Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общенаучные методы и приемы исследования

 

В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют три уровня:

v методы эмпирического исследования;

v методы теоретического познания;

v общелогические методы и приемы исследования.

Рассмотрим кратко суть этих методов, приемов и операций.

1. Методы эмпирического исследования.

1. Наблюдение - целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. В ходе наблюдения мы получаем знания не толь­ко о внешних сторонах объекта познания, но и - в качестве конечной цели - о его существенных свойствах и отношениях.

Наблюдение может быть непосредственным и опо­средованным различными приборами и другими тех­ническими устройствами. По мере развития науки оно становится все более сложным и опосредованным. Основные требования к научному наблюдению: одно­значность замысла (что именно наблюдается); возмож­ность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, экспери­мента). Важным моментом наблюдения является интер­претация его результатов - расшифровка показаний приборов и т. п.

2. Эксперимент - активное и целенаправленное вмеша­тельство в протекание изучаемого процесса, соответ­ствующее изменение исследуемого объекта или его вос­произведение в специально созданных и контролируе­мых условиях, определяемых целями эксперимента. В его ходе изучаемый объект изолируется от влияния по­бочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в «чистом виде».

Основные особенности эксперимента:

а) более актив­ное (чем при наблюдении) отношение к объекту иссле­дования, вплоть до его изменения и преобразования;

б) возможность контроля за поведением объекта и про­верки результатов;

в) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя;

г) воз­можность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях.

Виды (типы) экспериментов весьма разнообразны. Так, по своим функциям выделяют исследовательские (поиско­вые), проверочные (контрольные), воспроизводящие экс­перименты. По характеру объектов различают физические, химические, биологические, социальные и т. п. Существу­ют эксперименты качественные и количественные. Широ­кое распространение в современной науке получил мыс­ленный эксперимент - система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами.

3. Сравнение - познавательная операция, выявляющая сход­ство или различие объектов (либо ступеней развития одно­го и того же объекта), т. е. их тождество и различия. Оно имеет смысл только в совокупности однородных предме­тов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осу­ществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по од­ному признаку, могут быть несравнимы по другому.

Сравнение является основой такого логического при­ема, как аналогия (см. далее), и служит исходным пун­ктом сравнительно-исторического метода. Его суть - выявление общего и особенного в познании различных ступеней (периодов, фаз) развития одного и того же яв­ления или разных сосуществующих явлений.

4. Описание - познавательная операция, состоящая в фик­сировании результатов опыта (наблюдения или экспе­римента) с помощью определенных систем обозначе­ния, принятых в науке.

5. Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения чис­лового значения измеряемой величины в принятых еди­ницах измерения.

Следует подчеркнуть, что методы эмпирического ис­следования никогда не реализуются «вслепую», а всегда «теоретически нагружены», направляются определен­ными концептуальными идеями.

2. Методы теоретического познания.

1. Формализация - отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). Последний создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для нео­днозначного понимания. При формализации рассуж­дения об объектах переносятся в плоскость оперирова­ния со знаками (формулами), что связано с построени­ем искусственных языков (язык математики, логики, химии и т. п.).

Именно использование специальной символики по­зволяет устранить многозначность слов обычного, есте­ственного языка. В формализованных рассуждениях каждый символ строго однозначен. Формализация слу­жит основой для процессов алгоритмизации и програм­мирования вычислительных устройств, а тем самым и компьютеризации не только научно-технического, но и других форм знания.

Главное в процессе формализации состоит в том, что над формулами искусственных языков можно произво­дить операции, получать из них новые формулы и соот­ношения. Тем самым операции с мыслями о предметах заменяются действиями со знаками и символами. Фор­мализация, таким образом, есть обобщение форм раз­личных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания. Она уточняет содержание путем выявления его формы и может осуществляться с различной степенью полноты. Но, как показал австрийский логик и математик XX в. К. Гедель, в содержа­тельной теории всегда остается невыявленный не фор­мализуемый остаток. Все более углубляющаяся форма­лизация содержания знания никогда не достигает абсолютной полноты, ибо никогда не прекращается развитие (изменение) предмета познания и знаний о нем. Это означает, что формализация внутренне огра­ничена в своих возможностях. Доказано, что всеобще­го метода, позволяющего любое рассуждение заменить вычислением («сосчитаем!» - мечтал Лейбниц), не су­ществует. Теоремы Геделя дали достаточно строгое обоснование принципиальной невозможности полной формализации научных рассуждений и научного зна­ния в целом.

2. Аксиоматический метод) - способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые ис­ходные положения - аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из аксиом (и вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода. Следовательно, доказательство в аксиоматическом мето­де - это некоторая последовательность формул, каждая из которых есть либо аксиома, либо получается из преды­дущих формул по какому-либо правилу вывода.

Аксиоматический метод - лишь один из методов по­строения уже добытого научного знания. Он имеет огра­ниченное применение, поскольку требует высокого уровня развития аксиоматизированной содержательной теории. Известный французский физик Луи де Бройль обращал внимание на то, что «аксиоматический метод может быть хорошим методом классификации или пре­подавания, но он не является методом открытия»

3. Гипотетико-дедуктивный метод - метод научного позна­ния, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпиричес­ких фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, ис­тинностное значение которых неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь вероятностный характер.

Общая структура гипотетико-дедуктивного метода

а) ознакомление с фактическим материалом, требующим теоретического объяснения и попытка такового с помо­щью уже существующих теорий и законов. Если нет, то:

б) выдвижение догадки (гипотезы, предположения) о при­чинах и закономерностях данных явлений с помощью разнообразных логических приемов;

в) оценка основательности и серьезности предположений и отбор из множества из них наиболее вероятного;

г) выведение из гипотезы (обычно дедуктивным путем) следствий с уточнением ее содержания;

д) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий. Тут гипотеза или получает эксперименталь­ное подтверждение, или опровергается. Однако под­тверждение отдельных следствий не гарантирует ее ис­тинности (или ложности) в целом. Лучшая по результа­там проверки гипотеза переходит в теорию.

Разновидностью гипотетико-дедуктивного метода можно считать математическую гипотезу, где в качестве гипотез выступают некоторые уравнения, предоставля­ющие модификацию ранее известных и проверенных состояний. Изменяя последние, составляют новое урав­нение, выражающее гипотезу, которая относится к но­вым явлениям. Гипотетико-дедуктивный метод (как и аксиоматический) является не столько методом откры­тия, сколько способом построения и обоснования научного знания, поскольку он показывает каким именно путем можно прийти к новой гипотезе.

4. Восхождение от абстрактного к конкретному - метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции («начало» - одностороннее, неполное знание) через последовательные этапы углубления и расширения по­знания к результату - целостному воспроизведению в теории исследуемого предмета. В качестве своей пред­посылки данный метод включает в себя восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному, к выделению в мышлении отдельных сторон предмета и их «закреп­лению» в соответствующих абстрактных определениях. Движение познания от чувственно-конкретного к абст­рактному - это и есть движение от единичного к обще­му, здесь преобладают такие логические приемы, как анализ и индукция. Восхождение от абстрактного к мысленно-конкретному - это процесс движения от отдельных общих абстракций к их единству, конкрет­но-всеобщему, здесь господствуют приемы синтеза и дедукции. Такое движение познания - не какая-то формальная, техническая процедура, а диалектически противоречивое движение, отражающее противоречи­вое развитие самого предмета, его переход от одного уровня к другому в соответствии с развертыванием его внутренних противоречий.

3. Общелогические методы и приемы исследования.

1. Анализ - реальное или мысленное разделение объекта на составные части и синтез - их объединение в единое органическое целое, а не в механический агрегат. Ре­зультат синтеза - совершенно новое образование.

Применяя эти приемы исследования, следует иметь в виду, что, во-первых, анализ не должен упускать качество предметов. В каждой области знания есть свой предел членения объекта, за которым мы переходим в иной мир свойств и закономерностей (атом, молекула и т. п.). Во-вторых, разновидностью анализа является также разде­ление классов (множеств) предметов на подклассы - их классификация и периодизация. В-третьих, анализ и синтез диалектически взаимосвязаны. Но некоторые виды научной деятельности являются по преимуществу аналитическими (например, аналитическая химия) или синтетическими (например, синергетика).

2. Абстрагирование - процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одно­временным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих). В резуль­тате этого процесса получаются различного рода «абст­рактные предметы», которыми являются как отдельно взятые понятия и категории («белизна», «развитие», «противоречие», «мышление» и др.), так и их системы. Наиболее развитыми из них являются математика, логи­ка, диалектика, философия.

Выяснение того, какие из рассматриваемых свойств являются существенными, а какие второстепенными - главный вопрос абстрагирования. Этот вопрос в каждом конкретном случае решается прежде всего в зависимо­сти от природы изучаемого предмета, а также от конк­ретных задач исследования.

3. Обобщение - процесс установления общих свойств и при­знаков предмета, тесно связано с абстрагированием. При том могут быть выделены любые признаки (абстрактно-общее) или существенные (конкретно-общее, закон).

4. Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объек­тов, принципиально не осуществимых в действительно­сти («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т. п.). Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма сложное и очень опосредованное выражение ре­альных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их ана­лиза и построения теоретических представлений о них.

Идеализированный объект в конечном счете выступает как отражение реальных предметов и процессов. Образо­вав с помощью идеализации о такого рода объектах тео­ретические конструкты, можно в дальнейшем опериро­вать с ними в рассуждениях как с реально существующей вещью и строить абстрактные схемы реальных процессов, служащие для более глубокого их понимания.

Теоретические утверждения, как правило, непосред­ственно относятся не к реальным, а к идеализирован­ным объектам, познавательная деятельность с которыми позволяет устанавливать существенные связи и закономерности, недоступные при изучении реальных объектов, взятых во всем многообразии их эмпирических, свойств и отношений.

5. Индукция - движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах) и дедукция - восхождение процесса познания от общего к еди­ничному. Это противоположные, взаимно дополняю­щие ходы мысли. Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют пробле­матичный (вероятностный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины (эмпирические законы).

Из видов индуктивных обобщений выделяют индук­цию популярную, неполную, полную, научную и мате­матическую. В логике рассматриваются также индуктив­ные методы установления причинных связей - каноны индукции (правила индуктивного исследования Бэко­на-Милля). К ним относятся методы: единственного сходства, единственного различия, сходства и различия, сопутствующих изменений и метод остатков.

Характерная особенность дедукции заключается в том, что от истинных посылок она всегда ведет к истин­ному достоверному заключению, а не к вероятностно­му (проблематичному). Дедуктивные умозаключения позволяют из уже имеющегося знания получать новые истины, и притом с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции, здравому смыслу и т. п.

6. Аналогия (соответствие, сходство) - установление сход­ства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вы­вод - умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает признаками а, Ь, с, d; объект С обла­дает признаками Ь, с, d; следовательно, объект С, воз­можно, обладает признаком а. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание. При выводе по ана­логии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («модели»), переносится на другой, менее изу­ченный и менее доступный для исследования объект.

7. Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте - модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) - оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследова­теля, должно существовать известное подобие (сход­ство) - в физических характеристиках, структуре, функциях и др.

Формы моделирования весьма разнообразны и зависят от используемых моделей и сферы применения модели­рования. По характеру моделей выделяют материальное (предметное) и идеальное моделирование, выраженное в соответствующей знаковой форме. Материальные моде­ли являются природными объектами, подчиняющими­ся в своем функционировании естественным законам -физики, механики и т. п. При материальном (предмет­ном) моделировании конкретного объекта его изучение заменяется исследованием некоторой модели, имеющей ту же физическую природу, что и оригинал (модели са­молетов, кораблей, космических аппаратов и т. п.).

При идеальном (знаковом) моделировании модели выступают в виде графиков, чертежей, формул, систем уравнений, предложений естественного и искусственно­го (символы) языка и т. п. В настоящее время широкое распространение получило математическое (компью­терное) моделирование.

8. Системным подход - совокупность общенаучных мето­дологических принципов (требований), в основе кото­рых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требований относятся: а) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; б) анализ того, насколько пове­дение системы обусловлено как особенностями ее отдель­ных элементов, так и свойствами ее структуры; в) иссле­дование механизма взаимодействия системы и среды; г) изучение характера иерархичности, присущей данной системе; д) обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; е) рассмотрение системы как дина­мичной, развивающейся целостности.

Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целост­ности развивающегося объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Важным понятном системного подхода является по­нятие «самоорганизация». Данное понятие характеризу­ет процесс создания, воспроизведения или совершенство­вания организации сложной, открытой, динамичной, саморазвивающейся системы, связи между элементами которой имеют не жесткий, а вероятностный характер (живая клетка, организм, биологическая популяция, че­ловеческий коллектив и т. п.).

В современной науке самоорганизующиеся системы являются специальным предметом исследования синергетики, общенаучной теории самоорганизации, ориен­тированной на поиск законов любой природы - при­родных, социальных, когнитивных (познавательных).

9. Структурно-функциональный (структурный) метод стро­ится на основе выделения в целостных системах их структуры - совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли (функций) относительно друг друга.

Структура понимается как нечто инвариантное (неиз­менное) при определенных преобразованиях, а функция как «назначение» каждого из элементов данной системы (функции какого-либо биологического органа, функции государства, функции теории и т. д.).

Основные требования (процессы) с труктурно-функционального (структурного) метода (который часто рассматривается как разновидность системного подхода):

а) изучение строения, структуры системного объекта;

б) исследование его элементов и их функциональных ха­рактеристик;

в) анализ изменения этих элементов и их функций;

г) рассмотрение развития (истории) системного объекта в целом;

д) представление объекта как гармонически функциониру­ющей системы, все элементы которой «работают» на поддержание этой гармонии.

10. Вероятностно-статистические методы основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой. Это и позволяет вскрыть необходимость (закон), которая «пробивается» через совокупное действие множества случайностей. Названные методы опираются на теорию вероятностей, которую зачастую называют наукой о случайном.

Вероятность - количественная мера (степень) воз­можности появления некоторого явления, события при определенных условиях. Диапазон вероятности - от нуля (невозможность) до единицы (действительность). Указанные методы основаны на различении динами­ческих и статистических законов по такому критерию (основанию), как характер вытекающих из них предска­заний. В законах динамического типа предсказания имеют точно определенный однозначный характер (на­пример, в классической механике).

В статистических законах предсказания носят не до­стоверный, а лишь вероятностный характер, который обусловлен действием множества случайных факторов, через сложное переплетение которых и выражается не­обходимость. Как показала история научного познания, «мы лишь теперь начинаем по достоинству оценивать значение всего круга проблем, связанных с необходимо­стью и случайностью».

Вероятностно-статистические методы широко при­меняются при изучении массовых, а не отдельных яв­лений случайного характера (квантовая механика, ста­тистическая физика, синергетика, социология и др.). Сегодня все чаще говорят о проникновении в науку ве­роятностного стиля мышления.

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего «промежуточного характера» они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов). Названные методы потому и называются общенаучными, что применяются во всех на­уках, но обязательно с учетом особенностей предмета каждой науки или научной дисциплины и специфики познания при­родных, социальных и духовных явлений.

Так, социально-гуманитарныхнауках результаты наблюде­ния в большей степени зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок, ценностных ориентации и других субъективных факторов. В этих науках различают простое (обычное) наблюдение, когда факты и события регистрируются со стороны, и соучаствующее (включенное наблюдение), ког­да исследователь включается, «вживается» в определенную со­циальную среду, адаптируется к ней и анализирует события «из­нутри». В психологии давно применяются такие формы наблю­дения, как самонаблюдение (интроспекция) и эмпатия - проникновение в переживания других людей, стремление по­нять их внутренний мир - их чувства, мысли, желания и т. д.

Разновидностью включенного наблюдения является этнометодология, суть которой состоит в том, чтобы результаты описания и наблюдения социальных явлений и событий до­полнить идеей их понимания. Такой подход сегодня все более широкое применение находит в этнографии, социальной ан­тропологии, социологии и культурологии.

Все шире развиваются социальные эксперименты, которые способствуют внедрению в жизнь новых форм социальной орга­низации и оптимизации управления обществом. Объект соци­ального эксперимента, в роли которого выступает определенная группа людей, является одним из участников эксперимента, с интересами которого приходится считаться, а сам исследователь оказывается включенным в изучаемую им ситуацию.

В психологии для выявления того, как формируется та или иная психическая деятельность, испытуемого ставят в различные экспериментальные условия, предлагая решать определенные задачи. При этом оказывается возможным экспериментально сформировать сложные психические про­цессы и глубже исследовать их структуру. Такой подход по­лучил в педагогической психологии название формирующе­го эксперимента.

Социальные эксперименты требуют от исследователя строгого соблюдения моральных и юридических норм и прин­ципов. Здесь (как и в медицине) очень важно требование - «не навреди!». Главная особенность социальных эксперимен­тов - в «способности служить орудием проникновения в тай­ники интимно человеческого» (В. В. Ильин).

В социально-гуманитарных науках кроме философских и общенаучных применяются специфические средства, методы и операции, обусловленные особенностями предмета этих наук. В их числе:

1. Идеографический метод - описание индивидуальных осо­бенностей единичных исторических фактов и событий.

2. Диалог («вопросно-ответный метод»).

3. Понимание и рациональное (интенциональное) объяснение (об этом подробнее см. следующий параграф данной главы).

4. Анализ документов - качественный и количественный (контент-анализ).

5. Опросы - либо «лицом к лицу» (интервью), либо заочно (анкетный, почтовый, телефонный и т.п. опросы). Раз­личают опросы массовые и специализированные, в ко­торых главный источник информации - компетентные эксперты-профессионалы.

6. Проективные методы (характерные для психологии) - способ опосредованного изучения личностных особен­ностей человека по результатам его продуктивной дея­тельности.

7. Тестирование (в психологии и педагогике) - стандарти­зированные задания, результат выполнения которых по­зволяет измерить некоторые личностные характеристи­ки (знания, умения, память, внимание и т. п.). Выделя­ют две основных группы тестов - тесты интеллекта (знаменитый коэффициент Q) и тесты достижении (профессиональных, спортивных и др.). При работе с тестами очень важным является этический аспект, в руках недобросовестного или некомпетентного исследо­вателя тесты могут принести серьезный вред.

8. Биографический и автобиографический методы..

9. Метод социометрии - применение математических средств к изучению социальных явлений. Чаще всего применяется при изучении «малых групп» и межлично­стных отношений в них.

10. Игровые методы - применяются при выработке уп­равленческих решений - имитационные (деловые) игры и игры открытого типа (особенно при анализе нестандартных ситуаций). Среди игровых методов выделяют психодраму и социодраму, где участники проигрывают соответственно индивидуальные и груп­повые ситуации.

Таким образом, в научном познании функционирует слож­ная, динамичная, субординированная система многообраз­ных методов разных уровней, сфер действия, направленнос­ти и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий и предмета исследования.


 


<== предыдущая | следующая ==>
Методы научного познания | Глава первая. Аристотель. Метафизика --------------------------------------------------------------- ocr: сергей

Date: 2015-10-19; view: 451; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию