Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образ, слово и условный знак в сообщениях учащимся историче-ских знаний





Усвоение системы исторических знаний осуществляется в результате разносторонней, активной и творческой деятельности обучаемых. Учебное познание истории идет путем, сокращенным и облегченным по сравнению с познанием научным. Предметно проблемами познания истории занимал-ся И.Я. Лернер. Из огромного материала, собранного, проанализированно-го и обобщенного исторической наукой, в обучении отбирается минимум для решения образовательно-развивающих и воспитательных задач. В большинстве случаев в обучении истории знания излагаются в адаптиро-ванном и систематизированном виде.


В основе учебного познания истории лежат ощущения и восприятия. Знания об исторических событиях, о внешней стороне явлений черпаются из различных источников информации. Получение информации является обязательным и начальным моментом учебного познавательного процесса. Источники исторических знаний очень разнообразны. Важное место в учебном познании истории занимают предметная и изобразительная на-глядность, карта, документ. Велика по сравнению с большинством других учебных предметов и роль описания и повествования, как в устной, так и письменной форме.

Усвоение учащимися знаний идет вместе с их осмыслением. От учени-ка требуется волевое усилие, внимание, запоминание, работа фантазии, создающей в сознании образы описываемых явлений. В процессе изучения истории ученик осуществляет самостоятельный поиск фактов, событий. Для этого он должен знать различные источники исторических знаний и владеть приемами работы с ними.

Сущность исторических фактов: генезис и развитие исторических яв-лений, соотношение единичного, особенного и общего в общественной жизни, закономерности исторического процесса и другие аналогичные знания, раскрытые исторической наукой, могут быть усвоены в обучении только на основе мыслительной деятельности учащихся, путем осмысле-ния сообщенных учителем, учебником и др. литературой готовых знаний или путем самостоятельного их открытия с помощью и под руководством учителя.

Разные по своему характеру знания в процессе их формирования тесно взаимодействуют друг с другом. Формирование понятий опирается на зна-ние фактов, на живые конкретные образы. В свою очередь прочность ус-воения фактических знаний зависит от сформированности у учащихся обобщенных знаний и степени их систематизации. Чем богаче и система-тизированнее обобщающие понятия учащегося, тем быстрее и глубже он осмыслит и включит новый материал в имеющуюся у него систему исто-рических знаний. Понятие есть не только результат, но и форма мышления.

В процессе учебного познания истории мысль учащихся движется от конкретного к обобщенному, а от обобщенного вновь к конкретному, но уже на более высокой основе понятийных знаний. На этой основе усваи-ваются новые факты, а также переосмысливаются в новых связях и отно-шениях факты, ранее известные.

В процессе обучения происходит повышение обучаемости школьников истории. Под обучаемостью психология и педагогика понимают способ-ность ученика к усвоению знаний. Обучаемость зависит от общего разви-тия человека, запаса и систематизации его знаний, овладения способами познавательных действий.


Результативность обучения истории зависит от многих факторов, в том числе от руководства учебным процессом, которое заключается в следую-щем: во-первых, обеспечение познавательной деятельности учащихся ис-точниками исторических знаний. Одним из источников является изложе-ние материала учителем. Подбор источников является условием формиро-вания у школьников способности к самостоятельной познавательной дея-тельности с различными источниками исторических знаний.

Во-вторых, создание у учащихся психологического настроя на изуче-ние материала, пробуждение интереса и познавательной активности, орга-низация устойчивого внимания. В обучении истории эти задачи решаются разнообразными средствами в зависимости от изучаемого материала и обучаемости школьников. Особенно действенным средством является соз-дание у учащихся осознанной конкретной цели, которой они стремятся достигнуть в результате своей работы.

В-третьих, непосредственное руководство процессом восприятия мате-риала учащимися. Выделение главного, подлежащего обязательному ус-воению, путем составления плана изложения, показа на картине, карте и т.п. или постановкой перед учащимися задач, требующих самостоятельно-го нахождения нужных знаний.

В-четвертых, руководство мышлением учащихся на всех этапах про-цесса познания истории: при сообщении нового материала, первоначаль-ном закреплении, выполнении домашних заданий, повторении.

Руководство мышлением в обучении истории осуществляется путем непосредственного объяснения фактов, часто с постановкой риторических вопросов, в эвристической беседе, путем постановки проблем для само-стоятельного их решения, организации дискуссии и т.д. Важную роль в ру-ководстве мышлением играет зрительная опора, в большинстве случаев символического характера.

В-пятых, организация закрепления знаний и руководство им на уроках и при выполнении домашних заданий. Важнейшим фактором закрепления знаний в памяти является установление многосторонних связей и отноше-ний между отдельными их элементами (фактами, понятиями, деталями).

В-шестых, проверка и корректировка результатов учебной деятельно-сти. Проверке и корректировке подвергаются знания, развитие историче-ского мышления, овладение способами действий с историческим материа-лом, способность правильно применять знания на практике.

Основная роль организатора и руководителя учебной деятельностью школьников принадлежит учителю. Только учитель имеет возможность строить процесс обучения истории применительно к обучаемости школь-ников и к темпам ее развития, проверять и корректировать разносторон-нюю учебную деятельность, возвратиться к плохо усвоенному, разъяснить


непонятное, своевременно объяснить и показать нужный способ деятель-ности. Важная роль в этом процессе принадлежит личности учителя, его авторитету.

В методике существует понятие «источники исторических знаний» в школьном обучении истории. Это – понятие педагогическое. Оно включает источники, содержащие знания, обработанные и систематизированные наукой, отраженные искусством. Для школьников наряду с учителем и учебными пособиями источниками знаний служат и другие носители исто-рической информации: музеи, документальные и игровые кинофильмы, памятники, газеты. Учащиеся черпают в них исторические знания как в процессе обучения, так и вне его.

В методической литературе источники исторических знаний группи-руются обычно по внешнему признаку – по характеру восприятия заклю-ченной в них информации нашими органами чувств. Различают устное из-ложение, текст, наглядность. Эти группы делятся на более частные. Так, детальную классификацию форм устного изложения разработал А.А. Ва-гин, а средств наглядности – Д.Н. Никифоров и др.

Группировка источников по характеру знаний предлагается Ф.П. Ко-ровкиным и выглядит следующим образом:

1. Документальные исторические источники, научная обработка кото-рых не вышла за пределы их отбора, адаптаций, комментирования.

2. Источники, содержащие научно обработанные знания с известной их систематизацией, объяснением и оценкой фактов.

3. Источники, воссоздающие прошлое средствами искусства.
Некоторые группы источников исторических знаний в свою очередь

делятся по форме, в которой исторические знания в них выражены, – сло-во, условный знак, зрительный образ.

Источники исторических знаний оформляются в виде учебных посо-бий; некоторые из них содержат различные по характеру источники. Так, в учебник включены разнообразные виды текстовых и иллюстративных ис-точников. Учитель в изложении материала использует разнообразные ис-точники знаний – от научно обработанных и систематизированных знаний до включения в изложение исторического документа, художественного произведения и т.д. Большое значение для работы с источниками имеет и техническая сторона их оформления: экранизация, настенные и настоль-ные пособия, экспозиции коллекций, изготовление самодельных пособий.

В формировании знаний в процессе обучения истории можно выделить ряд этапов. При всех различиях познавательной деятельности школьников первого и второго концентров в методике обучения истории формирование исторических знаний проходит общие для всех учащихся основные этапы движения от незнания к знанию, от неполного, поверхностного, отрывоч-


ного знания к знанию все более полному, глубоко осознанному, системати-зированному и действенному.

В процессе обучения взаимодействуют учитель и школьники. Учитель является организатором и руководителем процесса обучения, он определя-ет цели и содержание, характер и последовательность учебной деятельно-сти учащихся. Однако успешным учебный процесс будет только в том слу-чае, если учебная деятельность школьников активна, если мысль ребенка работает, умения и навыки его совершенствуются.

При всех условиях ученику надлежит усвоить опыт творческой дея-тельности самостоятельно. Руководство учителя состоит, как подчеркивает И.Я. Лернер, в конструировании соответствующих задач. Рассмотрим три способа усвоения: а) осознанное восприятие и запоминание информации, становящейся знанием; б) неоднократное воспроизведение по показанному образцу способов деятельности, превращающихся в умения и навыки; в) осуществление процедур творческой деятельности при решении проблем-ных познавательных задач.

Указанные способы соответствуют разным элементам содержания об-разования и взаимосвязаны между собой так же, как и эти элементы. Дан-ные три уровня усвоения показывают, что второй и третий из них невоз-можны без первого. Каждый последующий делает знание более понятным, разносторонним и глубоким. Важно отметить, что совершенствование зна-ний на каждом уровне происходит при одновременном усвоении (в ходе оперирования знаниями) других элементов содержания – способов дея-тельности на втором уровне и опыта творческой деятельности на третьем уровне.

Не всегда нужно проводить учащихся через все три уровня. В реальном процессе обучения, особенно во втором концентре, когда у учащихся по-степенно накапливается фонд знаний и умений, можно начинать усвоение с третьего уровня. Эта возможность обусловлена, во-первых, тем, что близ-кие знания были раньше усвоены на других уровнях, а во-вторых, структура исторических знаний второго концентра дает возможность ис-пользовать знания, полученные в первом концентре. Можно также ограни-читься усвоением знаний и в том случае, если уровень умственного разви-тия учащихся довольно высок и они уже сами творчески перерабатывают информацию, полученную любым другим способом.

Характеристика трех уровней усвоения важна для понимания совре-менного процесса обучения. Он предполагает доведение основных знаний и умений учащихся, предусмотренных государственным стандартом и про-граммой, до третьего уровня усвоения. В этом заключается одно из важ-нейших дидактических условий полноценного обучения.


Соотнося элементы содержания со способами их усвоения, мы касались только первых трех элементов содержания – знаний, умений и опыта твор-ческой деятельности. Для достижения воспитательных целей обучения ис-тории необходимо обратиться и к способу усвоения четвертого элемента содержания – опыта эмоционального отношения к изучаемым объектам.

Знания, способы деятельности по образцу и творческая деятельность предполагают эмоциональный настрой, эмоциональное отношение, кото-рое всегда избирательно. Поэтому необходимы эмоциональное воздейст-вие на учащихся, формирование их эмоций, создание условий оптимально-го возбуждения эмоций для целей учителя. Переживание обеспечивает эмоциональное восприятие исторического содержания и эмоциональную реакцию на него – положительную или отрицательную.

Таким образом, не должно быть обучения, при котором в конечном счете обучающиеся не достигали бы усвоения содержания на творческом уровне и которое не сопровождалось бы эмоциональным воздействием.

Подчеркнем еще раз, что свою работу учитель истории строит приме-нительно к прогнозируемой деятельности школьника. Исходя из всего ска-занного можно выделить четыре основных этапа в формировании знаний. Первый этап – подготовка учащихся к усвоению нового материала. Второй этап – первоначальное изучение новой темы. Третий этап – закрепление и дальнейшее осмысление знаний, полученных на уроке первоначального их усвоения. И четвертый этап – домашняя работа учащихся, проверка и за-крепление материала в классе.

Еще раз подчеркнем, что эти этапы требуют деятельности как учителя, так и ученика. Вместе с тем надо учесть, что проверка и актуализация зна-ний по ранее изученному материалу может проводиться в качестве само-стоятельной части урока и в ходе изучения нового материала по связям с ним. В отдельных случаях, например перед уроками семинарского типа, уроками-экскурсиями, киноуроками и др., учебные задачи могут быть по-ставлены на предшествующих уроках. Создание проблемной ситуации может сочетаться с постановкой и уяснением основной задачи урока.

Разделение изучения темы урока на три этапа – усвоение фактических знаний, их осмысление и закрепление – условно. Однако при всем струк-турном разнообразии изучения исторического материала необходимо, что-бы оно прошло через три названные ступени познавательной деятельности учащихся.

Закрепление и совершенствование изученного материала осуществля-ется по следующим линиям: а) знание фактов, хронологии, карты; б) по-нимание и усвоение сущности изучаемых исторических фактов, взаимо-связи между ними и включение их в общую систему исторических знаний; в) знание источников исторических знаний и способов работы с историче-


ским материалом, овладение умениями применять их на практике; г) спо-собность четко формулировать свои знания и суждения, излагать содержа-ние темы в последовательности и логике учебника и в оригинальной ком-поновке; д) способность выразить личное отношение, дать и обосновать оценку изучаемых фактов.

Учет результатов обучения осуществляется в устной, письменной и графической форме, или выделяется как самостоятельный этап познания (звено урока), или производится в ходе изучения нового материала по свя-зями с ним.

Важное место в обучении истории принадлежит образу, слову и услов-ному знаку в сообщении учащимся исторических знаний.

Формирование исторических знаний осуществляется в результате син-теза получаемой извне информации и актуализации имеющихся знаний. Это необходимо учитывать при определении роли и соотношении слова, зрительного образа и условного знака как средств передачи информации об исторических фактах в обучении истории.

В познании учащимися исторических фактов и исторического процесса в целом роль образной (и предметной) наглядности как средства передачи информации огромна. Значение наглядности в обучении хорошо известно. Объективно существующий мир, природа и человеческое общество отра-жаются в образах во всем своем конкретном многообразии предметов, лю-дей, событий, явлений, красок, форм. В связи с этим познавательная дея-тельность становится живой, эмоционально захватывающей и, вследствие этого, эффективной. Образное сближает учащегося с реальной действи-тельностью, позволяет все время ее чувствовать.

Образная наглядность является исходным материалом для формирова-ния и прочного закрепления в памяти знаний о явлениях материальной жизни общества: орудиях труда, жилище, одежде, оружии, производствен-ных процессах. Использование ее является необходимым условием преду-преждения «модернизации истории», то есть перенесения в прошлое пред-ставлений, почерпнутых в современной жизни. Образная наглядность слу-жит основным и незаменимым средством формирования знаний о памят-никах архитектуры и изобразительного искусства, важным пособием для формирования представлений об исторических деятелях и типических представителях общественных слоев различных эпох.

Зрительные образы приближают учащихся к положению свидетелей исторической действительности. Это повышает эмоциональность отноше-ния к истории, усиливает чувство сопереживания с действовавшими в ней людьми. Устойчивость зрительных представлений в памяти учащихся и особенно изобразительные пособия перед их глазами, создают благоприят-ные условия для анализа, сопоставления, синтеза их содержания.


В обучении истории целесообразно привлекать только те образные по-собия, которые эффективно служат решению основных образовательно-воспитательных задач. Перегрузка преподавания образной наглядностью может иметь больше отрицательных, чем положительных последствий. На-глядный образ содержит не только существенные черты исторических фак-тов, но и признаки второстепенные, случайные.

Недопустимо, чтобы сущность фактов заслонялась в сознании учащих-ся какими-то бросающимися в глаза деталями.

Привлечение наглядного пособия целесообразно:

а) при изучении новых для учащихся материальных объектов (орудий
труда, произведений искусства);

б) при отсутствии или недостатке в памяти учащихся образов, необхо-
димых для создания целостного представления об излагаемых фактах;

в) при характеристике выдающихся исторических деятелей (потрет)
или типических представителей общественных слоев населения;

г) при необходимости поднять, выделить исторический факт, повысить
его эмоционально-воспитательное воздействие, особо прочно закрепить
его в памяти учащихся (роль играют фотографии, картины, портреты);

д) в целях создания условий для анализа изучаемых общественных яв-
лений, их сравнения, прослеживания их развития (для сопоставления ре-
месленной мастерской и мануфактуры).

Роль образной наглядности в формировании исторических знаний осо-бенно велика в первом концентре. Здесь изучаются эпохи, в которых мате-риальная и духовная жизнь общества резко отличаются от современной. У школьников этих классов еще беден запас представлений и понятий о при-роде и обществе, а имеющимся представлениям недостает четкости и со-держательности. Учащиеся средних классов очень живо, с большим инте-ресом относятся к наглядности и переносят это отношение на связанное с ней устное изложение материала.

Речь в обучении истории играет особую роль. Слово-сигнал может явиться гораздо более емким носителем содержания, чем образная нагляд-ность.

Устная и письменная речь – не только способ передачи информации, но и средство мышления. Познание сущности фактов, связей и отношений между ними, осознание их как закономерного процесса возможны только на основе речи. Она позволяет актуализировать, систематизировать, обоб-щать сохраняемые в памяти знания, применять их для объяснения сущно-сти исторических явлений.

В методике нередко употребляют выражение «живописующий рас-сказ». Действительно, можно писать исторические картины словами, но при условии, что за этими словами в сознании слушателя или читателя сто-


стоят конкретные образы-представления. В услышанные или прочитанные слова ученик вкладывает то содержание и тот смысл, которые с этими сло-вами в его сознании связаны. Следуя за рассказом учителя, школьник из имеющихся у него частных представлений может создать своим воображе-нием целостные исторические картины. Если же у школьника за услышан-ным или прочитанным словом нет конкретного содержания, он нередко теряется и перестает усваивать материал или вкладывает в слово совсем иной смысл или образ. Органическое сочетание слова и зрительного образа при непременной опоре на второй и при организующей, определяющей роли первого является необходимым условием сознательного и прочного усвоения исторического материала.

Вместе с тем никакие учебники не могут заменить живое слово учите-ля. Оно организует, направляет получение знаний учащимися, определяет темп, чувства, отношение к тому или иному событию. Слово сиюминутно. Его нельзя вернуть, и в этом главный его недостаток. Печатное слово дает возможность перечитать прочитанное.

Наряду с речью и образами средством передачи информации в обуче-нии истории служат условные знаки. Условные знаки – носители обоб-щенных и выраженных в слове знаний о природе и обществе. Особенно широкое применение они находят в картографических пособиях. Услов-ными знаками являются также линии, прямоугольники и другие фигуры в педагогических рисунках, диаграммах, схемах.

Условные знаки могут очень доходчиво и экономно по времени пере-дать учащимся содержательную информацию об исторических фактах, их взаимоотношениях и связях между ними, так как информация, передавае-мая условными знаками, освобождена от всех частных подробностей.

Date: 2015-10-19; view: 557; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию