Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы теоретических и эмпирических исследований





Метод—это способ достижения цели. Диалектический материализм учит, что метод объединяет - субъективные и объективные моменты познания. Метод объективен, так' как в разрабатываемой теории позволяет отражать дей­ствительность и ее взаимосвязи. Таким образом, метод' является программой построения и практического при­менения теории. Одновременно метод субъективен, так как является орудием мышления исследователя и в ка­честве такового включает в себя его субъективные осо­бенности.

С философской точки зрения методы можно разде­лить на: всеобщий (материалистическая диалектика), действующий во всех областях науки и на всех этапах исследования; общенаучные (т.е. для всех наук); част­ные (т.е. для определенных наук); специальные или специфические (для данной науки).

Такое разделение методов всегда условно, так как по мере развития познания один научный метод может переходить из одной категории в другую.

К общенаучным методам относятся: наблюдение, сравнение, счет, измерение, эксперимент, обобщение, абстрагирование, формализация, анализ и синтез, индук­ция и дедукция, аналогия, моделирование, идеализация, ранжирование, а также аксиоматический, гипотетичес­кий, исторический и системные методы.

Наблюдение—это способ познания объективно­го мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя.

Сравнение—это установление различия между объектами материального мира или нахождение в них' общего, осуществляемое как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств.

Счет—это нахождение числа, определяющего ко­личественное соотношение однотипных объектов или их параметров, характеризующих те или иные свойства.

Измерение — это физический процесс определе­ния численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном.

Эксперимент — одна из сфер человеческой прак­тики, в которой подвергается проверке истинность вы­двигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира. В процессе эксперимента исследова­тель вмешивается в изучаемый процесс с целью позна­ния, при этом одни условия опыта изолируются, другие исключаются, третьи усиливаются или ослабляются. Эк­спериментальное изучение объекта или явления имеет определенные преимущества по сравнению с наблюде­нием, так как позволяет изучать явления в «чистом ви­де» при помощи устранения побочных факторов; при необходимости испытания могут повторяться и органи­зовываться так, чтобы исследовать отдельные свойства объекта, а не их совокупность.

Обобщение — определение общего понятия, в ко­тором находит отражение главное, основное, характери­зующее объекты данного класса. Это средство для обра­зования новых научных понятий, формулирования зако­нов и теорий.

Абстрагирование — это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предме­тов и выделение нескольких сторон, интересующих ис­следователя. Оно, как правило, осуществляется в два этапа. На первом этапе определяются несущественные свойства, связи и т.д. На втором—исследуемый объем заменяют другим, более простым, представляющим со­бой упрощенную модель, сохраняющую главное в слож­ном.

Различают следующие виды абстрагирования: ото­ждествление (образование понятий путем объединения предметов, связанных по своим свойствам в особый класс); изолирование (выделение свойств, неразрывно связанных с предметами); конструктивизация (отвлече­ние от неопределенности границ реальных объектов) и наконец, допущение потенциальной осуществимости.

Ярким примером абстрактной модели действительно­сти является идеальный газ, который широко использу­ется в физике, термодинамике и других науках.

Формализация—отображение объекта или яв­ления в знаковой форме какого-либо искусственного языка (математики, химии и т. д) и обеспечение возмож­ности исследования реальных объектов и их свойств че­рез формальное исследование соответствующих знаков.

Аксиоматический метод — способ построения научной теории, при котором некоторые утвержде­ния (аксиомы) принимаются без доказательств и затем используются для получения остальных знании по опре­деленным логическим правилам. Общеизвестной, напри­мер, является аксиома о параллельных линиях (не пе­ресекаются), которая принята в геометрии без доказа­тельств.

Анализ—метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования (объектов, свойств и т.д.) на составные части. В связи с этим ана­лиз составляет основу аналитического метода исследова­нии.

Синтез — соединение отдельных сторон предмета в единое целое. Анализ и синтез взаимосвязаны, они представляют собой единство противоположностей. Раз­личают следующие виды анализа и синтеза: прямой или эмпирический метод (используют для выделения отдель­ных частей объекта, обнаружения его свойств, простей­ших измерений и т.п.); возвратный или элементарно-теоретический метод (базирующийся на представлениях о причинно-следственных связях различных явлений); структурно-генетический метод (включающий вычлене­ние в сложном явлении таких элементов, которые ока­зывают решающее влияние на все остальные стороны объекта).

Важными понятиями в теории познания являются: индукция—умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению) и дедукция—умо­заключение, в котором вывод о некотором элементе мно­жества делается на основании знания общих свойств всего множества. Таким образом, дедукция и индук­ция—взаимообратные методы познания, широко ис­пользующие частные методы формальной логики. Это методы единственного сходства (предполагается, что единственное сходное обстоятельство является причиной рассматриваемого явления); единственного различия (предполагается, что единственное различие обстоя­тельств является причиной явления); сопутствующих изменений (изменение одного явления приводит к изме­нению другого, так как оба эти явления находятся в при­чинной связи); остатков (если известно, что некоторые из совокупности определенных обстоятельств являются причиной части явлений, то остаток этого явления вы­зывается остальными обстоятельствами).

Одним из методов научного познания является аналогия, посредством которой достигается знание о предметах и явлениях па основании того, что они имеют сходство с другими. Степень вероятности (достоверно­сти) умозаключений но аналогии зависит от количества сходных признаков у сравниваемых явлений (чем их больше, тем большую вероятность имеет заключение и оно повышается, когда связь выводного признака с ка­ким-либо другим признаком известна более или менее точно). Аналогия тесно связана с моделированием или модельным экспериментом. Если обычный эксперимент непосредственно взаимодействует с объектом исследо­вания, то в моделировании такого взаимодействия пег, так как эксперимент производится не с самим объектом, а с его заменителем. Примером может служить аналого­вая вычислительная машина (АВМ), действие которой основано на аналогии дифференциальных уравнении, описывающих как свойства исследуемого объекта, так и электронной модели.

Гипотетический метод познания предполага­ет разработку научной гипотезы на основе изучения фи­зической, химической исследованиях о яв­лениях с помощью описанных выше способов познания и затем формулирование гипотезы, составление расчет­ной схемы алгоритма (модели), ее изучение, анализ, раз­работка теоретических положений.

Как в социально-экономических и гуманитарных науках, так и в естественных и технических исследованиях часто используют исторический метод познания. Этот метод предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности, в результате чего исследователь по­лучает дополнительные знания об изучаемом объекте (явлении) в процессе их развития.

При гипотетическом методе познания исследователь нередко прибегает к идеализации — это мысленное конструирование объектов, которые практически неосу­ществимы (например, идеальный газ, абсолютно твердое тело). В результате идеализации реальные объекты ли­шаются некоторых присущих им свойств и наделяются гипотетическими свойствами.

При исследованиях сложных систем с многообразны­ми связями, характеризуемыми как непрерывностью и детерминированностью, так и дискретностью и случай­ностью, используются системные методы (исследо­вание операций, теория массового обслуживания, теория управления, теория множеств и др.). В настоящее время такие методы получили широкое распространение в зна­чительной степени в связи с развитием ЭВМ.

Разнообразные методы научного познания условно подразделяются на ряд уровней: эмпирический, экспери­ментально-теоретический, теоретический и метатеоретический уровни.

Методы эмпирического уровня: наблюдение, сравне­ние, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, те­сты, метод проб и ошибок и т. д. Методы этой группы конкретно связаны с изучаемыми явлениями и исполь­зуются на этапе формирования научной гипотезы. Методы экспериментально-теоретического уровня: эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, мо­делирование, гипотетический, исторический и логические методы. Эти методы помогают исследователю обнару­жить те или иные достоверные факты, объективные проявления в протекании исследуемых процессов. С по­мощью этих методов производится накопление фактов, их перекрестная проверка. Следует при этом подчеркнуть, что факты имеют научно-познавательную ценность толь­ко, в тех случаях, когда они систематизированы, когда между ними вскрыты неслучайные зависимости, опреде­лены причины следствия. Таким образом, задача выяв­ления истины требует не только сбора фактов, но и пра­вильной их теоретической обработки. Первоначальная систематизация фактов и их анализ проводятся уже в процессе наблюдений, бесед, экспериментов, ибо эти методы включают в себя не только акты чувственного восприятия предметов и явлений, но и их отбор, класси­фикацию, осмысливание воспринятого материала, его фиксирование.

Методы теоретического уровня: абстрагирование, иде­ализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и т. д. На теоретическом уровне производятся логическое исследование со­бранных фактов, выработка понятий, суждении, делаются умозаключения. В процессе этой работы соотносятся ранние научные представления с возникающими новыми. На теоретическом уровне научное мышление освобождается от эмпирической описательности, создает теоретические обобщения. Таким образом, новое теоретическое содер­жание знаний надстраивается над эмпирическими зна­ниями.

К методам метатеоретического уровня относят диалек­тический метод и метод системного анализа. С помощью этих методов исследуются сами теории и разрабатыва­ются пути их построения, устанавливаются границы се применения, способы введения новых понятий, обосно­вываются пути синтезирования нескольких теорий. Цент­ральной задачей данного уровня исследований является познание условий формализации научных теорий и выра­ботка формализованных языков, именуемых метаязы­ками.

При изучении сложных, взаимосвязанных друг с дру­гом проблем используется системы и анализ, полу­чивший широкое применение в различных сферах науч­ной деятельности человека, и в частности в логике, математике, общей теории систем, в результате чего сформировались такие пауки, как металогика и метама­тематика. Металогика исследует системы положении и понятий формальной логики, разрабатывает вопросы теории доказательств, определимости понятий, истины в формализованных языках. Метаматематика занимается изучением различных свойств формальных систем и ис­числений.

В основе системного анализа лежит понятие системы, под которой понимается множество объектов (компонен­тов), обладающих заранее определенными свойствами с фиксированными между ними отношениями. На базе этого понятия производится учет связей, используются количественные сравнения всех альтернатив для того, чтобы сознательно выбрать наилучшее решение, оцениваемое каким-либо критерием, например измеримостью, эффективностью, надежностью и т. п.

Так как системный анализ носит общий, междис­циплинарный характер, т. е. касается образования, раз­вития, функционирования, синтеза любых систем, то не­которые буржуазные идеологи считают, что системный анализ заменяет философию, является новой всеобщей методологией науки. Такое восприятие системного ана­лиза неверно, так как сводит функцию философского зна­ния лишь к методологии научного исследования. Во всех пауках существуют философские основания, использу­ются философские категории, но это не повод принятия основания теории за саму теорию. Системный анализ, с одной стороны, позволяет применять ряд общефилософ­ских положений к решению частных задач, а с другой — обогащает саму философию развитием конкретных наук в полном соответствии с указанием В. И. Ленина крепить союз философии с передовым естествознанием. Чем дальше развивается системный анализ, тем совершеннее развивается его язык, тем он дальше удаляется от своей первоначальной философской основы. Таким образом, отождествление системного анализа с диалектическим методом, с философией неправомерно и может привести к мировоззренческим и методологическим ошибкам.

Системный анализ складывается из основных четырех этапов: первый заключается в постановке задачи — определяют объект, цели и задачи исследования, а также критерии для изучения и управления объектом. Непра­вильная или неполная постановка целей может свести на нет результаты всего последующего анализа. Во вре­мя второго этапа очерчиваются границы изучаемой системы, и определяется ее структура: объекты и процессы, имеющие отношение к поставленной цели, разбиваются на собственно изучаемую систему и внешнюю среду. При этом различают замкнутые и открытые системы. При ис­следовании замкнутых систем влиянием внешней среды на их поведение пренебрегают.

В последнее время все большее внимание в технике уделяется изучению замкнутых систем, имеющих закры­тые технологические циклы, так называемую «безотход­ную технологию». Такие технологические процессы перс­пективны как с позиции экономики, так и экологии: «чем меньше отходов, тем выше уровень производства».

Третий, важнейший этап системного анализа заклю­чается в составлении математической модели исследуе­мой системы. Вначале производят параметризацию сис­темы, описывают выделенные элементы системы и их взаимодействие. В зависимости от особенностей процес­сов используют тот или иной математический аппарат для анализа системы в целом.

Следует при этом отметить, что аналитические методы используются для описания лишь небольших систем вследствие их громоздкости или невозможности составления и решения сложной системы уравнений. Для описания больших систем, их характеристик не только качественных, но и количественных используют­ся дискретные параметры (баллы), принимающие полые значения. Например, твердость материалов оценивают баллами по шкале Мооса, энергию сейсмических воли при землетрясениях — баллами по И. Рихтеру н др. Ме­тоды операции с дискретными параметрами излагаются в теории множеств и прежде всего в таких ее разделах, как в алгебре множеств и в алгебре высказываний (ма­тематической логике), составляющих основу математиче­ского обеспечения современных ЭВМ.

Наряду с аппаратом алгебры множеств и алгебры вы­сказываний при исследовании сложных систем широко используют вероятностные методы, поскольку в них пре­обладают стохастические процессы. Поэтому наиболее часто исследуют развитие процессов с некоторой вероят­ностью или же определяют вероятность протекания изу­чаемых процессов.

Важным этапом системного анализа является четвёртый. Это анализ полученной математической модели, определение ее экстремальных условий с целью оптимизации и формулирование выводов.


Заключение

Знание – идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.

Функциями знания являются обобщение разрознен­ных представлений о закономерностях природы общест­ва и мышления; хранение в обобщенных представлениях всего того, что может быть передано в качестве устойчи­вой основы практических действий.

Специфика научного знания обусловлена многозвенной структурой, элементами которой выступают изучаемые явления, чув­ственные образы, мысли, собственные, общие, единичные и универсальные высказывания. Если действовать в довольно грубой дихотомической манере (деля целое на две части), то приходим к сопоставлению единичного и общего. Сфе­ру единичного часто называют фактуальным, сфера общего при этом называется те­оретическим. Как сфера единичного (факт), так и сфера общего (теория) не представляют собой монолиты, они многомерны и содержат раз­личные компоненты. Так, факт включает событийный, перцеп­тивный (чувственный) и лингвистический компоненты. Тео­рия содержит бытийный, когнитивный (мыслительный) и линг­вистический компоненты. При этом теория - это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительно­сти и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта мо­дель строится таким образом, что некоторые из ее характерис­тик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее ос­нову, другие же подчиняются основным правилам.

Деятельность людей в любой ее форме (научная, прак­тическая и т. д.) определяется целым рядом факторов, конеч­ный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода.

Список используемой литературы

1. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 432 с.

2. Кузнецов И.Н. Диссертационные работы: Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие / Под ред. Иващенко Н.П.. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 426 с.

3. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003 – 272 с.

4. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М.: Ось – 89, 2002. – 112 с.

 

Date: 2015-10-19; view: 769; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию