседа – активный, побуждающий метод. С помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов учитель побуждает учеников вспоминать уже известные им знания, обобщая и развивая их, незаметно достигая усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

Беседа – это диалог: вопросы учителя и ответы учеников. Она заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего ученики шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Достоинства беседы еще в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учеников, создает условия для оперативного управления процессом познания. Велика также воспитательная роль беседы.

 

4. Работа с книгой – сложный и трудный для школьников метод обучения. Школа должна подготовить учеников к самостоятельной работе с книгой. Особенно важно умение свободно читать и понимать прочитанное, умение выделять главное в изучаемом материале: умение вести записи, составлять структурные и логические схемы (опорные конспекты). Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с учебным материалом, его беглый просмотр, чтение отдельных частей, поиск ответов на определенные вопросы, обстоятельное изучение материала, решение примеров и задач, выполнение контрольных тестов, наконец, заучивание материала на память.

Обучение работе с книгой предполагает формирование у школьников навыков самоконтроля. Нужно добиться, чтобы ученик судил о знании материала не по тому, сколько раз он прочитал текст, а по умению сознательно и подробно излагать содержание прочитанного. Для этого следует формировать привычку отводить больше времени не на чтение материала, а на его активное воспроизведение по памяти.

К недостаткам метода работы с книгой относятся значительные затраты времени и энергии, поэтому данный метод относится к малоэкономичным. Кроме того, он не учитывает индивидуальных особенностей школьников. Плохо составленные книги не располагают достаточным материалом для самоконтроля и управления процессом обучения. Поэтому учитель будет выбирать только хорошие книги и обязательно сочетать данный метод с другими методами обучения. Работу с книгой он будет практиковать в своем классе ежедневно.

 

5. Цель метода наглядности в начальной школе – обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей, развитие наблюдательности, изучение конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного. В начальных классах применяется естественная, рисунковая, объемная, звуковая и графическая наглядность. Средства наглядности разнообразны: предметы и явления окружающей действительности, действия учителя и учеников, изображения реальных предметов, процессов (рисунки, картины), модели предметов (игрушки, вырезки из картона), символические изображения (карты, таблицы, схемы).

К наглядным относятся методы демонстрации, иллюстрации, видеометод.

Демонстрация. Метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), а затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются (дыхание лягушки, действие прибора и т.п.).

Иллюстрация. Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств. Созданы многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы по истории, атласы, прекрасно оформленные детские энциклопедии и т.п.

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, дополняя и усиливая совместное действие. Когда процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации. Эффективность иллюстрации зависит от методики показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, учитель продумывает их дидактическое назначение, место и роль в познавательном процессе. Перед ним стоит также проблема определения оптимального объема иллюстративного материала. Опыт показывает, что большое число иллюстраций отвлекает учеников от выяснения сущности изучаемых явлений. Иллюстрации готовят заранее но показывают только в тот момент, когда они оказываются необходимыми по ходу обучения.

Видеометод. Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации позволяет выделить и рассматривать видеометод в качестве отдельного метода обучения.

Таким образом, наглядные методы применяются на всех этапах педагогического процесса. Их роль – обеспечить всестороннее, образное восприятие, дать опору для мышления.

 

6. К практическим методам относятся упражнения, лабораторный метод, познавательные игры.

Упражнения – это планомерное, организованное, повторное выполнение действий с целью их изучения или повышения их качества.

В начальной школе широко используются устные упражнения. Они связаны с развитием речи, логического мышления, познавательных возможностей. Назначение устных упражнений разнообразное: овладение техникой и культурой чтения, устного счета, рассказа, логического изложения знаний и т.д. Большую роль играют устные упражнения при изучении языка. Постепенно устные упражнения усложняются. Письменные упражнения (стилистические, грамматические, орфографические диктанты, сочинения) составляют важный компонент обучения.

Практическая работа. Деятельность учеников ориентирована на применение полученных знаний, умений на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулирования познавательной деятельности

 

7. Самостоятельная работа учеников подразумевается во всех классификациях методов. Это та часть любого метода, которая содержит к нему необходимое дополнение – обучение, выполнение учебных заданий без учителя.

Самостоятельная работа может быть классной и домашней. Главная функция классных работ – контролирующая, а домашних – закрепляющая, обобщающая, контрольно-корректирующая. Правильно организованная классная самостоятельная работа развивает произвольное внимание детей, собственное мышление, формирует самостоятельность как черту характера.

8. Полноценное решение учебно-воспитательных задач урока не возможно обеспечить одним методом. Постоянно приходится оценивать преимущества и недостатки известных методов, выбирать из них наиболее пригодные для решения поставленных задач, сочетать, комбинировать различные методы. Выбирая тот или иной метод обучения, необходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Выделены общие дидактические факторы, которые следует принимать во внимание при выборе и применении методов обучения. В порядке значимости они распределяются так:

Цель обучения Уровень обучения, которого необходимо достигнуть Объем требований и содержания, которые необходимо реализовать Сложность учебного материала Уровень подготовленности учеников Их активность и интерес Возраст Работоспособность детей Сформированность учебных навыков Учебная тренированность и выносливость Время обучения Условия обучения Взаимоотношения между учителем и детьми, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность) Количество учеников в классе Уровень подготовленности самого учителя

Выбор методов обучения для завтрашнего урока не может быть произвольным. Чтобы методы наиболее соответствовали целям и задачам обучения, возможностям учеников, учитель проанализирует их пригодность по всем важным условиям.

 

Date: 2015-10-19; view: 624; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию