Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и функции общения. 3 page





Сангвиник сразу понял, что в партер не пустят, но на верхние ярусы пройти проще, и побежал вверх по лест­нице.

Флегматик, видя, что в зал не пускают, подумал: «Пер­вая картина спектакля всегда неинтересная. Схожу пока в буфет и подожду антракта».

Меланхолик: «Мне всегда не везет. В кои веки выбрался в театр, и то неудачно». И уехал домой.

Человек проявляет одни и те же динамические особен­ности в разных ситуациях, но темперамент влияет при этом лишь на форму проявления характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегма­тика - в глубокой сосредоточенности. Каждый темпера­мент имеет свои положительные и отрицательные сторо­ны. Примеры ценных свойств холерика: страстность, ак­тивность, энергия; сангвиника - подвижность, живость, отзывчивость; меланхолика - глубина и устойчивость чувств, высокая чувствительность; флегматика - спокой­ствие, отсутствие торопливости.

Но не всякий холерик энергичен и не всякий сангви­ник отзывчив. Эти свойства надо вырабатывать в себе, и темперамент лишь облегчает или затрудняет эту задачу.

Б.М. Теплов писал, что при любом темпераменте воз­никает опасность развития нежелательных черт личности. Холерический темперамент может провоцировать челове­ка к несдержанности, резкости, склонности к постоян­ным «взрывам». Сангвинический темперамент может при­вести человека к легкомыслию, склонности разбрасывать­ся, недостаточной глубине и устойчивости. При меланхо­лическом темпераменте у человека могут выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружать­ся в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может способствовать тому, что человек будет вялым, инертным, безразличным к про­исходящим вокруг него событиям.

Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются направленностью его личности. На основе каждого темперамента могут быть сформулированы ценные качества личности.

Темперамент и способности. Исследования психологов показали, что представители разных темпераментов могут добиваться одинаково высо­ких успехов в деятельности, но идут они к этим успехам разными путями. В.С. Мерлин и Е.А. Климов разработали понятие индивидуального стиля деятельности, суть которого состоит в понимании, учете и овладении человеком своими психодинамическими особенностями. Так, холе­рику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действий, тогда как флегматику легче выработать выдержку и хладнокровие.

Темперамент не имеет отношения к таланту и ода­ренности людей. Среди великих людей встречаются яркие представители всех четырех типов темпераментов: И.А. Кры­лов и М.И. Кутузов - флегматики, А.С. Пушкин и А.В. Суво­ров - холерики, М.Ю. Лермонтов и А.И. Герцен - сангви­ники, поэт В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь и П.И. Чайков­ский - меланхолики.

В темпераменте каждо­го ребенка и взрослого есть свои индивидуальные осо­бенности, которые нельзя отнести к тому или иному определенному типу. Они являются именно индивидуаль­ными, т.е. присущими только данной личности. Отнести человека к тому или иному темпераменту можно лишь по преобладающим чертам, в сочетании нескольких типов темпераментов.

 

 

Тема 10. Характер

1. Понятие характера.

2. Структура характера.

3. Взаимосвязь характера с другими сторонами личности.

4. Формирование характера.

 

Понятие характера.Люди по-разному относятся к окружающему миру - к другим людям, к природе, к труду, к самим себе. Различ­ные отношения выражаются в поведении, в поступках че­ловека. Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеоб­разное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером.

Характер (от греч.charakter - печать, чеканка) – совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны поведения человека, обуславливающая его устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общения.

Характер человека как бы накла­дывает определенный отпечаток на его поведение, на вза­имоотношения с другими людьми, является определен­ным признаком его личности. Характер - это индивидуальное сочетание существен­ных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

Известно, что между поведением человека и его харак­тером существует теснейшая связь. Выражается это в том, что именно в поведении проявляются особенности харак­тера человека. Человек всегда так или иначе ведет себя - совершает определенные действия, поступки по отноше­нию к окружающему миру и прежде всего по отношению к людям. В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, вкусы, привычки, желания, степень уверенности или неуверен­ности в себе и пр.

Слова, движения, действия, отдельные поступки и поведение в целом позволяют понять характер человека, они как бы высвечивают его внутреннее, скрытое от по­сторонних глаз содержание. Но, с другой стороны, каждое свойство характера приводит в определенных условиях к совершению тех или иных поступков, накладывает печать на все действия, мысли и чувства человека. Народная муд­рость гласит: «Каков характер, таковы и поступки». Са­мым важным мерилом, показателем характера являются поступки и поведение человека. Человек может говорить о себе всякое, однако поступки показывают, что он есть на самом деле. Особенно отчетливо подлинная сущность ха­рактера проявляется в трудных и критических ситуациях, например в несчастье, при аварии или пожаре. «Человек отражается в своих поступках», - писал Ф. Шиллер. «Че­ловек есть не что иное, как ряд его поступков», - утверж­дал Г. Гегель.

Поведение человека рассматривается, оценивается прежде всего с точки зрения его взаимоотношений с дру­гими - с отдельными людьми и с обществом в целом. При этом оценивается не только сам поступок, но мотив, по­будивший его поступить так, а не иначе. И оценка этого поступка происходит с точки зрения того, помогает ли он людям в их жизни и самочувствии, способствует ли дви­жению общества вперед. Каждый, кто хочет понять человека, начинает с поиска причин его действий, поступков, отношений. Важно проникнуть в мотивы (а это так не просто!), которыми руко­водствуются люди, избирая тот или иной способ поведе­ния, иными словами, узнать, ради чего предпринимаются усилия. Только зная мотив, зная внутреннее побуждение, мы можем правильно судить о действиях того или иного человека, ибо особенности поведения всегда вытекают из подлинных отношений человека к действительности и преж­де всего к людям, к обществу, к самому себе.

Зная основные свойства характера человека, можно понять, с определенной вероятностью предвидеть его по­ведение.

 

2. Структура характера. Структуру характера можно представить как совокупность черт характера, выражающих отношение человека к дру­гим людям, к самому себе, к окружающему миру и дея­тельности.

Черты характера - это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуаци­ях, в которых реализуется его отношение к действитель­ности.

Черт характера, или качеств личности, очень много. Весьма условно их можно разделить на две группы, кото­рые тесно между собой связаны, влияют друг на друга, но все-таки отражают отношение человека к разным сторо­нам жизни.

Группа первая - черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности. Например: коллективизм (человек ставит интересы коллектива и об­щего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу прежде всего о личном благополучии, для него существуют только его личные потребности и желания); чуткость и грубость; общительность, аккурат­ность и безответственность, небрежность; инициативность, чувство нового и косность, консерватизм; бережливость и мотовство; помощь другим и хищническое отношение к людям; скромность, самокритичность и зазнайство; тре­бовательность к себе и заносчивость; чувство собственно­го достоинства - и высокомерие и т.д. Эти черты характера, или особенности личности, яв­ляются моральными качествами и выступают либо добро­детелями, либо пороками человека. Главная наша добро­детель заключается в заботе об окружающих нас людях, их интересах, их спокойствии.

Вторая группа - волевые черты характера. Они выража­ются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с опреде­ленными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Волю называют основой характера, его становым хребтом. Говоря о ком-либо «человек с ха­рактером», тем самым подчеркивают прежде всего выра­женность волевых черт характера: целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, терпения, дис­циплинированности, мужества, смелости.

Но эти черты характера ценны только тогда, когда про­являются у человека нравственного, воспитанного. Важно знать, к каким целям стремится человек и какие средства выбирает он для их достижения. Не только цели, но и сред­ства деятельности должны быть честными, гуманными. Целеустремленность и настойчивость диктатора или карь­ериста, смелость хулигана или глупца не могут быть поло­жительными качествами. Волевые черты и поступки цен­ны не сами по себе, а лишь вместе с нравственной на­правленностью личности.

Особенности характера не только проявляются в дей­ствиях, поступках, отношениях, но и формируются в них. Так, мужество появляется в процессе совершения муже­ственных поступков, а чертой характера становится толь­ко тогда, когда такие поступки перестают быть случайны­ми эпизодами в жизни человека и превращаются для него в привычку. «Нельзя воспитать мужественного человека, -говорил А.С. Макаренко, - если не поставить его в такие условия, когда быон мог проявить мужество, - все равно в чем, - в сдержанности, в прямом открытом слове, неко­тором лишении, в терпеливости, в смелости».

Каждая черта характера проявляется не изолированно от других, а связана с ними. В зависимости от этого у различ­ных людей одна и та же черта характера может проявляться по-разному. Например, смелый поступок может быть ра­зумным и безрассудным, моральным и аморальным. Такая черта, как мужество, включает в себя не только волевую сферу, но и сферу интеллектуальную и эмоциональную. Мужество одновременно является и моральной чертой. Ха­рактер каждого человека - это своеобразное сочетание раз­личных черт, объединяемых в человеческой личности.

В истории психологии делалось немало попыток клас­сифицировать человеческие характеры или определить типы характеров. Однако удовлетворительной классификации и типологии характеров еще не создано. Поэтому при харак­теристике человека обычно указывают на одну или две наиболее выделяющиеся черты его характера. Одних мы называем людьми твердого, сильного характера, других - скромными, трудолюбивыми, третьих - добрыми, общи­тельными и т.п.

Черты характера, проявляющиеся у человека в его дея­тельности, в чувствах, в речи, в отношении к другим лю­дям, к самому себе, приобретают положительное или от­рицательное значение в зависимости от того, какими це­лями человек руководствуется в своей жизни, ради чего он живет, как осмысливает свою жизнь и свои поступки. Встречаются люди и без ярко выраженного характера, люди с неопределенным характером. Черты характера являются приобретенными и закреп­ленными свойствами личности, физиологической основой которых являются особенности нервной системы (определяющие тип темперамента).

И.П. Павлов связывал изменяющийся тип нервной си­стемы с системностью работы коры больших полушарий и с динамическим стереотипом, который представляет со­бой слаженную, уравновешенную систему нервных про­цессов.

Стереотип является нервно-физиологической основой прочно закрепленных привычных свойств личности, к числу которых относятся и черты характера.

Для понимания нервно-физиологической основы харак­тера большое значение имеет учение И.П. Павлова о вто­рой сигнальной системе. Вторая сигнальная система являет­ся физиологической основой мышления и речи и вместе с этим она регулирует поведение человека. «В нормально раз­витом человеке, - говорил И.П. Павлов, - вторая сигналь­ная система есть высший регулятор человеческого поведе­ния». Конечно, говоря о физиологических основах характе­ра, нельзя понимать дело так, что будто все черты характера определяются только особенностями нервной системы. «Фи­зиологическая основа характера, конечно, не включает и не может включать его содержательную сторону, напри­мер, общественную направленность, мужество, верность долгу. Содержательная сторона психологии характера име­ет своим источником общественные категории; раскрывая эту сторону, психология включается в число обществен­ных наук».

Формируясь под влиянием окружающей среды, жизнен­ного опыта человека, его воспитания, характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типичного, возникающее под влиянием как общественно-исторических условий (определенный общественно-исто­рический строй, социальная среда), так и индивидуальных условий жизни и деятельности (жизненный путь человека). Человек несет ответственность за проявления характера.

Не все особенности человека можно считать чертами его характера, а только существенные и устойчивые. На­пример, смел тот, для кого такая форма поведения посто­янна, типична. Конечно, он тоже может иногда испыты­вать чувство страха, но трусом его не назовешь. Чтобы узнать характер человека, требуется время и по­стоянное общение с ним. С незнакомым человеком трудно общаться и иметь дело прежде всего потому, что не зна­ешь, чего от него ожидать и что он ждет от тебя. Зная характер человека, мы можем предвидеть, предсказать, как он поведет себя в той или иной ситуации, как посту­пит при данных обстоятельствах, что сделает, что и как скажет. Характер человека может быть определенным или не­определенным, цельным или противоречивым.

¾ Определенность характера зависит от того, насколько ясно выражены доминирующие, стержневые черты.

¾ Цель­ный характер - это единство мыслей, чувств и поведения, действий, поступков.

Характер, как и сама личность, - очень сложное явле­ние, не застывшее раз и навсегда. Он развивается и фор­мируется в течение всей жизни человека.

3. Взаимосвязь характера с другими сторонами личности. Характер взаимосвязан со всеми сторонами личности. Потребности и интересы человека, составляя основу его мотивационной сферы, формируют и его характер. Убеждения человека проявляются в таких чертах характера, как целеустремленность, оптимизм, требова­тельность к себе и другим, они делают поведение челове­ка принципиальным. Мировоззрение позволяет человеку правильно ориентироваться в общественных событиях, ре­гулировать свое поведение.

Интеллектуальные свойства человека также наклады­вают определенный отпечаток на его характер и придают ему своеобразие. Острота или тупость, основательность или поверхностность ума являются интеллектуальными свой­ствами, которые могут стать чертами характера.

Воля определяет решительность, постоянство, самосто­ятельность и целенаправленность характера. Чувства в ха­рактере показывают эмоциональное отношение к людям, миру и к самому себе. Что человек любит или ненавидит, к чему остается равнодушным - все это проявляется в его характере, свидетельствуя о его отношении.

Характер тесно связан с темпераментом. Темперамент влияет на форму проявления характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегма­тика - в сосредоточенном обдумывании. От темперамента зависят многие черты характера, та­кие, как уравновешенность поведения, общительность, легкость или трудность включения в новую деятельность, выражение чувств. Однако тип темперамента не опреде­ляет сущности характера: флегматик может быть деятель­ным и трудолюбивым, а сангвиник суетливым и бесплод­ным.

Следует отметить тесную взаимообусловленность ха­рактера и способностей. Развитие способностей зависит от таких черт характера, как трудолюбие, трудоспособ­ность. В школе, в средних и высших учебных заведениях немало учеников и студентов, которые благодаря своим способностям все схватывают на лету, хорошо успевают. Но в жизни некоторые из них не оправдывают надежд, и главным образом потому, что не привыкли серьезно и организованно работать, настойчиво преодолевать пре­пятствия. Для развития способностей важны такие черты харак­тера, как самокритичность, требовательность к себе. Очень важна и такая черта характера, как скромность. Уверен­ность в своей исключительности часто губительна для спо­собностей, так как в этом случае нередко формируются зазнайство, самовосхищение, пренебрежение к окружаю­щим.

 

4. Формирование характера. Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспи­тания. Кое-что в характере является и врожденным - именно те черты, которые связаны с темпераментом. В формиро­вании характера решающее значение имеют первые 7-8 лет, дошкольный и младший школьный возраст, когда закладывается основа характера человека.

На формирование характера оказывают влияние в пер­вую очередь условия жизни ребенка, та среда, в которой человек растет и взрослеет, «дух» общества, его мораль и ценностные ориентации. Каналами этого влияния служат общение со взрослыми и сверстниками, книги, радио, телевидение, обычаи, традиции и пр. Очень серьезное влияние на формирование характера оказывают семейные условия, отношения в семье. Домаш­нее воспитание имеет решающее значение для формиро­вания характера ребенка.

Характер формируется в деятельности. Характер ребен­ка приобретет свое качественное своеобразие в последо­вательно ведущих для него видах деятельности - в игре, учебе, труде. Черты характера формируются при повторении форм поведения в жизни и деятельности. А.С. Макаренко под­черкивал, что очень важно постоянно упражнять детей в правильном поступке, «организовывать... гимнастику по­ведения», закреплять правильные формы поведения.

Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный об­раз поведения, определенные отношения к действитель­ности. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, выдержки или инициатив­ности, то соответствующие черты характера у него и не вырабатываются, какие бы высокие моральные идеи ни прививали ему словесно. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера. С поступлением в школу начинается новый этап фор­мирования характера. Ребенок сталкивается с рядом новых и строгих правил и школьных обязанностей, определяю­щих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила и обязанности развивают у школьника орга­низованность, систематичность, целеустремленность, на­стойчивость, аккуратность, дисциплинированность, тру­долюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в отношения содружества и взаимопомощи с то­варищами. У него развивается сознание долга и ответствен­ности перед коллективом класса, школы, чувство товари­щества, коллективизм.

Основное условие воспитания характера младших школьников состоит в единстве общих требований к ним с индивидуальным подходом к каждому. Индивидуальный подход не должен ни в какой мере нарушать общих требо­ваний. Первостепенное значение в формировании характера имеет организация личного опыта ребенка, способствую­щего образованию устойчивых привычек поведения и дея­тельности.

«Характер детей складывается и формируется в реаль­ных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них вплетается педа­гогический процесс, как деятельность учителя-воспитате­ля, формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как педагог руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее, - писал С.Л. Рубинштейн. - Всякая попытка воспитателя-учителя «внести» в ребенка познание и нрав­ственные нормы, минуя собственную деятельность ребен­ка по овладению ими, подрывает, как это отлично пони­мал еще Ушинский, самые основы здорового умственно­го и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств».

 

 

Тема 11. Способности

1. Общее представление о способностях.

2. Общие и специальные способности.

3. Способности и личность.

4. Развитие способностей.

 

1. Общее представление о способностях. Одной из самых сложных и интересных проблем пси­хологии является проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту чело­века, которое не входило бы в круг этой проблемы. Пси­хические свойства и качества людей формируются в жиз­ни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. При одних и тех же образовательных программах и методах обучения мы видим у всех индивидуальные особенности. И это прекрасно. Потому-то так и интересны люди, что они разные.

Центральным моментом в индивидуальных особеннос­тях человека являются его способности, именно способ­ности определяют становление личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности. Способности - это внутренние условия развития чело­века, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

Способности – психическое свойство личности, проявляющиеся в соответствии психофизиологических, психических особенностей человека требованиям, предъявляемым к нему деятельностью, что дает ему возможность более быстро и качественно овладеть ею.

«Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека - продукт истории, - писал С.Л. Рубин­штейн. Природа человека формируется и изменяется в про­цессе исторического развития в результате трудовой дея­тельности человека. Интеллектуальные способности фор­мировались по мере того, как, изменяя природу, человек познавал ее, художественные, музыкальные и т.п. формировались вместе с развитием различных видов искусст­ва».

Понятие «способность» включает в себя три основных признака:

Во-первых, под способностями понимают индивидуаль­но-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и вос­приятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и пр.

Во-вторых, способностями называют не вообще инди­видуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятель­ности или многих деятельностей. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Такие свойства, как вспыльчивость, вялость, безразличность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения какой-либо деятельности.

В-третьих, под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к на­личным навыкам, умениям или знаниям человека, но ко­торые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

Таким образом, способности - это такие индивидуально-психологичес­кие особенности человека, которые отвечают требовани­ям данной деятельности и являются условием ее успешно­го выполнения.

Иными словами, под способностями понимают свой­ства, или качества, человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Нельзя быть просто «способным» или «способным ко все­му», безотносительно к какому-либо определенному за­нятию. Всякая способность обязательно является способ­ностью к чему-нибудь, к какой-либо деятельности. Спо­собности и проявляются, и развиваются только в деятельности, и определяют большую или меньшую успеш­ность в выполнении этой деятельности.

Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота про­движения в той или иной области человеческой деятель­ности. Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.

Задатки - это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения.

К задаткам относятся некоторые врожденные особен­ности зрительного и слухового анализаторов, типологи­ческие свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их проч­ность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В каче­стве задатков следует рассматривать также уровень разви­тия и соотношения первой и второй сигнальных систем. И.П. Павлов различал три специально человеческих типа высшей нервной деятельности: художественный тип с от­носительным преобладанием первой сигнальной системы, мыслительный тип с относительным преобладанием вто­рой сигнальной системы, третий тип - с относительной уравновешенностью сигнальных систем. Для людей худо­жественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность. Люди мысли­тельного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению.

Задатками могут являться и индивидуальные особен­ности строения отдельных участков коры головного мозга. Но задатки - лишь предпосылки развития способностей, они являются одним, хоть и очень важным, из условий развития и формирования способностей. Если человек даже с самыми хорошими задатками не будет заниматься соот­ветствующей деятельностью, способности у него не разо­вьются. Благоприятная среда, воспитание и обучение спо­собствуют раннему пробуждению задатков. Способность не может возникнуть без соответствующей конкретной деятельности. Нельзя понимать дело так, что способность существует до того, как началась соответству­ющая деятельность, и только используется в последней. Абсолютный слух как способность не существует у ребен­ка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт. И тонкий музыкальный слух может быть нереализованным, если человек не будет специально заниматься музыкой. Поэтому музыкальные за­нятия с маленькими детьми, даже если малыши не обна­руживают ярких музыкальных талантов, имеют большое значение для развития их музыкальных способностей.

Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способ­ность есть понятие динамическое - существует только в движении, только в развитии.

Развитие способностей совершается по спирали: реа­лизация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для даль­нейшего развития, для развития способностей более вы­сокого уровня (С.Л. Рубинштейн).

Так, способности ребенка формируются постепенно посредством овладения им в процессе обучения содержа­нием материальной и духовной культуры, техники, на­уки, искусства. Исходной предпосылкой для этого разви­тия способностей служат врожденные задатки (отметим, что понятия «врожденный» и «наследственный» не явля­ются тождественными).

Не следует думать, что каждой способности соответ­ствует особый задаток. Задатки многозначны и могут реа­лизовываться в различных типах способностей, на их ос­нове могут выработаться разные способности в зависимо­сти от того, как будет проходить жизнь человека, чему он учится, к чему испытывает склонность. Задатки могут в большей или меньшей степени обусловить своеобразие раз­вития человека, стиль его интеллектуальной или другой деятельности.

Нельзя заранее указать точные границы в развитии тех или иных способностей, определить «потолок», предел их развития. Это связано с тем, что любая деятельность тре­бует для своего осуществления не одной, а нескольких спо­собностей, и они могут до известной степени компенси­ровать, заменять друг друга. Учась и осваивая то, что было создано человечеством за всю историю его существования, мы развиваем свои природные качества, свои задатки, пре­вращаем их в способности к деятельности. Каждый чело­век к чему-нибудь способен. Способности развиваются у человека по мере того, как он осваивает какую-нибудь де­ятельность, область знания, учебный предмет.

Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает. Можно привести в пример П.И. Чай­ковского. Абсолютного слуха у него не было, на плохую музыкальную память композитор сам жаловался, на рояле играл бегло, но не столь уж хорошо, хотя музицировал с детства. Композиторской деятельностью П. И. Чайковский впервые занялся, уже окончив училище правоведения. И несмотря на это, он стал гениальным композитором.

Выделяют два уровня развития способностей: репродук­тивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овла­девать деятельностью и осуществлять ее по предложенно­му образцу, в соответствии с предложенной идеей. На вто­ром уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

Date: 2015-10-19; view: 243; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию