Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие научного познания





Знание – идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.

Функциями знания являются обобщение разрознен­ных представлений о закономерностях природы общест­ва и мышления; хранение в обобщенных представлениях всего того, что может быть передано в качестве устойчи­вой основы практических действий.

Знание является продуктом общественной деятельно­сти людей, направленной на преобразование действи­тельности. Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называют познанием, в основе которого лежит отражение объективной действительно­сти в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научной деятельности, именуемой практикой. Потребности практики выступают основ­ной и движущей силой развития познания, его целью. Человек познает законы природы, чтобы овладеть сила­ми природы и поставить их себе на службу; он познает законы общества, чтобы в соответствии с ними воздей­ствовать на ход исторических событий.

Познание вырастает из практики, но затем само на­правляется на практическое овладение действительно­стью. От практики к теории и от теории к практике, от действия к мысли и от мысли к действительности такова общая закономерность отношений человека в окру­жающей действительности. Практика является началом, исходным пунктом и одновременно естественным завер­шением всякого процесса познания. Следует отметить, что завершение познания всегда относительно, так как в процессе познания, как правило, возникают новые проблемы и новые задачи, которые были подготовлены и поставлены предшествующим развитием научной мы­сли. Решая эти задачи и проблемы, наука должна опе­режать практику и таким образом сознательно направ­лять ее развитие.

В процессе практической деятельности человек раз­решает противоречие между наличным положением ве­щей и потребностями общества. Результатом этой дея­тельности является удовлетворение общественных потребностей. Указанное противоречие является источ­ником развития познания и, естественно, находит отра­жение в его диалектике.

Диалектика процесса познания выражается в проти­воречии между ограниченностью наших знаний и безгра­ничной сложностью объективной действительности, между субъективной формой и объективным содержани­ем человеческого познания, в необходимости борьбы мнении, позволяющей путем логических доказательств и практической проверки устанавливать истину.

Вся наука, все человеческое познание направлено к достижению истинных знаний, верно отражающих действительность. Только истинное научное знание человеку могучим оружием преобразования действительности, позволяет прогнозировать ее дальнейшее развитие.

Истинные знания существуют в виде законов теоретических положении и выводов, учений, подтвержденных практикой и существующих объективно, независимо от трудов и открытии ученых. Поэтому и научное знание объективно. Вместе с тем научное знание может быть относительным и абсолютным. Относительное знание — знание, которое, будучи в основном верным отражением действительности, отличается некоторой полнотой совпадения образа с объектом. Абсолютное знание—это полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлении об объекте, обеспечив абсолютное совпадение образа с объектом. Абсолютное знание не может быть опровергнуто или изменено будущим.

Следует отметить, что непрерывное развитие практически исключает возможность превращения знания в абсолютное, но абсолютность практики позволяет отличать объективно истинные знания от заблуждений.

Диалектический материализм исходит из того, что единственно научным критерием знаний о действительности является общественная практика. При этом полагается деятельность не отдельного человека, не единичные случаи воздействия людей на окружающий, а опыт всего человечества в его историческом разе:

Чувственное познание обеспечивает и непосредственную связь человека с окружающей действительностью. Элементами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление и воображение.

Ощущение —это отражения мозгом человека свойств предметов или явлении объективного мира, которые дей­ствуют на его органы чувств. Восприятие—отражения мозгом человека предметов или явлении в целом, при­чем таких, которые действуют на органы чувств в данный момент времени. Представление — вто­ричный образ предмета или явления, которые в данный момент времени не действуют на органы чувств челове­ка, но обязательно действовали в прошлом. Представле­ния — это образы, которые восстанавливаются по сохра­нившимся в мозге следам прошлых воздействий пред­метов или явлений. Воображение —это соединение и преобразование различных представлений в целую картину новых образов.

Рациональное познание дополняет и опере­жает чувственное, способствует осознанию сущности процессов, вскрывает закономерности развития. Формой рационального познания является абстрактное мышле­ние.

Мышление —это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, при­чинных отношений и закономерных связей между объ­ектами или явлениями. Опосредованный характер мыш­ления. Опосредованный характер мышления заключается в том, что человек через доступные органам чувств свойства, связи и отношения предметов проникает в скрытые свойства, связи, отношения; чело­век познает действительность не только в результате своего личного опыта, но и косвенным путем, усваивая в процессе общения с другими людьми. Мышление не­разрывно связано с языком и не может осуществляться вне его. Действительно, основной инструмент мышле­ния — логические рассуждения человека, структурными элементами которых (и формами логического отражения действительности) являются понятия, суждения, умоза­ключения.

Понятие —это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления. Поня­тия могут быть общими, единичными, собирательными, абстрактными и конкретными, абсолютными и относи­тельными. Общие понятия связаны не с одним, а с мно­жеством предметов.

Понятия конкретные относятся к конкретным пред­метам, а абстрактные понятия — к отдельно взятым приз­накам этих предметов, например «белые предметы». Особенностью относительных понятий является то, что они всегда мыслятся попарно, например: «правый» и «левый», «начальник» и «подчиненный». Абсолютны­ми называют такие понятия, которые не имеют парных отношений, например «планета», «дом», «дерево».

По признаку отношений между понятиями их делят на тождественные, равнозначные, подчиненные, сопод­чиненные, частично согласные, противоречащие и проти­воположные.

Тождественными называют такие понятия, которые имеют одинаковое содержание. Это одни и те же поня­тия, только выраженные в различной словесной форме. Равнозначные понятия имеют один и тот же объем, но отличаются по содержанию. Так, например, понятия «автор «Капитала» и «основатель научного социализма» хотя и относятся к одному лицу, но указывают на раз­личные его признаки.

Понятия характеризуются их объемом и содержани­ем. Объем понятия — это круг тех предметов, на кото­рые данное понятие распространено. Содержанием на­зывают совокупность признаков, которые объединены в данном понятии.

Отношения тождества и равнозначности понятий име­ют чрезвычайно важное значение в науке, так как дела­ют возможным замещение одного понятия другим. Этой операцией широко пользуются в математике при преоб­разовании и упрощении алгебраических соотношении.

Подчиненными называют понятия, которые по содер­жанию входят в понятия более высокого ранга или бо­лее общие. Соподчиненными являются понятия, связан­ные по объему (объем двух или более понятий входит в объем какого-либо высшего понятия). Например, по­нятия «многоугольник» и «окружность» являются под­чиненными понятию «геометрическая фигура» и сопод­чиненными между собой. Если отдельные части объема понятии оказываются совпадающими, общими, то их на­зывают частично согласными. В подобном отношении находятся, например, такие понятия, как «студент» и «спортсмен».

Понятие, которое отрицает положительное понятие, называют противоречащим. Например, понятие «не чело­век» отрицает положительное понятие «человек». Проти­воречащие понятия не допускают ничего промежуточно­го; одно понятие начисто исключает другое. Если поня­тие указывает не только на то, что отрицает, но и на то, что взамен отрицаемого утверждается, то такое понят!'" называют противоположным. У противоположных поня­тий имеются средние и промежуточные понятия. Так, между понятиями «белый» и «черный» мыслимо поня­тие «серый».

Для описания процесса формирования новых слож­ных понятий из более простых используется способ вывода сложных соотношений из элементарных. Формали­зация процесса часто осуществляется на языке теории множеств.

Раскрытие содержания понятия называют его опре­делением. Последнее должно отвечать двум важнейшим признакам: 1) определение должно указывать на бли­жайшее родовое понятие; 2) определение должно ука­зывать на то, чем данное понятие отличается от других понятий. Так, определяя понятие «квадрат», нужно ука­зать на то, что квадрат относится к роду прямоугольни­ков и выделяется среди прямоугольников признаком равенства своих сторон. Определение понятия не долж­но быть ни слишком широким, ни слишком узким, т.е. соразмерным и не должно определяться самим собой, т. е. определение понятия не должно делать круга.

Развитие научных знаний заставляет уточнить опре­деление понятий, вносить новые признаки в его содержа­ние. При этом понятие обобщается или ограничивается. В научном исследовании определения обычно заверша­ют процесс исследования, закрепляют те результаты, к которым ученый пришел в своем исследовании, без определения понятий возможно ложное толкование мыс­лей автора исследования. Определение понятия оказыва­ется возможным в том случае, когда мы знаем, к како­му роду оно относится и какие у него видовые признаки. Установление видовых признаков осуществляется при помощи деления понятия. Делением понятия называется раскрытие всех видов, входящих в состав данного поня­тия: Если определение имеет дела с содержанием изучае­мого понятия, то деление с объемом понятия.

Деление подчиняется следующим правилам: 1) чле­ны деления должны исчерпывать объем делимого поня­тия; 2) деление должно производиться с точки зрения одного определенного основания; 3) члены деления должны исключать друг друга.

Основанием деления называется тот признак, кото­рый является общим всем видам, входящим в объем данного понятия. Особым видом деления понятии явля­ется дихотомия, пли двучленное деление, при котором членами деления бывают только два понятия, из кото­рых одно является противоречащим в отношении дру­гого.

Суждение —это мысль, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо. В речи суждение выражается в виде предложения. Суж­дение—это сопоставление понятий, устанавливающих объективную связь между мыслимыми предметами и их признаками или между предметом н классом предметов.

Суждения делятся по следующим признакам: каче­ству, количеству, отношению, модальности. В свою оче­редь, по качеству суждения делятся на утвердительные и отрицательные, по количеству— на общие, частные и единичные, по отношению—на категорические, услов­ные и разделительные, по модальности—на проблемати­ческие, аподиктические и ассерторические. В проблема­тических суждениях наличие связи понятий отмечается лишь с известной степенью вероятности. В аподиктичес­ких суждениях указывается, что связь понятий является безусловно необходимой. Ассерторические суждения указывают только на действительно существующую связь понятий.

Соединение суждений по количеству и качеству при­водит к четырем новым видам суждений: общеутверди­тельному, общеотрицательному.

К суждению о предмете или явлении человек может прийти или путем непосредственного наблюдения какого-либо факта, или опосредованным путем—с помощью умозаключения. Умозаключение — процесс мышле­ния, составляющий последовательность двух или не­скольких суждений, в результате которых выводится но­вое суждение. Часто умозаключение называют выводом, через который становится возможным переход от мыш­ления к действию, практике. Вместе с тем следует под­черкнуть, что не всякая последовательность суждений может быть названа умозаключением или выводом. В умозаключении связь двух суждении иногда обнару­живает подчинение, в силу которого одно (основание) обусловливает другое (следствие).

Умозаключения делятся на две категории: дедуктив­ные н индуктивные. Дедуктивные умозаключения пред­ставляют собой выведение частного случая из какого-нибудь общего положения. В индуктивных умозаключе­ниях на основании частных случаев приходят к общему положению.

Умозаключения подразделяются также на непосред­ственные и опосредованные. В непосредственных умоза­ключениях от одного суждения приходят к другому. В опосредованных суждениях переход от одного сужде­ния к другому осуществляется через посредство треть­его. Если в процессе умозаключения изменяется форма суждения, то говорят об ее превращении, например, утвердительное суждение становится отрицательным, и наоборот. При этом смысл и количество суждения со­храняются. Понятия, суждения и умозаключения выра­жаются в словесной форме.

В процессе научного исследования можно отметить следующие этапы: возникновение идей; формирование понятий, суждений; выдвижение гипотез; обобщение на­учных факторов; доказательство правильности гипотез и суждений.

Научная идея —интуитивное объяснение явле­ния без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основании которой делает­ся вывод. Она базируется на уже имеющемся знании, но вскрывает ранее не замеченные закономерности. Свою специфическую материализацию идея находит в гипо­тезе.

Гипотеза —это предположение о причине, которая вызывает данное следствие. Если гипотеза согласуется с наблюдаемыми фактами, то в науке ее называют тео­рией или законом. В процессе познания каждая гипо­теза подвергается проверке, в результате которой уста­навливается, что следствия, вытекающие из гипотезы, действительно совпадают с наблюдаемыми явлениями, что данная гипотеза не противоречит никаким другим гипотезам, которые считаются уже доказанными. Следует однако подчеркнуть, что для подтверждения правиль­ности гипотезы необходимо убедиться не только в том, что она не противоречит действительности, но и в том, что она является единственно возможной и с ее помощью, вся совокупность наблюдаемых явлении находит себе вполне достаточное объяснение.

С накоплением новых фактов одна гипотеза может быть заменена другой лишь в том случае, если эти новые факты не могут быть объяснены старой гипотезой; или ей противоречат. При этом часто старая гипотеза не отбрасывается целиком, а только исправляется и уточ­няется. По мере уточнения и исправления гипотеза пре­вращается в закон.

Закон — внутренняя существенная связь явлений обусловливающая их необходимое закономерное разви­тие. Закон выражает определенную устойчивую связь между явлениями или свойствами материальных объектов.

Закон, найденный путем догадки, должен быть затем логически доказан, только тогда он признается наукой. Для доказательства закона наука использует суждения, которые были ранее признаны истинными и из которых логически следует доказываемое суждение. В редких случаях в равной мере оказываются доказуемыми про­тиворечивые суждения. В таких случаях говорят о возникновении парадокса в науке, что всегда свидетельст­вует о наличии ошибок в логике доказательства или не­состоятельности исходных суждений в данной системе знаний.

Парадокс в широком смысле — это утверждение, резко расходящееся с общепринятым, устано­вившимся мнением, отрицание того, что представляется «безусловно правильным».

Парадокс в узком смысле—это два проти­воположных утверждения, для каждого из которых име­ются представляющиеся убедительными аргументы. Парадоксальность является характерной чертой со­временного научного познания мира. Наличие парадок­сов становится свидетельством несостоятельности суще­ствующих теорий, требованием дальнейшего их совер­шенствования. Выявление и разрешение парадоксов стало в совре­менной науке обычным делом. Основные пути их разре­шения: устранение ошибок в логике доказательств; со­вершенствование исходных суждений в данной системе знаний. Для избегания ошибок логика доказательства долж­на быть подчинена законам формальной логики; закону тождества, закону противоречия; закону исключения третьего и закону достаточного основания.

Как уже отмечалось, в результате проработки и со­поставления с действительностью научная гипотеза мо­жет стать теорией.

Теория система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности. Теория является духовным, мыслен­ным отражением и воспроизведением реальной действи­тельности. Она возникает в результате обобщения позна­вательной деятельности и практики. Это обобщенный опыт в сознании людей. Структуру теории формируют принципы, аксиомы, законы, суждения, положения, понятия, категории и фак­ты. Под принципом в научной теории понимается самое абстрактное определение идеи (начальная форма систематизированных знаний).

Принцип —это правило, возникшее в результате субъективно осмысленного опыта людей.

Исходные положения научной теории называются постулатами или аксиомами.

Аксиома (постулат) — это положение, которое берет­ся в качестве исходного, недоказуемого в данной теории, и из которого выводятся все остальные предложения и выводы теории по заранее фиксированным правилам. Аксиомы очевидны без доказательства. В современной логике и методологии науки постулат и аксиома обычно используются как эквивалентные.

Теория слагается из относительно жесткого ядра и его защитного пояса. В ядро входят основные принци­пы. Защитный пояс теории содержит вспомогательные гипотезы, конкретизирующие ее ядро. Этот пояс опреде­ляет проблемы, подлежащие дальнейшему исследова­нию, предвидит факты, не согласующиеся с теорией, и истолковывает их так, что они превращаются в при­меры, подтверждающие ее. Теория является наиболее развитой формой обобщен­ного научного познания. Она заключает в себе не толь­ко знания основных законов, но и объяснение фактов на их основе. Теория позволяет открывать новые законы и предсказывать будущее.

Движение мысли от незнания к знанию руководству­ется методологией. Методология — философское учение о методах познания и преобразования действи­тельности, применение принципов мировоззрения к про­цессу познания, духовному творчеству и практике.

В методологии выявляются две взаимосвязанные функции:

1) обоснование правил применения мировоз­зрения к процессу познания и преобразования мира;

2) определение подхода к явлениям действительности. Первая функция общая, вторая — частная.

Общая функция базируется на обобщении системы взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем. В зависимости от совокупности научных, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений обобщенная система взглядов может носить идеалистический или материалистический характер. Со­ветская наука всегда руководствуется философией диа­лектического и исторического материализма, в соответ­ствии с которой процесс познания органически связан с предметами материального мира, с их движением и развитием. Только такой подход к изучению окружаю­щей нас действительности дает возможность человеку правильно познать материальный мир. Познание есть вечное, бесконечное приближение мышления к объекту. Наука постепенно, диалектически развертывает есте­ственно - научную картину мира, глубже познает ее законы.

 

Глава 2. Методы научного познания

2.1. Метод и методология

Деятельность людей в любой ее форме (научная, прак­тическая и т. д.) определяется целым рядом факторов, Конеч­ный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода.

Метод (греч. — способ познания) — в самом широком смысле слова — "путь к чему-либо", способ деятельности субъекта в любой ее форме.

Понятие "методология" имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искус­стве и т. п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

История и современное состояние познания и практики убедительно показывают, что далеко не всякий метод, не любая система принципов и других средств деятельности обес­печивают успешное решение теоретических и практических проблем. Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным.

Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преоб­разования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной зада­чи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности.

Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если пра­вильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчай­шим путем.

Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.

Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещаю­щим путнику дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рас­считывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя лож­ным путем. Философ стремился создать такой метод, который мог бы быть "органоном" (орудием) познания, обеспечить че­ловеку господство над природой. Таким методом он считал индукцию, которая требует от науки исходить из эмпирического анализа, наблюдения и эк­сперимента с тем, чтобы на этой основе познать причины и законы.

Р. Декарт методом называл "точные и простые прави­ла", соблюдение которых способствует приращению знания, позволяет отличить ложное от истинного. Он говорил, что уж лучше не помышлять об отыскивании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода, особенно без де­дуктивно-рационалистического.

Проблемы метода и методологии занимают важное ме­сто в современной западной философии — особенно в таких ее направлениях и течениях, как философия науки, позити­визм и постпозитивизм, структурализм и постструктурализм, аналитическая философия, герменевтика, феноменология и в других.

Каждый метод — безусловно важная и нужная вещь. Однако недопустимо впадать в крайности:

а) недооценивать метод и методологические проблемы, считая все это незначительным делом, "отвлекающим" от настоящей работы, подлинной науки и т. п. ("методологичес­кий негативизм");

б) преувеличивать значение метода, считая его более важ­ным. чем тот предмет, к которому его хотят применить, пре­вращать метод в некую "универсальную отмычку" ко всему и вся, в простой и доступный "инструмент" научного открытия ("методологическая эйфория"). Дело в том, что "... ни один методологический принцип не может исключить, например, риска зайти в тупик в ходе научного исследования".

Каждый метод окажется неэффективным и даже беспо­лезным, если им пользоваться не как "руководящей нитью" в научной или иной форме деятельности, а как готовым шаб­лоном для перекраивания фактов.

Главное предназначение любого метода — на основе со­ответствующих принципов (требований, предписаний и т. п.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное 'функционирование и развитие тех или иных объектов.

Применение методов может быть стихийным и сознатель­ным. Ясно, что только осознанное применение методов, ос­нованное на понимании их возможностей и границ, делает деятельность людей, при прочих равных условиях, более рациональной и эффективной.

Методология как общая теория метода формировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех мето­дов, средств и приемов, которые были открыты в филосо­фии, науке и других формах деятельности людей. Истори­чески первоначально проблемы методологии разрабатывались в рамках философии: диалектический метод Сократа и Платона, индуктивный метод Ф. Бэкона, раци­оналистический метод Р. Декарта, антитетический метод Фих­те, диалектический метод Г. Гегеля и К. Маркса, фе­номенологический метод Э. Гуссерля и т. д. Поэтому ме­тодология (и по сей день) тесно связана с философией — особенно с такими ее разделами (философскими дисцип­линами) как гносеология (теория познания) и диалектика.

Методология в определенном смысле "шире" диалектики, так как она изучает не только всеобщий (как последняя), но и другие уровни методологического знания, а также их вза­имосвязь, модификации и т. п.

Тесная связь методологии с диалектикой не означает тож­дественности этих понятий и того, что материалистическая диалектика выступает как философская методология науки. Материалистическая диалектика — одна из форм диалекти­ки, а последняя — один из элементов (уровней) философской методологии, наряду с метафизикой, феноменологией, гер­меневтикой и др.

Методология в определенном смысле "уже" теории по­знания, так как последняя не ограничивается исследованием форм и методов познания, а изучает проблемы природы по­знания, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, возможности и границы познания, критерии его истинности и т. д. С другой стороны, методология "шире" гно­сеологии, так как ее интересуют не только методы позна­ния, но и всех других форм человеческой деятельности.

Из нефилософских дисциплин методология наиболее тес­но смыкается с логикой (формальной), которая главное вни­мание направляет на прояснение структуры готового, "став­шего" знания, на описание его формальных связей и элемен­тов на языке символов и формул при отвлечении от конкрет­ного содержания высказываний и умозаключений.

Таким образом, логическое исследование науки — это средства современной формальной (математической или сим­волической) логики, которые используются для анализа на­учного языка, выявления логической структуры научных те­орий и их компонентов (определений, классификаций, поня­тий. законов и т. п.), изучения возможностей и полноты фор­мализации научного знания и т. д.

Традиционно-логические средства применялись в основ­ном к анализу структуры научного знания, затем центр ме­тодологических интересов сместился на проблематику роста, изменения и развития знания.

Это изменение методологических интересов можно рас­смотреть в следующих двух ракурсах.

Во-первых, "как только логическая теория вышла за рам­ки статического мира к миру действия и изменения, тут же понятие времени вызвало новый, и усиленный интерес у логиков" — возникли логика времени (временная логика) и логика изменения, тесно связанные между собой.

Задачей логики времени является построение искусст­венных (формализованных) языков, способных сделать более ясными и точными, а следовательно, более плодотворными рассуждения о предметах и явлениях, существующих во времени.

Задача логики изменения — построение искусственных (формализованных) языков, способных сделать более ясны­ми и точными рассуждения об изменении объекта — перехо­де его от одного состояния к другому, о становлении объек­та, его формировании.

Во-вторых, возрос интерес к диалектике как логике, которая рассматривает не столько формальные, сколько со­держательные аспекты познания и иных форм освоения мира человеком. Причем не только в их готовом виде, но и генети­чески, конкретно-исторически, в развитии.

Вместе с тем следует сказать, что действительно боль­шие достижения формальной логики породили иллюзию, буд­то только ее методами можно решить все без исключения методологические проблемы науки. Особенно долго эту ил­люзию поддерживал логический позитивизм, крах которого показал ограниченность, односторонность подобного подхо­да — при всей его важности "в пределах своей компетенции".

Любой научный метод разрабатывается на основе оп­ределенной теории, которая тем самым выступает его не­обходимой предпосылкой. Эффективность, сила того или иного метода обусловле­на содержательностью, глубиной, фундаментальностью тео­рии, которая "сжимается в метод". В свою очередь "метод расширяется в систему", т. е. ис­пользуется для дальнейшего развития науки, углубления и развертывания теоретического знания как системы, его ма­териализации, объективизации в практике.

Тем самым теория и метод одновременно тождественны и различны. Их сходство состоит в том, что они взаи­мосвязаны, и в своем единстве отражают реальную действи­тельность. Будучи едиными в своем взаимодействии, теория и ме­тод не отделены жестко друг от друга и в то же время не есть непосредственно одно и то же.

Они взаимопереходят, взаимопревращаются: теория, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в метод посредством разработки, формулирования вы­текающих из нее принципов, правил, приемов и т. п., кото­рые возвращаются в теорию (а через нее — в практику), ибо субъект применяет их в качестве регулятивов, предписаний, в ходе познания и изменения окружающего мира по его соб­ственным законам.

Поэтому утверждение, что метод — это теория, обра­щенная к практике научного исследования, не является точ­ным, ибо метод обращен также и к самой практике как чув­ственно-предметной, социально-преобразующей деятельности.

Основные различия теории и метода состоят в следую­щем:

а) теория — результат предыдущей деятельности, ме­тод — исходный пункт и предпосылка последующей дея­тельности;

б) главные функции теории — объяснение и предсказа­ние (с целью отыскания истины, законов, причины и т. п.), метода — регуляция и ориентация деятельности;

в) теория — система идеальных образов, отражающих сущ­ность, закономерности объекта, метод — система регулятивов, правил, предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности;

г) теория нацелена на решение проблемы — что собой представляет данный предмет, метод — на выявление спосо­бов и механизмов его исследования и преобразования.

Таким образом, теории, законы, категории и другие аб­стракции еще не составляют метода. Чтобы выполнять мето­дологическую функцию, они должны быть соответствующим образом трансформированы, преобразованы из объяснитель­ных положений теории в регуля­тивные принципы (требования, предписания, установки) ме­тода.

Каждый метод обусловлен прежде всего своим пред­метом, т. е. тем, что именно исследуется (отдельные объек­ты или их классы).

Метод как способ исследования и иной деятельности не может оставаться неизменным, всегда равным самому себе во всех отношениях, а должен изменяться в своем содержании вместе с предметом, на который он направлен. Это значит, что истинным должен быть не только конечный результат познания, но и ведущий к нему путь, т. е. метод, постигающий и удерживающий именно специфику данного предмета.

Метод любого уровня общности имеет не только чисто теоретический, но и практический характер: он возникает из реального жизненного процесса и снова уходит в него.

Метод не может быть дан весь, целиком до начала вся­кого исследования, но в значительной мере должен формиро­ваться всякий раз заново в соответствии со спецификой пред­мета.

Развитие современного научного познания свидетель­ствует о том, что методология "... не одалживается у близких или дальних соседей на время построения теории. Она прин­ципиально не представима здесь в виде спускаемых откуда-то сверху поучений по поводу того, как не надо строить теорию. Как показывает опыт развития науки, во всякой значительной научно-теоретической концепции мето­дологические моменты органически сливаются с предметно-содержательными", обусловливаются ими в конечном счете.

Следует иметь в виду, что в современной науке понятие "предмет познания" употребляется в двух основных значениях.

Во-первых, как предметная область — стороны, свой­ства. отношения действительности, обладающие относитель­ной завершенностью, целостностью и противостоящие субъек­ту в его деятельности (объект познания). Например, пред­метная область в зоологии — это множество животных. Раз­личные науки об одном и том же объекте имеют различные предметы познания (например, анатомия изучает строение организмов, физиология — функции его органов и т. п.).

Предметы познания могут быть как материальными, так и идеальными (сам процесс познания, его формы, уровни и т. д., различного рода абстракции, духовная культура или та­кие состояния как "дух народа", "дух времени" и т. д.).

Во-вторых, как система законов, которым подчиняется данный объект. Нельзя "разводить" предмет и метод, видеть в последнем только внешнее средство по отношению к пред­мету, никак не зависимое от него и лишь "налагаемое" на предмет чисто внешним образом.

Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Исследование предполагает тщательное знание фактов и других данных, относящихся к его предмету. Оно осуществляется как дви­жение в определенном материале, изучение его особеннос­тей, связей, отношений и т. п.

Способ движения (метод) и состоит в том, что исследова­ние должно детально освоиться с конкретным материалом (фактическим и концептуальным), проанализировать различ­ные формы его развития, проследить их внутреннюю связь.

Таким образом, истинность метода всегда детерминиро­вана содержанием предмета. Поэтому метод всегда был и есть "сознание о форме внутреннего самодвижения ее содержа­ния", "сам себя конструирующий путь науки". Такое понима­ние всегда было и остается очень важным и актуальным, в том числе и для развития современной науки, где "мы под­ходим к проблемам, в которых методология неотделима от вопроса о природе исследуемого объекта".

Итак, недопустимо рассматривать метод как некий ме­ханический набор предписаний, "список правил", на основе которых можно будто бы решить любые вопросы, возникаю­щие в жизни.

В этом смысле "не существует метода, который можно было бы выучить и систематически применять для достиже­ния цели. Исследователь должен выведать у природы четко формулируемые общие принципы, отражающие определен­ные общие черты совокупности множества эксперименталь­но установленных фактов".

Будучи детерминирован своим предметом (объектом), ме­тод, однако, не есть чисто объективный феномен, как, впро­чем, не является он и чисто субъективным образованием. Особенно наглядно это видно на примере научного метода.

Дело в том, что последний — "это внутренняя закономерность человеческого мышления, взятого как субъективное отражение объективного мира, или, что одно и тоже, как "пересаженная и переведенная в человеческое сознание объективная закономерность, используемая сознательно и планомерно, как орудие объяснения и изменения мира".

Следовательно, метод не есть совокупность умозрительных, субъективистских приемов, правил, процедур, вырабатываемых априори, независимо от материальной действитель­ности, практики, вне и помимо объективных законов ее развития. Он не является способом, однозначно определяющим пути и формы деятельности, позволяющим априори решать любые познавательные и практические проблемы. Поэтому не­обходимо искать происхождение метода не в головах людей, не в сознании, а в материальной действительности.

Но в последней — как бы тщательно ни искали — мы не найдем никаких методов, а отыщем лишь объективные зако­ны природы и общества.

Таким образом, метод существует, развивается только в сложной диалектике субъективного и объективного при оп­ределяющей роли последнего.

В этом смысле любой метод, прежде всего, объективен, содержателен, "фактичен". Вместе с тем он одновременно субъективен, но не как чистый произвол, "безбрежная субъективность", а как продолжение и завершение объек­тивности, из которой он "вырастает".

Субъективная сторона метода выражается не только в том, что на основе объективной стороны (познанные законо­мерности реальной действительности) формулируются опре­деленные принципы, правила, регулятивы.

Любой метод (даже самый важный) — лишь один из мно­гих факторов творческой деятельности человека. Последняя не ограничивается только сферой познания и не сводится лишь к логике и методу. Она включает в себя и другие фак­торы — силу и гибкость ума исследователя, его критичность, глубину воображения, развитость фантазии, способность к интуиции и т. д.

2.2. Классификация методов

Многообразие видов человеческой деятельности обус­ловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям (крите­риям).

Прежде всего, следует выделить методы духовной, иде­альной (в том числе научной) и методы практической, мате­риальной деятельности.

В настоящее время стало очевидным, что система мето­дов, методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за ее пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер.

Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить ме­тоды формальные и содержательные, эмпирические и тео­ретические, фундаментальные и прикладные, методы иссле­дования и изложения и т. п.

Содержание изучаемых наукой объектов служит крите­рием для различия методов естествознания и методов соци­ально-гуманитарных наук. В свою очередь методы естествен­ных наук могут быть подразделены на методы изучения не­живой природы и методы изучения живой природы и т. п. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непос­редственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д.

К числу характерных признаков научного метода (к ка­кому бы типу он ни относился) чаще всего относят: объек­тивность, воспроизводимость, необходимость, конкретность и др.

В современной науке достаточно успешно "работает" многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и ши­роте применения).

1. Философские методы, среди которых наиболее древ­ними являются диалектический и метафизический. По су­ществу каждая философская концепция имеет методоло­гическую функцию, является своеобразным способом мыс­лительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также отно­ся такие методы как аналитический (характерный для со­временной аналитической философии), интуитивный, фено­менологический, герменевтический (понимание) и др.

2. Общенаучные подходы, и методы, исследования, кото­рые получили широкое развитие и применение в науке. Они выступают в качестве своеобразной "промежуточной методо­логии" между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук.

К общенаучным понятиям чаще всего относят такие по­нятия, как "информация", "модель", "структура", "функция", "система", "элемент", "оптимальность", "вероятность" и др.

На основе общенаучных понятий и концепций форму­лируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами.

К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других.

Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная дисциплина как синергетика — теория само­организации и развития открытых целостных систем любой природы — природных, социальных, когнитивных (позна­вательных).

Среди основных понятий синергетики такие понятия как "порядок", "хаос", "нелинейность", "неопределенность", "не­стабильность", "бифуркация" и др.

Синергетические понятия тесно связаны и переплетают­ся с рядом философских категорий, особенно таких как ''бы­тие", "развитие", "становление", "время", "целое", "случай­ность", "возможность" и др.

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего "промежуточного характера", они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а так­же соответствующих методов).

Дело в том, что первое не накладывается чисто внеш­ним, непосредственным образом на второе. Поэтому попытки сразу, "в упор" выразить специально-научное содержание на языке философских категорий бывают, как правило, неконструктивными и малоэффективными.

3. Частнонаучные методы — совокупность способов, прин­ципов познания, исследовательских приемов и процедур, при­меняемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

4. Дисциплинарные методы — система приемов, приме­няемых в той или иной научной дисциплине, входящей в ка­кую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфической предмет и свои своеобразные методы исследования.

5. Методы междисциплинарного исследования — сово­купность ряда синтетических, интегративных способов (воз­никших как результат сочетания элементов различных уров­ней методологии), нацеленных главным образом на стыки на­учных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.

Таким образом, методология не может быть сведена к какому-то одному, даже "очень важному методу".

Методология — слож­ная, динамичная, целостная, субординированная система спо­собов. приемов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т. д.

Date: 2015-10-19; view: 699; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию