Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образования Российской Федерации





от 28.12.94 г. № 24/1

О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях.

Заслушав и обсудив сообщение заместителя начальника Главного управления развития общего среднего образования А.М. Водянского о


стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях, коллегия отмечает, что курс на демо-кратические преобразования в стране, гуманизацию и гуманитаризацию образования значительно поднял роль общественных наук и потребовал реформирования школьного исторического и обществоведческого образо-вания.

Ситуация с состоянием исторического и обществоведческого образова-ния в общеобразовательных учреждениях характеризуется следующими особенностями. С одной стороны, нестабильность общества, его переход-ный характер сказались на состоянии общественных наук и не дают воз-можности создать на основе фундаментальных исследований современную концепцию исторического и обществоведческого образования. В настоя-щее время институты Российской академии наук и Российская академия образования только приступили к ее разработке. С другой стороны, школа как процесс непрерывного духовного воспроизводства не может успешно функционировать в условиях мировоззренческого вакуума. В этих услови-ях перед системой образования встала задача выработки стратегии разви-тия исторического и обществоведческого образования на переходный пе-риод.

Главное управление развития общего среднего образования совместно с Институтом общего образования и Гуманитарным центром Министерст-ва образования Российской Федерации, Институтом общеобразовательной школы Российской академии образования, институтами Российской исто-рии и Всеобщей истории Российской академии наук разработали страте-гию развития исторического и обществоведческого образования в общеоб-разовательных учреждениях в переходный период. Она предполагает:

1. Отказ от монополии тоталитарной идеологии в сфере преподавания общественных наук в школе и переход к плюрализму идеологий, рамки которого определяют Конституция Российской Федерации и Всеобщая декларация прав человека.

2. Обращение к определенной системе ценностей, связанных как с лучшими национальными традициями, так и с общечеловеческой традици-ей гуманизма как глобального мировоззрения.

3. Продолжение работы по созданию системной концепции и конст-руированию на ее основе содержания исторического и обществоведческого образования.

4. Формирование структуры и содержания школьного исторического и обществоведческого образования, обеспечивающих становление целостной и завершенной системы знаний на всех этапах обучения школьника (в на-чальной, основной, полной средней школе). Создание системы пропедев-тических знаний о человеке и обществе, истории России и мира в началь-


ной школе. В основной и полной средней школе осуществление перехода с линейной (5-11 кл.) на концентрическую (5-9 и 10-11 кл.) систему изучения предметов образовательной области «ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИ-НЫ».

5. Организация целенаправленной работы по гражданскому образова-нию и воспитанию школьников. В связи с этим особую актуальность при-обретает изучение в общеобразовательных учреждениях Конституции Рос-сийской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Фе-дерации № 2131 от 29.11.94 г.

6. Создание государственных стандартов по общественным дисципли-нам и временных требований (основных компонентов содержания образо-вания) на переходный период до введения государственных федеральных стандартов.

7. В целях гуманитаризации естественнонаучных дисциплин, формиро-вания целостной картины мира включение в содержание обществоведче-ской подготовки доступных для учащихся знаний по философским про-блемам естествознания.

8. Подготовка параллельных и профильных учебников и программ для осуществления вариативности образования, его дифференциации, учета потребностей регионов, национальных культур.

Происходящие в обществе перемены, начавшееся реформирование школьного исторического и обществоведческого образования способство-вали появлению положительных тенденций в состоянии преподавания и знаниях учащихся. Однако успешной реализации стратегии мешает опре-деленная методологическая неподготовленность учителя для работы в из-менившихся условиях, отсутствие полного комплекта учебников по новой структуре, устаревший фонд средств обучения. С большим опозданием идет процесс создания и внедрения современных педагогических и инфор-мационных технологий.

Исходя из вышеизложенного коллегия Министерства образования Рос-сийской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить стратегию развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях на переходный период, направленную на разработку концепции, структуры, обновление содержа-ния и учебно-методическое обеспечение курсов истории и обществозна-ния.

2. Рекомендовать органам управления образованием при разработке ре-гиональных программ и стандартов по образовательной области «ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ» учитывать основные направления стратегии развития школьного исторического и обществоведческого обра-зования.


3. Главному управлению развития общего среднего образования
(М.Р. Леонтьева):

3.1. Продолжить совместно с Российской академией наук и Россий-ской академией образования разработку концепции исторического и обществоведческого образования и реформирования содержания в со-ответствии с принятой стратегией.

3.2. Обеспечить своевременный выпуск комплектов учебных посо-бий по новой структуре школьного исторического и обществоведческо-го образования, по профильным и углубленным курсам, входящим в федеральный комплект учебников.

3.3. Организовать выпуск методической литературы и технических средств обучения в помощь учителю истории и обществознания.

3.4. В целях формирования интереса учащихся к общественным дисциплинам, выявления одаренных в гуманитарной сфере учащихся провести в 1996 г. Всероссийскую олимпиаду школьников по общест-вознанию.

3.5. Совместно с журналом «Преподавание истории в школе»
(А.П. Прохоров) оперативно публиковать материалы методического
характера для учителей, рекомендации по изучению наиболее сложных
тем, опыт использования современных личностно-ориентированных
педагогических технологий, систем развивающего обучения.

3.6. Совместно с Управлением внешкольного дополнительного об-
разования (А.К. Бруднов) до 1 февраля 1995 г. подготовить информа-
ционно-методическое письмо «О гражданском образовании и воспита-
нии учащихся, изучении Конституции Российской Федерации».

3.7. Поручить Институту национальных проблем образования
(М.П. Кузьмин) экспертизу учебных пособий по истории и общество-
ведению, содержащих национально-региональный компонент.

3.8. Совместно с Главным управлением педагогического образова-
ния (М.Н. Костикова) рассмотреть вопрос и подготовить предложения
по совершенствованию вузовской подготовки учителей истории и об-
ществознания и соотношению содержания общественных дисциплин
на разных ступенях образования, прежде всего, в школе и в вузе (II кв.
1995 г.).

4. Главному управлению кадрового обеспечения и социальной защиты (Б.Г. Иванов) совместно с Главным управлением развития общего среднего образования до 1 марта 1995 г. разработать рекомендации по аттестации учителей истории и обществознания общеобразовательных учреждений.

5. Главному управлению педагогического образования совместно с на-учно-методическим советом по истории Учебно-методического объедине-ния по общим проблемам педагогического образования при проведении


экспертизы учебно-программной документации, представляемой педагоги-ческими вузами, учитывать основные направления стратегии развития школьного исторического и обществоведческого образования.

6. Главному управлению международного сотрудничества (Е.А. Лен-ская) совместно с Главным управлением развития общего среднего образо-вания до 1 мая 1995 г. разработать программу сотрудничества с зарубеж-ными странами в области преподавания общественных дисциплин, вклю-чив в нее вопросы создания стандартов, сравнительного анализа учебников и учебных пособий, обмена опытом по обучению демократии и правам че-ловека.

7. Контроль за выполнением данного решения коллегии возложить на заместителя Министра А.Г. Асмолова.

Председатель коллегии Е.В. Ткаченко.

Date: 2015-10-19; view: 768; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию