Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СтавропольСтр 1 из 2Следующая ⇒ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра предпринимательства и Мировая экономики Методические рекомендации По выполнению курсовой работы «Предпринимательство» Ставрополь УДК 338.984 (65.012) ББК 65.09 М 72
Составитель профессор кафедры Ермакова Н.Ю.
Рецензент: доктор экономических наук, профессор Кусакина О.Н.
М 72 Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Предпринимательство» / сос. Н.Ю. Ермакова. - Ставрополь: АГРУС. - 2014. – 44 с. Целью выполнения курсовой работы является более глубокое изучение методики составления бизнес-плана предприятия. Рекомендовано к изданию методической комиссией экономического факультета Ставропольского государственного аграрного университета протокол № 1 от 27 августа 2014 г.
@Н.Ю.Ермакова
Содержание
Введение Курсовая работа выполняется студентами экономического факультета в установленные учебным планом сроки. Целью написания курсовой работы является более глубокое изучение методики составления бизнес-плана как важнейшего элемента организации предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики. Курсовая работа выполняется в соответствии с заданием, выданным преподавателем и указывается на титуле. Необходимые пояснения к курсовой работе находятся в приложении и исходных данных. При подготовке курсовой работы можно использовать программу EXCEL. Курсовая работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями, представленными в данных методических рекомендациях. На кафедре имеется график выполнения курсовой работы. Выполненная курсовая работа сдается студентами на кафедру в установленные сроки. После рецензирования преподавателем работа направляется в комиссию по защите, где получает окончательную оценку. При выставлении окончательной оценки учитывается соответствие работа заданию, полнота освещения, наличие ошибок в расчетах и умение студента защитить работу. Срок сдачи курсовой работы – не позднее чем за неделю до экзаменационной сессии. Срок защиты – согласно графика защиты (на кафедре предпринимательства и мировой экономики.
1 Теоретические основы бизнес-плана
Бизнес-план (англ. the business plan) – это программа деятельности предприятия, которая содержит сведения о фирме, товаре, его производстве, рынке сбыта, финансах и организационной структуре. Главное достоинство бизнес-план заключается в том, что он показывает перспективу развития организации, то есть отвечает на самый нужный для руководителя вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств. Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность организации на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план обеспечивает 3 основные функции: 1. Технико-экономическое обоснование, где излагаются идеи бизнеса и определяется необходимость ресурсов и надлежащее их размещение, определяются слабые места для сокращения возможных рисков и неопределенностей. 2. Инструмент управления и руководства для претворения задуманного в жизнь, а также критерий, по которому будет дана оценка работе по его выполнению. 3. Инструмент для обеспечения финансирования данного проекта. Бизнес-план помогает руководителю решить следующие основные задачи: · определить конкретные направления деятельности организации, целевые рынки и место организации на этих рынках; · сформулировать долговременные и краткосрочные цели организации, стратегии и тактики их достижения, определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии; · выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться предприятием потребителям, оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации; · оценить соответствие кадров организации и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей; · определить состав маркетинговых мероприятий организации по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта; · оценить материальное и финансовое положение организации и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей; · предусмотреть трудности и риски, которые могут помешать выполнению бизнес-плана. Бизнес-план ориентирован, как правило, на внутренних и внешних пользователей, поэтому первоначальное содержание этого документа, базируясь на одних и тех же исходных материалах, может варьировать. При внутреннем использовании с помощью бизнес-плана управленческий персонал проводит выработку стратегии предприятия, оценку его конкурентоспособности на действующем или новом рынках, а также намечает круг проблем и задач для достижения установленных целей. В данном случае первостепенным является достоверность и информативность представленных в бизнес-плане материалов. Потенциальным инвестором или деловым партнером бизнес-план используется для оценки финансовой и экономической эффективности намечаемых совместных проектов и возможности возврата вложенных в проект средств, поэтому требование к достоверности и информативности сохраняется, но в этом случае бизнес-план служит решению еще одной задачи — привлечь внимание потенциального инвестора и вызвать его интерес к рассматриваемому проекту. Бизнес-план по своему назначению и содержанию является перспективным документом. Он разрабатывается на среднесрочный период (от 3 до 5 лет) и лишь в отдельных случаях он охватывает период продолжительностью свыше 5 лет. Структура бизнес-плана не является жестко регламентированной как в России, так и за рубежом. Схемы систематизации разделов бизнес-плана, используемые в российской и зарубежной практике, по сути своей одинаковы и могут различаться только по форме представления и расположению частей. При разработке бизнес плана, чаще всего, учитываются пожелания инвестора по его структуре и содержанию. В расчетной части курсового проекта необходимо представить следующую структуру бизнес-плана:
2. Разработка бизнес-плана производства хлебобулочных изделий
2.1 Исходные данные для расчета (первая цифра задания)
2.2 Нормативные материалы
1. Предусмотреть производственные расходы электроэнергии на хозяйственные нужды – 10%. 2.Налоги: · НДС на ресурсы -18%; · НДС на хлебобулочные изделия – 10% · имущество – 2,2% от среднегодовой остаточной стоимости основных средств. · прибыль -20%. · включенные в себестоимость-1,5% от общих затрат 1 Затраты на текущий ремонт: · здания предусмотреть в размере 30% от сумм амортизационных отчислений · оборудования – 20% от сумм амортизационных отчислений 4.Предусмотреть доплату за продукцию · пекари- 25%, · вспомогательные работники -10% 5. Отчисления на отпуск – 8.6% 6 Отчисления во внебюджетные фонды – 34 %. 8. Непредвиденные расходы 10% от общих затрат. 9.Потребность в оборотном капитале рассчитать с учетом следующих нормативов: · средний страховой запас сырья -15 дней, запас упаковки – 60 дней · периодичность поставок сырья– 5 дней; упаковки – 30 дней. · продолжительность производственного цикла (сырье, упаковка)– 1 день; 10 В стоимость оборудования, цены на сырье и материалы включен НДС 11 Расход воды на мойку оборудования, лотков - 0,08 м3 / тонн в сутки. 12 Затраты на приобретение инвентаря, посуды – 3 % от стоимости оборудования 13 Время на выпечку хлеба 40 мин
К варианту расчета предъявляются следующие требования: · расчет выполняется на период, превышающий срок окупаемости проекта и возврата заемных средств на один год. В задание это не менее 5 лет; · производственной (операционной) деятельности предшествует инвестиционная деятельность, которую в проекте обозначают как нулевой шаг; · инвестиционная деятельность планируется в январе; · начало производственной деятельности установить с учетом времени, необходимого для осуществления инвестиционной деятельности (исх.данные); · на этапе осуществления инвестиций и освоения производственных мощностей (выхода на проектную мощность) расчеты производятся с ежемесячной периодичностью, далее по годам; · в конце расчетного периода предполагается продажа активов и закрытие предприятия (исх. Данные). 2.3 Характеристика разделов курсового проекта 2.3.1 Раздел «Резюме» Резюме составляют после расчета всех разделов бизнес-плана. В резюме указываются следующие данные: · цель составления бизнес-плана; · краткая характеристика рынка; · результаты реализации проекта; · объем средств, необходимых для реализации проекта; · потребности в финансировании, условия инвестирования; · показатели эффективности проекта. 2.3.2 Раздел «Характеристика продукции» В данном разделе бизнес-плана дается описание потребительских свойств хлебобулочных изделий, а также результаты сравнительного анализа с аналогами на рынке. Написанию данного раздела предшествует предварительная работа по поиску аналогов. Раздел может содержать фотографии, рисунки и схемы. Рекомендуется следующая схема описания продукции: · наименование продукции; · функциональное назначение и область применения (для каких потребителей предназначена продукция); · основные характеристики продукции; · соответствие стандартам и нормативам; · стоимостная характеристика аналогов; · преимущества продукции перед аналогами. · 2.3.3 Раздел «Анализ рынка» В данном разделе дается оценка рыночных возможностей предприятия. Необходимо рассчитать годовой спрос на хлебобулочные изделия с учетом перспективной численности населения и среднедушевой нормы потребления в сутки (исходные данные, приложение А) Таблица 1- Годовой спрос на хлеб и хлебобулочные изделия, кг
Предложение хлебобулочных изделий в населенном пункте можно рассматривать как результат производственной деятельности хлебозаводов района. В задании представлены данные по объему продаж хлеба в населенном пункте и доля рынка, занятого конкурентами. Определить объем продаж хлебобулочных изделий, занятых каждым конкурентом. Путем вычитания из годового спроса объем продаж, занятого конкурентами можно определить долю рынка, которую планирует занять организуемое предприятие. Таблица 2 – Объемы продаж и доля рынка занятая конкурентами
На основании данных, представленных в приложении В провести экспертную оценку конкурентоспособности предприятия по отношению к каждому конкуренту. Каждый фактор сравнения (качество, цена…) должен быть оценен по шестибалльной системе. Дается сравнительная оценка конкурентов: § «0» – такие же позиции, как и у создаваемого предприятия; § «+3» – наиболее сильная позиция (доминирующее положение); § «-3» – наиболее слабая позиция. Путем умножения оценки в баллах на степень важности характеристик для потребителя установить сумму баллов. Например, по цене установлена балльная оценка +1. Степень важности данной характеристики для потребителя составляет 0,6. Таким образом, за ценовую характеристику предприятие получает 1балл * 0,6 =0,6 балл. Суммарное значение баллов по всем показателям характеризует общее положение предприятия относительно конкурента. Данный анализ помогает реально оценить конкурентов, увидеть их слабые места, пробелы в стратегиях, которыми следует воспользоваться при разработке мероприятий по завоеванию рынка (план маркетинга).
Таблица 3 –Оценка конкурентоспособности предприятия
На основе конкурентного анализа выбирается стратегия обеспечения конкурентоспособности товара: ценовая конкуренция (предложение аналогичных товаров по более низкой цене). В работе необходимо провести СВОТ – анализ и оценить сильные и слабые стороны основных конкурентов и привести результаты анализа конкурентных качеств продукции предприятия, которые могут оказать значительное влияние на разработку ценовой и сбытовой стратегии маркетинга. Сильные и слабые стороны необходимо выделить самостоятельно (табл.4). С учетом емкости рынка (годового спроса на хлебобулочные изделия), доли рынка, занятой конкурентами, проведенного анализ конкурентоспособности предприятия обосновать возможный годовой объем производства хлебобулочных изделий на предприятии.
Таблица 4 - Оценка сильных и слабых сторон предприятия
Годовой объем производства по расчетам составит ____кг хлебобулочных изделий. 2.3.4 Раздел «План маркетинга» Стратегия сбыта. В основу маркетинговой стратегии положена концепция «концентрированного маркетинга», суть которой заключается в концентрации усилий на близлежащих географических сегментах рынка. Ценообразование. В качестве базового метода ценообразования выбран метод «себестоимость плюс прибыль». В соответствии с этим методом, в качестве основы расчета цены реализации продукции, выбраны собственные издержки производства, а затем осуществлена корректировка полученного результата с учетом цен на рынке сбыта. Такая стратегия обеспечивает прочное внедрение на рынок за счет более высоких качественных характеристик предлагаемой потребителю продукции. При установлении цен необходимо учитывать возможные затраты на производство продукции, а также цены конкурентов (прил.Б). Количество хлебобулочных изделий установить путем деления годового объема производства (табл. 8) и планируемого веса 1 изделия. Вес 1 изделия можно установить с учетом веса хлебобулочных изделий у конкурентов. Цену на хлебобулочные изделия определить после расчета общих затрат (табл.24).
Реклама. Специфика производства и продвижения продукции на рынок накладывает определенные требования на проведение рекламной компании. Самостоятельно обосновать характер, сроки проведения рекламной компании с учетом наличия конкурентов. Определить период проведения рекламной компании. Рассчитать затраты на рекламную компанию и включить их в общую сумму затрат (табл.24). Таблица 6–Затраты на рекламу, тыс.руб.
2.3.5 Раздел «Организационный план» В данном разделе дается информация о состоянии работ по проекту: последовательность проведения работ. Составить график реализации проекта: помесячный в 1 год реализации проекта, годовой - в последующие. В таблице 7 представлен пример элемента графика. Определить все этапы проекта и срок их реализации. Таблица 7 – График реализации проекта
Раздел «План производства» Ежегодный объем продаж хлебобулочных изделий в выбранном населенном пункте рассчитан в разделе «Анализ рынка». Определить годовое производство хлеба и батонов с учетом их соотношения, установленного в исходных данных, рассчитать объем производства хлебобулочных изделий в первый год реализации проекта и при выходе на проектную мощность (исходные данные). Например, Годовой объем производства 100 тыс.кг. Согласно исходным данным соотношение хлеба и батонов составляет 0,1:0,9. Таким образом, годовой объем производства хлеба составит, а месячный при выходе на проектную мощность соответственно 0,8 тыс.кг (10тыс.кг /12 мес.). Согласно исходных данных в августе предприятие сможет произвести только 20% от месячного объема, т.е. хлеба -0,17 тыс.кг. Таблица 8 - Прогноз объемов производства хлебобулочных изделий, кг
Прогноз объемов производства представить в табл.8. Годовой объем производства в последующие годы остается неизменным и соответствует данным 2 года. Предприятие планирует покупку одноэтажного каменного производственного помещения площадью 500 кв.м. Стоимость здания представлена в исходных данных. Однако здание нуждается в реконструкции. Т.о. балансовая стоимость здания будет соответствовать затратам на покупку (без НДС) и реконструкцию. Таблица 9 – Стоимость здания
Для производственного процесса планируются приобретение оборудования. В зависимости от объема производства определить производительность и стоимость оборудования. Производительность оборудования рассчитана по формуле: П=Q / П рв где П – производительность оборудования, кг/час; Q – годовой объем производства, кг; Прв – годовая продолжительность работы оборудования, час Прв= Др * Ксм* (Чсм /В)* Кпр* В Др – количество рабочих дней в году, дн; Ксм – количество смен за рабочий день; Чсм – продолжительность смены (8 час), ч. Кпр – коэффициент увеличения продолжительности смены. В – время выпечки, час Количество рабочих дней установить самостоятельно с учетом необходимости работы предприятия, т.е. с учетом или без выходных и праздничных дней. Таблица 10 – Показатели продолжительности работы предприятия
В соответствии с установленной производительностью (прил. Г) установить стоимость оборудования. В стоимость оборудования должны быть включены расходы по доставке и монтажу (исх.данные). Определить стоимость оборудования без НДС. Таблица 11 – Затраты на приобретение оборудование
Рассчитать сумму амортизационных отчислений с учетом стоимости основных средств (табл.9,11) и норм амортизационных отчислений (прил.Д). Норму амортизационных отчислений по зданию установить на основании этажности, материалов постройки, площади. Норму амортизационных отчислений начисляют в следующем после постановки на учет месяце. Рассчитать остаточную стоимость имущества как разность между стоимостью имущества и суммой амортизационных отчислений. Данные представить в таблице 12.
Таблица 12- Амортизационные отчисления
Рассчитать затраты на сырье с учетом представленной рецептуры (прил.Е) и сложившихся цен реализации сырья (прил.Ж). Данные представить в таблице13.
Таблица 13– Расчет годовых затрат на сырье, тыс.руб.
С учетом рассчитанных затрат на сырье в расчете на 1 кг хлеба и батонов, распределить затраты на сырье по периодам производства. Данные представить в таблице 14. Таблица 14 – Распределение затрат на сырье по периодам производства
Определить количество работников исходя из нормативов, представленных в приложении. Рассчитать фонд заработной платы инженерно-технического персонала с учетом тарифного разряда и минимального размера оплаты труда. Месячный оклад устанавливается путем умножения минимального размера оплаты труда на тарифный коэффициент (прил.И). Тарифный фонд установить с учетом количества работников и месячного оклада за 11 мес, рассчитать отпускной фонд (нормативные данные). Определить ФОТ с отчислениями. Таблица 15 – Расчет годового фонда заработной платы инженерно-технического персонала при выходе на проектную мощность
Начисление заработной платы инженерно-техническому персоналу начинается с начала открытия фирмы. Численность пекарей установить согласно выбранному оборудованию (прил.Г), количества смен за рабочий день, коэффициента увеличения продолжительности смены. Численность вспомогательных работников установлена в 1,5 раза меньше чем пекарей. Рассчитать тарифный фонд производственных работников за 11 месяцев, определить доплату за продукцию (нормат.данные), рассчитать сдельную расценку. Таблица 16– Расчет ФОТ с отчислениями производственного персона
С учетом установленной сдельной расценки распределить фонд заработной платы производственных работников по месяцам, определить отпускной фонд, рассчитать фонд заработной платы с начислениями.
Таблица 17 – Расчет заработной платы производственного персонала по периодам
Затраты на электроэнергию и воду
При расчете потребности в электроэнергии предусмотреть затраты на производственные и хозяйственные нужды. Потребность в электроэнергии для производственных нужд рассчитывается исходя из мощности оборудования (прил.Г), продолжительности работы оборудования в течение года: Э = W * П рв где, W – мощность оборудования, кВт/час П рв – годовая продолжительность работы оборудования, ч Потребность в электроэнергии для хозяйственных нужд установить в соответствии с нормативами. Таблица 18 – Расчет годовых затрат на электроэнергию
С учетом рассчитанных затрат на электроэнергию в расчете на 1 кг хлебобулочных изделий распределить затраты на электроэнергию по периодам производства. Данные представить в таблице 19. При расчете потребности в воде предусмотреть затраты на производственные и хозяйственные нужды. Потребность в воде для производственных нужд рассчитывается исходя в соответствии с рецептурой (прил.Е), объемом производства хлебобулочных изделий. Потребность в воде для хозяйственных нужд установить в соответствии с заданием. Таблица 20 – Расчет годовых затрат на воду
С учетом рассчитанных затрат на воду в расчете на 1 кг хлебобулочных изделий распределить затраты на воду по периодам производства. Данные представить в таблице 21. Таблица 19- Распределение затрат на электроэнергию по периодам производства
Таблица 21 – Распределение затрат на воду по периодам производства
|