Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Структура школьного исторического образования





 

Класс Исторический курс Количество часов в неделю
Эпизодические рассказы по истории СССР
История древнего мира
История средних веков (до середины XVIII века)
История СССР с древнейших времен до конца XVIII века
Новая история (1640-1870 гг.). История СССР (XIX век)
Новая история (1870-1918 гг.). История СССР (с начала XX века до 1936 г.). Новейшая история зарубежных стран (1917-1939 гг.)
История СССР (с 1936 г. до настоящего времени). Новей-шая история зарубежных стран (с 1939 г. до настоящего времени)

Линейная структура, как видим, предполагает изучение последователь-ных этапов истории человечества с древнейших времен на протяжении всего школьного курса – каждый этап один раз. Такая структура просуще-ствовала долго, так как имеет ряд положительных моментов. Преимущест-


ва линейного построения в том, что оно соответствует структуре историче-ской науки. Психолого-педагогические соображения не играют ведущей роли в обосновании указанного принципа. Расположение материала есте-ственно; учащиеся, заканчивающие среднюю школу, получают полное представление об историческом развитии человечества. При экономии времени линейный принцип позволяет избежать повторений. Изучение но-вого материала поддерживает интерес учащихся к предмету. Такая струк-тура позволяет придерживаться требований последовательности, историз-ма, систематичности, доступности. Она дает возможность формировать понятия, выявлять причинно-следственные связи, ярко и живо излагать ис-торические факты, вносить изменения в содержание исторического обра-зования. Общее содержание учебного исторического материала легко под-дается корректировке. В советской школе неоднократно пересматривался объем исторических фактов и понятий, сокращалось время на изучение ранних периодов истории ради углубленного изучения новейших фактов.

Вместе с тем у такой структуры есть и серьезные недостатки. Прежде всего, история древнего мира и средних веков, которые изучались в млад-ших классах, усваиваются на элементарном уровне. Попытки восполнить этот пробел вели к перегрузке ребенка. Возможности вернуться к данным периодам на более высоком теоретическом уровне нет. При линейной структуре обучение растягивается на 6-7 лет, носит экстенсивный харак-тер. Зачастую нарушалась синхронизация отечественной и зарубежной ис-тории, у школьников не создавалось целостного представления о прошлом. Построение курсов основывалось на формационном подходе, периодиза-ция школьных курсов не всегда носила научный характер. Так, в 8 классе изучалась история СССР с древнейших времен до конца XVIII века, в 10 классе 1917 г. и 1936 г. были вехами, которые определяли начало изуче-ния новейшей истории, 1936-м годом заканчивался курс истории СССР. На всей территории СССР существовал единый учебный план, программа, ко-торые определяли содержание преподавания истории. Зачастую не учиты-вались национальные, региональные и исторические особенности отдель-ных республик и областей. Следует заметить, что последние замечания на-прямую не связаны с принципами линейной структуры образования. Но свою роль в решении о переходе к концентрической структуре они сыграли.

Переход к концентрической структуре школьного исторического обра-зования в середине 90-х гг. воспринимался как новый. Однако еще на ру-беже XIX-XX веков методическая мысль увидела достоинства концентри-ческого построения исторического образования. Так, в начале XX века в первом и втором классах гимназий был введен доступный пропедевтиче-ский курс русской истории, а в 1913 г. такой же курс древней истории во втором классе.


В значительной мере воздействием идей концентризма объясняется введение в дореволюционной школе пропедевтического курса истории в городских училищах и первых двух классах гимназий (курс отечественной истории). В начале XX века в гимназиях историческое образование уста-навливалось по двум концентрам, а в 1913-1915 гг. перестраивалось на три ступени по русской истории и две – по всеобщей истории.

В связи с введением в СССР в 1959 г. всеобщего восьмилетнего обра-зования произошла перестройка преподавания истории на основе принци-па концентризма. Учащиеся, заканчивая восьмилетнюю школу, должны были иметь представление об истории своей страны и зарубежных стран с древнейших времен до современности. Программа предусматривала изу-чение в 5-6-х классах элементарных курсов истории древнего мира и сред-них веков; в 7-8-х классах – элементарного курса истории СССР с важней-шими сведениями из новой и новейшей истории, а также Конституции СССР; в старших 9-11-х классах – систематических курсов истории СССР, новой и новейшей истории; в выпускном классе – обществоведения. Этой структурой устранялись главные недостатки прежнего линейного построе-ния. Исчезла перегрузка учащихся, открылась возможность более широко-го применения активных методов и организации самостоятельной работы учащихся. Вместе с тем не был проведен достаточно продуманный отбор содержания и соответствующих приемов изложения программного мате-риала в каждом из концентров. История СССР XIX и XX вв., новая и но-вейшая история излагались в учебниках для старших классов конкретнее, чем в 8-м классе. Обе ступени были недопустимо сближены, что создавало определенные трудности в обучении. Систематические курсы даже при условии трехлетнего срока (9-11-й классы) оказались сильно перегружены фактическим материалом. На весь курс обучения ложился отпечаток спеш-ки и поверхностного изучения. В результате 14 мая 1965 г. принимается постановление «Об изменении порядка преподавания истории в школе». Как уже говорилось, вернулись в основном к линейной структуре.

Последняя попытка перехода к концентрической структуре историческо-го образования предпринята в 1993 г. и существенно отличается от прежних.

Рассмотрим достоинства обучения, в основе которого лежит концен-трический принцип построения школьного курса истории. Концентриче-ская структура предполагает возвращение к изучаемому материалу. Один и тот же вопрос рассматривается несколько раз в разных классах, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. На первых ступенях обучения даются элемен-тарные представления, которые по мере накопления знаний и роста позна-вательных возможностей углубляются и расширяются. В этом случае в обучение истории вводится пропедевтический курс (предваряющий).


Принцип концентризма широко распространен в зарубежной школе и шко-лах постсоветских государств (Литва, Латвия и др.) Такая структура позволяет изучать историю человечества с одинаковой глубиной. Приме-нение концентризма имеет ряд преимуществ, если, во-первых, правильно определен объем, специфика содержания и формы изложения историче-ского материала в каждом из концентров в соответствии с возрастными особенностями. Содержание для основной школы – не уменьшенная копия систематического курса средней школы. У каждого концентра своя специ-фика отбора материала. Во-вторых, между соответствующими разделами соблюдается разрыв во времени (3-4 года), нецелесообразно введение бо-лее двух концентров (кроме пропедевтики). В-третьих, есть учебники и даже учебно-методические комплексы, которые учитывают особенности преподавания истории.

Современная школа опирается на принцип концентризма. Основной причиной перехода на новую структуру стал Закон Российской Федерации «Об образовании», согласно которому вводится обязательное основное (девятилетнее) образование. В последние годы выработан следующий ва-риант концентрической структуры школьного исторического образования:


       
   

Начальная школа – пропедевтические курсы истории Основная школа (5-9-й классы) 1-й концентр

Интегрированный курс «Россия и мир»

Раздельные курсы отечественной и всеобщей истории

5 кл.
История древнего мира
5 кл.

История древнего мира

6 кл.
Россия и мир в средние века
6 кл.

История средних веков (конец XV века)

История Отечества (до XVII века)

7 кл. 8 кл.
  7 кл. 8 кл.

История Нового времени

Россия и мир в Новое время

(XV век – конец XIX века –

начало XX века)

История Отечества (до начала XX века)

9 кл.
Россия и мир в Новейшее время
9 кл.

Новейшая история мира (XX век)

История России (XX век)

Полная средняя школа (10-11-й классы) – 2-й концентр
Непрофильные школыГуманитарные школы

История России с древнейших Российская цивилизация

времен до наших дней История мировых цивилизаций

Модульные курсы:
Основные вехи История мировой культуры

в истории человечества История религии и атеизма

Мировые религии

Средневековая Русь в контексте

мировой истории и культуры

Зарубежная история XX века


Такая структура позволяет кроме перечисленных достоинств концен-трической структуры, во-первых, интенсифицировать процесс изучения истории; во-вторых, более четко синхронизировать курсы отечественной и всеобщей истории, а также создать единый интегрированный курс «Россия и мир»; в-третьих, учесть возможность во втором концентре систематизи-ровать и обобщать весь исторический материал на основе формационного, цивилизационного, культурологического и др. подходов; от событийно-хронологического принципа изучения прошлого перейти к проблемному, межпредметному, тематическому; активно использовать разнообразные методы исторического исследования в работе с аутентичными текстами. В-четвертых, становится возможным введение во втором концентре про-фильного и модульного обучения, ориентированного на интересы и проф-ориентацию учащихся 10-11-х классов.

Структура исторических знаний отражает специфику истории как нау-ки и предмета обучения. Как в жизни общества все явления находятся в развитии, связаны между собой, так и исторические знания должны быть динамичны и взаимосвязаны. Каждый из структурных элементов занимает особое место в системе знаний, выполняет особую функцию в ее формиро-вании и развитии. Основу исторических знаний школьников составляют факты, которые позволяют раскрыть существенные связи и отношения ме-жду ними: преемственность, причинно-следственные связи, их осмысление в историческом процессе – соответственно возрасту учащихся.

Таким образом, объект изучения истории – прошлое людей и человече-ства в их естественном и социальном развитии (человек – природа – обще-ство). Основные системные характеристики объекта – историческое время, историческое пространство, историческое движение.

Названный объект может быть представлен на разных уровнях: история человека, история социальных групп и социумов; история всемирная; ис-тория цивилизаций и государств; история этнонациональная; история ре-гиональная; история края. Основные содержательные доминанты школь-ного курса – история Отечества и всеобщая история.

Глава 4. СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ








Date: 2015-10-19; view: 541; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.007 sec.) - Пожаловаться на публикацию