Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные идеи представители





 

Зарождение общественно-политической, эстетической, логической и философской мысли Беларуси относится к периоду X-XI веков и связана с возникновением государственности и развитием феодальных отношений. Первые элементы философской культуры белорусов, восприятие ими мира в целом, места в нем человека, находят свое отражение в притчах, обрядовых гимнах, сказках и былинах.

Большое значение для развития Белорусской философской мысли имело распространение письменности на ее территории, что связано с принятием христианства. В X-XI веках появляются первые литературные памятники – ФЛОРИГЕЛИИ – древние рукописные сборники фрагментов, которые включали мысли античных философов, идеи античного гуманизма, вопросы этики, эстетики, общей психологии. Сохранилось 29 рукописных книг, много отдельных грамот и надписей. Среди них такие памятники культуры, как «Супральская рукопись», «Туровское евангелие», «Диоптра» и др. «Диоптра», например, включает все основные христианские идеи о человеке, его месте в мире, об основных ценностях.

Развитие общественно-политической мысли в Беларуси в XI-XII веках сопровождается распространением новых идей первыми просветителями. ПРОСВЕТИТЕЛИ – передовые, всесторонне образованные люди, посвятившие свою деятельность и жизнь бескорыстному служению на благо соотечественников. Они сыграли большую роль в распространении не только

письменности, но религиозных, общественно-политических, культурных и философских знаний. Наиболее известными их них были: К.Смолятич, К. Туровский, Е.Полоцкая. Просветительские идее отражены в таких памятниках XII века, как «Полоцкое Евангелие», «Послание Климента Смолятича», «Сочинения» Кирилла Туровского.

Для XIV-XV веков характерно распространение движения еретиков, связанное с критикой идеологии церкви, выступлением против духовного притеснения, утверждением принципа веротерпимости и ценности человека. В XVI веке на территории Беларуси характерно развитие свободомыслия и идей гуманизма. В это время гуманитарные идеи проникают в Беларусь из европейских движений Возрождения и Реформации. В общественном сознании того времени появляются новые ориентации, связанные с утверждением общечеловеческих, нерелигиозных, (светских) ценностей. Ярким представителем этой эпохи был Франциск Скорина. Он занимался переводами, печатанием и распространением книг на территории Беларуси и за ее пределами. Его заслугой является первое внецерковное (то есть светское) издание Библии, причем на родном языке. В предисловии к Библии Скорина отмечает ее историческое и культурное значение, проповедует идеи веротерпимости, отстаивает ценности просвещения, идеи человеческого достоинства.

Критические отношения к церковной политике и Священному писанию высказывает известный просветитель XVI века Сымон Будны, Этот мыслитель-гуманист сделал перевод Библии, поставивший перед собой задачу – исправить «глупости переписчиков» и «хитрости еретиков», Его интерпретация библейских текстов содержит в себе признаки атеистического мировоззрения. Дальнейшее развитие идей свободомыслия связано с

 

деятельностью Казимира Лыщинского. Рукопись его книги «О существовании Бога» за атеистические идеи была сожжена, а ее автор казнен.

В XVI-XVIII вв. продолжается тенденция на развитие общественно- политической мысли. Идеи, которые развивали С.Шадурский, К.Нарбурт, Б.Дабшевич и др., были направлены против церковного засилья, схоластики, на защиту прав человека, свободу его мыслей и деятельности.

К концу XVII в Беларусь вошла в состав России, что повлияло развитее ее духовной культуры в целом и философской мысли в частности. В XVIII-XIX вв. на территорию Беларуси начинают проникать идеи, как русской религиозной философии, так и идеи революционных демократов, а также идеи марксизма. Это находит свое отражение в социально-политической и художественной литературе того времени. В это период наблюдается пробуждение и рост национального самосознания белорусов.

В XX в. белорусы познакомились практически со всеми современными социально-политическими течениями Запада и Востока, однако, в силу сложившихся исторических обстоятельств, Беларуси была навязана одна «самая правильная» идеология – коммунистическая. Хотя и другие идеи того времени не удовлетворяла реальным условиям и потребностям белорусов. Творческий поиск, вызревавшего к тому времени, белорусского самосознания искал свой, самобытный путь исторического развития Беларуси, отличающийся, как от восточного, российского, так и от западного, европейского. Эти идеи, так называемого, Белорусского пути или «БЕЛРУСКАГА ШЛЯХУ» наиболее ярко изложены в философском эссе Игната Абдираловича (И.Кончинского) (1896-1923) «Адвечным шляхам», опубликованного в 1921г. Суть его сводится к тому, что для белорусов неприемлемы: ни экономическое принуждение капитализма, ни политико-идеологическое принуждение социализма. Реальностью для народа Беларуси должно стать объединение его граждан в такие сообщества («грамады»), которые подобные современным кооперативам. Здесь каждый должен быть свободным в своих желаниях, целях и поступках. Отсутствие всякого принуждения и в политической, и в экономической, и в моральной жизни – эго последняя надежда и истинный путь, на который должна стать Беларусь в своем развитии и этим осуществить свою историческую миссию.

В советский период основные проблемы философской мысли Беларуси сводилась к популяризации идей марксизма-ленинизма, прославления успехов строительства коммунизма. Одновременно критиковалась буржуазное общество, его идеология, культура и философия. В социально-философских разработках преобладал классовый подход, а научная аргументация подменялась «навешиванием ярлыков». В целом философия того времени играла роль служанки коммунистической идеологии, что сводило к минимуму ее познавательную функцию, ее значение в духовной жизни белорусского общества советского периода.

В истории развития философской мысли Беларуси отразились основные

этапы и уровни социально-политического развития общества, а сама философия в целом выступала активным фактором социального и духовного развития белорусского народа и его культуры.

 

 

2.10.2. Русская религиозная философия XIX-XX вв.: отличительные

Date: 2015-10-19; view: 311; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию