Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Связь методики с другими науками





Слово «методика» происходит от древнегреческого слова «методос», что означает «путь исследования», «способ познания». Значение его не всегда было одинаковым, оно менялось с развитием самой методики, с формированием ее научных основ.

Первоначальные элементы методики обучения истории зародились с введением преподавания предмета как ответ на практические вопросы о целях преподавания, об отборе исторического материала и приемах его раскрытия. Методика как наука прошла сложный путь развития. Дорево-люционная методика разработала богатый арсенал приемов работы учите-ля, создала целые методические системы, объединявшие общей педагоги-ческой идеей отдельные приемы. Речь идет о формальных, реальных и ла-бораторных методах. Советская методика внесла свой вклад в разработку научной системы знаний о процессе обучения истории, о задачах, путях и средствах его совершенствования; ее целью было воспитание строителей коммунизма.

Постсоветский период поставил перед методикой новые задачи и по-требовал от ученых, методистов, учителей-практиков переосмыслить ос-новные положения методической науки.

Система образования на рубеже XX и XXI вв. не удовлетворяет обще-ство. Расхождение между целями и результатами обучения стали очевид-ны. Понадобилась реформа всей системы образования, включая историче-ское. Перед учителем с новой силой встал вопрос: чему и как учить ребен-ка? Как научно определить действительно необходимый и целесообразный состав и объем исторических знаний? Ограничиваться только совершенст-вованием содержания образования нельзя, надо стремиться совершенство-вать познавательный процесс, опираясь на его внутренние закономерности.

На сегодняшний день вопрос, является или нет методика наукой, не ак-туален. Он решен принципиально – методика преподавания истории имеет свой предмет. Это научная дисциплина, которая исследует процесс обуче-ния истории с целью использования его закономерностей для повышения


эффективности образования, воспитания и развития подрастающего поко-ления. Методика разрабатывает содержание, организацию и методы обу-чения истории в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Преподавание истории в школе – это сложное, многогранное, не всегда однозначное педагогическое явление. Его закономерности раскрываются на основе объективных связей, существующих между образованием, раз-витием и воспитанием учащихся. В основе его лежит учение школьников. Методика изучает учебную деятельность школьников в связи с целями и содержанием обучения истории, приемы руководства усвоением учебного материала.

Обучение истории, как уже говорилось, – это сложный процесс, вклю-чающий взаимосвязанные и находящиеся в движении компоненты: цели обучения, его содержание, передачу знаний и руководство их усвоением, учебную деятельность школьников, результаты обучения.

Цели преподавания определяют содержание обучения. В соответствии с целями и содержанием избирается оптимальная организация преподавания и обучения. Эффективность организации педагогического процесса прове-ряется полученными результатами образования, воспитания и развития.

Закономерности процесса школьного обучения истории

 

Цели обучения (намечаемые результа­ты образования, воспи­тания и развития, на­правленные на форми­рование личности) ■*>• Содержание обучения (система знаний, уме­ний, навыков, опыт творческой деятельно­сти, эмоционально-чувственного отноше­ния к историческим и социальным явлениям) ■*>• Возрастные особенности и познавательные возможности учащихся
      1.      
  Организация обучения истории (формы, методы, методические приемы и средства работы учителя и учащихся)  
  1.  
  Результаты обучения (действительный уровень образования, воспитания и развития учащихся)  
             

Компоненты процесса обучения – категории исторические, они изме-няются с развитием общества. Цели преподавания истории, как правило, отражают те изменения, которые происходят в обществе. Четкое определе-ние целей обучения является одним из условий его эффективности. Опре-деление целей должно учитывать общие задачи обучения истории, разви-тия учащихся, их знания и умения, обеспечение учебного процесса и т.д. Цели должны быть реальны для тех условий, которые существуют в кон-кретной школе.

Содержание – обязательный компонент процесса обучения. Историче-ски обусловленная перестройка целей меняет и содержание обучения. Раз-витие истории, педагогики и психологии, методики также влияет на со-держание преподавания, на его объем и глубину. Так, в преподавании ис-тории в современных условиях преобладает цивилизационный подход вместо формационного, много внимания уделяется историческим лично-стям. Педагог учит детей уметь разграничивать процесс познания прошло-го и процесс нравственной оценки поступков людей и т.д.

Движение в процессе обучения осуществляется путем преодоления внутренних противоречий. К ним относятся противоречия между целями обучения и уже достигнутыми результатами; между оптимальными и при-меняемыми в практике методами и средствами обучения.

Процесс обучения истории ставит своей целью развитие индивидуаль-ности школьника, его личностных качеств. Он обеспечивает гармоничную реализацию всех своих функций (развитие, обучение, воспитание). Поня-тие воспитывающего обучения содержит в себе понятие обучения, закла-дывающего основы самостоятельного мышления учащихся. Единство обу-чения, воспитания, развития достигается лишь при условии активизации работы самих учащихся на всех этапах процесса обучения. Обучение имеет воспитывающий характер также в связи с формированием ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и де-мократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между наро-дами. Правильное решение образовательных и воспитательных задач школьного преподавания истории невозможно без учета психолого-воз-растных особенностей учащихся различных концентров.

Так, младший школьник стремится к накоплению исторических знаний, много расспрашивает учителя. Его интересуют детали одежды рыцарей, доблесть и мужество в походах, они тут же на переменах затевают гладиа-торские бои или рыцарские турниры. Старшеклассник стремится не столь-ко к накоплению исторических фактов, сколько к их осмыслению и обоб-щению; он стремится к установлению логических связей между историче-


скими фактами, раскрытию закономерностей, теоретическим обобщениям. В старших классах растет удельный вес знаний, которые учащиеся полу-чают самостоятельно. Это связано с дальнейшим развитием логического мышления. В этом возрасте растет интерес к тем элементам знаний, кото-рые относятся к вопросам политики, морали, искусства. Происходит диф-ференциация интересов школьников: одни интересуются точными дисцип-линами, другие – гуманитарными. Различные типы учебных заведений: гимназии, лицеи, колледжи, общеобразовательные школы – реализуют этот интерес. Вместе с тем нужно уметь привлечь ценный в познавательном от-ношении материал, поддерживая и развивая интерес школьников.

Таким образом, для решения этих задач необходима систематическая работа учителя над развитием исторического мышления учащихся, над вы-работкой у них научного понимания истории. Ставя перед преподаванием истории задачи – учебные и воспитательные, определяя содержание курсов истории, намечая способы передачи знаний школьникам, необходимо рас-считывать на получение определенных результатов: чтобы учащиеся ус-воили исторический материал и у них сложилось свое отношение к исто-рическим фактам и явлениям. Все это и обеспечивает методика преподава-ния истории. При определении задач методики школьного обучения исто-рии нужно учитывать, что они вытекают из ее содержания и места в систе-ме педагогических наук.

Методика вооружает учителя истории содержанием и педагогическими средствами обучения, знаниями и умениями, необходимыми средствами для эффективного исторического образования, воспитания и развития уча-щихся.

В современных условиях, когда идет сложный, противоречивый про-цесс модернизации школьного исторического и обществоведческого обра-зования, стоит задача дальнейшего совершенствования его структуры и содержания. Среди проблем важное место занимают вопросы соотношения фактов и теоретических обобщений, формирования исторических образов и понятий, раскрытия существа исторического процесса.

Как уже говорилось, важнейшей задачей методики обучения является развитие мышления учащихся как одна из целей и одно из условий обуче-ния истории. Задачи развития исторического мышления учащихся, форми-рования у них умственной самостоятельности требуют и соответствующих методов, приемов и средств обучения.

Одной из задач является раскрытие методических условий успешного решения в единстве основных целей воспитания, образования и развития при обучении истории. Разрабатывая систему обучения истории, методика решает ряд практических вопросов: а) какие цели (намечаемые результаты)


нужно и можно ставить перед обучением истории?; б) чему учить? (струк-тура курса и отбор материала); в) какая учебная деятельность школьников необходима?; г) какие виды учебных пособий и какое их методическое по-строение способствует достижению оптимальных результатов в обуче-нии?; д) как преподавать?; е) как учитывать результат обучения и исполь-зовать полученные сведения для его совершенствования?; ж) какие меж-курсовые и межпредметные связи устанавливаются в обучении?

Сейчас, когда историческое образование в России постепенно стано-вится личностно-ориентированным, плюралистическим и многообразным, учитель истории сталкивается с проблемами не только дидактического или информационного характера. Школа самостоятельно преодолевает миро-воззренческий и нравственно-ценностный вакуум, участвует в поиске и формировании целей и приоритетов образовательной политики. В послед-ние годы поднимается вопрос о праве преподавательских коллективов и педагогов на творчество, разрабатываются инновационные технологии, которые охватывают современные тенденции и направления развития об-разования. В последние годы XX столетия обсуждается вопрос о месте и роли учителя истории в образовательном процессе. Многие ученые счита-ют, что главная проблема, которая тормозит реформу, – это подготовка учителей. (Международный семинар Совета Европы, Министерства обще-го и профессионального образования Российской Федерации, Департамент образования правительства Свердловской области (Свердловск, 1998 г.); Международная научная конференция «Место и роль учителей истории в школе и их подготовка в вузах» (Вильнюс, 1998 г.). Развернувшаяся дис-куссия подтверждает мысль, что самым трудным является разрушение ус-тойчивых стереотипов мышления и поведения, сложившихся в условиях унифицированного образования, авторитарного преподавания, директив-ного контроля.

Методика обучения истории оперирует собственными, свойственными только ей закономерностями. Эти закономерности открываются на основе выявления связей, существующих между обучением и его результатами. А другая закономерность (ее, к сожалению, совершенно недостаточно учи-тывают) состоит в том, что в познании своих закономерностей методика не может ограничиться только собственными рамками. Методические иссле-дования, изучая процесс обучения истории, опираются на родственные науки, прежде всего на историю, педагогику и психологию.

История как учебный предмет основывается на исторической науке, но это не уменьшенная ее модель. История как школьный предмет не включа-ет абсолютно все разделы исторической науки.

Методика преподавания имеет свои специфические задачи: отобрать основные данные исторической науки, построить преподавание истории


так, чтобы ученики через историческое содержание получили наиболее оп-тимальное и эффективное образование, воспитание и развитие.

Гносеология рассматривает формирование знаний не как одноразовый акт, дающий законченное, как бы фотографическое отображение действи-тельности. Становление знаний – это процесс, имеющий свои этапы упро-чения, углубления и т.д., и обучение истории окажется научно обоснован-ным и результативным лишь при условии, если вся его структура, содер-жание и методика будут соответствовать этому объективному закону по-знания.

Психологией установлены объективные законы развития, функциони-рования различных проявлений сознания, например запоминания и забы-тия материала. Обучение будет научно обоснованным, если его методика соответствует этим законам. В этом случае достигается не только проч-ность запоминания, но и успешное развитие функции памяти. История не может быть усвоена учащимися, если при обучении не соблюдаются логи-ка раскрытия исторического процесса и законы логики.

Предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человека и определение на этой основе теории и методики обучения и воспитания как специально организованного педагогического процесса. Обучение истории не достигнет своей цели, если не будет учи-тывать достижения дидактики.

Являясь отраслью педагогической науки, обогащая ее общую теорию, методика обучения истории непосредственно опирается на эту теорию; та-ким образом, достигается единство теоретической основы и практической деятельности в обучении истории.

Познавательная деятельность окажется неполноценной, если обучение истории не будет отвечать современному уровню исторической науки, ее методологии.

Методика призвана выделить и обозначить, переработать, синтезиро-вать всю совокупность знаний о процессе познания и воспитания и от-крыть новые закономерности – закономерности обучения истории. Это – объективные, существенные, устойчивые связи между задачами, содержа-нием, путями, средствами обучения, воспитания и развития, с одной сто-роны, и результатами обучения – с другой.

Методика как наука возникает там, где имеются доказательства связей между закономерностями познания, методикой обучения и достигнутыми положительными результатами, которые проявляются через формы учеб-ной работы.

Перед методикой стоят задачи исследования закономерностей процесса обучения истории с целью его дальнейшего совершенствования и повыше-ния его эффективности.


Date: 2015-10-19; view: 534; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию