Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. История как наука





1. Объект, цель, задачи и особенности курса «История».

2. Методы, основные подходы и источники изучения курса.

3. Научная традиции изучения истории России.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

История и литература.

История и религия.

Основные исторические типы цивилизаций.

Основные исторические формации в истории человечества.

Функции истории.

 

Темы рефератов и творческих заданий:

История и культура.

История и современность.

Исторические источники.

Цивилизационные и формационные теории.

Культурологические подходы к истории.

Человек в истории.

 

Вопросы для самоконтроля:

Что является предметом истории?

Каковы функции истории?

Охарактеризуйте принципы истории?

Охарактеризуйте важнейшие этапы развития исторической науки в России?

В чем сильные и слабые стороны формационного и цивилизационного подходов к истории?

Охарактеризуйте основные группы исторических источников?

Каковы основные принципы периодизации Отечественной истории?

Основные термины и понятия:

Диалектический материализм – самообозначение диалектической философии объективистского типа, основные положения которой были сформулированы Ф.Энгельсом («Анти-Дюринг») и И.В. Сталиным («О диалектическом и историческом материализме»); являл собой официальную советскую философию в 1930-1980-х годах. В рамках диамата любые идеи и всякие принципы исторически обусловлены и релятивны. При этом диалектический материализм задавал в качестве одного из идеалов научности систем мироописания требования целостности и умопостигаемости элементов исторических изменений в обществе.

Дискурс – (discursus: от лат. discere – блуждать) вербально артикулированная форма объективации содержания сознания, регулируемая доминирующим в той или иной социокультурной традиции типом рациональности. Теория дискурса конституируется в качестве одного из важнейших направлений постмодернизма, методология которого оформляется на пересечении собственно постмодернистской философии языка, семиотики, лингвистики в современных ее версиях (включая структурную и психолингвистику), социологии знания и когнитивной антропологии. В отличие от историко-философской традиции, понимавшей дискурс как своего рода рационально-логическую процедуру «скромного чтения», т.е. декодирования по мере возможностей имманентного миру смысла, постмодернизм интерпретирует дискурсивные практики принципиально альтернативно: «не существует никакого предискурсивного провидения, которое делало бы его (мир) благосклонным к нам» (М. Фуко).

Исторический источник – все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человеческого общества, т.е. всё созданное человеком, а также результаты его взаимодействия с окружающей средой; предметы материальной культуры, памятники письменности, обычаи, обряды и др. Количество исторических источников безгранично, но число сохранившихся от отдельных исторических периодов неодинаково. Имеется существенное различие между потенциальным фондом сохранившихся исторических источников и реальным комплексом доступных для исследования.

Исторический материализм – материалистическая теория исторического развития общества, рассматривающая его как закономерный процесс становления и смены общественных формаций, обусловленный взаимодействием производительных сил и производственных отношений.

Метод ретроспекции – когнитивный процесс мысленного выстраивания прошедших событий жизни в определенный временной ряд.

Норманнская теория – направление в историографии, сторонники которого считают норманнов основателями государства в Древней Руси. Была сформулирована немецкими учёными, работавшими в Петербургской Академии наук во 2-й четверти XVIII века, Г.3. Байером, Г.Ф. Миллером. Сторонником норманнской теории стал позднее и приехавший в Россию А.Л. Шлецер. Основанием для вывода о норманнском происхождении Древнерусского государства послужил рассказ «Повести временных лет» о призвании на Русь князей-варягов Рюрика, Синеуса и Трувора в 862 году. Первая научная теория отечественной истории.

Теория родового быта (историко-юридическая школа) – созданная в 40 годах XIX века С.М. Соловьёвым и К.Д. Кавелиным первая национальная теория российской истории. Теория родового быта в русской истории в трудах российских историков характеризует отношения между князьями Рюрикова дома и не касается населения Древней Руси.

Формальная логика – наука об общих структурах и законах правильного мышления, образования и сочетания понятий и высказываний, о правилах умозаключений независимо от их конкретного содержания.

Формально-исторический метод – совокупность методов, позволяющих подтвердить (или опровергнуть) истинность исходных положений научной теории или гипотезы (включает в себя работу с историческими источниками, архивные разыскания, ряд вспомогательных методов исторического познания).

Хронологический метод – естественный, сюжетный, исторический или хронологический метод, когда отобранные факты автор представляет в их хронологической или иной естественной последовательности (сначала причина, потом следствие и т.п.).

 

Хронологический минимум:

XI век – появление первых русских летописей.

1674 год – первый учебник русской истории «Синопсис».

Середина XVIII века – появление первых научных исследований по «Русской истории» (норманнская теория, антинорманисты).

40-е годы XIX века – складывание первой национальной научной исторической теории – «теории родового быта» С.М. Соловьёва и К.Д. Кавелина.

Первая четверть ХХ века – начало использования марксистско-ленинской методологии (исторического материализма и диалектического материализма) в изучении и преподавании исторических дисциплин.

1929–1931 годы – «Академическое дело». В истории репрессий против науки и её работников оно занимает особое место. «Дело Академии наук» призвано было окончательно сломить сопротивление научной интеллигенции, подкрепить процесс антидемократического переустройства в академии и в науке.

1938 год – выход в свет книги «История ВКП (б). Краткий курс».

1939 год – начало преподавания курса «История СССР» в высшей школе.

1991 год – начало разработки и преподавания курса «Отечественная история».

 

Персоналии:

Байер Готлтиб Зигфрид (1694–1738), историк, филолог, академик Петербургской Академии наук (1725). Автор работ по ориенталистике и истории Древней Руси. Один из основоположников норманнской теории.

Кавелин Константин Дмитриевич (1818–1885), русский правовед, историк, публицист. Один из основоположников теории родового быта. С 1857 года работал на кафедре гражданского права Петербургского университета. В 1861 году К.Д. Кавелин ушел в отставку по политическим мотивам. С 1878 года занимал кафедру гражданского права Военно-юридической академии. Смысл русской истории он видел в становлении и укреплении «начала личности», что должно было, в конечном счете, привести к сближению России с Западом.

Карамзин Николай Михайлович (1766–1826), историк, писатель, почётный член Петербургской Академии наук (1818). Автор «Записки о древней и новой России...» (1811), в которой выступил против реформ М.М. Сперанского. Создатель «Истории государства Российского» в 12 томах – первого обобщающего труда по истории России.

Ключевский Василий Осипович (1841–1911), русский историк. Наиболее известный научный труд Ключевского, получивший всемирное признание – Курс русской истории в 5-ти частях. Основным фактором русской истории, вокруг которого разворачиваются события, Ключевский назвал колонизацию: «История России есть история страны, которая колонизируется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней». Научная концепция Ключевского, при всем ее схематизме, отражала влияния общественной и научной мысли второй половины XIX века. Выделение природного фактора, значения географических условий для исторического развития народа отвечало требованиям позитивистской философии. Признание важности вопросов экономической и социальной истории до некоторой степени было родственно марксистским подходам к изучению прошлого. Но все же наиболее близки Ключевскому историки так называемой «государственной школы» – К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев и Б.Н. Чичерин.

Милюков Павел Николаевич (1859 – 1943), политический деятель, историк, публицист. Один из создателей, теоретик и лидер Конституционно-демократической партии. В 1917 году министр иностранных дел Временного правительства 1-го состава (до 2 мая). После октября 1917 года в эмиграции. Труды по истории России XVIII – XIX вв., Февральской и Октябрьской революций, мемуары.

Миллер Герард Фридрих (Федор Иванович) (1705 –1783), историограф, профессор, Первый учёный архивариус в России. В 1733 – 1743 годах по поручению Петербургской Академии наук объездил Сибирь, собирая архивные документы, в 1748 году назначен историографом. Его рукописи т.н. «Миллеровские портфели» служили ценнейшим источником по изучению древней истории России.

Минц Исаак Израилевич (1896 – 1991), советский историк, академик АН СССР российский историк, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда. Труды по истории российского революционного движения и установления Советской власти.

Платонов Сергей Фёдорович (1860 – 1933), русский историк. Широкую известность Платонову принесли ставшие настольной книгой студенчества Лекции по русской истории (первое издание – 1899) и Учебник русской истории для средней школы (в 2-х частях, 1909 – 1910). Отличавшиеся стройностью и доступностью изложения огромного фактического материала, учебники были необычайно популярными в дореволюционной высшей школе и гимназиях. Трагическую роль в судьбе ученого сыграло так называемое «Академическое дело». 8 августа 1931 года 15 «главных преступников», среди которых был Платонов, приговорили к 5 годам ссылки. Местом ссылки ученого назначили Самару, где он и умер 10 января 1933 года.

Покровский Михаил Николаевич (1868 – 1932), русский, советский историк, деятель революционного движения и коммунистической партии. Заместитель наркома просвещения РСФСР, председатель президиума Социалистической (с 1924 – Коммунистической) академии, ректор Института красной профессуры, председатель Общества историков-марксистов, заведующий Центрархивом. С его именем связаны крупнейшие мероприятия по реорганизации высшей школы на коммунистических началах, по отстранению от преподавания старой профессуры, созданию привилегированных условий для приема рабочей молодежи, установлению в общественных науках монопольной гегемонии коммунистической идеологии.

По инициативе И.В. Сталина во второй половине 1930 годов в СССР были развернуты беспрецедентная по масштабам кампания критики покойного ученого и его трудов, а также кампания по написанию новых исторических учебников. Эти кампании сопровождались массовыми репрессиями и уничтожением историков.

Соловьёв Сергей Михайлович (1820 –1879), историк, академик Петербургской Академии наук. Ректор Московского университета (1871 – 1877). Создатель русской историко-юридической научной школы. Труды по истории Новгорода, эпох Петра I и Александра I, внешней политики России, историографии. Основное сочинение – «История России с древнейших времён».

Тарновский Константин Николаевич (1921–1987), российский историк, доктор исторических наук, профессор Московского историко-архивного института. Его труды по историографии и социально-экономической и революционной истории России конца XIX – начала ХХ веков послужили основой формирования исследовательского направления, сторонники которого объединились под лозунгом «нового прочтения» истории революции 1917 года.

Татищев Василий Никитич (1686–1750), историк, государственный деятель. В 1720 –1722 и 1734–1737 годах управлял казёнными заводами на Урале, основал город Екатеринбург. В 1741 – 1745 годах астраханский губернатор. Подготовил публикацию ряда исторических источников, ввёл в научный оборот тексты Русской правды и Судебника 1550 года. Автор трудов по этнографии, истории, географии. Основное сочинение – «История Российская с самых древнейших времён».

Шлёцер Август Людвиг (1735 – 1809), немецкий историк, филолог; на российской службе. Иностранный почётный член Петербургской Академии наук. Автор трудов по всеобщей истории, источниковедению, истории русского летописания Основное сочинение – «Нестор».

Основная литература:

История Отечества / под ред. Г.Б. Поляка, 2-е изд. – М., 2002. – 656 с. (С. 9-62).

История России, IX-XXI века. От Рюрика до Путина: учебное пособие для вузов по гуманитарным специальностям / отв. ред. Я.А. Перехов. – 4-е изд., доп. и перераб. – М., 2007. – 688 с. (С. 3-7).

История России: учебник / под ред. М.Н. Зуева; А.А. Чернобаева – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2009. – 638 с. (С. 3-15).

Скворцов Е.М., Маркова А.И. История Отечества. – 2-е изд. – М., 2008. – 848 с. (С. 3-5).

Дополнительная литература:

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Бердинских В.А. Ремесло историка в России. М., 2009.

Блок М. Апология истории и ремесло историка. М., 1986.

Бычков С.П., Корзун В.П. Введение в отечественную историографию. Омск, 2001.

Всемирная история. М., 1997.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Историография истории России до 1917 г./ Под ред. Лачаевой М.Ю., Шикло А.Е. В 2- х тт. М., 2004.

Портреты историков: Время и судьбы. В 2 т./ Под ред. Г.Н. Севостьянова, Л.Т.Мильской. М., 2000.

Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2004.

Сорокин П. Цивилизация и общество. М., 1992.

Скрынников Р.Г. История Российская IX- XVII вв. М., 1997.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1992.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

Ясперс К. Смысл и назначение. М., 1991.

Date: 2015-10-19; view: 320; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию