Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Устройство загробного мира





 

Мир мертвых и мир живых наделялись в народном сознании постоянными признаками. Это не просто два разных мира – они противоположны друг другу, как противоположны жизнь и смерть, свет и тьма, день и ночь, космос и хаос, белое и черное, правое и левое. В мифах мир живых людей всегда связан с правой стороной, востоком или югом, то есть с солнечными сторонами света. Напротив, мир мертвых обычно связан с левой стороной и помещается на западе или севере – там, где солнце заходит или где его не бывает. Мир живых – это мир света и солнца, загробный – связан с ночью и темнотой.

Мир живых – это мир упорядоченный и цикличный. В нем есть время и календарь, который делит жизнь на равные, повторяющиеся отрезки: секунды, минуты, часы, сутки, года, века. В потустороннем мире нет ни времени, ни календаря, ни света, ни жизни. В ином мире стоит полная тишина: там не слышно лая собак, крика петухов, людских голосов, звона колоколов.

В языческие времена у восточных славян не было представлений о делении загробного мира на рай, где обитают души праведных, и ад, где находятся души грешных людей. Образы рая и ада сложились в более позднюю эпоху под влиянием христианства. Вместо них в древних поверьях наших предков существовал и́рий (вы́рий, вы́рей) – мифическая страна, находящаяся под землей или за теплым морем, где‑то на западе или юго‑западе земли. Это место, куда улетают души умерших. Первое упоминание об ирии содержится в «Поучении» Владимира Мономаха: «И сему мы удивляемся, как птицы небесные из ирья идут».

Путь туда лежит через воду, в частности через омут, водоворот. Согласно древнерусским верованиям, осенью в ирий улетают птицы, насекомые и уползают змеи, а весной возвращаются оттуда. Птицы и змеи в языческих поверьях являлись обычным воплощением душ умерших. Поэтому ирий был связан с мотивом зимовки там птиц и змей. Восточные славяне считали, что на зиму ласточки и другие мелкие птицы прячутся в колодцы, омуты или водовороты. У белорусов сохранилось верование, что птицы осенью сбиваются в большой шар и опускаются в море. Это согласуется с представлениями о том, что ирий находится в воде, в море, что там существуют теплые колодцы и овраги. Связь загробного мира с водой и водоворотом подтверждается первоначальным значением слов ирий, ирей, вырей. Согласно этой версии, русское вырей, украинское вирiи, вирей, белорусское вырай восходят к древнему индоевропейскому корню, обозначающему водоем или море.

Еще в начале XX века крестьяне верили, что змеи уползают в ирий в праздник Воздвижения (27 сентября), когда «осень сдвигается на зиму». Змеиный ирий располагается в лесу под землей и представляет собой большую яму. Поэтому в этот день боялись ходить в лес, чтобы не попасть вместе со змеями в место их зимовки, где они находятся, свернувшись в большой клубок. В быличках рассказывается, как человек по неосторожности пошел в лес на Воздвижение, провалился под землю и попал в яму к змеям. Всю зиму он вынужден был сидеть под землей вместе со змеями и вышел оттуда только следующей весной. Такие рассказы содержат отголоски древних представлений о загробном мире.

Христианские представления о рае и аде почти полностью вытеснили из восточнославянской традиции ранний образ ирия как царства мертвых. Они сложились не только под воздействием канонического христианства, но и под влиянием апокрифических книг, появившихся вместе с ним. Поэтому образы рая и ада в народной традиции далеко не во всем соответствуют православному учению о потустороннем мире. Как же их описывали наши предки?

По одним поверьям, «тот» свет находится на краю земли и отделяется от мира живых людей неприступными горами, глубокими оврагами или реками. По другим, вероятно более поздним, поверьям, рай находится на небе или на высокой горе, а ад – под землей. Рай располагается у небесного родника, он окружен забором, где имеются ворота. Стражем райских врат считали святителя Николая, у которого находятся ключи от неба. Лезть туда нужно по крутой и неприступной стеклянной (или хрустальной) горе, гладкой, как яйцо. Проще это бывает сделать тому, кто при жизни не выбрасывал остриженные ногти, а складывал в специальный мешочек. После смерти сохраненные ногти срастутся на пальцах, и человек без особого труда сможет забраться на вершину горы и войти в загробный мир. Тот же, кто при жизни разбрасывал остриженные ногти, не сможет этого сделать и будет вынужден вернуться на землю, чтобы разыскивать обрезки ногтей.

В народных поверьях рай описывается как прекрасный сад с плодовыми деревьями или как большой и красивый дом. Праведные души сидят за столами, покрытыми белыми скатертями и уставленными различными яствами и напитками. Души едят, а еды не уменьшается, пьют, а напитков не убавляется. Впрочем, часто полагали, что они едят и пьют лишь пар, исходящий от еды и питья. Восточные славяне верили, что количество еды и одежды, которыми обладает душа в загробном мире, прямо зависит от милосердия человека при его жизни. На «том» свете он будет носить ту одежду, которую на земле раздал бедным. А питаться его душа будет тем, что он подавал в виде милостыни. Если его милостыня была щедрой и обильной, то в загробном мире его стол будет уставлен едой. Если же при жизни человек скупился и мало подавал нищим, то на его столе будут лишь сухие корки. Милостыня, поданная при жизни, может облегчить посмертную участь даже очень грешного человека.

Ад в представлениях наших предков состоял из страшных картин. Души грешников обречены на мучения в аду. Он находится на западной стороне земли, в бездонной пропасти, где горит неугасимый огонь. Однако живые могут отмолить человека, которому уготовано место в аду. Особенно сильными считались молитвы матерей за своих детей.

С загробным миром и адом связан образ змеи. Мифологический змей охраняет вход в загробный мир. На древнерусских иконах ад изображен в виде раскрытой пасти огромного извивающегося змея, который ведет от Божьего престола в преисподнюю. Души грешников в аду питаются пеплом. Мучения, которым подвергается грешная душа, зависят от того греха, за который она осуждена. Кто при жизни наушничал, в аду оказывается подвешенным за язык. Кто продавал разбавленное молоко, вынужден отделять молоко от воды. Тем, кто играл в карты, черти вбивают в ладони иглы.

 

4. Отношения между «тем» и «этим» светом

 

Восточные славяне верили, что связь между живыми людьми и их умершими предками не прекращается со смертью последних, а продолжается постоянно. Считали, что души покойных способны приносить пользу или вред своим живым родственникам. Если живые помнят о своих умерших «родителях» и выполняют необходимые обряды, души предков покровительствуют им, помогают в хозяйстве, влияют на плодовитость скота и урожай. Если живые забывают об умерших, те выражают недовольство, насылая на живых несчастья, болезни и голод. Поэтому жертвоприношениями, ритуальными кормлениями и уважительным отношением нужно задобрить души умерших.

С другой стороны, нужно было с помощью оберегов охранить себя от опасного влияния мира мертвых. Поэтому умерших предков почитали как своих кровных родственников и ждали в ответ покровительства. Но одновременно их боялись, как мертвецов, и старались не нарушать без надобности опасной грани, отделяющей живых от мертвых.

О том, что умершие могут возвращаться с «того» света и вредить живым, было хорошо известно в Древней Руси. В «Повести временных лет» за 1092 год сообщалось, что в этом году в Полоцке местные жители были избиты мертвецами, которые явились в город в виде невидимых для взора привидений. «Предивно было в Полоцке в ночи… Стеная, по улице, как люди, рыщут бесы, а кто вылезает из дома, желая их видеть, бывает изранен бесами и от этого умирает. И не смели вылезать из домов. А в это же время начали являться днем на конях мертвые, и не было видно их самих, но только копыта их коней, и так избивали людей в Полоцке и близ него, что люди говорили: „Мертвые бьют полочан“».

Наши предки не сомневались, что неправильное поведение живых сказывается на благополучии мертвых на «том» свете. Души умерших сохраняют все свойства живых существ. Они едят, пьют, нуждаются в одежде, испытывают радость и страдания. Души приходят в загробный мир в той одежде, в какой были похоронены. Поэтому при похоронах необходимо следить за тем, чтобы одежда покойного была правильно подобрана. Иначе на «том» свете он будет испытывать неудобства.

Одна из основных обязанностей живых по отношению к душам «родителей» – их кормление и поминовение. У восточных славян традиционными поминальными блюдами являются кутья́ (иначе – ко́ливо, кану́н) – вареный ячмень или пшеница, смешанные с разведенным водой медом, блины, кисель и яичница. Основной напиток – подслащенное медом пиво или брага. Кормление души начинается в первые же дни после смерти человека: оставляли воду, мед и хлеб на подоконнике. На сороковой день пекли блины и первый, еще горячий блин, помазав медом, клали на окно – для души, так же как и первую ложку каждого блюда, а также первый стакан воды, который выливали на угол стола. Поминальный обед, на который приглашались родственники, знакомые и соседи покойного, устраивали в день похорон, на девятый и на сороковой день после смерти. Но на поминки мог прийти каждый человек. Верили, что если не устроить поминки, покойник на «том» свете будет голодным и напомнит о себе.

После сорокового дня поминки устраивали через год, а потом покойника поминали уже вместе с остальными «родителями» в дни всеобщего, или, как принято называть, вселенского, поминовения. После годовщины со дня смерти покойник включался в общий круг умерших, терял имя, возраст, индивидуальность и становился одним из «родителей», «дедов», «душечек».

В народе верили, что «материальное благополучие» души на «том» свете во многом зависит от оставшихся живых родственников. Если они в положенные дни поминают своих умерших предков, устраивают в их честь трапезы, приносят в церковь пожертвования, оставляют на могилах еду, раздают милостыню нищим за упокой души, то такие души на «том» свете ни в чем не нуждаются. Считается, что все, розданное в виде милостыни нищим, сразу же поступает во владение умершим предкам. Если родственники забывают поминать своих «родителей» или «дедов», не раздают подаяний и не жертвуют на церковь, то такие забытые души страдают от голода и недостатка одежды. Сами за себя души умерших молиться не могут: они молятся только за нас в то время, когда мы поминаем их, и по их молитвам прощаются многие наши грехи. Так устанавливается тесная связь между миром живых и миром мертвых. Как говорят в народе: «Мы за них молимся, а они за нас. Ни им без нас, ни нам без них нельзя быть».

 

Date: 2015-10-19; view: 783; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию