Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объективность исторического знания: его возможности и предпосылки 3 pageВ противоположность этому коммунистическая партийность не только не препятствует, но и, напротив, содействует объективно-истинному отражению исторического процесса в его наиболее существенных чертах, что закономерно вытекает из ее классовой природы. Коммунистическая партийность в истории выражается в последовательном проведении в историческом познании коренных интересов рабочего класса, совпадающих с подлинными интересами громадного большинства общества. В этом и заключается теоретическая возможность объективно-истинного познания исторической действительности с позиций коммунистической партийности. Класс — ее носитель, по самому своему положению в системе общественных отношений ориентирован на безграничное познание окружающего его мира, связывая с ним как свое настоящее, так и, в особенности, будущее. Только рабочий класс, стремящийся к ликвидации всякой эксплуатации человека человеком и решительному преодолению всех социальных антагонизмов, открывает вследствие этого перед своими идеологами принципиально новые возможности для познания не только современности, но и прошлого. Класс, борющийся за устранение всякого классового господства, естественно, не цепляется за увековечение классовых перегородок, каких-либо, хотя бы и его собственных, привилегий и преимуществ. Никакие классово-эгоистические шоры не препятствуют его идеологам объективному познанию действительности и, следовательно, воссозданию подлинного пути развития человеческого общества во всех его реальных связях и противоречиях, ибо в этом развитии нет ничего, объективное знание о чем противоречило бы коренным интересам рабочего класса в настоящем. Более того, как раз правильно понятые коренные интересы рабочего класса53 требуют от его идеологов максимальной объективности в изучении общественных явлений и процессов, так как всякое отступление от исторической правды, какими бы благими! мотивами оно ни прикрывалось и как бы искусно оно ни вуалировалось, наносит ущерб этим интересам, может подчас оказаться роковым при определении конкретных задач и средств борьбы в настоящем и будущем. Вот почему произведения К. Маркса, Ф. Энгельса,; В. И. Ленина, являющие собой образец коммунистической партийности в общественном познании, содержат' не только разящую критику классового противника, но и суровую «самокритику», вскрывая ошибки, иллюзии; и неудачи народных масс и их руководителей как в настоящем, так и подчас в далеком прошлом и тем самым способствуя выработке научной стратегии и тактики пролетариата. Характерной чертой коммунистической партийности является осознанная, не затуманенная никакими словесными ухищрениями и целенаправленная реализация ученым в практике научного исследования коренных мировоззренческих принципов своего класса. Поскольку высшей формой организации рабочего класса является Коммунистическая партия, принцип коммунистической партийности требует сознательного проведения ученым с помощью специфических средств своей науки линии партии. Вопреки утверждениям буржуазных критиков это не препятствует, а напротив, содействует объективно-истинному познанию мира общественных явлений, ибо сама партийная линия является продуктом всестороннего научного обобщения ведущих закономерностей общественного развития. Выдвинутый К. Марксом и Ф. Энгельсом принцип коммунистической партийности получил дальнейшее развитие и всестороннее обоснование в трудах В. И. Ленина. Как известно, для В. И. Ленина всякая общественная наука являлась партийной. Вместе с тем он подчеркивал: «Строгая партийность есть спутник и результат высокоразвитой классовой борьбы. И, наоборот, в интересах открытой и широкой классовой борьбы необходимо развитие строгой партийности»54. Это высказывание непосредственно относится к деятельности пролетарской партии. Однако представляется возможным дать ему расширительное толкование: партийность, внутренне присущая всякой общественной науке, на любом этапе ее развития, в условиях высокоразвитой классовой борьбы приобретает особенно большое значение. Коммунистическая партийность, которую В. И. Ленин в данном случае отождествляет со строгой партийностью, выступает как закономерный продукт известного уровня развития общественных отношений и соответствующего им этапа классовой борьбы. Это — не субъективная категория, произвольно созданная в целях идеологической борьбы, а объективный результат этой последней и вместе с тем ее важнейшее орудие. Отсюда вытекает ее гносеологическое значение. Принцип коммунистической партийности уже самим своим классовым содержанием ориентирован на объективное познание мира общественных явлений. У В. И. Ленина есть характерный термин, которым он определяет коммунистическую партийность: «объективизм классовой борьбы», составляющий, по его убеждению, само существо марксизма55. Вновь и вновь, в различных своих произведениях, написанных в разное время, В. И. Ленин подчеркивает, что коммунистическая партийность, выступающая в общественном познании как объективизм классовой борьбы, органически присуща материалистическому пониманию истории, составляя непременный принцип изучения явлений общественной жизни. «Материализм, — указывает он, — включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться па точку зрения определенной общественной группы»56. Партийная страстность, откровенное проявление классовых симпатий и антипатий являются естественными и необходимыми для исследователя, стоящего на позиции «объективизма классовой борьбы», не только вполне гармонируя со строгой объективностью в исследовании явлений общественной жизни, но и составляя необходимое условие] ее достижения. Живую душу принципа коммунистической партийности составляет классовый анализ исследуемых явлений! общественной жизни. Применение этого принципа в научной, в частности историографической, практике необходимо требует раскрытия классовой природы изучаемого явления или процесса общественной жизни, осуществляемого с четко выраженных классовых позиций. Не просто констатировать то или иное общественное! явление, тот или иной исторический факт, а вскрыть его классовую природу, обнажить лежащие в его основе! классовые противоречия, показать, какой именно класс! определяет необходимость данного процесса, — таков! путь реализации в общественном познании принципа1 коммунистической партийности, а следовательно, и достижения объективной истины. Вместе с тем сам классовый анализ предполагает в качестве необходимого условия его научно плодотворного применения в изучении явлений общественной жизни осознанный партийный подход ученого к предмету исследования. Только четкое осознание историком своей партийной принадлежности, его сознательное стремление выражать в своей научной практике передовые идеи времени делают возможным результативно использовать классовый анализ. Четкость идейных позиций историка составляет важнейшую предпосылку успешного исследования сложных и противоречивых переплетений классовых отношений, их выражения в тех или иных исторических событиях и процессах. Классовый анализ является крупнейшим завоеванием исторической науки, которым она обязана марксистско-ленинскому учению об обществе. Установив, что общество распадается на классы, взаимоотношения между которыми определяют существенные черты всей его структуры, основоположники марксизма дали тем самым в руки историка надежное средство для понимания глубинных причин всего его развития. Раскрывая значение марксизма для научного изучения истории, В. И. Ленин писал: «Марксизм указал путь к всеобъемлющему, всестороннему изучению процесса возникновения, развития и упадка общественно-экономических формаций, рассматривая совокупность всех противоречивых тенденций, сводя их к точно определяемым условиям жизни и производства различных классов общества, устраняя субъективизм и произвол в выборе отдельных «главенствующих» идей или в толковании их, вскрывая корни без исключения всех идей и всех различных тенденций в состоянии материальных производительных сил»57. Принцип коммунистической партийности указывает па единственно правильный путь сочетания классового и национального подхода в историческом познании. Подчеркивая недопустимость гипертрофии значения национальных моментов, он вместе с тем предостерегает против их игнорирования. Так как классовая борьба в истории выступает во взаимодействии с различными другими факторами, в том числе национальными, также оказывающими влияние на развитие общества, необходимо не противопоставлять классовый подход национальным моментам, а объяснять их со строго классовых позиций 58. Исходя из возможности объективно-истинного познания прошлого и исследуя его предпосылки и условия, марксистская гносеология вместе с тем рассматривает наши знания, полученные наукой в каждый данный момент ее развития, как неполные и незавершенные. Объективно-субъективный характер исторического, как и всякого научного познания обусловливает наличие в его структуре релятивистского элемента.. Его действительное место и значение может быть понято в свете общего марксистского учения о соотношении абсолютной, относительной и объективной истин. «Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса,— писал В. И. Ленин, — безусловно, включает в себя релятивизм, но не сводится к нему, т. е. признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине»59. В другом месте, подчеркивая отсутствие нспереходимой грани между относительной и абсолют- ной истиной, В. И. Ленин указывал: «Исторически условна всякая идеология, но безусловно то, что всякой научной идеологии (в отличие, например, от религиозной) соответствует объективная истина, абсолютная природа» б0. Эти ленинские положения образуют общеметодологическую основу решения вопроса о соотношении объективного и относительного знания в истории. Сложность его вытекает из самой природы человеческого познания как процесса незавершенного, находящегося в постоянном развитии. Применительно к истории это усугубляется тем, что незавершенным является и сам предмет познания, история человеческого общества. Отмеченная выше диалектическая связь прошлого, настоящего и будущего находит свое выражение, в частности, в том, что явления прошлого имеют многообразные и отдаленные последствия, не только обнаруживающиеся в настоящем, но и простирающиеся в будущее. Вследствие этого осмысление каждого такого явления будет носить ограниченный условиями места и времени, незавершенный характер. Причем по мере приближения во времени к историку предмета его исследования эта незавершенность, а следовательно и относительность в познании, естественно, возрастают. В особенности большие трудности в этом отношении, как подчеркивал Ф. Энгельс, стоят перед исследователем событий текущей истории ввиду невозможности при суждении о них дойти до конечных экономических причин, равно как и учета изменений экономического положения как основы всех исследуемых процессов61. Еще труднее предвидеть более или менее отдаленные последствия событий, современных исследователю. В той или иной степени это относится и ко многим событиям прошлого, в особенности событиям-процессам, протяженность исторического влияния которых подчас исчисляется столетиями. Настоящее и даже будущее, таким образом, выступают в качестве измерений, необходимых для оценки прошлого. Мы не сможем, например, понять истинное значение победы советского народа в Великой Отечественной войне, не принимая во внимание не только современное состояние мира, включая образование мировой социалистической системы и крах колониализма, но и возможные тенденции развития человеческого общества, связанные, в частности, с предотвращением угрозы ядерной катастрофы. Точно так же историк, изучающий тот или иной аспект современной научно-технической революции, обязан в какой-то мере предвидеть ее более или менее отдаленные социальные и политические последствия. Только в этом случае он сумеет установить объективное значение исследуемого явления. В полной мере сказанное относится и к событиям более отдаленного прошлого. Будущее всякий раз открывает какую-то новую грань прошлого, высвеченную теми или иными его последствиями, вследствие чего оно образует необходимый компонент, формирующий объективную оценку минувших событий. Игнорирование этого компонента или его неверный учет сразу же оборачиваются непоправимыми просчетами в определении объективного значения изучаемого события. Может быть, самый разительный пример тому — несостоятельность буржуазной историографии понять объективное значение Великой Октябрьской социалистической революции, обусловливаемая в числе других причин ее неспособностью оценить всемирно-исторические последствия Октября, включить в его оценку измерение будущего С2. Естественно, наше знание будущего носит ограниченный характер, проявляясь главным образом в установлении ведущих тенденций общественного развития. Оно по природе своей является вероятностным, благодаря чему и в наше знание о прошлом вносится элемент относительности. Но это, разумеется, не означает, что мы не можем иметь объективно-истинное знание о не- завершенном прошлом. Нельзя поэтому безоговорочно согласиться с афоризмом А. Данто, что «наше знание прошлого существенно ограничено нашим незнанием будущего» 63. Не говоря уже о том, что для историка-марксиста неприемлемо в столь категорической форме утверждение о незнании будущего, такая постановка вопроса неправомерно гипертрофирует его значение для понимания прошлого. Конечно, возвращаясь к приведенному выше примеру, незнание сегодня всех последствий научно-технической революции затрудняет ее всестороннее осмысление. Тем не менее ее современное марксистское понимание как коренного качественного изменения всей совокупности производительных сил, характеризующегося вступлением техники в этап автоматизации64, отражает действительное содержание процесса, именуемого этим термином, и заключает в себе, таким образом, момент объективно-истинного знания о своем предмете. В еще большей степени сказанное относится к истории второй мировой войны, многочисленные аспекты которой нашли детальное освещение в исторической литературе, что позволило не только воссоздать адекватную картину фактического хода военных действий на всех театрах войны, но и определить объективное место ее во всемирной истории. Будущее может внести свои коррективы в созданную марксистской наукой концепцию истории второй мировой войны, но они не изменят ее существенного содержания, ибо она базируется на достоверно установленном, и, следовательно, имеющем значение объективной истины фактическом материале, а ее основные выводы подтверждаются всем ходом послевоенной истории. Никакие новые точки зрения, которые могут появиться в будущем, не в состоянии будут «отменить» решающую роль советского народа в разгроме немецкого фашизма, коренных сдвигов, происшедших после войны, в расстановке политических сил на международной арене, равно как и документально обоснованную фактическую сторону событий 1939— 1945 гг. Незавершенность прошлого в западной литературе иногда трактуется как его изменчивость: именно в том смысле, поясняет А. Данто, что «событие в хронологически определенном пункте в прошлом t — 1 приобретает новые качества, но не потому, что мы (или что-нибудь) каузально воздействовали на это событие..., а так как событие в t—1 оказалось в другом отношении к событиям, которые наступили позднее» 65. Отмечая условность самого термина «изменяемое прошлое», следует все же признать, что он отражает действительную особенность исторического познания. Событие, совершившееся в прошлом, с казалось бы давно и бесповоротно установленным значением, приобретает с течением времени новый смысл благодаря своим обнаружившимся в ходе исторического развития последствиям. Всякое значительное историческое событие, а именно о таком сейчас идет речь, в процессе движения истории как бы «разрастается», обрастая все новыми следствиями и связями, ввиду чего все время меняется его значение. Чем более значительным является историческое событие, тем большая дистанция во времени требуется для его осмысления66. В этом смысле прав западногерманский ученый К.-Г. Фабер, который указывает, что непрерывно происходит количественное наращивание прошлого, ведущее к его качественному изменению, вследствие чего всякая историографическая оценка его носит незавершенный и предварительный характер 67. В связи с этим приведем известный афоризм, не сходящий со страниц западных историко-методологических исследований, что каждое поколение заново переписывает историю — «не потому что изменяется предмет «как таковой» или, например, появляются новые источники, а так как новое поколение по-новому истолковывает предмет»68. В этом афоризме, несомненно, присутствует рациональное зерно, заключающееся в указании на момент относительности, имманентно присущий нашим знаниям о прошлом. Действительно, каждое новое поколение, находясь на новом, более высоком витке времени, с достигнутой высоты по-новому истолковывает прошлое. И дело здесь не только в появлении новых источников и совершенствовании исследовательской техники, что позволяет прочитывать в уже известных свидетельствах о прошлом то, что было скрыто от глаз предшествующих поколений ученых. Современность обнаруживает новые пласты и аспекты прошлого, выдвигает новые точки зрения, ведущие к пересмотру сложившихся ранее представлений. Это — закономерный процесс, в котором воплощается поступательный характер научного познания. При этом важно подчеркнуть, что новое знание о прошлом не просто перечеркивает старое. В снятом виде это последнее присутствует в нем. Истина о прошлом в каждый данный момент познания является относительной, но ведь из суммы относительных истин и складывается в бесконечном процессе человеческого познания истина абсолютная. «Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания»69. Относительность наших знаний на каждом данном витке бесконечного процесса познания не только не исключает, но и прямо предполагает присутствие в них момента объективной истины. «Абсолютная и относительная истины, — подчеркивал известный советский философ П. В. Копнин, — это два необходимых момента одной объективной истины, выражающие разные ступени познания человеком объективного мира». Продолжая свою мысль, он далее писал: «Достоверность и надежность человеческого познания, сто неопровержимость реально существуют, но не где-то в форме застывшего состояния, отдельно от самого действительного процесса развития мышления, а в самом его движении, в вечном процессе обогащения но-вым содержанием»70. В полной мере это относится и к историческому познанию, в котором воплощается диалектическая связь абсолютной, относительной и объективной истины. Каждое достоверное историческое суждение, будучи относительным в том смысле, что оно отражает свое время, вместе с тем содержит момент объективной истины и в этом качестве является необходимой ступенью в вечном движении к абсолютному знанию. Эта диалектика абсолютной, относительной и объективной истины в историческом познании остается непонятой многими буржуазными учеными, причем отнюдь не только релятивистами. Момент относительности в нашем знании о прошлом гипертрофируется до утверждения об ограниченном, локальном характере исторической истины, являющейся истиной, пригодной лишь для одного поколения. Именно в таком смысле истолковывается в современной буржуазной историографии положение о том, что каждое поколение заново переписывает историю. Из отрицания абсолютного характера наших знаний о прошлом делается вывод о том, что каждое поколение создает свою собственную истину, справедливую только для данного времени и данного общества. Типичным в этом отношении представляется ход рассуждений западногерманского историка-античника Г. Альфельди71. Он начинает с констатации решающего влияния общего представления об истории, обусловливаемого временем и обществом, в котором живет ученый, на его исследовательскую деятельность и ее результаты. Конкретизируя свою мысль, Г. Альфельди указывает на закономерность того, что в вильгельмов-скую эпоху и позже германское буржуазное антиковедение интересовалось главным образом историей государственного строя и духовной историей, что марксистская историография античности преимущественно изучает низшие социальные слои и формы их сопротивления, а в современной Западной Европе на передний план в круге интересов античников все заметнее выдвигается социальная и экономическая история, и что все эти направления вызвали к жизни соответствующие научные методы и формы интерпретации. Однако из этого вполне справедливого положения делается неожиданный вывод об отсутствии «объективной» (кавычки Г. Альфельди) древней истории. «Вообще, — утверждает западногерманский ученый, — нет никакой абсолютно объективной исторической науки, так как она существует не только благодаря своему «объекту», но также благодаря «субъекту», исследователю». Поэтому «каждое поколение ученых само должно находить «историческую истину» — или то, что для него, — подчеркивает автор, — является истиной». Правда, словно спохватившись, он далее заявляет, что отсюда не следует, будто все исторические знания являются относительными и что влияние на историческое знание общего представления об истории «нельзя квалифицировать как релятивацию всякого исторического познания или вовсе самообман». На примере современного состояния изучения античности Г. Альфельди убедительно показывает влияние современности на расширение возможностей исторического знания. Он справедливо подчеркивает, например, что громко звучащие сегодня призывы к интенсивному изучению античной структуры власти, хозяйственной и социальной структур и их идеологического отражения представляют собою нечто большее, чем дань моде, будучи результатом изменившегося общего представления об истории. Это последнее оказало плодотворное влияние на исследование античности, стимулируя использование ранее пренебрегавшихся наукой групп источников, поиски новых исследовательских методов, постановку новых вопросов, позволивших освещать находившиеся прежде в тени исторические связи, по-новому объяснять другие. Однако эти верные мысли оказываются в непримиримом противоречии с общим субъективистским пониманием Г. Альфельди природы исторического познания. Недаром он вынужден апеллировать к субъективной вере исследователя как важнейшему критерию прогресса наших знаний о прошлом. Сочувственно цитируя афоризм испанского философа Ортеги-и-Гассета «Истина есть то, что теперь является истиной, а не то, что будет открыто в неопределенном будущем», Г. Альфельди -ищет лекарство от релятивизма в области субъективных представлений о природе исторической истины. «Каждое поколение историков, — утверждает он,— должно верить, что его понимание истории лучше, шире, научно фундированнее, чем те, что были в прошлом, что оно, таким образом, в состоянии лучше, чем прежние поколения, познать, понять и интерпретировать исторический процесс». Конечно, каждое поколение историков должно верить в то, что его знание прошлого является более совершенным, чем знание, которым обладали предшествующие поколения, но сама по себе эта вера не может быть ни двигателем прогресса в историческом познании, ни, тем более, его критерием. Сама возможность поступательного развития наших знаний о прошлом базируется на том, что в каждый данный момент эти знания, являясь относительными в общей цепи усилий, направленных на постижение абсолютной истины, вместе с тем содержат достоверно установленные объективные свидетельства о своем предмете. Только при этом условии вообще может идти речь об истории как науке. Смена в ходе развития науки одного направления другим отнюдь не означает, что оно начинает на пустом месте, равно как и выдвижение современностью новых аспектов в изучении прошлого не ведет к радикальному отрицанию ранее господствовавших. Так, современная историография в своем возрастающем внимании к социально-экономическим отношениям в античном мире72, обогащая наше понимание существенного содержания античности и создавая ее новый образ, опирается на результаты, достигнутые многими поколениями исследователей, в том числе и в сфере политической истории. В самом деле, любая схема социально-экономической интерпретации античной истории включает в себя твердый фундамент политических фактов, в рамках которых совершаются те или иные социальные процессы. Эти факты, образующие в своей совокупности общую канву политической истории античного мира, в большинстве своем были установлены учеными прошлого, включавшими их в иные общеисто-рические концепции. Как следует относиться к этим фактам? Конечно, в разных концептуальных системах они могут звучать по-разному, в зависимости от исходных идейно-теоретических установок их авторов. Но это не отменяет их объективного содержания. Каждый достоверно установленный, подтверждаемый источниками факт содержит в себе момент объективной истины, неотменяемый никакой последующей интерпретацией. Сколько бы ни было софистических спекуляций релятивистского толка вокруг факта перехода Цезаря через Рубикон (мы используем один из самых популярных в философско-исторической литературе примеров), они не могут поставить под сомнение действительность событий, происходивших в 49 г. до н. э. и оказавших большое влияние на всю последующую историю Рима. Не удивительно поэтому, что этот факт, как бы ни тщились релятивисты отвергнуть его объективное значение, превратить в факт-символ 73, необходимо присутствует во всех построениях историков, рассматривающих эпоху Цезаря, каких бы идейно-теоретических взглядов они ни придерживались. Более того, каждая историческая концепция, заслуживающая этого именования, должна соответствовать достоверно установленным фактам, строиться на их основе. Смена концепций, воплощающая поступательное движение исторического познания, как известно, сопровождается не аналогичной сменой фактического фундамента, а его обогащением и развитием. Даже если при этом происходит уточнение одних фактов и упразднение других, как недостоверных, остается некий «фактический минимум», олицетворяющий преемственность в развитии науки. Проблема исторического факта получила широкое освещение в советской исторической и философской литературе 74, что избавляет нас от необходимости ее специального рассмотрения. Мы затронем ее лишь к топ степени, в какой это нужно для понимания природы объективности исторического познания и критики субъективистских представлений на этот счет. В этой связи следует подчеркнуть, что как раз в понимании природы исторического факта ярче всего проявляются субъективистские тенденции, присущие современной буржуазной историографии, прошедшей школу релятивизма и презентизма75. Они оказались настолько сильными, что сумели устоять перед распространением неообъективизма, причудливым образом сочетаясь с неообъективистским пониманием истории. Релятивистская реакция против господствовавших в прошлом столетии представлений об историческом факте как «твердом кирпичике», в готовом виде находящемся в источнике, выплеснула из ванны вместе с водой самого ребенка. В современной буржуазной философской исторической литературе исчез исторический факт как существующая в реальной действительности независимо от наблюдателя объективная категория. Не говоря уже об откровенно релятивистских взглядах на факт как на «символ», который «находится либо в чьей-нибудь голове либо нигде»76, даже более умеренные авторы, отмежевывающиеся от крайностей релятивизма и субъективизма, по существу, принижают место и значение факта в работе историка. Характеризуя общее отношение к фактам в современной западной литературе, Г. С. Коммеджер не без основания писал: «Бедные, презираемые факты, они переживают тяжелое время. Никто не верит в них, никто не имеет какого-либо доверия к ним. Почти единодушно историки говорят, что нет фактов, на которые можно так или иначе положиться, имеются лишь некоторые условные предположения, которые мы выбираем, чтобы назвать фактами, с помощью которых мы можем продвинуться в своей работе. Но не позволяйте им вводить себя в заблуждение, не принимайте их серьезно, или они предадут вас. Факты субъективны, они существуют в уме историка, они изменяют свой характер с каждым новым; историком»77. Время от времени в буржуазной историографии раздаются голоса, ратующие против такого отношения к фактам, признающие их фундаментальное значение в историческом исследовании 78. Однако изменить общее I положение дел они не могут. Несостоятельность господ- ствующего в современной буржуазной литературе ре- шения проблемы взаимоотношения между объектом и субъектом познания в полной мере отражается и на ее подходе к вопросу об историческом факте. Свойственный ей акцент на творческой роли субъекта в процессе познания оборачивается недооценкой объективно- I го содержания категории «исторический факт». Справедливо подчеркивая тесную связь между фак- 1 том и его интерпретацией 79, буржуазные авторы нередко доводят ее до утверждения, что факт не существует 1 независимо от историка, является его конструкцией. I Излюбленный аргумент при этом состоит в том, что I исследовательская работа историка строится на отборе фактов. «Факт истории, — формулирует А. Тойнби общераспространенное мнение, — не является чем-то конкретным, подобно кирпичу или камню, которые вы мо-жете поднять и взять в руки: факт создан человеком— в том смысле, что он — результат отбора из сырого ма- I териала»80, Отсюда понятен и ход рассуждений видно- ' го американского специалиста по истории Азии Д. Фер-бенка. Исходя из того, что историк отбирает свои факты, Д. Фербенк заявляет: «Факты» могут быть не более, чем крошечной подборкой предположительно значительных данных, извлеченных из огромного моря человеческого опыта». Естественно, что такого рода факты (Д. Фербенк не случайно берет это слово в кавычки) не могут претендовать на репрезентативность и тем более говорить сами за себя. Лишенные своего собственного содержания и смысла, они выражают лишь «предложения в форме генерализаций и абстракций, независимо от того, сознает это сам историк, или нет»81.
|