Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Банник и обдериха





 

Кроме дома и двора, которыми «заведовал» домовой, остальные домашние постройки – баня, гумно, рига, овин, мельница – имели собственных мифологических «хозяев». Хозяином бани был банник, или баенник. Белорусы называют его лазником, ведь по‑белорусски «баня» – лазня. Но в некоторых местах Русского Севера хозяйкой бани была обдериха, банница, банная бабушка. На гумне, где обмолачивали зерно, обитал гу́менник. В риге и овине, где сушили снопы, командовали рйжник и овинник. Представления о «хозяевах» построек хорошо известны в русской и белорусской традициях, а в украинской они развиты слабо.

В жизни восточнославянского крестьянина баня всегда занимала важное место. В бане не только мылись и парились. Знахари там лечили людей от простуды, вывихов и разных других болезней. В старые времена женщины в бане рожали. В натопленной бане пряли зимними вечерами. В отличие от дома баня считалась «нечистым», неосвященным местом. В ней обитала нечистая сила. О бане говорили, что это «хоромина погана», «без креста». Поэтому именно в бане совершались разные языческие обряды и действия: там гадали, колдовали, играли в карты, вызывали нечистую силу. В бане иногда происходило посвящение в колдуны. Считалось, что именно там собираются на посиделки «проклятые» люди и плетут лапти.

Считали, что банник сидит в бане за печкой или под полком. Он имеет вид черного здорового мужика, всегда босого, с железными руками, длинными волосами и огненными глазами. Но может принимать облик маленького старичка с длинной бородой, а кроме того, оборачиваться собакой, кошкой, белым зайчиком.

В народе верили, что банник – злой и грозный дух. Особенно опасен он для тех, кто нарушает правила поведения в бане. Перед тем как зайти в баню, нужно «попроситься» у банника. Перед уходом из бани нужно оставить баннику горячей и холодной воды и кусочек мыла, чтобы он тоже мог помыться. Тот, кто моется последним, не должен ничего крестить, а все сосуды с водой должен оставить открытыми и сказать: «Мойся, хозяин!» Нарушителей банник старается запарить до смерти, сдирает с них кожу, давит их и душит, затаскивает под горячую каменку, заталкивает в бочку из‑под воды, не дает выйти из бани. Банник пугает моющихся стуком в стенку или внезапным хохотом, окликает людей по имени, бросает в них мусор и камни. Он очень любит подшутить над моющимися женщинами, храпя и воя за каменкой. Если баннику не захочется пускать людей в баню, он может вылить всю воду из бочек. На Русском Севере рассказывают много быличек о бане.

 

А вот в бане есть уже свой, не домовой, а банник, хозяин бани он, там живет, тоже безобразит, говорят. Вот слыхивала, затопили баню, стали воду носить, сколько ни носят, принесут, нальют – вроде много. Пойдут еще, ан а воды опять нет, будто выливает кто. И так пять раз носили, пока догадались: банный хозяин, видать, не хотел, чтоб сегодня мылись. В тот день праздник какой‑то был, так ведь в праздник мыться нельзя. Ну что делать, так и ушли, а баню‑то зря топили.

А вот тоже одна рассказывала. Муж ее мылся в бане, а она следом за ним пришла, разделась, пошла париться. Он‑то оделся, ушел, а она выходит, глядь – а одежды ее и нет. «Ну, – думает, – мужик мой, видно, пошутил, сейчас принесет». Ждет – все нет. Входит муж, а она ему: «Ты что, черт старый, глумиться надо мной вздумал! Куда дел одежду мою?» Сходил он домой, принес ей другую одежду. Утром она пошла в баню, а там одежда ее на лавке лежит. Вот как банник шутит над людьми.

 

Чтобы не пострадать от банника, нельзя топить баню и ходить в нее в праздники, в Святки, ночью, особенно в полночь, когда там моются черти или сам банник.

 

Ну вот ты в баню пойдешь, а в двенадцать часов ночи ты туда уж не ходи. Вот я помню хорошо, у нас баня была, а соседка говорит: «Я пошла ночью в баню – нужно было развесить пиджаки, знаешь, с озера пришли ребята». Так она как открыла дверь – а там он моется на полке́. «Я, – говорит, – закрыла да унеси господи!» Банник – он как человек.

 

По этой же причине нельзя ходить в баню «в третий пар», то есть в третью смену моющихся. Нельзя мыться, не прочитав молитву, а после мытья – спать в бане. Нельзя в последний пар ходить в баню одному.

 

А вот с моей подругой дело было. Старики ей говорили, что одной баню замывать нельзя. (Замывать баню – ходить в последний пар. – Е. Л.) А она то ли забыла, то ли посмеялась. Пошла в баню одна мыться последней. Зашла, голову намылила, за водой нагнулась, а под лавкой сидит маленький старичок! Голова большая, борода зеленая! И смотрит на нее. Она кричать – и выскочила. Нашли ее братья на снегу, еле откачали.

 

Считалось, что если подойти к бане ночью или после того, как вымоются люди, можно услышать, как там парится сам банник, – слышно хлопанье веника, плеск воды и стук шаек. Чтобы задобрить банника, ему приносили в дар кусок ржаного хлеба, посыпанного солью, или черную курицу. При строительстве новой бани считалось необходимым задушить черную курицу и, не ощипывая, закопать под банным порогом. Закопав курицу, уходили, пятясь от бани, не поворачиваясь и отвешивая поклоны баннику.

Верили, что у банника хранится шапка‑невидимка, которую он раз в год кладет на каменку сушить. Если уловить момент, то в полночь ее можно забрать. Получить шапку‑невидимку можно и другим способом. На Пасху, во время заутрени, надо прийти в баню и найти там банника, который в это время обыкновенно спит. Нужно снять с него шапку и как можно быстрее бежать в церковь. Если успеешь добежать до церкви прежде, чем он проснется, значит, будешь обладать шапкой‑невидимкой. В противном случае банник убьет смельчака. Сумевший получить у банника эту шапку становится колдуном.

Полагали, что у банника есть «беспереводный целковый» – то есть неразменный рубль. Такой рубль имеет волшебное свойство возвращаться к своему хозяину, что бы на него ни купили.

 

 

Мельница (вверху). Жилой дом на Русском Севере

 

Чтобы получить такой рубль, нужно в полночь бросить внутрь бани спеленутую черную кошку и сказать: «На́ тебе ребенка, дай мне беспереводный целковый».

 

 

Амбар (вверху). Бани

 

На Святки девушки ходили к бане гадать о женихах. Гадающая девушка просовывала руку в приоткрытую дверь бани и ждала, когда банник дотронется до нее своей лапой. Если лапа была голая и когтистая, это означало, что ее жизнь в замужестве будет бедная, а свекровь – лютая. Если банник гладил девушку мохнатой лапой, она верила, что брак будет счастливым, а муж – богатым.

В некоторых местностях Русского Севера верили, что в бане обитает банница, или обдериха. Это не жена банника, а самостоятельная «хозяйка» бани. Живет она в бане под лавкой или под полком, имеет вид девушки или женщины с широко расставленными глазами, длинными распущенными волосами и большими зубами. Может она быть и в виде кошки. Обдериха, как следует из ее имени, очень опасна для человека, потому что может ободрать, снять с него кожу. Об обдерихе там рассказывают так.

 

Раньше пугали: обдериха задерет в бане! Под полком живет, по‑разному показывается. У нас мама была еще в девках, пошла в баню, а там девка в повязке лежит под передней лавкой. Не ходили в баню за полночь: обдериха задерет. Как‑то к нам приехали знакомые и попросились в баню. А время позднее – скоро двенадцать. Их предупредили: если кошка замяукает – выходите из бани. Кошка раз мяукнула, два мяукнула. Они третьего раза ждать не стали – выскочили. И роженицу с ребенком в бане не оставляли одних до шести недель после родов, и ребенка не оставляли – обдериха подменит.

 

У банной «хозяйки» тоже нужно было спрашивать разрешения помыться: «Баенна хозяйка, пусти нас помыться, погреться, пожариться, попариться». После посещения бани нужно поблагодарить «хозяйку»: «Банная хозяюшка, спасибо за парну байну. Тебе на строеньице, нам на здоровьице». Если у банной хозяйки «попроситься», она не сможет причинить вред человеку, даже если он нарушил правила пребывания в бане.

Раньше женщины рожали в бане. Поэтому банные «хозяева» были очень опасны для них и для новорожденного младенца. Банник или обдериха могли похитить ребенка и вместо него подбросить своего безобразного обменыша. По этой причине нельзя было оставлять роженицу с ребенком одну в бане без присмотра.

 

Обдериха‑то как кошка в бане появляется. Нельзя по одному в баню ходить. Родит женка, пойдет с ребенком в баню мыться, так кладет камешек и иконку, а то обдериха обменит и унесет, и не найдется ребенок. А вместо ребенка окажется голик (стертый веник. – Е. Л.). А бывает, что и ребенок окажется, но он не такой, как настоящие, – до пятнадцати лет живет, а потом куда‑то девается.

 

В севернорусских областях иногда полагали, что в бане живет банная бабушка – дряхлая добрая старушка, которая лечит от всех болезней. К ней обращались с заговором, когда новорожденного ребенка первый раз мыли в бане.

 

Date: 2015-10-19; view: 509; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию