Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Список текстов для чтения





1. Сказания о Кухулине (в книге: Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Том 8. Исландские саги. Ирландский эпос. В интернете: http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000003/index.shtml)

2. Беовульф (в книге: Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Том 9. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. В интернете: http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000004/index.shtml)

3. Старшая Эдда (http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000004/index.shtml)

4. Песнь о Нибелунгах http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000004/index.shtml)

5. Песнь о Роланде (http://lib.ru/INOOLD/WORLD/roland.txt)

6. Песнь о Сиде (http://gremlinmage.ru/medieval/sid.html)

7. Поэзия трубадуров (В книге: Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. В интернете: http://depositfiles.com/files/hgfpwi8tx)

8. Поэзия вагантов (http://gremlinmage.ru/medieval/vagant.html или http://libelli.narod.ru/music/orff/lyrics.html или http://depositfiles.com/files/hgfpwi8tx)

9. Поэзия миннезингеров (http://depositfiles.com/files/hgfpwi8tx)

10. Кретьен де Труа. Ивэйн, или рыцарь со львом (в книге: Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Том 22. Средневековый роман и повесть (Кретьен де Труа 'Ивэйн, или рыцарь со львом'. 'Роман о Тристане и Изольде'. 'Окассен и Николетта'. Вольфрам фон Эшенбах 'Парцифаль'. Гартман фон Ауэ 'Бедный Генрих') http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000045/st002.shtml)

11. Роман о Тристане и Изольде. (http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000045/st003.shtml)

12. Вольфрам фон Эшенбах. Парцифаль (http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000045/st005.shtml)

13. Томас Мэлори. Смерть Артура. http://lib.ru/INOOLD/MELORY/arthur_death.txt

14. Фаблио (http://www.fbit.ru/free/myth/texty/proland/home.htm), шванки (http://libes.ru/258085.read?page=1 или http://lib.rus.ec/b/258085),

15. Роман о лисе (http://lis-rejnar.narod.ru/)

16. Гильом де Лорис, Жан де Мен. Роман о Розе. (http://depositfiles.com/files/mf07s5xfw или http://lib.rus.ec/b/291701)

17. Франсуа Вийон. Лирика. (http://fege.narod.ru/librarium/villon1.htm или

18. Данте Алигьери. Божественная комедия (http://lib.ru/POEZIQ/DANTE/comedy.txt)

19. Франческо Петрарка. Сонеты. (http://lib.ru/POEZIQ/PETRRKA/petrarka1_1.txt)

20. Джованни Боккаччо. Декамерон. (http://lib.ru/INOOLD/BOKKACHO/dekameron.txt)

21. Людовико Ариосто. Неистовый Роланд. (http://www.twirpx.com/file/840946/)

22. Джордано Бруно. О бесконечности, вселенной и мирах http://renaissance.rchgi.spb.ru/Bruno/opus3.htm или http://bruno.ucoz.ru/index/raboty_d_bruno/0-21)

23. Себастьян Брант. Корабль дураков. (http://knigosite.org/library/books/79684)

24. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. (http://knigosite.org/library/books/79684)

25. Франсуа Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль. (http://lib.rus.ec/b/78330)

26. Луис Камоэнс. Лирика. (http://knigosite.org/library/books/85395)

27. Мигель де Сервантес Сааведра. Дон Кихот. (http://lib.ru/INOOLD/SERVANTES/donkihot1.txt)

28. Лопе де Вега. Собака на сене. (http://lib.ru/DEVEGA/vega2.txt)

29. Джефри Чосер. Кентерберийские рассказы. (http://lib.rus.ec/b/107372)

30. Томас Мор. Утопия. (http://lib.ru/INOOLD/MOR/utopia.txt)

31. Кристофер Марло. Трагическая история жизни и смерти доктора Фауста. (http://lib.ru/INOOLD/MARLO/marlowe_faust2.txt)

32. Уильям Шекспир. Сонеты. Ромео и Джульетта. Гамлет. Король Лир. Макбет. Укрощение строптивой. Двенадцатая ночь. Венецианский купец. (http://lib.ru/SHAKESPEARE/)

Вопросы к зачету

1. Периодизация эпохи Средневековья. Своеобразие литературы и культуры средних веков.

2. Особенности кельтского эпоса: архаика, сказочность, эпика.

3. Англосаксонская поэма «Сага о Беовульфе»: сюжет и композиция, особенности стиля.

4. Соотношение Старшей и Младшей Эдд. Мифологичнойсть Старшей Эдды.

5. «Песнь о Роланде» как героический эпос. Народная основа поэмы, основные темы.

6. «Песнь о моём Сиде»: образ заглавного героя, отражение в поэме особенностей истории Испании.

7. «Песнь о Нибелунгах»: древние народные сказания в поэме и их перевоплощение. Основные темы, идеи, образы, своеобразие поэмы.

8. Поэзия вагантов, ее темы, идеи, значение.

9. Рыцарская поэзия Прованса. Основные мотивы и жанры лирики трубадуров. Наиболее известные поэты-трубадуры.

10. Поэзия миннезингеров в Германии. Лирика Вальтера фон дер Фогельвейде.

11. Роман о Тристане и Изольде как один из образцов рыцарского романа.

12. Городская литература, ее основные жанры. Фаблио, их связь с народным творчеством.

13. «Роман о Лисе» – памятник городской литературы, черты сатиры в нем.

14. «Роман о Розе», его темы, идеи, своеобразие двух его частей

15. Антифеодальная крестьянская литература. Поэма Ленгленда «Видение о Петре Пахаре», народные баллады о Робине Гуде.

16. Общая характеристика эпохи Возрождения: периодизация, социально-политическая обстановка, культурные сдвиги. Важнейшие черты ренессансного гуманизма.

17. Возрождение в Италии. Его основные этапы, их своеобразие, наиболее видные представители.

18. Данте Алигьери – «последний поэт средних веков и первый поэт нового времени». Жизнь поэта. Его раннее поэтическое творчество: книга лирики «Новая жизнь». Научные трактаты: «Пир», «О народной речи», «О монархии»

19. «Божественная комедия» Данте – философско-художественная энциклопедия итальянской жизни средних веков. Композиция, жанр, источники, стих, язык.

20. Франческо Петрарка: трактаты, поэма «Африка», любовная лирика в сборнике «Канцоньере», патриотические стихи (оды).

21. Сборник новелл «Декамерон» Джованни Боккаччо: источники новелл и их переосмысление. Основные циклы новелл, их темы, сюжеты.

22. Возрождение в Италии XV – XVI вв. Лодовико Ариосто и его поэма «Неистовый Роланд».

23. Кризис гуманизма в Италии и его отражение в поэзии Торквато Тассо.

24. Деятельность Эразма Роттердамского. Его памфлет «Похвала глупости».

25. Литература Возрождения в Германии. Характерные черты, основные течения, наиболее видные представители. Сборник «Письма темных людей».

26. Себастьян Брант – родоначальник «литературы о дураках» в Германии. Поэма «Корабль дураков».

27. Франсуа Вийон (Вильон) – выдающийся поэт французского Возрождения, черты гуманизма в его поэзии.

28. Роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» – энциклопедия французской жизни эпохи Возрождения. Антифеодальная, антицерковная сатира. Карнавальность в романе.

29. Поэты «Плеяды». Пьер Ронсар – глава «Плеяды», преобразователь французской поэзии. Его поэтические сборники, периоды творчества.

30. Литература Возрождения в Испании, ее своеобразие, связь с социально-политическими, идеологическими процессами. Романы плутовские, рыцарские, пасторальные.

31. Роман Сервантеса «Дон Кихот». Социальный и философский смысл образа Дон Кихота, его эволюция. Дон Кихот и донкихотство. Картины социальной жизни Испании в романе. Образ Санчо Панса.

32. Лопе де Вега – основоположник испанской драматургии. Комедии Лопе де Веги о любви, их новаторство.

33. Луис де Камоэнс (Луиш ди Камоинш) – писатель португальского Возрождения. Его поэма «Лузиады» как национальная эпопея.

34. Сосуществование и взаимодействие многочисленных жанровых тенденций в «Кентерберийских рассказах» Джефри Чосера.

35. Томас Мор – первый великий гуманист Англии. Его жизнь. Фантастический роман «Утопия» (анализ).

36. Поэзия английского Возрождения: Т. Уайет, Сери, Спенсер и др. Развитие драматургии и театра до Шекспира. Кристофер Марло

37. Вильям Шекспир. Его жизнь. Проблема авторства Шекспира. Основные этапы творчества Шекспира.

38. Сонеты Шекспира. Философское осмысление в них действительности. Переводы на русский язык.

39. Исторические хроники Шекспира – национальная эпопея, их проблематика. Ричард III – титаническая фигура злодея в хронике. Образ идеального монарха в хрониках «Генрих IV» и «Генрих V». Фальстаф и «фальстафовский фон».

40. Комедии Шекспира. Игра судьбы и случая как основа коллизий в любовных комедиях Шекспира; карнавально-праздничная стихия и фарсовые ситуации в комедиях. Анализ одной из комедий.

41. Анализ трагедии «Ромео и Джульетта».

42. Трагедии Шекспира «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Человек и мироздание, вселенский характер трагической катастрофы. Проблема самоопределения героя.

43. Своеобразие поздних произведений Шекспира.

 

10. Краткое содержание курса*

Общая характеристика культуры Средневековья. Своеобразие средневековой культуры и сознания, принципиально отличных от культуры и сознания Нового времени. Средние века и Средневековье, их периодизация. Две модели («средиземноморская» и «варварская») возникновения и складывания феодальных государств и типов средневекового мышления. Их взаимодействие и взаимовлияние. Значение предшествующих типов сознания, мифологий и культур для формирования средневековой картины мира. Особая роль античности в этом процессе. Возникновение и распространение христианства. Его доминирующая роль в жизни средневекового общества. Синкретизм средневекового сознания. Теория «двух реальностей» и ее значение для формирования художественной системы средневековой словесности: символизм и аллегоризм художественного мышления, отождествление изображаемого с предписанными «моделями» и «правилами» и т. д. Своеобразие пространственно-временных представлений Средневековья и особенности художественного времени и пространства в средневековой культуре.

Словесность раннего Средневековья. Памятники устного поэтического творчества. Соотношение эпического начала с мифом, сказкой и малыми поэтическими формами (прорицания, заклинания, магические формулы и т. д.).

Кельтский эпос, его основные циклы, особенности бытования. Друиды, филиды, барды. Архаические черты кельтских саг, отражение в них мифологического сознания и родо-племенных представлений. Близость к богатырской и волшебной сказке. Роль поэтических фрагментов. Специфика героического характера в сагах уладского цикла (образ Кухулина).

Ранняя скандинавская словесность. «Старшая Эдда» как основной источник знаний о скандинавской мифологии. Особенности представлений о мире и человеке в эддической модели средневекового сознания. Синкретизм «Старшей Эдды». Ее германские корни, место песен о героях в общегерманском героическом эпосе. Тема судьбы. Специфика героического характера. Значение «Младшей Эдды» для изучения скандинавской мифологии, особенностей поэтического языка «Старшей Эдды» и творчества скальдов. Связь родовых саг с историей Исландии, с особенностями строя и обычаев у древних исландцев. Своеобразие повествовательной техники, композиции исландских саг. Своеобразие темы судьбы. Соотношение «Старшей Эдды» и саг как разных типов раннего эпоса. Различие их хронотопов, представлений об идеальном герое, характера изображения событий.

«Беовульф» как памятник, объединяющий различные проявления англо-саксонской эпической традиции. Сюжет и композиция «Беовульфа». Роль сказочного и мифологического элементов в поэме. Понятие об аллитерационном стихе древнеанглийской поэзии.

Значение Каролингского Возрождения для развития письменной словесности. Академия Карла Великого и ее виднейшие деятели. Основные жанры Каролингского Возрождения. Соотношение античной традиции и христианства. Оттоновское Возрождение.

Словесность зрелого Средневековья. Завершение к XII веку процесса формирования феодального общества, расцвет в это столетие средневековой философии, словесности искусства. Сложившаяся система жанров словесности. Их ценностная иерархия, влияние на представление о жанре религиозного, сословного и других экстралитературных факторов.

Развитие устной традиции. Проявление ее в памяти героического эпоса зрелого Средневековья. Установка эпического сознания на отражение подлинных исторических событий и связанные с этим художественные особенности эпических песен. Идеальные герои и отрицательные персонажи эпоса. Основные циклы и наиболее выдающиеся памятники французского, немецкого и испанского эпосов. Сравнительная характеристика образов Роланда, Зигфрида и Сида.

«Песнь о Роланде» – выдающийся памятник французского героического эпоса. Отражение в поэме исторической действительности разных эпох и ее восприятие творцами песни. Своеобразие композиции, связанное с наличием двух основных тем (войны Карла с маврами и предательства Ганелона). Соотношение эпической безмерности и эпической вины в образе Роланда, сложность образа Карла Великого, неоднозначная трактовка образа Ганелона. Значение образа Оливье. Тема «милой Франции». Особенности изображения мавров.

«Песнь о моем Сиде» – крупнейший памятник испанского героического эпоса. Ее связь с событиями недавнего исторического прошлого. Отражение Реконкисты в поэме. Тема вассальной преданности. Сид как идеальный герой. Своеобразие образа инфантов Карионских в ряду антагонистов положительных героев эпоса. Специфика отношений Сида с маврами. Проникновение в поэму черт городского сознания.

«Песнь о Нибелунгах» – наиболее значительный памятник немецкого героического эпоса. Слабая историческая основа поэмы, опирающейся на архаические германские предания. Соотношение «Старшей Эдды» и «Песни о Нибелунгах». Сочетание в поэме черт рыцарского романа, богатырской сказки и собственно эпоса, связанные с этим особенности хронотопа. Специфика образов Зигфрида, Хагена, Кримхильды. Своеобразие основного конфликта поэмы, осуждение феодальных усобиц. Общая концепция истории и человека в «Песни о Нибелунгах», соотношение в ней язычества и христианства.

Значение крестовых походов и усиления связей с востоком для формирования рыцарской культуры. Появление жанров, связанных с куртуазным и рыцарским комплексом идей. Появление вместе с ними собственно художественной словесности на европейских языках.

Куртуазная лирика Прованса. Теории происхождения провансальской лирики (обрядовая поэзия, религиозные жанры, арабско-андалузская поэзия и античная литература как основные истоки). Ее основные жанры и наиболее известные представители. Проблема возникновения поэтической функции в языке на примере поэзии трубадуров. Роль формы, соотношение канона и «индивидуальности» в куртуазной лирике. «Ясный» и «темный» стили. Понятие о «куртуазном универсуме». Образ Прекрасной Дамы. Значение творчества трубадуров для зарождения европейской лирики на народных языках. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Творчество Вальтера фон дер Фогельвейде, соединение в его стихах куртуазного канона и особенностей немецкой народной лирики.

Становление рыцарского романа. Его соотношение с эпосом, сказкой и письменными нарративными жанрами (хрониками, лэ, ди и др.). Значение античного и византийского романа для формирования жанра. Основные циклы средневекового романа («античный», бретонский и восточно-византийский). Творчество Кретьена де Труа. Формирование в его произведениях классического канона средневекового рыцарского романа. Своеобразие структуры (двучастность), специфика конфликта. Система персонажей и их функции. Особенности хронотопа.

Проблема взаимодействия рыцарского, куртуазного и христианского идеалов и различное разрешение ее в романах кретьеновского типа, в романах о Тристане и Изольде и в романах о Святом Граале. «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха. Своеобразие романов, основанных на преданиях и легендах о Тристане и Изольде. Основные версии романа на французском и немецком языках. Специфика проблематики, характер конфликта. Особенности системы персонажей и хронотопа в «Тристане и Изольде». Связь романа с кельтскими источниками. Влияние на него городской литературы. Лэ Марии Французской. Новеллистический характер их сюжета, отсутствие фантастики, лиризм.

Взаимодействие рыцарской и городской культуры в городской аллегорической поэме («Роман о Розе»), в пародийных повестях «Мул без узды» Пайена из Мезьера и «Окассен и Николетт», а также в фаблио. Восприятие рыцарства в повести Вернера Садовника «Крестьянин Гельмбрехт».

Литература зрелого Средневековья на латинском языке. Соотношение латинского и народного языков в разные периоды Средневековья, сферы устойчивого применения латинского языка (богослужение, теология, историография, юриспруденция). Постепенное вытеснение латинского языка из жанров «массовой» религиозной словесности (жития, видения, exempla, проповедь). Особый дидактический характер этих жанров, обуславливающий специфику их поэтики.

Творчество Пьера Абеляра. Его связь с основными философскими направлениями XII века – реализмом и номинализмом. «История моих бедствий». Развитие традиций исповедальной литературы, заложенных Августином. Черты городского сознания. Абеляр как представитель средневекового свободомыслия, его отношение к авторитетам и к разуму человека.

Поэзия вагантов. Значение для ее развития античной и библейской традиции, а также народной смеховой культуры. Влияние куртуазной лирики. Известные нам имена и основные жанры. Ключевые темы и образы.

Городская культура как проявление углубляющейся дифференциации средневекового сознания. Важнейшие предпосылки для ее формирования. Характерные особенности городской литературы («общедоступность», комизм и т. д.). Ее основные жанры. Их место в общей системе жанров Средневековья.

Место животного эпоса в системе жанров городской литературы. «Роман о Лисе» как наиболее характерный образец животного эпоса. Его истоки (античная и фольклорная традиции). Специфика его композиции, конфликта. Система персонажей.

Общая характеристика фаблио, шванка, испанской и итальянской средневековой новеллы. Специфика возникающей в них картины мира. Своеобразие композиции, хронотопа, система персонажей как устойчивые признаки жанра. Связь новеллы с exempla, восприятие идеалов рыцарской культуры в этом жанре.

Антифеодальная крестьянская литература. Поэма Ленгленда «Видение о Петре Пахаре», народные баллады о Робине Гуде.

Освоение городской словесностью комплекса рыцарской культуры. Появление аллегорической поэмы («Роман о Розе») и городской лирики. Явление мейстерзанга.

Место карнавала в жизни города. Народная смеховая культура (М. М. Бахтин) и ее соотношение с культурой официальной. Истоки карнавала и связь с первобытным мифологическим сознанием. Проявление народной смеховой традиции на разных этапах средневековой словесности (в раннем эпосе, в драматургии, в лирике).

Происхождение средневековой драмы. Ее связь с литургией и с народной карнавальной традицией. Восприятие античной драмы средневековым сознанием. Церковь и театр. Влияние античных авторов на творчество Хротсвиты Гандерсгеймской, проявление в нем христианской идеи. Этапы развития религиозного театра и его основные жанры (литургическая драма, микраль, мистерия). «Микраль о Теофиле» Рютбефа.

Возникновение городской драмы. Моралите, фарсы и соти. Их жанровое своеобразие. Черты, объединяющие их с фаблио. Связь фарсов, соти, фастнахшпилей с народной смеховой традицией Средневековья.

Словесность позднего Средневековья. Возникновение в литературе новых стилей, изменения в системе жанров, тяготение к универсальности, к созданию объединяющих, «итоговых» произведений в различных жанрах, активное взаимопроникновение религиозного и светского начал в проповеди, моралите, exempla и т. д. Значение культуры позднего Средневековья для формирования ренессансного типа мышления.

Творчество Франсуа Вийона. Основные темы, устойчивые образы, излюбленные жанры. Связь поэзии Вийона с предшествующей лирической традицией, с народно-смеховой культурой Средневековья. Участие Вийона в современной ему поэтической жизни. Отражение в его произведениях позднесредневекового сознания.

Проявление основных тенденций искусства позднего Средневековья в английской литературе. «Смерть Артура» Томаса Мэлори как синтез средневекового этапа развития романов артуровского цикла. Творчество Дж. Чосера. Сосуществование и взаимодействие многочисленных жанровых тенденций в «Кентерберийских рассказах». Сборники новелл во Франции, Испании, Италии («Пятнадцать радостей брака», «Сто новых новелл» Антуана де ла Саля, «Граф Луканор» Хуана Мануэля, «Новеллино») и их соотношение с «Декамероном» Боккаччо.

Жизнь и творчество Данте. Их связь с политическими событиями эпохи. «Новая жизнь», ее соотношение с традициями трубадуров и школы нового сладостного стиля. Трансформация образа Прекрасной Дамы в образе Беатриче. Значение его для всего поэтического творчества Данте. Новая концепция языка в «Трактате о народном красноречии» и обусловленные ею особенности поэтики «Божественной комедии». Специфика жанра «Комедии», синтезирующей средневековые представления о Боге, вселенной, человеке, истории и другие знания. Средневековый символизм и аллегоризм поэмы. Ее композиция. Черты сознания переходной эпохи в «Божественной комедии». Роль авторского «я» в различных частях поэмы, наиболее важные ее персонажи.

Общая характеристика Эпохи Возрождения. Хронологические границы Возрождения. Социально-историческая обстановка в Западной Европе. Рост городов и усиление влияния средневекового бюргерства; борьба центробежных и центростремительных сил в социально-политической жизни; изменения в социальном положении рыцарства, его перерождение в дворянство; борьба между светской и церковной властью; процесс формирования европейских наций, национальных государств, языков и литератур.

Многосоставность и противоречивость культуры эпохи Возрождения. Ее связь с ранним и зрелым Средневековьем. Роль фольклорной и низовой городской культуры как передатчицы средневековой традиции. Судьбы феодально-рыцарской культуры в период Возрождения; трансформация куртуазных идеалов, их взаимодействие с религиозными и ренессансно-гуманистическими ценностями и место в духовной жизни эпохи.

Ренессансный гуманизм как новое течение в культуре Западной Европы. Проблема античного наследия в Средние века. Расширение умственных запросов, рост образования и светской городской культуры как условие и причина возникновения движения за возрождение греко-римской древности. Основные особенности ренессансного гуманизма. Гуманизм и средневековая культурная традиция. Синтез христианской идеологии и античной учености как основная цель ренессансного движения. Возрождение гуманистами античных знаний о природе, античной философии, риторики, поэтики и поэзии. «Подражание» древним и «соревнование» с ними. Проблема культурного и лингвистического двуязычия. Учение гуманистов о сущности человека; «природа» и «культура»; специфика ренессансного антропоцентризма; идея «универсального человека» и задачи ренессансной педагогики. Гуманистические представления о природе поэзии и о миссии поэта. Гуманисты и католическая церковь.

Понятие о Реформации. Причины возникновения реформационного движения. Религиозный, социально-политический и культурный смысл борьбы протестантов с папской церковью. Учение о человеческой личности. Влияние Реформации на духовную жизнь эпохи Возрождения, ее соперничество с ренессансным гуманизмом и ее историческая роль.

Причины расцвета пантеистической натурфилософии в эпоху Возрождения; понятие о натурфилософской картине мира; ее близость обыденному миросозерцанию эпохи и отражение в литературе. Отношение натурфилософии к официальному католицизму, к мировоззрению реформаторов и ренессансных гуманистов.

Итальянская литература. Условия и причины возникновения ренессансного движения в Италии. Периодизация итальянской литературы эпохи Возрождения.

Литература раннего Возрождения (Треченто). Социально-историческая обстановка в Италии в конце XIII – первой половине XIV в. Первые проявления ренессансной культуры и ее влияние на литературу.

Жизнь и творчество Ф. Петрарки. Петрарка – первый европейский гуманист. Его отношение к религии и схоластике. Рецепция и пропаганда римской поэзии и риторики; возвышение латинского языка как языка культуры; гуманистический критерий личности у Петрарки. Гуманистический тезис о «подражании древним» и латинская поэзия Петрарки («Африка» и др.). Итальянская лирика Петрарки; ее средневековые и римские истоки. Поэтическое новаторство Петрарки в «Книге песен». Образ Лауры и художественные средства его создания. Образ «лирического героя» и характер лирической интроспекции в сонетах. Герой «между Мадонной и Лаурой» как основной мотив «Книги песен»; прием антитезы. «Петраркистский стиль» и его влияние на развитие европейской ренессансной поэзии.

Жизнь и творчество Дж. Боккаччо. Переплетение средневековой тематики, античной мифологической образности и риторических приемов как принцип литературного мышления Боккаччо. Мотив любви в произведениях «неаполитанского периода» («Амето», «Фьезоланские нимфы») и его гуманистический смысл; жанр пасторали в ранних произведениях Боккаччо и проблема ренессансной пасторальной идиллии. Автобиографизм и риторический психологизм в «Элегии мадонны Фьяметты». Значение «Декамерона» для развития итальянской художественной прозы. Связь сборника со средневековыми и античными культурными традициями; его идейные, сюжетные и образные источники. Литературно-риторическая обработка традиционных повествовательных жанров как художественный принцип «Декамерона». Классификация новелл; расположение новелл в сборнике и их «диалогическое» взаимодействие. Идейный смысл «Декамерона». Ренессансная утопия и общество рассказчиков; функция обрамляющего повествования в сборнике. Влияние Боккаччо на развитие итальянской и европейской новеллистики.

Литература зрелого Возрождения (Кватроченто). Упрочение ренессансной идеологии в крупных итальянских городах XV в. Расширение интеллектуального кругозора гуманистов; освоение греческого культурного наследия. Возрастающая роль древних языков; возрождение античных литературных жанров и расцвет неолатинской поэзии. Флоренция как крупнейший культурный центр Кватроченто. Опыты создания гуманистической поэзии на итальянском языке. Кружок Лоренцо Медичи. Праздничная театральность придворной флорентийской культуры. Лоренцо Медичи как поэт. Возникновение ренессансной рыцарской поэмы. «Влюбленный Роланд» Боярдо. Происхождение сюжета и его литературная обработка; отношение автора к системе куртуазных ценностей; роль авантюрного и сказочно-фантастического элементов; композиционное строение поэмы и его функция; пародийно-игровой принцип. Развитие традиций Боярдо в «Неистовом Роланде» Ариосто; сюжет и композиция поэмы; серьезность и ирония; смешение стилей как повествовательный принцип Ариосто; роль фантастики; «образ автора» и авторская позиция в поэме.

Литература позднего Возрождения (Чинквеченто). Социальное развитие и культурная обстановка в Италии XVI в. Расширение сферы влияния гуманистической идеологии и оппозиция к ней. Соперничество неолатинской поэзии и поэзии на итальянском языке. Бембо как теоретик национального литературного языка; Бембо и зарождение петраркизма. Аристократическое направление в ренессансной литературе. Причина расцвета и основные особенности пасторали в XVI в. «Аркадия» Саннадзаро. Пастораль как общеевропейский ренессансный жанр. Возникновение маньеризма и его основные черты. Творчество Тассо. «Освобожденный Иерусалим» и развитие жанра ренессансно-рыцарской поэмы; черты сходства и различия с «Неистовым Роландом» Ариосто. Синтез античной топики, рыцарских ценностей и христианско-католических идеалов в поэме; «Освобожденный Иерусалим» как опыт создания религиозно-героического эпоса. Сюжет и композиция поэмы; роль «романических» элементов. Тассо и маньеризм.

Роль Италии в создании ренессансной драматургии и театра. Разрыв гуманистов с религиозно-дидактической драмой Средневековья и обращение к античным образцам. Первые постановки пьес римских комедиографов и трагиков в XV в. Перенос характеров и положений из римской комедиографии на итальянскую почву и возникновение «ученой комедии»; новеллистическое начало в «ученой комедии». Драматургическое творчество Ариосто, Макиавелли, Аретино, Бруно и др. «Мандрагора» Макиавелли как пример «ученой комедии». Возникновение комедийного канона. Возрождение античной теории драмы (поэтики Аристотеля и Горация) и возникновение ренессансной трагедии на античные мифологические и исторические сюжеты. Фарсовые и буффонно-площадные истоки народной комедии дель арте; влияние на нее гуманистической традиции; характерные типы и «маски»; сценарий и импровизация; литературная судьба и культурное влияние комедии дель арте.

Немецкая литература. Социально-историческая обстановка в Германии во второй половине XV–XVI в. Итальянский Ренессанс как импульс для возникновения первых гуманистических кружков; их влияние на культуру университетских городов. Критический рационализм немецких гуманистов и борьба со схоластической авторитарностью. Специфика северного гуманизма: использование филологической образованности для решения богословских вопросов. Периодизация немецкой литературы эпохи Возрождения.

Риторическая культура и неолатинская литература немецких гуманистов конца XV в. (Цельтис и др.). Роль мистиков (Мейстер Экхарт) в распространении христианского неоплатонизма; антисхоластический идеал «нового благочестия» и его влияние на духовную атмосферу в Германии. Религиозно-этические взгляды и деятельность Рейхлина. «Письма темных людей» как гуманистическая сатира на церковный обскурантизм. «Диалоги» У. фон Гуттена как антиклерикальный памфлет.

Реформация в Германии. Истоки реформационного движения. Жизнь и деятельность Лютера. Основные положения его учения. Реформация и папский католицизм. Реформация и гуманизм. Социально-политическая и культурная роль Реформации; ее историческое значение. Роль Лютера в создании немецкого литературного языка.

Великая крестьянская война и «народная реформация» Мюнцера. Агитационно-политическая литература эпохи Великой крестьянской войны. Народная массовая литература в первой половине XVI в. Ее источники (средневековые предания, христианские легенды, городской фольклор, рыцарский роман) и причины расцвета. «Тиль Эйленшпигель» как авантюрный народный роман. Отражение мифопоэтических и натурфилософских представлений позднего Средневековья в «народных книгах» о Докторе Фаусте.

Бюргерская литература; ее связь с традициями средневековой сатирической дидактики. Возникновение и популярность «литературы о глупцах». Сатира и морализм в «Корабле дураков» Бранта. Сакс как крупнейший представитель бюргерской литературы. Литературные источники, тематика и жанровый состав его поэзии; типы сюжетов и персонажей; позиция Сакса в религиозной борьбе и бюргерская мораль его творчества.

Северное Возрождение и деятельность Эразма Роттердамского. Эразм как создатель «христианского гуманизма». Его позиция по отношению к католической церкви, схоластической теологии и к Реформации. Антидогматизм, рационализм и просветительство как сущность эразмианства. Значение филологической деятельности Эразма (критическое издание Нового завета и др.) для выработки «гуманистического богословия». Латынь как язык Эразма-писателя. Художественные произведения Эразма. «Похвала Глупости» как философская сатира. Образ Мории. Прием парадокса и характер смеха в «Похвале». Бытовая сатира и воспитательная программа в «Разговорах запросто». Эразм и европейская гуманистическая «республика ученых». Влияние Эразма на философскую и литературную мысль XVI–XVII вв.

Французская литература. Периодизация историко-литературного процесса во Франции в эпоху Возрождения.Влияние итальянского Ренессанса на французскую культуру; французские гуманисты первой половины XVI в. Отношение королевской власти к гуманизму. Деятельность Бюде и Лефевра д’Этапль. Развитие светского образования. Гуманизм и католическая церковь. Возникновение и упрочение реформационного движения во Франции. Учение Кальвина. Отношение Реформации к гуманизму, влияние на литературу.

Развитие поэзии в первой половине XVI в. Средневековая традиция в творчестве Маро; жанровый состав его лирики: влияние на Маро гуманистической духовной атмосферы и протестантской идеологии. Христианский гуманистический неоплатонизм в поэзии Маргариты Наваррской. Соединение куртуазной традиции, петраркизма и неоплатонизма в творчестве представителей лионской школы. Неолатинская поэзия во Франции.

Развитие жанра новеллы; ее связь со средневековой повествовательной традицией и с итальянской ренессансной новеллистикой. Возникновение новеллистических сборников. Историко-литературное значение «Гептамерона» Маргариты Наваррской; сходства и различия с «Декамероном»: особенности новелл, их расположение в сборнике; функция рассказчиков и их диалогов. Моралистическая направленность «Гептамерона».

Жизнь и творчество Рабле. Жанровые источники и литературный генезис романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Сюжет и композиция романа. Тематика Первой и Второй книг, образы королей; схоластическое образование и гуманистическая педагогика; тема гуманистической утопии и Телемское аббатство. Третья книга; Панург как пикарескный персонаж; проблема свободного выбора; развенчание общепринятых верований и представлений. Четвертая и Пятая книги, критическая панорама социальных институтов и мировоззрений эпохи. Культурное многоголосие и энциклопедизм в «Гаргантюа и Пантагрюэле». Смеховая стихия в романе и ее связь с народной комикой. Пародирование культурных ценностей современности как конструктивный принцип Рабле; ирония, сарказм, гротеск, гипербола, смещение пропорций; языковая игра в романе. Антидогматизм и жизнеутверждение как этическая установка Рабле. Место романа в литературной жизни эпохи.

Развитие ренессансно-гуманистической поэзии во второй половине XVI в. Плеяда. Теоретическая программа в «Защите и прославлении французского языка» Дю Белле (соревнование с древними, развитие литературы на национальном языке, жанровая реформа, назначение поэзии и призвание поэта). Творчество Ронсара. Обращение Ронсара к греко-римскому культурному и поэтическому наследию. Разработка высокого лирического канона: тематика и мифологическая топика в «Одах» и «Гимнах». Петраркистско-неоплатоническая лирика Ронсара («Любовь к Кассандре»). Историческое значение Плеяды.

Ренессансная «ученая» драматургия. Отношение гуманистов к средневековому театру и их ориентация на античные и итальянские образцы. Гуманистические поэтики. Ренессансная комедия. Роль французской ренессансной драматургии в подготовке классицизма.

Поздний Ренессанс и «Опыты» Монтеня. Познание человека как цель Монтеня; изменчивость и многозначность человеческой природы; множественность философско-этических суждений о ней; критический анализ античных и современных мнений о человеке. Композиция «Опытов»; роль интроспекции и психологизма. Монтень о человеческом разуме; характер скептицизма Монтеня; его этическая программа. Влияние Монтеня на моралистическую литературу XVII–XVIII вв.

Испанская литература. Особенности социально-политического развития Испании в конце XV–XVI вв. Специфика духовной жизни в Испании. Роль народного средневекового миросозерцания; придворно-аристократическая культура; влияние религиозно-мистических настроений. Периодизация литературного процесса в Испании.

Развитие устной лиро-эпической поэзии; романсы, их тематика и формальные особенности, влияние на письменную литературу.

Роман и его жанровые разновидности. Генезис рыцарского романа, связь с классическим куртуазным романом Средневековья и с итальянскими рыцарскими поэмами, система куртуазных ценностей и авантюрно-фантастическое начало в испанском рыцарском романе; «Амадис Галльский». Среда бытования и причины популярности жанра. Пасторальный роман как продукт синтеза дворянско-аристократической и гуманистической культур; влияние итальянской пасторали; принцип идеализации и поэтика жанра. Литературные истоки и причины возникновения плутовского романа; основные особенности: образ пикаро, автобиографизм и авантюрность, экстенсивность сюжета; сатирическая нравоописательность, проблема авторской позиции; «Жизнь Ласарильо с Тормеса» как первый образец жанра; его дальнейшая эволюция; «Гусман де Альфараче» Алемана.

Жизнь и творчество Сервантеса. Жанровый синтез в «Дон Кихоте». Пародийный замысел романа и его реализация. Сюжет и композиция «Дон Кихота». Столкновение рыцарских книжно-поэтических идеалов с действительностью как источник романических коллизий; характер изображения социально-культурной жизни Испании. Дон Кихот как «мудрец», Дон Кихот как «безумец»; фольклорно-мифологическое происхождение и функция образа Санчо Пансы. Серьезная и буффонно-плутовская стихии в романе; роль вставных эпизодов; стилистика романа и традиции гуманистической риторики. Судьба «Дон Кихота» в европейской культуре Нового времени.

Развитие испанской драмы; народно-фарсовая и учено-гуманистическая традиция в испанской ренессансной драме первой половины XVI в..

Жизнь и творчество Лопе де Вега. Проблемы национальной драмы в трактате «Новое искусство сочинять комедии в наше время»; отношение Лопе к аристотелевской поэтике и ориентация на массового зрителя. Жанровая классификация пьес Лопе де Вега. Проблема народа и государя в исторических драмах; характер сюжетной коллизии; «Звезда Севильи». Народно-героические драмы. «Фуенте Овехуна». Конфликт любовного чувства и сословной морали в комедиях «плаща и шпаги», функция интриги; характерные амплуа персонажей; образы слуг. Комедийный канон в драматургии Лопе де Вега; «Собака на сене». Религиозные пьесы. Историческая роль драматургии Лопе де Вега.

Английская литература. Социально-историческое развитие Англии в XVI в. Католицизм и Реформация. Возникновение гуманистического движения и его специфика. Периодизация литературного процесса в Англии.

Оксфордский кружок гуманистов. Жизнь и деятельность Мора; позиция Мора в религиозной борьбе эпохи; Мор и Эразм. Идейные и жанровые источники «Утопии»; ее сюжетно-композиционное строение; критика Мором европейских социальных порядков; изображение идеального состояния общества. Мор у истоков европейского утопического социализма.

Влияние Италии и Франции на развитие английской гуманистической поэзии первой половины XVI в.; английский петраркизм и жанровая реформа в лирике; сонеты Сиднея; гуманистические принципы поэтики в его трактате «Защита поэзии».

Творчество Спенсера; синтез куртуазных ценностей и гуманистических идей в «Королеве фей»; моральный аллегоризм и учительная направленность поэмы.

Влияние итальянской и испанской пасторали на английскую прозу; «Аркадия» Сиднея; галантная и пасторальная традиция в романах Лоджа и Грина. Плутовской роман; соотношение плутовского и нравоописательного начал в «Злополучном путешественнике» Нэша. Поэтизация ремесленного труда в бытовом романе Делони «Джек из Ньюбери».

Развитие драмы во второй половине XVI – начале XVII в. Роль средневековой театральной традиции и ее воздействие на гуманистическую драму; влияние античной и западноевропейской предклассицистской традиции. Школьный, придворный и общедоступный театр; его роль в общественной и религиозной борьбе. Средневековые моралите и интерлюдии в творчестве Бейля и Хейвуда. Античная мифологическая топика в пасторальных драмах Лили. «Испанская трагедия» Кида как образец «кровавой мелодрамы». Элементы народного и гуманистического театров в драматургии Грина.

Жизнь и творчество Марло. Обработка народной легенды в «Трагической истории Доктора Фауста», коллизия в «Мальтийском еврее». Космизм художественного мира Марло и титанизм его героев; гиперболизм как конструктивный принцип Марло-драматурга. Марло как предшественник Шекспира.

Творчество Шекспира. Народная мифопоэтическая и натурфилософская основа его творчества; образ мироздания; «Великая цепь бытия»; космизм конфликтов. Влияние на Шекспира средневековой театральной и драматургической практики; ее синтез с практикой ренессансного театра; усвоение Шекспиром гуманистического круга идей и их место в его творчестве. Жанровое своеобразие и сюжетные источники шекспировских пьес; многосоставность и динамика шекспировских характеров. Шекспировский полифонизм; синтез трагического и комического, высокого и низкого; мировоззренческий смысл буффонно-шутовского начала; богатство образных средств и проблема ренессансного, маньеристского и барочного стилей в творчестве Шекспира.

Периодизация творчества Шекспира.

Первый период. Мифопоэтическая картина мира в «Сонетах»; время и вечность; образы Друга и Смуглой леди; образ лирического героя.

Драматургия первого периода. «Кровавая трагедия». «Ричард III» и проблема зла в творчестве Шекспира. Исторические хроники; проблема воспитания идеального государя в «Генрихе IV»; Фальстаф и «фальстафовский фон». Игра судьбы и случая как основа коллизий в любовных комедиях Шекспира; карнавально-праздничная стихия и фарсовые ситуации в комедиях; образы шутов. «Двенадцатая ночь». Проблематика «Венецианского купца». Разрешение трагического конфликта в «Ромео и Джульетте». Победа гармонии над хаосом в ранних пьесах Шекспира.

Драматургия второго периода. Тематика и проблематика трагедий «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Столкновение идеала и наличной действительности; злая воля, роковая страсть или иллюзия персонажа как источник трагической коллизии. Человек и мироздание, вселенский характер трагической катастрофы. Проблема самоопределения героя; катастрофичность сюжетных развязок и умиротворенность финальных эпилогов; восстановление изначального блага миропорядка.

Драматургия третьего периода. Столкновение сил добра и зла в трагикомедиях и его разрешение; легендарная атмосфера в трагикомедиях и ее функция; «маски» персонажей; близость поздних пьес Шекспира к моралите.

Место Шекспира в мировой драматургии и судьба его наследия в культуре Нового времени.

* При составлении использованы программы курсов «Средневековая зарубежная литература (для романо-германского и классического отделений)» и «Зарубежная литература эпохи Возрождения (для романо-германского отделения)» кафедры истории зарубежной литературы МГУ. http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Programs_Courses.htm

Учебная и научная литература

Date: 2015-10-19; view: 632; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию