Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объективность исторического знания: его возможности и предпосылки 1 pageРассмотрение природы исторического познания необходимо предполагает обращение к центральному двуединому вопросу всякой науки — ее способности давать объективно-истинное знание о своем предмете и условиях, обеспечивающих реализацию этой способности. Применительно к истории отрицательный ответ на этот вопрос чаще всего мотивируется двумя обстоятельствами; отсутствием возможности прямого наблюдения историка над предметом своего изучения и принципиальным единством природы субъекта и объекта познания. Именно на этом основании в буржуазной литературе получило широкое хождение представление о невозможности получения объективного знания о прошлом. Очевидная неприемлемость такого решения вопроса для марксистской историографии не снимает, однако, самого вопроса. В самом деле, существуют объективные факторы, затрудняющие достижение объективной истины в истории. Отчетливое осознание этих факторов необходимо не только для аргументированной критики буржуазной методологии истории, но и прежде всего для более глубокого понимания подлинной природы исторического познания, его действительных возможностей и границ. Органически присущий марксистской науке гносеологический оптимизм не только не исключает, но и прямо требует тщательного изучения самого механизма познавательного процесса. Он не имеет ничего общего с наивными представлениями о безграничных возможностях человеческого познания, фактически снимавшими самоё проблему получения объективного знания о прошлом. С другой стороны, при всей внешней привлекательности известной формулы Л. Ранке, что надо писать историю «как это собственно было», она является неприемлемой для марксистской гносеологии уже просто в силу утопического характера выдвигаемого в ней требования. Нельзя не согласиться с американским философом А. Данто, который, отмечая, что эта формула содержит отказ от всего того, что лежит за пределами интереса к прошлому «как оно собственно было», вместе с тем подчеркивает: «однако этот необычайно скромный отказ содержит необычайно надменное притязание, которое не может выполнить ни один человек» '. Далеко не все, что было, может и должно получить отображение на страницах истории. Прежде всего многое из того, что случилось в прошлом, в особенности в отдаленном прошлом, не оставило после себя следов, или, скорее, эти следы не дошли до нас, вследствие чего оказались безвозвратно утраченными для истории. Напротив, по отдельным сюжетам, относящимся преимущественно к новейшей истории, имеется своеобразный переизбыток источников, позволяющий в мельчайших деталях восстановить события незначительные, не могущие по своим масштабам и характеру претендовать на запечатление в истории. Положение усугубляется тем, что сам критерий, различающий события «значительные» и «незначительные», является достаточно условным: событие, значительное в одной системе координат, оказывается незначительным в другой. Наконец, необходимо считаться с тем, что имеющиеся в распоряжении историка данные не всегда являются в полной мере репрезентативными. Мы не можем исключить элемент случайности в характере сведений, дошедших до нас от более или менее отдаленного прошлого. Отнюдь не во всех случаях время пощадило действительно наиболее важные следы прошлого, что в особенности относится к письменным источникам. Подчас их место в исторической традиции занимают менее существенные данные — только потому, что о них сохранились достоверные сведения. Но тем самым имеется объектив-ная опасность искажения исторической действительности, заключающаяся в простом воспроизведении дошедших до нас свидетельств о прошлом. Ведь эти свидетельства сами по себе уже являются продуктом отбора. Большие группы источников, с которыми работает историк (произведения древних авторов, средневековые хроники, мемуары, дипломатические донесения, газетный материал и т.п.), содержат материал, избирательный по своему характеру. Его отбор зависел как от личных пристрастий автора данного источника, так и, в особенности, от господствующих в его время и в его социальной группе ценностных установок. Таким образом, когда историк приступает к изучению определенного прошлого, он должен учитывать то обстоятельство, что имеющийся в его распоряжении документальный материал может именоваться первоисточником лишь весьма условно, ибо он прошел стадию первичной обработки и отбора, проведенного как раз тем временем и теми людьми, историю которых он намеревается изучать. В этом плане следует особенно подчеркнуть хороню известный каждому историку факт крайне неравномерного освещения источниками положения, деятельности, политики, идеологии, культуры различных социальных, национальных и религиозных групп в классово-антагонистических обществах2. Как правило, основная масса письменных источников генетически восходит к господствующему классу и отражает его позиции. Что же касается угнетенных классов, то на протяжении целых исторических эпох, если судить по дошедшим до нас документальным свидетельствам, они «безмолвствуют»— не потому, конечно, что им нечего сказать и что они в действительности молчат: вся система общественных отношений в древнем мире, например, или в средние века исключала выразителей интересов этих классов из круга творцов письменных источников. Их жизнь либо вообще не получила отражения в источниках, либо эти последние ввиду своей классовой природы дают искаженное представление об этой жизни. Естественно, что воспроизведение как отдельных эпизодов античной или средневековой истории, так и, в особенности, всего ее существенного содержания, базирующееся лишь на сведениях, сообщаемых источниками, окажется далеким от объективной действительности. Отсюда следует, что проблема объективности исторического познания отнюдь не исчерпывается разработкой методики, определяющей достоверность содержащихся в источниках данных. Само по себе установление достоверности тех или иных упоминаемых в документе фактов еще далеко недостаточно для получения объективно-истинного знания о явлении, которое образует совокупность определенных фактов. Например, критический анализ достоверности сообщений средневековых хронистов о крестьянских восстаниях недостаточен для понимания такого исторического явления, как «классовая борьба в средневековой Европе», которое может быть осмыслено лишь в общеисторической перспективе. Более того, даже применительно к одному отдельно взятому восстанию мы не сможем установить его объективное значение, только основываясь на достоверно установленных данных хронистов, сообщающих об этом восстании. В лучшем случае такие данные помогут воссоздать фактический ход восстания. Но если историк, изучающий, например, Жакерию, попытается в оценке ее ограничиться данными, сообщаемыми Фруассаром и другими хронистами, враждебно настроенными к восставшим крестьянам, он, как это нередко бывало в буржуазной историографии, создаст ложный образ событий, происходивших во Франции в мае-июне 1358 г., как выступления асоциальных, разрушительных сил. Мы уже не говорим о тех нередких случаях, когда источники вообще умалчивают об определенного рода событиях, вследствие чего буквальное следование за ними объективно ведет к искажению существенного содержания соответствующего периода. Так, в частности, обстоит дело с трактовкой в буржуазной литературе генезиса западноевропейского феодализма. Как известно, источники очень редко и скупо говорят о фактах борьбы в раннее средневековье закрепощаемого и крепостного крестьянства против феодальной эксплуатации. Упоминания об этой борьбе теряются в общей массе свидетельств о становлении феодальных отношений в Западной Европе, порождая впечатление чего-то случайного и не характерного для этого периода. Не удивительно поэтому, что в классических произведениях буржуазной историографии XIX в., авторы которых исповедовали принцип писать «как это было», классовая борьба элиминировалась из общей картины генезиса феодализма3. Конечно, такая позиция определялась в первую очередь общемировоззренческими установками буржуазных авторов, их убеждением, что «нормальным» путем общественного развития является путь эволюционный, не знающий острых социальных потрясений, а «нормальным» типом общественных отношений являются отношения классового сотрудничества и гармонии. Но нам сейчас важно подчеркнуть иное — этим общемировоззренческим позициям вполне соответствовал гносеологический эмпиризм буржуазных историков, выражавшийся, в частности, в сугубо количественном подходе к данным источников. Их кредо сводилось к нехитрой формуле — чем чаще данный факт упоминался в источниках, тем шире он встречался в действительности и, естественно, наоборот. Неизбежным следствием такого подхода было обесцвечивание живой ткани исторического процесса, непонимание его существенных сторон. Наш пример показателен и в другом отношении. Потребовался кардинальный пересмотр господствующих в историографии общетеоретических представлений для того, чтобы стало возможным показать действительное место классовой борьбы в процессе генезиса феодализма. Уже Ф. Энгельс подчеркнул не только повсеместный характер крестьянского сопротивления в раннее средневековье, но и его значение в складывании феодальных отношений. Сформулированное им положение о том, что фиксация повинностей несвободных являлась, очевидно, результатом их угрожающего поведения4, существенно углубило понимание закономерностей становления феодализма. Развивая и конкретизируя это положение, А. И. Неусыхин в своем фундаментальном исследовании о возникновении зависимого крестьянства в раннесредневековой Западной Европе убедительно показал место классовой борьбы в общем процессе генезиса феодализма. Он сделал принципиально важный вывод о том, что «ход этого процесса с самого начала отнюдь не был встречен крестьянством равнодушно и пассивно. Оно активно боролось против самого установления феодального способа производства». Вслед за Ф. Энгельсом он усматривает прогрессивное значение крестьянских восстаний в раннее средневековье в том, что «они объективно содействовали фиксации феодальных повинностей»5. Очевидно, что этот вывод не мог быть сделан исключительно на документальной основе: из общего числа источников, относящихся к раннему средневековью, лишь крайне незначительная часть содержит прямые или косвенные упоминания о фактах крестьянской борьбы. Именно в силу своей кажущейся непрезентативности подлинное значение сообщаемых ими сведений оставалось скрытым для историка-позитивиста или ранкеанца. Понадобился коренной пересмотр методологических принципов, находившихся на вооружении исторической науки, чтобы эти источники заговорили в полный голос. В свете марксистского учения об общественно-экономических формациях стало возможным осмыслить казалось бы единичные и разрозненные факты, найти им настоящее место в общем процессе генезиса феодализма, генерализировать содержавшиеся в них данные в особую категорию, отразившую объективный факт классовой борьбы в раннее средневековье. Так, умелое применение общей исторической теории к анализу конкретного материала источников смогло восполнить недостающие фактические сведения и, в последнем итоге, получить объективно-истинное знание о существенной закономерности, характеризовавшей складывание феодальных отношений в Западной Европе, знание, верифицируемое как всей совокупностью имеющихся в распоряжении науки конкретных данных о ходе феодализационного процесса, так и, в не меньшей степени, общетеоретическими представлениями о характере и движущих силах исторического развития. Тем самым представляется возможным сделать важный вывод о природе исторического познания. При всем значении для историка его источников процесс познания не может быть на них замкнут. Если справедливо, что без источников невозможно историческое познание, то не менее справедливо и то, что, только основываясь па них, нельзя получить объективно-истинное знание о прошлом. В этом отношении представляется весьма актуальным предостережение К. Маркса против фетишизации исторических источников, содержащееся в его известной оценке немецкой исторической школы права. «Историческая школа,— писал он,— сделала изучение источников своим лозунгом, свое пристрастие к источникам она довела до крайности,-—она требует от гребца, чтобы он плыл не по реке, а по ее источнику» 6. Эта мысль К- Маркса, обращенная против характерного для историографии XIX в. культа источника, указывает на действительную природу процесса познания явлений общественной жизни, в котором выдающееся место принадлежит исторической интерпретации. Марксистской гносеологии чуждо противопоставление исторического источника и его интерпретации. Достоверно установленные на основе критического анализа источника его свидетельства являются необходимым исходным пунктом всякого знания, претендующего на научность. Без источника нет и не может быть истории. Но сам по себе источник тоже еще не история. Историей его делает интерпретация. Отвергая релятивистское положение о том, что историк сам создает свои факты, марксистская гносеология вместе с ним далека от позитивистского убеждения, с большой силой выраженного некогда Фюстель де-Куланжем, что за историка свидетельствуют его факты, а сам он является лишь неким безвольным инструментом, устами которого говорит сама история7. Не останавливаясь на всей сумме вопросов, составляющих проблему субъектно-объектных отношений и сфере исторического познания, получившую достаточно глубокое освещение в советской литературе8, отметим лишь одну ее сторону. Воспроизведение исторической действительности в ее существенных чертах предполагает активную позицию познающего субъекта в процессе познания. Основываясь на содержащихся в его источниках 'фактических данных, историк в своих усилиях реконструировать прошлое вынужден обращаться к помощи теоретического знания, играющего решающую роль в истолковании имеющихся в его распоряжении свидетельств и, что не менее важно, в восполнении недостающих данных, без которых невозможно воссоздание объективного образа прошлого. При этом необходимо подчеркнуть, что чем более сложным является познаваемый объект, тем большее место в его реконструкции принадлежит внеисточниковому знанию9. Раскрывая его выдающееся значение в историческом исследовании, Е. Топольский формулирует принципиально важное положение о том, что «ключ к дальнейшему развитию исторической науки следует видеть прежде всего в обогащении и усовершенствовании этого знания» 10. Это положение убедительно подтверждается всей историей историописания. По мере его усложнения и развития все более возрастает значение общих теоретико-методологических принципов, которыми руководствуется историк в своем подходе к прошлому, его способности поставить вопросы, ответы на которые могут дать максимально возможную информацию об интересующих его проблемах, наконец, его выбора самого предмета исследования. вся история исторической науки с первых ее шагов и до наших дней свидетельствует, что решающие прорывы в историческом познании всегда обусловливались утверждением в историографии новых общемировоззренческих представлений, за которым, как правило, следовали более или менее радикальный пересмотр источниковой базы и соответствующее совершенствование методики ее изучения. Таким образом, решающим двигателем прогресса в области исторического познания есть прогресс в сфере общетеоретических принципов, с позиции которых осуществляется как сам подход к прошлому, так и его интерпретация. В свете этого должна рассматриваться и проблема достижения объективности в истории. Ее существенное содержание не может быть сведено к выяснению условий и предпосылок адекватного установления фактов из исторических источников, хотя и, несомненно, включает его в качестве своего компонента. Понятие объективности исторического познания неравнозначно таким понятиям, как точность в установлении исторических фактов и беспристрастность в их освещении. Между тем научная несостоятельность многочисленных попыток решения этой проблемы в буржуазной литературе в значительной степени происходит именно из смешения этих понятий. «Объективность означает беспристрастное изучение и интерпретацию исторических событий, чтобы избежать искажения исторического факта, обусловленного личными пристрастиями или предубеждениями»11. Эта формулировка, заимствованная нами из американского учебного пособия по методологии истории, выражает господствующее в буржуазной литературе представление о природе объективности в истории. Одни буржуазные ученые признают в определенных границах возможность объективного отражения прошлого, другие — отрицают, но все они в равной мере решают этот вопрос сквозь призму достижения беспристрастности в изображении прошлого. При этом сама объективность трактуется как субъективное качество историка быть беспристрастным 12. Позитивистская историография выработала идеальный образ объективного исследователя, бесстрастно излагающего события прошлого и больше всего озабоченного тем, чтобы на этом изложении никак ни сказались треволнения и бури современности. Согласно позитивистским канонам такой исследователь должен был строго следовать за своими фактами, не допуская вмешательства никаких привходящих обстоятельств в их истолкование. Более того, по утверждению Фюстель де-Куланжа, историк должен подходить к своей проблеме не только без предвзятости, но и без рабочих гипотез. Он должен смотреть на вещи, как их видели люди того времени, которое он изучает, не пытаясь давать им опенку, и его читатели никогда не должны знать, республиканец он или монархист, либерал или реакционер 13. Очевидная невозможность этого образа, противоречившего всей историографической практике, породила закономерную реакцию против него в буржуазной литературе. Но при этом сохранилось отождествление беспристрастности и объективности, вследствие чего отрицание первой неизбежно ставило под вопрос и возможность достижения в историческом исследовании последней. Уже в релятивистском восстании против позитивистского натурализма утверждалась невозможность объективного воспроизведения прошлого вследствие органически свойственного историческому познанию пристрастного характера. В релятивистских концепциях, несомненно, присутствовало рациональное зерно. С релятивизмом в буржуазной науке утвердилось представление о решающем влиянии современности на развитие историографии. Была убедительно показана несостоятель-ность претензий на получение вневременной абстрактной истины в истории, обнаружился подход к пониманию подлинного смысла буржуазного объективизма и. Однако, указав на присущий нашим знаниям о прошлом момент относительности и справедливо связав его с влиянием на историка современности, релятивисты гипертрофировали этот момент, что фактически вело к ликвидации истории как науки 15. Современная буржуазная историческая мысль преодолела крайние проявления релятивистского понимания исторической истины. В буржуазной литературе все более широкое распространение получают взгляды, постулирующие возможность объективного познания прошлого16. Проследим, однако, в каком направлении идут поиски буржуазных теоретиков. По-прежнему все вращается вокруг дилеммы «объективность-пристрастность». При этом понятия «объективность», «беспристрастность» и «научность» рассматриваются как синонимы 17. Современный неообъективизм, конечно, не является простой рецепцией буржуазного объективизма прошлого столетия 18. Усвоенная представителями этого течения немалая доза релятивистских и презентистских I представлений избавила их от иллюзии относительно возможности существования беспристрастной исторической науки, развивающейся вне импульсов современности и лишенной печати субъективности. Претензия истории к научной беспристрастности провозглашается одной из наименее убедительных причуд Клио 19. Присущий историческому познанию момент субъективности рассматривается, как и в релятивистской историографии, в качестве барьера на пути к объективному воспроизведению прошлого 20. Однако в отличие от релятивистов современные неообъективисты исходят из признания возможности максимального ограничения субъективности в историческом познании, сведения ее до пределов, не препятствующих объективному воспроизведению исторической действительности. Предпринимаются попытки гносеологического анализа проблемы объективности исторического познания, долженствующие доказать принципиальную возможность ее достижения21. Но главное направление решения этой проблемы в буржуазной науке лежит в морально-этической плоскости. Еще Г. Р. Србик сделал попытку «примирить» формулу Ранке о необходимости изучения прошлого «как это было» с субъективистскими представлениями буржуазной историографии 20—40-х гг. нашего столетия указанием на ее этически-императивную природу. Утверждая, что ранкеанская объективность не означает отказ от соотнесения изучаемого объекта к ценностям и освобождения историка от всяких субъективных связей, он подчеркивал, что «быть объективным в ранкеанском смысле означает рассматривать историографию как этическую задачу, добиваясь с помощью максимальных знаний и совести возможно чистого познания»22. Субъективистская морально-этическая интерпретация проблемы объективности исторического познания стала господствующей в современной буржуазной науке. Ее существенное содержание усматривается в стремлении историка быть беспристрастным, а следовательно, правдивым. «Большинство историков, — утверждает известный американский либеральный ученый Г. С. Коммед-жер,— мужественно стараются избежать пристрастия и достичь объективности, когда они преподают или пишут историю»23. Ему вторит другой американский автор, заявляя, что объективность возможна при условии отчуждения историка от предмета своего исследования24. Естественно, что при такой постановке вопроса на первый план выдвигаются личные моральные качества историка, его «воля к правдивости», совесть и честность, как лучшая гарантия достижения объективности в изображении прошлого, а критерием объективности объявляется «незаинтересованная любознательность»25. Провозглашая ограниченную объективность историка «моральным и интеллектуальным достижением первой величины»26, буржуазная теоретическая мысль, по существу, уходит от научного решения проблемы объективности исторического познания. Ведь нельзя же считать таковым требование к историку быть беспристрастным. Между тем к этому в конечном итоге сводится все рассмотрение данной проблемы в буржуазной науке. Показательный пример тому — книга английского ученого Г. Д. Льюиса «Свобода и история», специальная глава которой озаглавлена «Может ли история быть объективной?» Полемизируя с релятивистскими представлениями на сей счет, автор дает утвердительный ответ на этот вопрос. Однако его пространная аргументация не идет дальше рассуждений о необходимости освобожде-ния историка от пристрастности как условии объективности его рассказа о прошлом. «Мы должны стремиться только к истине,—завершает свое исследование Льюис,— и скорее сожалеть, чем радоваться нашей партийности»27. Но что же остается после устранения партийности историка, неправомерно отождествляемой с его пристрастностью? Набор тривиальных истин, который сам по себе еще не является историей? По существу, как раз такой вывод приходится делать из самой логики трактовки проблемы объективности исторического познания в буржуазной науке. Но тем самым вместо действительного решения проблемы имеет место уход от нее, достигаемый в результате простой подмены понятий. Спору нет, добросовестность историка, как и его профессиональное мастерство, является необходимым условием всякой работы, претендующей на ранг научного исследования. Самоочевидность этого положения делает излишними его дальнейшее развитие и обоснование. Не менее очевидно, однако, и другое — личные качества историка составляют необходимое, но недостаточное условие объективно-истинного познания и отнюдь не исчерпывают существа вопроса. Едва ли мы можем, например, сомневаться в личной добросовестности и тем более в высоком профессиональном мастерстве того же самого Ранке. Однако этих качеств оказалось явно недостаточно для объективно-истинного отражения прошлого в его многочисленных произведениях. Сошлемся на его шеститомную «Историю Германии в эпоху реформации», где вследствие искаженного изображения крестьянской войны была дана в целом необъективная картина существенного содержания истории Германии начала XVI в.28. Не умножая число примеров, отметим лишь, что никакие декларации о достижении объективности в изображении прошлого ценой отказа историка от своего «я» не давали и никогда не смогут дать искомого результата уже в силу неустранимости так называемого субъективного элемента из исторического познания. Как остроумно заметил Р. Д. Коллингвуд, попытка элиминировать этот элемент из истории «всегда лицемерна, так как она означает, что вы придерживаетесь вашей собственной точки зрения, требуя от других отказа от их точек зрения, и всегда безуспешна». «Если бы она была успешной,— справедливо прибавляет он, — исчезла бы сама история» 29. Как и всякое научное познание, историческое познание является по своей природе объективно-субъективным. Оно объективно в том смысле, что способно отражать в адекватных понятиях объективную, существующую независимо от наблюдателя историческую реальность. И в то же время оно субъективно, поскольку осуществляется совокупностью индивидов, являющихся членами определенной социальной и национальной общности, принадлежащих определенному времени и определенной культуре, обладающих определенными личными качествами. Эти качества и свойства познающего субъекта накладывают свою печать как на сам процесс познания, так и на его результаты. Вот почему не может быть абсолютно объективного исторического познания, не зависящего в своих данных от познающего субъекта. Впрочем, такого познания не существует вообще. Вопреки распространенному мнению, в области естественных наук личность исследователя также накладывает свой отпечаток на познавательный процесс. Личные качества исследователя, его этические и эстетические идеалы, как и общекультурный уровень, составляют трудно определяемый в точных понятиях, но тем не менее подчас чрезвычайно важный компонент научного познания. Яркий пример тому—известное признание А. Эйнштейна о том, что Достоевский оказал на него влияние, большее, чем Гаусс и другие математики. В еще большей степени, в особенности на общетеоретические выводы ученого, оказывают влияние его общемировоззренческие взгляды, что убедительно показал на примере выдающихся открытий в физике на рубеже нашего столетия В. И. Ленин is своей книге «Материализм и эмпириокритицизм». Наконец, с личностью исследователя связан эксперимент, который он проводит и на ходе которого в известном смысле эта личность отражается. Взаимосвязь объекта и субъекта познания в естественных науках становится особенно очевидной в современных условиях научно-технической революции. Благодаря атомной физике, утверждает автор популярной в Западной Германии «Истории природы» К. Вейцзекер, нам стало ясно, «как мало мы в состоянии даже только думать об объекте физики без его отношения к субъекту, который может его познать» 30. Присутствие субъективного момента в естественнонаучных исследованиях лишний раз предостерегает против представления об уникальности исторического познания, отрицания научности истории ввиду неустранимости из ее построений личности автора. Вместе с тем едва ли можно согласиться с взглядом, отрицающим на этом основании вообще всякое различие между историей и естествознанием31. Различие, бесспорно, имеется и заключается оно в том, что субъективный момент играет в историческом познании существенно более значительную роль, чем в естествознании. В отличие от естественных наук история является наукой классовой. Классовые позиции историка не только оказывают решающее влияние на складывающийся у него образ истории, но и серьезно воздействуют на весь познавательный процесс от выбора темы исследования и до его результатов. Всякая интерпретация существенных событий, происходящих в классовом обществе, по необходимости должна носить классовый характер, что естественно порождает радикальные расхождения среди историков, придерживающихся различных идейно-теоретических взглядов в толковании одних и тех же явлений прошлого. Мы уже не говорим о пристрастиях национальных, религиозных, узкогрупповых и т. п., отражающихся на историографической практике, как и о других многообразных каналах воздействия общества на своих членов, занимающихся его историей. «Даже святой Антоний,— восклицает Г. С. Коммеджер, — не подвергался столь многим искушениям»32. И это закономерно. Будучи своеобразным зеркалом общества, история, как ни одна естественная наука, затрагивает его интересы. Ни общество в целом, ни составляющие его группы никогда не были и не могут быть равнодушными к своей истории, а следовательно, и к науке, ею занимающейся. Во все времена история являлась и продолжает оставаться могущественным орудием в борьбе и соперничестве различных социальных систем, государств, партий, религий. С другой стороны, «настоящее есть первый исторический источник историка»33. Являясь диалогом между настоящим и прошлым, историческая наука отвечает на вопросы, формулируемые современностью, что определяет сам характер познавательного процесса. В известном смысле можно поэтому утверждать, что мы занимаемся прошлым как представители своего времени, обусловливающего весь наш подход к нему. Каждое новое настоящее расставляет свои акценты в этом подходе, что закономерно отражается на оценках прошлого, являющихся вследствие этого подвижными, изменчивыми, относительными.
|