Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В общеобразовательных учреждениях





Становление демократического государства, возрождение России и возвращение ее в мировую цивилизацию, курс на гуманизацию и гумани-таризацию образования, преодоление технократических подходов к нему значительно подняли престиж общественных наук и потребовали коренно-го обновления школьного исторического и обществоведческого образова-ния.

Сегодня становится очевидным, что именно гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовит его жить в ме-няющемся мире, в грядущем эколого-информационном обществе, учит че-ловека современным формам общения, развивает способность осваивать информацию и принимать эффективные решения.

С конца 80-х годов происходит оперативная замена политизированных и социологизированных учебников, процесс их деидеологизации, обновле-ние содержания гуманитарного образования, заполнение «белых пятен», отказ от примитивно понимаемого классового подхода к анализу истори-ческих явлений. Постепенно расширяется круг изучаемых в школе общест-венных дисциплин. Но все изменения в программах и учебниках осущест-вляются в рамках скорректированной традиционной марксистской пара-дигмы.

В ситуации с преподаванием общественных дисциплин сфокусирова-лись все противоречия российского общества, переживающего переходный


период своего развития. Деидеологизация школьного обществоведческого образования на практике означала лишь его декоммунизацию, отказ от марксистской идеологии. Кризис общества сказался на состоянии общест-венных наук, школьного обществознания и не позволил сформулировать новую позитивную стратегию школьного обществознания. Положение в области обществоведческого образования продолжает оставаться доста-точно сложным.

В условиях острейшего кризиса массового сознания, отсутствия систе-мы общенациональных ценностей и ориентиров историческая наука еще не может предложить школе новую методологию и концепцию школьного исторического образования. Ученые историки, авторы учебников, учителя, лишившись традиционной идеологической системы координат, испыты-вают трудности при интерпретации исторического процесса. Образовав-шийся после крушения вульгаризированной марксистской парадигмы ва-куум они пытаются заменить цивилизационными, культурологическими, стадиальными и другими подходами, каждый из которых акцентирует внимание лишь на отдельных сторонах исторического процесса.

Мировые достижения в области таких общественных наук, как полито-логия, социология, экономическая теория, долгие годы были недоступны, и поэтому они находятся сегодня еще на этапе становления.

Возникла парадоксальная ситуация, когда школа как процесс непре-рывного духовного производства не может функционировать в ожидании выработки новой идеологии в сфере общественных наук. И в связи с этим с особой остротой встала задача выработки определенной стратегии школь-ного исторического, обществоведческого образования на переходный пе-риод развития общества и школы.

Государство уже не навязывает учащимся какое-либо единственно пра-вильное мировоззрение, как это делалось раньше, а способствует реализа-ции их права на свободный выбор взглядов и убеждений. Но оно обязано сделать все возможное, чтобы свободное самоопределение личности осу-ществлялось осознанно, на основе фундаментальных научных знаний. Сис-тема образования должна дать целостное видение мира, научные пред-ставления о наиболее важных проблемах, которые стоят перед человечест-вом.

Главное управление развития общего среднего образования, Институт общего образования и Гуманитарный центр Минобразования России со-вместно с институтами Российской истории и Всеобщей истории Россий-ской академии образования разработали стратегию развития школьного исторического и обществоведческого образования на переходный период. Она предполагает:

1. Отказ от монополии государственно-партийной идеологии и переход к плюрализму идеологий, которые в свободной конкуренции выделят наи-


более приемлемую для российского общества общенациональную идеоло-гию. Однако рамки плюрализма должны определяться Конституцией Рос-сийской Федерации, международными правовыми актами.

2. В условиях критической ситуации, в которой оказалось молодое по-коление, обращение к определенной системе ценностей, связанной как с лучшими национальными традициями, так и с общечеловеческой традици-ей гуманизма как глобального мировоззрения. Необходимо, чтобы содер-жание школьного исторического и обществоведческого образования было нацелено на воспитание чувства патриотизма, гражданственности, способ-ствовало формированию национального самосознания, уважения к истори-ческому и культурному наследию народов России и всего мира, к челове-ческой личности, правам человека.

3. Формирование новой структуры школьного исторического и обще-ствоведческого образования, обеспечивающей становление целостной сис-темы знаний о человеке и обществе на всех этапах обучения школьника (начальном, основном, полном среднем).

В основной и полной средней школе необходимо осуществить переход с линейной (5-11 кл.) на концентрическую (5-9 кл. и 10-11 кл.) систему обществоведческого образования с двумя завершенными концентрами.

4. Создание системы пропедевтических знаний о человеке и обществе, истории России и мира в начальной школе. В содержание обучения в на-чальной школе уже сегодня входят элементарные знания о демократии, правах человека, ребенка, включенные в курсы «Окружающий мир», «На-родоведение» и др. В ряде школ началось преподавание курсов «Рассказы по родной истории», «Введение в историю», «Великие люди и события» и др. Однако знания о человеке и обществе, получаемые учащимися в на-чальной школе, носят фрагментарный характер и представляются явно не-достаточными.

5. Продолжение разработки новой концепции исторического образова-ния. Она должна строиться с учетом достижений современной науки, на основе исторического синтеза, сочетания социологического, географо-ан-тропологического, культурно-психологического подходов.

При конструировании содержания школьного исторического образова-ния необходимо обеспечить баланс политических, культурных, этнонацио-нальных и иных ценностей при доминанте общенациональных (государ-ственных) ценностей.

Историческое образование должно помочь каждому человеку освоить три круга ценностей: этнокультурных, общенациональных (российских) и общечеловеческих (планетарных).

Создание новой концепции позволит более целенаправленно вести ра-боту по обновлению содержания, правильно определить пропорции между


всеобщей, национальной и региональной историей, между различными пе-риодами в школьных курсах истории. Реальное ее создание теснейшим об-разом связано с формированием национально-государственной доктрины России, общей концепцией развития содержания образования.

При структурной перестройке исторического образования, разработке новой концепции и подходов предполагается сохранить систематическое изучение истории. Оно может вестись как раздельными синхронизирован-ными, параллельными курсами отечественной и всеобщей истории, так и интегративными курсами «Россия и мир». Интегративные курсы дают воз-можность лучше увидеть общее и особенное в развитии России и мира, их взаимосвязь и взаимовлияние, рассматривать историю России в контексте всемирной истории. Однако существует опасность, что при таком подходе будет размыт курс отечественной истории, снизится его воспитательный потенциал. Всеобщая история в этом варианте будет представлена лишь в ракурсе связей с Россией.

В первом концентре (5-9 кл.) историческое образование предусматри-вает систематическое изучение отечественной и всеобщей истории с древ-ности и до наших дней (ранее в основной школе курс отечественной исто-рии завершался XIX веком), причем соотношение между курсами отечест-венной и всеобщей истории изменяется в пользу отечественной (ранее на отечественную и всеобщую историю отводилось приблизительно по 50% учебного времени).

Во втором завершенном концентре (10-11 кл.) также предусматривает-ся изучение курсов отечественной и всеобщей истории. В непрофилиро-ванных школах могут изучаться курсы общекультурного профиля: «Исто-рия России с древнейших времен до наших дней», «Основные вехи в исто-рии человечества», «История мировой культуры» и др. Данные курсы предполагают изучение нового материала и углубление на более высоком проблемно-теоретическом уровне ранее изученного.

В гуманитарных школах могут быть предложены профессионально ориентированные курсы «Российская цивилизация», «История мировых цивилизаций», курсы по отдельным разделам истории, по философии ис-тории, по вспомогательным историческим дисциплинам.

6. С учетом того, что в обществе растет интерес к религии как важней-шему культурологическому феномену, Министерство, сформулировав чет-кую позицию по вопросу о светском характере образования в общеобразо-вательной школе, рекомендует программы факультативных курсов «Исто-рия религий», «Мировые религии», «Религиоведение» и готовит учебники по этим курсам.

7. Разработка новой системы школьного обществоведческого образова-ния. Ранее незначительные по объему обществоведческие дисциплины


(курс обществоведения и основ советского государства и права) выполня-ли в основном идеологическую функцию. Сегодня формируется система обществоведческого образования и ее концептуальные основы.

В содержание школьного обществознания входят основы таких наук, как социальная философия, экономическая теория, политология, правове-дение, социология, культурология и другие, которые дают достаточно глу-бокие и полные научные знания о человеке и обществе. Ранее в условиях тоталитарной общественной системы эти науки практически не изучались в школе.

Учащимся можно рекомендовать широкий выбор курсов: «Право и по-литика», «Введение в экономику», этико-философский курс «Человек», интегрированные курсы «Граждановедение» (5-9 кл.), «Человек и общест-во» (8-9 кл.). Предметом изучения образовательно-воспитательного курса «Граждановедение» стали не столько науки об обществе и не общество как объект изучения, а социальные проблемы, имеющие личностную значи-мость для учащихся. Курс состоит из большого количества модулей, рас-крывающих проблемы права, экономики, взаимоотношения подростков и общества. Курс хорошо оснащен методически, обращен к личности ребен-ка, предполагает активные формы работы с классом.

Курс «Человек и общество» соединяет научные проблемы с жизненно-важными сферами деятельности человека, взаимоотношения человека, об-щества и природы. Изучением этих курсов завершается первый концентр обществоведческого образования, который является пропедевтикой более глубоких и сложных профильно-ориентированных курсов в старшей шко-ле.

Можно прогнозировать, что в большинстве школ в старших классах основными останутся вводные обществоведческие курсы, интегрирующие знания основ общественных наук. Наибольшее распространение в 10-11 классах получил учебный курс «Человек и общество». Его назначение – содействовать развитию свободной личности, социализации взрослеющего человека, формированию его мировоззрения.

Для обогащения обществоведческого курса подготовлены программы и пособия модульных курсов «Мир человека», «Введение в социологию», «Введение в философию», «Введение в экономику», Введение в политоло-гию», «Основы правоведения».

Создан междисциплинарный курс «Современный мир», интегрирую-щий знания по ряду социально-гуманитарных дисциплин (география, ис-тория, литература, экономика).

8. В целях гуманитаризации естественнонаучных дисциплин, система-тизации знаний учащихся вокруг важнейших мировоззренческих идей, формирования целостной картины мира необходимо включить в содержа-


ние обществоведческой подготовки доступные для учащихся знания по философским проблемам естествознания.

9. Широкая обществоведческая подготовка учащихся приобретает осо-
бую остроту в связи с необходимостью целенаправленной работы по граж-
данскому образованию и воспитанию. Сегодня в стране отсутствует граж-
данское общество с присущими ему институтами самоорганизации и само-
развития. Крайне низка политическая культура, у населения отсутствуют
элементарные знания основных положений Конституции Российской Фе-
дерации, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребен-
ка. От уровня гражданского образования и воспитания, от знания учащи-
мися основ демократии во многом будет зависеть становление гражданско-
го общества и правового государства. Общество крайне нуждается в ин-
формированной и компетентной личности, принимающей самостоятель-
ные решения и способной нести ответственность за свои поступки. В усло-
виях политической и экономической нестабильности, обострения нацио-
нальных отношений, дефицита духовности, исключительно важной стано-
вится стабилизирующая роль школы как гаранта гражданского мира. Госу-
дарственная система образования, и в первую очередь общего среднего,
отвечающего за социализацию личности, является важнейшим и едва ли не
единственным инструментом, который способен эволюционным путем
обеспечить смену ментальности, воспитать человека гражданского обще-
ства.

В связи с этим приобретает особую актуальность организация изучения в образовательных учреждениях Конституции Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №2131 от 29.11.94 г.

Гражданское образование, осуществляемое как на уроках, так и во вне-урочное время, воспитание уважения к Конституции, общепризнанным международным правовым актам, формирование мотивов и потребностей действовать в соответствии с ними, активного участия в жизни общества могло бы дать импульс воспитательной работе в школе.

10. Впервые в практике общеобразовательной школы подготовлены па-
раллельные и профильные учебники и программы. Создаются условия для
подлинной дифференциации гуманитарного образования с учетом индиви-
дуальных различий, интересов, способностей учеников, особенностей и
запросов регионов, национальных культур. В регионах подготовлены соб-
ственные учебники по общественным дисциплинам, однако в ряде случаев
вызывает беспокойство отсутствие в учебниках и практике преподавания
правильных пропорций между общенациональным, этнокультурным и со-
циальным аспектами, которое может привести к опасным перекосам и де-
формациям в межнациональных отношениях в условиях многонациональ-
ного государства.


11. Создание государственных образовательных стандартов по общест-вознанию. В переходный период до введения государственных образова-тельных стандартов подготовлены основные (базовые) компоненты содер-жания курсов обществознания, всеобщей и отечественной истории. Они носят временный характер. Их задача обеспечить выполнение минималь-ных требований к уровню обязательной подготовки учащихся по общест-венным дисциплинам, сохранить единое образовательное пространство России.

Начавшаяся работа по обновлению исторического и обществоведческо-го образования, процессы, происходящие в стране, способствовали появ-лению новых тенденций в состоянии преподавания, в уровне и качестве знаний учащихся:

- процесс преподавания отечественной и всеобщей истории в идейно-теоретическом отношении отличается многообразными подходами в осве-щении исторического прошлого;

- уход от заостренно-публицистического и дискуссионного характера преподавания истории, свойственного «перестроечным» и первым «пост-перестроечным» годам; возрождение интереса к общероссийским ценно-стям, формированию национального самосознания;

- ощущается рост интереса учителей и учащихся к преподаванию и изу-чению отечественной истории, причем в отличие от недавнего времени их привлекает больше история досоветского периода, а советский период рас-сматривается теперь более взвешенно, спокойно;

- во всех исторических курсах происходит отказ от жесткого детерми-низма, изложения преимущественно только социально-экономической ис-тории, более всесторонне и объемно освещаются все стороны обществен-ной жизни, в том числе вопросы духовной жизни, быта, нравов, религии, показывается вклад всех народов в достижения современной цивилизации, увеличивается объем региональной истории, краеведческого материала;

- резко возрос интерес к обществоведческим дисциплинам, в первую очередь к экономике, правоведению, политологии и социологии.

Было бы целесообразно для формирования интереса учащихся к обще-ственным дисциплинам организовать проведение всероссийских олимпиад уже с 1996 года.

Важнейшими условиями реализации разработанной стратегии являют-ся:

- своевременный выпуск комплектов учебников по новой структуре обществоведческого образования;

- оперативное методическое обеспечение нового содержания образова-ния в условиях быстрого обновления содержания и концептуальных под-ходов к обществоведческому образованию;


- внедрение современных личностно-ориентированных педагогических технологий, методик развивающего обучения, вовлечение учащихся в раз-личные формы познавательной деятельности, отработка умений и навыков, необходимых для социализации личности;

- обновление фонда средств обучения. Существующий сегодня фонд средств обучения по истории и обществознанию устарел. Изменения, про-исходящие в содержании образования, появление нового поколения учеб-ников не подкреплены современными учебно-наглядными и аудиовизу-альными пособиями. В настоящее время фактически прекращено произ-водство учебных диафильмов, диапозитивов, кинофильмов, видеофильмов по истории. Учителя вынуждены приспосабливать морально устаревшие, приобретать и использовать пособия сомнительно качества, выпускаемые коммерческими структурами, не получившие экспертной оценки. При соз-дании новых средств обучения следует обеспечить приоритетное внедре-ние современных информационных технологий;

- обновление содержания и структуры школьного исторического и об-ществоведческого образования, безусловно, требует интенсивной подго-товки и переподготовки учителей истории и обществознания, особенно в области методологии. Увеличивающийся круг учебных предметов, курсов по выбору, факультативов, профильных школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла диктует необходимость серь-езных изменений в вузовской подготовке будущего учителя.

К сожалению, обновление школьного и вузовского обществоведческого образования происходит автономно. Следует решить вопрос о соотноше-нии содержания обществознания, изучаемого на разных ступенях образо-вания в школе и вузе.

Главное управление развития общего среднего образования.

Date: 2015-10-19; view: 429; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию