Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Домашняя змея





 

В восточнославянской мифологии домашним духом‑покровителем был не только домовой. Часто в этом качестве выступают змея или уж. Домашняя змея считается хозяином и опекуном всего дома и семьи, она существует в каждом доме и обеспечивает дому благополучие, достаток и счастье. Отсутствие змеи в доме, как и отсутствие домового, считается событием исключительным. Домашнюю змею почитают, оберегают и боятся обидеть или раздавить ее яйца. Как и домовому, змее устраивают ритуальные трапезы и кормят молоком.

По одним представлениям, домашняя змея толстая и короткая, красного, белого или серого цвета, по другим – она толщиной в руку и куцая, с большой круглой головой.

Почему же змею или ужа считали покровителями дома? Издревле славяне верили, что душа умершего предка может воплотиться в змею. Известно и такое поверье: днем домовой выглядит как змея, у которой на голове петушиный гребень, а ночью – как хозяин дома. Согласно полесской быличке, после смерти одного из членов семьи на завалинке около дома появляется большая змея – это душа умершего родственника. Благополучие домашней змеи напрямую связывалось с благополучием всех членов семьи, и прежде всего – хозяев. Поэтому змею, найденную в пределах двора или в хлеву, нельзя убивать: после этого умрет хозяин или хозяйка.

Конечно, не во всякой змее видели умершего предка, опекуна дома. Речь шла о змее или уже, которые обитают на территории двора – в хлеву, подсобных постройках, под полом дома.

О том, что змея почитается как домашний дух, писал первый русский этнограф XVIII века М. Д. Чулков: «Змеи почитались у некоторых славян домашними богами, им приносили в жертву молоко, сыр, яйцы и все то на стол поставлялося. Запрещено было всем делать сим животным вред и в противном случае жестоко наказывали, а иногда и жизни лишали преступников сего закона».

Места пребывания такой змеи чаще всего связаны с местами нахождения в доме душ предков: порогом, подпольем, местом около домашнего очага или печи, фундаментом дома. Обитает она и во дворе, в хлеву, около скотины.

Домашняя змея невидима в повседневной жизни. Ее появление служит знаком скорой смерти хозяина дома или того из членов семьи, которому она показалась. Как и домовой, змея предсказывает события, которые должны случиться в доме. Если она захохочет – это предвещает добро дому, произнесет: «Хы‑хы‑хы!» – к несчастью. Если заметят змею, ползущую со двора, это знак бедности и несчастий, если она ползет во двор – к счастью и богатству.

Домашняя змея покровительствует скоту, и особенно коровам. Благодаря ей хорошо ведется скот. Если такую змею обнаруживают на спине у коровы или возле ее ног, то ее не только не трогают, но и стараются не беспокоить. Часто считали, что у домашних змей есть свои любимые коровы, которых они сосут и даже пьют молоко из горшков. Верили, что это к счастью. Если одну из коров полюбила домашняя змея, ее переставали доить, предоставляя это змее. В этом видели залог благополучия дома и скота.

С домашней змеей часто отождествляется уж, который живет в хлеву около коровы и сосет у нее молоко, обвиваясь вокруг задней ноги животного; такая корова дает много молока и считается «счастливой». Если продать корову, любимую ужом, то за ней следом уйдет и он, предварительно оглушительно свистнув. Убийство такой змеи или ужа влечет за собой смерть коровы. Если кто‑либо случайно убьет домашнюю змею, то, во избежание несчастья, должен палку, которой ее убил, сразу бросить в воду, чтобы не погибла скотина. Верили, что со смертью такой змеи может погибнуть вообще вся скотина и разрушится хозяйство. В одном из полесских сел рассказывали, что когда в доме по неведению убили домашнюю змею, то весь пол оказался залит сметаной, а вскоре после этого последовала смерть троих членов семьи.

Домашняя змея любит маленьких детей и никогда не обижает их. Более того, когда дети едят молочную кашу, змея выползает из своего укрытия и ест вместе с детьми.

 

Ласка

 

В восточнославянской мифологии в качестве домашнего покровителя могло выступать и другое животное – ласка. Часто ласку называют домовиком, домовым, дедушкой домовым. Ласка как мифологический опекун дома известна всем славянам. Однако в восточнославянской мифологии она в большей степени связана не с домом, а со скотом. Ласка обычно живет в хлеву или конюшне. Так же как и о домовом, о ласке говорили, что она должна быть в каждом дворе. Если ласка полюбит скотину, то в таком хозяйстве будет хороший скот, коровы будут давать приплод и много молока. Вот как об этом рассказывали в Полесье.

 

Ласочка – это домовик. Какого цвета ласочка на дворе, такую корову держи. Ласочка живет во дворе, рыженькие, рябенькие, всякие бывают. У каждого своя ласочка есть. Если корова во дворе белая, то и ласочка белая.

Ласочка в каждом дворе своя. Ласочка живет для скотины, а не для человека. Бывает, видим: какого цвета ласочка во дворе, такого и корова, бывает рябенькая, рыженькая, светлая. Когда корову доишь, можно ее увидеть. Если ласочка живет в хозяйстве, это очень хорошо, ее нельзя убивать – плохо будет. Это грешно.

Можно в хлеву увидеть ласочку. Если невзлюбит лошадь или корову, защекочет. Если любит лошадь, так косы заплетает в гриве. Говорят, домовик заплетает косы коню. Домовик и ласочка – это одинаково. Если не любит скотину, масть не по двору. Ласочка если черная – черного коня полюбит, если белая – то белый конь по двору. Хозяин домовика когда видит, он уже знает, какая у него масть по двору ведется, такого и коня покупает. Помню, отец мой говорил матери: «Пойдем купим коня гнедого, у нас ласочка такая».

 

В народе верили, что у каждой коровы есть своя ласка‑покровительница той же масти. Ласка гладит полюбившуюся скотину, чистит и чешет ей шерсть, любимой лошади заплетает гриву в косы. Заплетенную лаской гриву нельзя расплетать, чтобы не рассердить ее и не навлечь несчастья на скот.

Но если скот «не в масть», ласка будет мучить животных, гонять их по хлеву, выдирать шерсть, спутывать гриву, кусать и царапать, пока не изведет скотину. Ласка вскакивает на нелюбимого коня, бегает у него по спине, щекочет его. Поэтому, прежде чем заводить скот, выясняли, какого цвета ласка у них во дворе. Для этого в Страстной четверг шли с зажженной освященной свечой в хлев и смотрели, какой масти там ласка. Такой же масти заводили и скотину.

Поскольку ласка опекает скотину и даже охраняет ее от ведьм и колдунов, ее запрещалось убивать, иначе в этом дворе не будет вестись скотина, а также погибнет любимая корова ласки.

 

Date: 2015-10-19; view: 457; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию