Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет истории как науки 1 pageВажным исходным пунктом анализа природы исторического познания является определение предмета истории. Действительно, все суждения о путях, возможностях и границах исследования прошлого останутся беспредметными до тех пор, пока будет отсутствовать четкое понимание того, что в этом прошлом изучает история. Между тем в марксистской литературе до настоящего времени отсутствует общепринятое исчерпывающе точное определение предмета исторической науки. Правда, в этом отношении история не отличается от других научных дисциплин. Даже в такой точной науке, справедливо считающейся образцом строгости и развитости своих понятий, как математика, насчитывается по меньшей мере около 10 ее определений1. Очевидно, мы имеем здесь дело с закономерным явлением, отражающим самоё природу научного познания: в ходе развития всякой науки происходит непрерывное изменение ее предмета исследования; различные направления и школы выдвигают разные точки зрения па задачи своей науки, а следовательно, и по-разному подходят к истолкованию ее предмета. К этому следует прибавить такую характерную черту современного состояния пауки, как все возрастающая интеграция разных ее отраслей, протекающая параллельно с обособлением новых научных дисциплин. Объективные трудности, препятствующие строго научному определению предмета науки, не могут, однако, устранить самой необходимости такого определения. Всякий раз, когда мы обращаемся к выяснению познавательных возможностей данной науки и путей их реализации, неизбежно встает вопрос о ее предмете. Чем точнее и строже он определяется, тем яснее мы можем судить о том, что способна дать эта наука в познании объективного мира.
Подходя с этой точки зрения к бытующим в нашей литературе определениям истории, следует отметить их известную расплывчатость, затрудняющую четкое понимание ее предмета, а тем самым и требований, которые должны к ней предъявляться. Так, А. В. Гулыга определяет историю как «науку, изучающую прошлое человеческого общества»2. Очевидно, однако, что далеко не все прошлое, тем более «во всей его конкретности и многообразии», как указывается в определении истории, даваемом в Большой советской энциклопедии3, может и должно быть предметом исторической науки. Именно поэтому вызывают определенные возражения и формулировки, предлагаемые В. А. Дьяковым. «Историей,— пишет он,— называют ныне науку, которая всесторонне изучает прошлое человечества...» И далее: «Историческая наука изучает социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь общества во всех ее многообразных проявлениях и аспектах» 4. Подобные определения, а число их легко умножить, не только не содержат четкой формулировки действительной проблематики исторической науки, но и ставят перед ней явно непосильную задачу. Изучить прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии просто невозможно. Мы нисколько не сомневаемся в том, что это хорошо сознают и авторы приведенных выше формулировок. Вопрос заключается лишь в точности и адекватности определений. История изучает только определенные аспекты и явления прошлого, что и должно найти отражение в формулировке ее предмета исследования. Конечно, история исследует лишь существенные явления жизни прошлого. Однако правильное само по себе это положение является недостаточным для определения предмета исторической науки уже потому, что понятие «существенные» лишено однозначного содер-жания. В каждой системе ценностей имеются свои критерии, различающие явления существенные и несущественные. Вкладывая собственный смысл в это понятие, она таким образом воплощает само понимание истории обществом па разных этапах ее развития. Это понимание, естественно, меняется вместе с изменением условий существования общества. Понятие существенного в истории по-разному понималось в эпохи Геродота, Августина Блаженного и Вольтера; неодинаково трактуется оно и в одну и ту же эпоху в различных идеологических системах. Но это означает, что понятие предмета истории является своеобразным зеркалом, отражающим эволюцию представлений общества об истории и ее задачах. Рассматривая, как на протяжении существования историописания изменялось понимание существенного в прошлом, а следовательно и понятие предмета истории, мы тем самым получаем наглядное представление об эволюции требований общества к нашей науке и вместе с этим — о возрастании объема позитивного содержания, заключенного в этом понятии. Различие между тем, как понимал свой предмет Геродот и как его понимают, например, историки-марксисты, обусловливается не только разными социальными условиями и требованиями, но и прогрессом самой науки. Таким образом, предмет истории сам историчен, что и должно определять наш подход к его рассмотрению. Мы сосредоточимся на характеристике предмета марксистской исторической науки, пытаясь конкретизировать понятие существенного в истории в его современной марксистской интерпретации. Вместе с тем для того, чтобы более рельефно оттенить марксистскую трактовку вопроса, будут рассмотрены представления на этот счет, распространенные в современной буржуазной науке. Это позволит особенно наглядно показать принципиальную новизну, внесенную марксизмом в понимание предмета истории, обусловившую ее превращение в подлинную науку, имеющую дело с исследованием объективных закономерностей реальной действительности. Среди многообразных значений, в которых употребляется термин «история»5, выделяются два фундаментальных: 1) прошлое и все то, что происходило в прошлом; 2) рассказ об этом прошлом, зафиксированный в устной или письменной традиции. Вопрос о соотношении этих двух значений по существу выступает как центральная методологическая проблема, определяющая природу исторической науки. В противоположность широко распространенным в современной буржуазной науке воззрениям о неадекватности наших знаний о прошлом исторической действительности марксистская идеология исходит из признания возможности познать средствами исторической науки прошлое человеческого общества в его объективной реальности. Это, однако, не означает отождествления истории как действительности и истории как науки. Развенчивая теорию тождества общественного бытия и общественного сознания, В. И. Ленин указывал на невозможность для общественного сознания полностью отразить необходимую цепь развития, складывающуюся из повседневной деятельности людей, и видел высшую задачу в том, чтобы охватить объективную логику эволюции общественного бытия в ее общих и основных чертах6. В полной мере это положение относится и к исторической науке, которая не может претендовать на буквальное отражение всего того, что происходило в реальной действительности. Она, как и всякая общественная наука, имеет дело лишь с такими явлениями в жизни человеческого общества, которые оказывают более или менее значительное влияние на ход исторических событий и в совокупности своей дают возможность охватить в «общих и основных чертах» весь пройденный человечеством путь. Обнаружить эти существенные явления, установить объективную логику и закономерность их развития составляет важнейшую задачу исторической науки, в решении которой она тесно взаимодействует с другими общественными науками. Точно так же как в реальной действительности различные стороны жизни общества находятся в органической связи и диалектическом взаимопереплетении, так и в области познания явлений общественной жизни имеет место взаимодействие различных научных дисциплин, в ходе которого одна наука неизбежно вторгается в сферу другой. Этот естественный процесс порождает объективные трудности в разграничении «сфер деятельности» различных общественных наук и тем самым определении их предмета. В самой природе общественного познания имеется некоторая его недифференцированность, соответствующая характеру его объекта. Не говоря уже о рассмотрении закономерностей исторического процесса в целом, даже изучение отдельных более или менее значительных явлений общественной жизни, подобных революционным переворотам или длительным социально-экономическим процессам, необходимо предполагает усилия ряда общественных дисциплин. Таким образом, одно и то же социальное явление становится предметом исследования разных наук, и хотя каждая из них, конечно, исследует это явление под определенным, свойственным именно ей углом зрения, на практике нередко бывает чрезвычайно трудно четко вычленить ее специфический предмет исследования. В особенно большей степени сказанное относится к истории. Почти всегда она имеет дело с явлениями, которые представляют собой сложный продукт разнопорядковых отношений. Их изучение неизбежно предполагает вторжение историка в сферу других общественных наук. История интегрирует данные этих последних, расширяя, таким образом, за их счет свой предмет исследования. Историк Октябрьской революции, например, рассматривая ее причины, характер и значение, неминуемо вынужден обращаться к философской, экономической, правовой и т. п. проблематике, закономерно включая ее в предмет своего исследования. Мы никогда не сможем понять такое событие всемирно-исторического масштаба, каким является Великая Октябрьская социалистическая революция, если в своем исследовании будем элиминироваться от общих закономерностей исторического развития и специфики их реализации в конкретных условиях России начала XX в., законов развития капиталистической экономики и многих иных проблем, непосредственно входящих в сферу других общественных наук, но составляющих в своей совокупности обязательное условие научного объяснения истории Октября. Конечно, приведенный пример является по своей масштабности исключительным. Но даже сравнительно простое историческое событие выступает, как правило, конечным результатом действия сил, выходящих за сферу непосредственного изучения историка. Возьмем в качестве примера Пелопоннесскую войну. При всей кажущейся простоте этого события, с начала своего и до конца, удостоверяемого историческими источниками, позволяющими достаточно подробно проследить весь его ход, оно может быть действительно понято во всех его связях и опосредоваииях только на уровне общих закономерностей развития греческого рабовладельческого общества. «Вторжение» истории в предмет исследования других наук 7 порождает затруднения в определении ее собственного предмета. Эти затруднения, по-разному проявляясь, имеют место как в марксистской, так и буржуазной науке. Естественно, что и поиски выхода из них также ведутся на разных путях. Интервенционистские тенденции современной историографии нашли отражение в многочисленных определениях истории, распространенных в буржуазной науке. Их анализ показывает, что буржуазная теоретическая мысль оказалась не в состоянии дать подлинно научное истолкование этих тенденций. Более того, их осмысление в условиях общего кризиса идейпо-методологических основ буржуазной историографии фактически ведет к утрате содержательной определенности истории как пауки, что прежде всего и проявляется в распространенных на Западе дефинициях. Их характерной чертой является подчеркнутая аморфность, смыкающаяся с нарочитым отрицанием за историей права иметь свой собственный четко очерченный предмет исследования. В этом отношении показательна известная, формула голландского ученого И. Хейзинги, получившая широкое хождение в западной литературе, согласно которой «история есть интеллектуальная форма, в которой цивилизация представляет себе отчет о своем прошлом»8. Не останавливаясь на других недостатках этой формулы, в частности, на сознательном стремлении ее автора избежать термина «наука», который заменяется понятием «интеллектуальная форма», отметим ее намеренную неопределенность. Она позволяет толковать предмет истории как угодно расширительно и вместе с тем не дает возможности выделить то существенное, что в действительности характеризует именно историю. Определения, подобные только что рассмотренному, по самой своей сути не только не содействуют пониманию действительного предмета истории, но и практически препятствуют этому, так как не заключают в себе никаких указаний на наличие некоторой содержательной целостности, свойственной историческому познанию. Более того, такая целостность нередко прямо отрицается. Так поступает, например, признанный в англо-американской буржуазной науке авторитет в области философии истории И. Берлин. Указывая, что выяснение причин всякого значительного исторического события является делом многих дисциплин, каждая из которых обладает своими собственными средствами, принципами, категориями, логической структурой, он утверждает далее, что «истина об истории — может быть самая важная из всех — заключается в том, что история является как раз этой амальгамой, богатой смесью явно несопоставимых ингридиентов» 9. По существу, с этим смыкается субъективно-идеалистическое представление о том, что история вообще не знает никакого отделенного от познающего субъекта предмета в строгом смысле этого слова, а исследовательский интерес всецело мотивируется современностью и ее потребностями 10. Аморфность определения предмета истории буржуазная мысль пытается до известной степени компенсировать введением ключевого понятия, связывающего самые разнообразные аспекты исследования и сообщающего им известное единство. Таким понятием, выступающим в качестве панацеи, способной решить все стоящие перед буржуазной наукой проблемы, является понятие о человеке и его деятельности как главном предмете занятий историка. «Идея человечности» провозглашается «транс-цедентальным принципом всего исторического познания» и. В соответствии с этим почти каждое определение истории в западной литературе в разных вариациях повторяет одну и ту же тему: «История есть изучение человеческих стремлений и человеческой деятельности» 12. Тем самым указывается почва, на которой происходит сближение истории с другими гуманитарными дисциплинами. Едва ли могут быть какие-либо возражения против тезиса о том, что главное внимание историка привлекает историческая деятельность человека. Еще меньше оснований усматривать в этом тезисе водораздел в подходе к пониманию предмета своей науки между буржуазной и марксистской историографией. Со времени знаменитого положения о том, что «история — не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека»13, марксистская наука видит в человеке главного деятеля истории. Ниже мы попытаемся показать необходимость включения указания на это в самоё формулировку предмета истории. Неприемлемой для марксистской науки является последовательно идеалистическая трактовка, которая дается в буржуазной литературе тезису о человеке в истории. В этой трактовке на первый план выдвигается психологическое обоснование исторической деятельности людей. Психология провозглашается теоретическим фундаментом истории, а психические качества человека — главным двигателем общественного развития. Показательно, что при всех разногласиях по широкому кругу теоретико-методологических проблем своей науки буржуазные историки достигли высокой степени единства именно по вопросу о соотношении истории и психологии. Еще в конце прошлого столетия К. Лампрехт, отмечая борьбу различных направлений в буржуазной историографии, вместе с тем констатировал их единство в главном— в признании того решающего факта, что психология является основой всей исторической науки 14. «Современная историческая наука, —писал он в другой работе, — есть в первую очередь социально-психологическая наука» 15. Крайним выражением психологической интерпретации предмета истории является утверждение в современной буржуазной науке так называемой психоистории. Представляя собой попытку перенесения метода психоанализа на изучение широкого круга явлений общественной жизни, «психоистория» претендует сегодня на доминирующую роль в ряду наук о человеке, вследствие чего представляется правомерным подвергнуть критическому рассмотрению ее понимание предмета истории. Первые попытки перенесения психоанализа в историю, предпринимавшиеся еще в довоенные годы, вылились в настоящее время на Западе в оформление процветающей дисциплины, чье влияние в буржуазной науке постоянно возрастает16. С полным основанием сегодня можно говорить о волне «психоистории», захлестнувшей в 70-е годы буржуазную науку, в особенности в США; ФРГ и отчасти во Франции 17. Естественно, что психоанализ получил особенно широкое распространение в жанре исторической биографии, в значительной мере обязанным ему своим нынешним расцветом на Западе. Как констатирует английский ученый А. Марвик, «сегодня не один историк не мог бы написать биографическое исследование без влияния фрейдистской или постфрейдистской психологии»18. Адепты «психоистории» провозглашают психоаналитическое исследование исторических личностей важнейшим, если не единственным, ключом, открывающим тайны прошлого. Однако этим жанром их претензии отнюдь не ограничиваются. Все. более широкий круг исторических дисциплин — от историографии до истории идей — становится объектом приложения психоаналитического метода, все агрессивнее делаются позиции его приверженцев. «Психоисторня делает вызов дисциплине истории»,— утверждается в предисловии к подборке статей, опубликованной в американском «Журнале новой истории» со специальной целью ознакомить историков с важнейшими проблемами, обсуждаемыми «психоисторией» 19. Поскольку это утверждение не остается простой декларацией, последовательно воплощаясь в исследовательской практике новоявленных реформаторов исторической науки, возникает законный вопрос, насколько основательными являются эти претензии, насколько на самом деле они обогащают наше понимание истории и ее познавательных возможностей. Этот вопрос представляется тем более актуальным, что в настоящее время психоанализ претендует на роль главной альтернативы марксизму как методу объяснения всех явлений общественного бытия20. С другой стороны, не прекращаются попытки соединения марксизма и фрейдизма как пути создания «нового направления» развития общественной мысли21. Заведомая несостоятельность этих попыток, как и претензий психоанализа на доминирующее положение в системе наук о человеке, не освобождает нас от необходимости критического анализа «психоистории» уже потому, что ее построения в настоящее время оказывают все возрастающее влияние на понимание буржуазными историками коренных теоретико-методологических проблем своей науки, в том числе и на их трактовку предмета истории. Вот почему, говоря о том, как понимает современная буржуазная историография свой предмет исследования, мы не можем обойти молчанием то новое, что внес в эту проблему психоанализ. Скажем сразу, это «новое» никак нельзя признать вкладом в подлинно научное осмысление предмета истории. Напротив, оно является ярким выражением кризиса идейно-теоретических основ буржуазной историографии, демонстрируя все углубляющийся ее разрыв с прогрессивными традициями собственного прошлого. Еще более укрепляет свои позиции характерный для кризисного состояния буржуазной историографии иррационализм. Если еще М. Блок, выражая распространенные в буржуазной науке своего времени представления, определял предмет истории как «в точном и последнем смысле — сознание людей» 22, то сегодня в подобных определениях на первый план все решительнее выдвигается иррациональное, бессознательное в мыслях и деятельности человека. В этом отношении могут считаться показательными взгляды одного из ведущих авторитетов в области «психоистории»— П. Левенберга. Их исходный пункт составляет положение, что «во всех человеческих мыслях и действиях есть неосознанный императив». Выражаясь в «силах страсти и иррациональности вокруг нас и в нас», он выступает одним из важнейших факторов исторического развития. Поэтому, продолжает свою аргументацию П. Левенберг, обращение к бессознательному является необходимым условием познания прошлого. В частности, только с этих позиций можно понять то, что называют исторической случайностью: с точки зрения американского ученого, «случайность» есть не что иное, как выражение влияния бессознательного на поведение субъекта, которое препятствует, расстраивает или уничтожает его сознательные намерения 23. В свете этого П. Левенберг определяет предмет исторической науки, который фактически совпадает с предметом психоанализа. Подчеркивая, что «психоанализ есть ветвь психологии, наиболее близкая историкам», он утверждает, что обе дисциплины имеют дело с одним п тем же: «Историки изучают прошлые человеческие действия, мысли и мотивы. Это то, что психоаналитики изучают у своих пациентов». Единство предмета обусловливает и единство метода. «Эпистемологическая проблема,— заявляет ученый,— идентична для историка и психоаналитика. Оба они должны реконструировать или воссоздать в своем уме жизнь своих субъектов. Это означает, что оба они зависят от того, что историк Дильтей определял как метод вчуствования для понимания, и что психоанализ называет идентификацией... Этот взгляд признает, что интуитивная идентификация мыслей н чувств другого человеческого существа есть творческий акт, имеющий познавательную ценность»24. Весь ход мыслей маститого американского психоисторика неопровержимо свидетельствует о низведении исторической науки в рамках «психоистории» до роли прикладной дисциплины психоанализа. Уделом истории оказываются психоаналитические упражнения по поводу «комплексов» тех или иных исторических деятелей и целых народов. Фрейдистские постулаты об Эдиповом комплексе, бессознательных, прежде всего сексуальных, влечениях и пр. возводятся в ранг доминант, обусловливающих весь ход развития общества, определяющих важнейшие исторические явления. Такое кардинальное переосмысление и предмета истории, и методов ее изучения, и принципов, управляющих социальными процессами, практически означает разрыв с традиционной историографией. Вот почему, несмотря на весь бум, поднятый на Западе вокруг распространения принципов психоанализа на историю, даже буржуазные историки, отдающие дань моде, в своем большинстве не торопятся безоговорочно переходить под знамена «психоистории». Вплоть до настоящего времени большую часть ревностных поборников психоанализа в истории составляют психологи, даже психиатры, но не собственно историки. Что касается этих последних, то даже, признавая значение психоанализа для истории и используя отдельные его положения в своей исследовательской практике, в целом они не приемлют психоаналитическое истолкование предмета и задач исторической науки. Как вынуждены признать американские психологи Ф. Вайнстейн и Г. М. Плат, «историки, таким образом, остаются скептическими в отношении психоисторического предприятия» 25. Этот скептицизм вполне обоснован. Претендуя на роль основополагающего метода в истории, психоанализ по природе своей неисторичен. Он имеет дело с вневременными и вне историческими категориями, по самой своей сущности не способными объяснить динамику исторически развивающегося общества, так же впрочем, как и поведение отдельных индивидуумов, которое, вопреки уверениям фрейдистов, не определяется их ранним детством26. Не удивительно поэтому, что даже буржуазные историки, ратующие за широкое использование исторической наукой принципов психоанализа, выступают, говоря словами американского исследователя общественной мысли Ф. Е. Мэнюела, против гипертрофированного увлечения им27. Дело, однако, не только в антиисторизме и иррационализме «психоистории». Извращение ею предмета исторической науки имеет далеко идущий идейно-политический план. Независимо от субъективных намерений отдельных ученых «психоистория» в целом занимает место на крайне правом фланге современной буржуазной историографии. Совершаемая ею фактическая подмена предмета исторической науки открывает широкие возможности для фальсификации истории в угоду самым реакционным силам современности. Показательным примером тому служит психоаналитическая интерпретация фашизма, сводящая существо проблемы к личным качествам, всевозможным «комплексам» его главарей и таким образом пытающаяся лишить эту проблему ее подлинного классового содержания28. Не может не обратить на себя внимание то обстоятельство, что именно в интерпретации фашизма психоаналитические категории особенно широко используются учеными, которых и по направлению их научных интересов и по их методологии никак нельзя причислить к психоисторикам. Так, например, известный западногерманский исследователь новейшей истории К. Д. Брахер, в целом остающийся на почве рационалистического (в рамках буржуазной методологии) объяснения истории, тотчас же теряет эту почву, как только речь заходит о причинах победы фашизма в Германии. Утверждая, что Гитлер и нацизм якобы не поддаются никакому рациональному объяснению, он совершенно в духе психоаналитического учения продолжает: «Мы встречаемся не просто с необъяснимым динамизмом одного человека, а с ужасной болезнью»29. Не менее определенно классовая сущность «психоистории» проявляется в дискредитации революционных движений и их деятелей, которые трактуются в терминах психопатологии. Впрочем здесь она едва ли оригинальна. Уходящая своими корнями в прошлое столетие, традиция изображать революционные потрясения болезненными расстройствами общественного организма пышным цветом расцвела после второй мировой войны, сделавшись одним из показателей общего поправения буржуазной науки. Формула Дж. Ренира, что революция — это не что иное, как «психо-патологический феномен», а революционер— «умственно неуравновешенный», «болезненный тип»30, четко отразила общее стремление реакционных ученых свести проблему революции к патологическому отклонению общества от «нормы». Сомнительный «вклад» современных психоаналитиков в эту традицию заключается лишь в попытке дать ей наукообразное обоснование. В соответствии с канонами фрейдистской психологии оно сводится к поискам иррациональных побудительных мотивов деятельности революционных вождей и мыслителей. В этих мотивах, обнаруживаемых главным образом в фактах семейной биографии революционных деятелей, порождающих многочисленные патологические «комплексы», и усматриваются главные причины революционных потрясений. Сошлемся в качестве примера на книгу американского автора Э. Метвина «Рост радикализма», словно сконцентрировавшую все пороки психоаналитического «объяснения» революции. Вызванная к жизни подъемом леворадикального движения в США конца 60 — начала 70-х гг. и запечатлевшая на своих страницах страх буржуазных идеологов перед ним, эта книга призвана была дать «психоисторическое» обоснование борьбы американских правящих кругов против левого радикализма. Отождествляя радикалов и революционеров и не скрывая своей ненависти к тем и другим, Э. Метвин пытается на историческом материале дискредитировать самоё идею революционного насилия. Объявляя революционный радикализм продуктом больного ума, он со ссылкой на 3. Фрейда трактует его как социальную болезнь, являющуюся психологической реакцией на стрессы городского общества31. Главная «вина» за революционные потрясения возлагается автором на обремененных вследствие трудного детства, семейных и иных обстоятельств разнообразными патологическими «комплексами» революционных деятелей и идеологов. Другой американский автор конструирует на психоаналитической основе так называемую теорию «революционной личности», определяющим мотивом деятельности которой провозглашается Эдипов комплекс32. Классовый смысл подобных откровений очевиден. В свете всего сказанного легко объяснима еще одна характерная черта психоаналитического истолкования предмета исторической науки: подчеркнутый приоритет национального над классовым. Пытаясь распространить метод психоаналитического исследования личности на анализ социальных, политических, профессиональных и иных групп, теоретики «психоистории» конструируют психологический базис такого изучения, которым объявляется национальный характер. И здесь, как во многих других случаях, психоисторики в сущности не оригинальны. Представления о национальном характере как социальной доминанте широко бытовали уже в историографии XIX в. Более того, уже тогда передовая буржуазная мысль высмеивала эти представления за их «крайнее детство»33. Сомнительная «новизна» психоисториков заключается в интерпретации национального характера в терминах психопатологии. Именно с таких позиций, в частности, рассматривается история Германии XIX — первой полвины XX вв. Применяя индивидуальные психиатрические категории к характеристике целой культуры, авторы подобных «исследований» обвиняют в психическом расстройстве всю германскую нацию. Утверждается, что германская культура институализировала параноидные позиции и их удовлетворение, что обеспечило ведущее положение параноидного типа в нации совершенно независимо от социальных классов, из которых она состояла, н исторических эпох34. Так, немецкий народ объявляется нацией параноиков, чем в последнем счете и «объясняются» поразившие его бедствия, в том числе и фашизм. Тем самым не только снимается ответственность с немецких и международных монополий за приход фашизма к власти в Германии и все его преступления, но и фактически реабилитируются его главари. Главным виновником бед, обрушившихся на Германию и весь мир, становится немецкая нация, точнее, ее параноидальный характер. Но где же здесь история даже is традиционном для буржуазной науки понимании се? Не удивительно поэтому, что даже приверженцы «психоистории» выступают сегодня с критикой классического психоанализа, ратуя за отказ от использования в изучении истории наиболее одиозных положений фрейдизма и приближение к методам рационального объяснения прошлого. Особенно показательной в этом отношении является уже цитировавшаяся статья Ф. Вайнстейна и Г. М. Плата. Носящая программный характер, она представляет собою развернутое выражение своеобразной самокритики «психоистории», попытку найти выход из тупика, в который неминуемо заводит историков неукоснительное следование фрейдистским канонам. Характерным образом этот выход авторы стремятся найти на путях преодоления психоаналитической ограниченности истолкования предмета исторической науки. Фактически признавая научную несостоятельность такого истолкования, они указывают па необходимость его расширения путем включения объективной социальной действительности, с которой прежде всего имеет дело историк. Соответственно этому предлагается расширить за счет традиционных методов исторического исследования инструментарий «психоистории»35.
|